Решняк Ирина Вячеславовна, учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 21
п.Приречный, Сальский район, Ростовская область.
(Выступление на районном методическом объединении учителей химии в г.Сальске)
Дата: 23 октября 2015г.
Тема: «Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии».
Есть три силы, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Химия – один из самых трудных школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. К сожалению, в учебных программах не используется научно – практический потенциал химической науки.
Предлагаемые задания учебников - стандартные, а в жизни человек сталкивается с задачами нестандартными. Поэтому я апробировала систему учебных практико – ориентированных заданий по некоторым наиболее значимым темам курса химии. Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, искомые и заданные величины реальны. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. А это шаг к воспитанию творчески активной личности.
Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Такие задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу (и не только по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности. Формируется правильное экологическое мышление и экологическая культура, которая включает в себя: культуру познавательной деятельности,культуру труда, культуру духовного общения с природой.
Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественнонаучные знания. Именно поэтому естественные науки – биология, физика, химия – представляют особую важность.
Проблема состоит в том, как преподнести экологический материал чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и «приевшееся».
Экологизация школьного курса химии даёт возможность учителю раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации.
В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.
Моими экологическими целями на уроках химии являются:
- сформировать у школьников экологическую компетентность, направленную на положительное отношение к экологии окружающей среды.
– создание системы непрерывного экологического образования;
–формирование основ здорового образа жизни;
– формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия – география, химия – биология)
В процессе изучения экологических аспектов у школьников формируются умения:
Применять знания по химии для объяснения причин возникновения экологических проблем и поиска путей их решения,
Использовать дополнительный материал для проведения исследований по изучению местных экологических проблем.
Тема “Щелочные металлы”.
Задача
Почему эскимосы употребляют в пищу очень мало соли?
Научно-популярная информация-подсказка. Согласно одной из научных теорий, все животные, обитающие на земле, включая человека, – потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий по составу была морской водой. Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но природа не в состоянии обеспечить живые организмы достаточным количеством соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная ее часть вымывается из почвы дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли. Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Организм каждый день теряет определенное количество жидкости, содержащей соль, и растительная пища не восполняет ее. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организмов своих жертв. Эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.
Задание. Напишите формулы солей натрия.
(Ответ. NaNO3, NaF, NaI, NaBr, NaCl, NaNO2, Na2SO3.)
Формируемые специальные химические умения и навыки.
Научиться составлять молекулярные формулы солей.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного творческого продукта.
Тема “Вычисление массовой доли элемента”.
Задача
Почему у французов, традиционно потребляющих жирную пищу, богатую холестерином, значительно реже, чем у других европейцев, наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания?
Научно-популярная информация-подсказка. От атеросклероза – основного виновника сердечно-сосудистых заболеваний – французов защищает красное вино. Предполагается, что содержащиеся в нем полифенолы значительно снижают вероятность образования холестериновых атеросклеротических бляшек.
Задание. Вычислите массовую долю углерода в холестерине C27Н45ОH.
(Ответ. 324 : 386•100(%) = 83,94 %).
Формируемые специальные химические умения и навыки
Научиться решать задачи на вычисления массовой доли элемента по молекулярной формуле вещества.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• создание собственного текста.
Тема “Реакции ионного обмена”.
Задача
Зачем древний индеец кормил своего петуха жемчугом, а через два часа забивал его и извлекал жемчуг?
Научно-популярная информация-подсказка. Жемчуг на 86 % состоит из карбоната кальция. При попадании жемчужины в желудок петуха верхний потускневший или поцарапанный слой растворялся в соляной кислоте желудочного сока, при этом улучшался блеск жемчужины.
Задание. Составьте уравнение химической реакции карбоната кальция с соляной кислотой.
(Ответ. CaCO3 + 2НCl CaCl2 + CO2 + H2O.)
Формируемые специальные химические умения и навыки.
Закрепить умения писать уравнения реакций нейтрализации; умение провести эксперимент.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• умение планировать эксперимент для подтверждения высказанного суждения.
Тема “Углерод”.
Задача
Почему шахтеры в Западной Европе и на Руси в прежние времена, спускаясь в шахты, брали с собой канарейку?
Научно-популярная информация-подсказка. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом СО. Поскольку оксид углерода не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры брали с собой канарейку в клетке в качестве индикатора: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов угарного газа и метана.
Задание. Установите молекулярную формулу данного оксида углерода, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 42,86 %; О – 57,14 %.
(Ответ: CO.)
Формируемые специальные химические умения и навыки.
Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• создание собственного творческого продукта.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задача
Почему на Руси в деревнях раньше свежее мясо хранили в молочной сыворотке?
Научно-популярная информация-подсказка. Кислая сыворотка за счет ферментов, повышающих кислотность желудочного сока, и молочнокислых бактерий обладает дезинфицирующими свойствами. Именно поэтому раньше на Руси в деревнях свежее мясо клали прямо в сыворотку – так удавалось довольно долго сохранять его, не прибегая к какой-либо специальной обработке.
Задание. Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, обладающей дезинфицирующими свойствами, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,85 %, Н – 4,92 %, О – 26,23 %.
(Ответ. С7H6O2.)
Творческое задание. Подготовить сообщение “Химический характер житейских ситуаций” (уравнения химических реакций, встречающихся в быту).
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;
• умение работать с различными источниками информации;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;
• овладеть основными видами публичных выступлений.
Тема “Карбоновые кислоты”.
Задача
Почему у эскимосов Гренландии не бывает инфаркта миокарда?
Научно-популярная информация-подсказка. Коренные жители Гренландии употребляют в пищу рыбу (лосось, хамса, сардины, скумбрия), которая содержит эйконол. Химический состав эйконола представлен сбалансированным сочетанием витаминов А, D, Е с полиненасыщенными эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирными кислотами “омега-3”, оказывающими положительное воздействие на липидный обмен, препятствуя развитию атеросклероза. В результате уменьшается риск инфаркта миокарда.
Задание. Установите молекулярную формулу эйкозапентаеновой кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 79,47 %, Н – 9,93 %, О – 10,60 %, Mr = 302.
(Ответ. C20H30O2.)
Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.
Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.
Формируемые общеучебные умения.
• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;
• умение грамотно излагать мысли;
• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.
Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу (и не только по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.
Библиографический список:
1. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.