kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Практико-ориентированные и экологические задания на уроках химии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий на уроках химии приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями.Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся,способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска пктей решения задач. Они получают возможность развивать логическое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированные и экологические задания на уроках химии»

Решняк Ирина Вячеславовна, учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 21

п.Приречный, Сальский район, Ростовская область.

(Выступление на районном методическом объединении учителей химии в г.Сальске)

Дата: 23 октября 2015г.

Тема: «Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии».

Есть три силы, заставляющих детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение становится тяжелой повинностью. Химия – один из самых трудных школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. К сожалению, в учебных программах не используется научно – практический потенциал химической науки.
Предлагаемые задания учебников - стандартные, а в жизни человек сталкивается с задачами нестандартными. Поэтому я апробировала систему учебных практико – ориентированных заданий по некоторым наиболее значимым темам курса химии. Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, искомые и заданные величины реальны. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. А это шаг к воспитанию творчески активной личности.

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.
Такие задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу (и не только по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности. Формируется правильное экологическое мышление и экологическая культура, которая включает в себя: культуру познавательной деятельности,культуру труда, культуру духовного общения с природой.

Экологическое мышление складывается из комплекса качеств, которые необходимо воспитывать у ребенка: эстетическое восприятие окружающего, чувство прекрасного и прочные естественнонаучные знания. Именно поэтому естественные науки – биология, физика, химия – представляют особую важность.

Проблема состоит в том, как преподнести экологический материал чтобы учащимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и «приевшееся».

Экологизация школьного курса химии даёт возможность учителю раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации.

В условиях экологизации химического образования возрастает роль расчетных и творческих задач с экологическим содержанием. Использование на уроках химии таких задач направлено на изучение богатств родного края, способствует пониманию сущности экологических проблем, способствует гуманитарному воспитанию.

Моими экологическими целями на уроках химии являются:

- сформировать у школьников экологическую компетентность, направленную на положительное отношение к экологии окружающей среды.
– создание системы непрерывного экологического образования;

–формирование основ здорового образа жизни;
– формирование и развитие межпредметных связей в изучении экологических проблем (химия – география, химия – биология)
В процессе изучения экологических аспектов у школьников формируются умения:
Применять знания по химии для объяснения причин возникновения экологических проблем и поиска путей их решения,
Использовать дополнительный материал для проведения исследований по изучению местных экологических проблем.


ТемаЩелочные металлы”.

Задача

Почему эскимосы употребляют в пищу очень мало соли?

Научно-популярная информация-подсказка. Согласно одной из научных теорий, все животные, обитающие на земле, включая человека, – потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий по составу была морской водой. Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но природа не в состоянии обеспечить живые организмы достаточным количеством соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная ее часть вымывается из почвы дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли. Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Организм каждый день теряет определенное количество жидкости, содержащей соль, и растительная пища не восполняет ее. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организмов своих жертв. Эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.


Задание. Напишите формулы солей натрия.

(Ответ. NaNO3, NaF, NaI, NaBr, NaCl, NaNO2, Na2SO3.)

Формируемые специальные химические умения и навыки.

Научиться составлять молекулярные формулы солей.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;

• умение устанавливать причинно-следственные связи;

• создание собственного творческого продукта.



ТемаВычисление массовой доли элемента”.



Задача

Почему у французов, традиционно потребляющих жирную пищу, богатую холестерином, значительно реже, чем у других европейцев, наблюдаются сердечно-сосудистые заболевания?

Научно-популярная информация-подсказка. От атеросклероза – основного виновника сердечно-сосудистых заболеваний – французов защищает красное вино. Предполагается, что содержащиеся в нем полифенолы значительно снижают вероятность образования холестериновых атеросклеротических бляшек.


Задание. Вычислите массовую долю углерода в холестерине C27Н45ОH.

(Ответ. 324 : 386•100(%) = 83,94 %).

Формируемые специальные химические умения и навыки

Научиться решать задачи на вычисления массовой доли элемента по молекулярной формуле вещества.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;

• умение устанавливать причинно-следственные связи;

• создание собственного текста.



Тема Реакции ионного обмена”.


Задача

Зачем древний индеец кормил своего петуха жемчугом, а через два часа забивал его и извлекал жемчуг?

Научно-популярная информация-подсказка. Жемчуг на 86 % состоит из карбоната кальция. При попадании жемчужины в желудок петуха верхний потускневший или поцарапанный слой растворялся в соляной кислоте желудочного сока, при этом улучшался блеск жемчужины.


Задание. Составьте уравнение химической реакции карбоната кальция с соляной кислотой.

(Ответ. CaCO3 + 2НCl CaCl2 + CO2 + H2O.)

Формируемые специальные химические умения и навыки.

Закрепить умения писать уравнения реакций нейтрализации; умение провести эксперимент.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;

• умение устанавливать причинно-следственные связи;

• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;

• умение планировать эксперимент для подтверждения высказанного суждения.



ТемаУглерод”.



Задача

Почему шахтеры в Западной Европе и на Руси в прежние времена, спускаясь в шахты, брали с собой канарейку?

Научно-популярная информация-подсказка. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом СО. Поскольку оксид углерода не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры брали с собой канарейку в клетке в качестве индикатора: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов угарного газа и метана.


Задание. Установите молекулярную формулу данного оксида углерода, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 42,86 %; О – 57,14 %.

(Ответ: CO.)

Формируемые специальные химические умения и навыки.

Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;

• создание собственного творческого продукта.


ТемаКарбоновые кислоты”.

Задача

Почему на Руси в деревнях раньше свежее мясо хранили в молочной сыворотке?

Научно-популярная информация-подсказка. Кислая сыворотка за счет ферментов, повышающих кислотность желудочного сока, и молочнокислых бактерий обладает дезинфицирующими свойствами. Именно поэтому раньше на Руси в деревнях свежее мясо клали прямо в сыворотку – так удавалось довольно долго сохранять его, не прибегая к какой-либо специальной обработке.

Задание. Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, обладающей дезинфицирующими свойствами, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,85 %, Н – 4,92 %, О – 26,23 %.

(Ответ. С7H6O2.)

Творческое задание. Подготовить сообщение “Химический характер житейских ситуаций” (уравнения химических реакций, встречающихся в быту).

Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;

• умение работать с различными источниками информации;

• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;

• овладеть основными видами публичных выступлений.



Тема Карбоновые кислоты”.

Задача

Почему у эскимосов Гренландии не бывает инфаркта миокарда?

Научно-популярная информация-подсказка. Коренные жители Гренландии употребляют в пищу рыбу (лосось, хамса, сардины, скумбрия), которая содержит эйконол. Химический состав эйконола представлен сбалансированным сочетанием витаминов А, D, Е с полиненасыщенными эйкозапентаеновой и докозагексаеновой жирными кислотами “омега-3”, оказывающими положительное воздействие на липидный обмен, препятствуя развитию атеросклероза. В результате уменьшается риск инфаркта миокарда.


Задание. Установите молекулярную формулу эйкозапентаеновой кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 79,47 %, Н – 9,93 %, О – 10,60 %, Mr = 302.

(Ответ. C20H30O2.)

Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.

Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;

• умение грамотно излагать мысли;

• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.



Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу (и не только по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.

Библиографический список:
1. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.



Просмотр содержимого презентации
«Практико-ориентированные и экологические задания»

«Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии».  Решняк И.В., учитель биологии и химии МБОУ СОШ № 21 п.Приречный

«Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии».

Решняк И.В.,

учитель биологии и химии

МБОУ СОШ № 21 п.Приречный

Практико – ориентированные задачи  Задача № 1 (Тема «Карбоновые кислоты»)  При укусах муравьев на коже возникает чувство жжения в результате действия этой кислоты. Установите ее молекулярную формулу, если массовые доли элементов в ней составляют:  26,08% (С); 4,35% (Н); 69,56% (О).   Ответ : НСООН

Практико – ориентированные задачи Задача № 1 (Тема «Карбоновые кислоты»)

При укусах муравьев на коже возникает чувство жжения в результате действия этой кислоты. Установите ее молекулярную формулу, если массовые доли элементов в ней составляют:

26,08% (С); 4,35% (Н); 69,56% (О).

Ответ : НСООН

Задача №2 (тема: «Карбоновые кислоты»)  Клюква и брусника могут очень долго храниться в свежем виде без сахара, так как этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – бензойной кислоты. Установите молекулярную формулу кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют:  углерода-68,85%,  водорода- 4,92%,  кислорода -26,23%  (М=122г/моль) Ответ: C 6 H 5 COOH

Задача №2 (тема: «Карбоновые кислоты»)

Клюква и брусника могут очень долго храниться в свежем виде без сахара, так как этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – бензойной кислоты. Установите молекулярную формулу кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют:

углерода-68,85%,

водорода- 4,92%,

кислорода -26,23%

(М=122г/моль)

Ответ: C 6 H 5 COOH

Задача №3  Определите молекулярную формулу вещества, из  которого целиком состоит скелет простейших  морских животных аконтарий, если массовые доли  элементов в нем составляют:  47,83% (Sr); 17,39% (S); 34,78% (O).  Ответ : SrSO 4

Задача №3

Определите молекулярную формулу вещества, из

которого целиком состоит скелет простейших

морских животных аконтарий, если массовые доли

элементов в нем составляют:

47,83% (Sr); 17,39% (S); 34,78% (O).

Ответ : SrSO 4

Задача №4  (тема: «Щелочные металлы»    В 100 г кураги содержится 2, 034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия? (суточная норма-3,5г)  Ответ: m(кураги) сут 172 г. ;

Задача №4 (тема: «Щелочные металлы»

В 100 г кураги содержится 2, 034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

(суточная норма-3,5г)

Ответ: m(кураги) сут 172 г. ;

Задача №5 (тема: «Щелочноземельные металлы»  Суточная потребность организма в магнии составляет 0,2–0,4 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в магнии добавление в пищу 1г сульфата магния при условии его полного усвоения?   Ответ : Да

Задача №5

(тема: «Щелочноземельные металлы»

Суточная потребность организма в магнии составляет 0,2–0,4 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в магнии добавление в пищу 1г сульфата магния при условии его полного усвоения?

Ответ : Да

Задача № 6 В организме взрослого человека содержится около 140 г магния, причем 2/3 от этого количества приходится на костную ткань. Подсчитайте, сколько атомов магния находится в:  а) костной ткани;  б) человеческом организме в целом.  Ответ . а) 2,34•10 23 ; б) 3,5•10 23 .

Задача № 6

В организме взрослого человека содержится около 140 г магния, причем 2/3 от этого количества приходится на костную ткань. Подсчитайте, сколько атомов магния находится в:

а) костной ткани;

б) человеческом организме в целом.

Ответ . а) 2,34•10 23 ; б) 3,5•10 23 .

Задача № 7  Какие меры предприняли бы вы на месте медработника детского сада, если бы во время прогулки вашего подопечного укусили муравьи? (Ребенок жаловался бы на сильное жжение.)  Ответ. При укусах муравьев возникает чувство жжения в результате действия муравьиной кислоты. Для нейтрализации кислоты надо протереть место укуса раствором гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Этот раствор имеет слабощелочную среду.

Задача № 7

Какие меры предприняли бы вы на месте медработника детского сада, если бы во время прогулки вашего подопечного укусили муравьи? (Ребенок жаловался бы на сильное жжение.)

Ответ. При укусах муравьев возникает чувство жжения в результате действия муравьиной кислоты. Для нейтрализации кислоты надо протереть место укуса раствором гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Этот раствор имеет слабощелочную среду.

Задача № 8 В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли ( = 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?  Ответ : Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.

Задача № 8

В реанимацию попадают больные, потерявшие много крови. В этих случаях используют 0,85%-й раствор поваренной соли ( = 1 г/мл), который называется физиологическим раствором. Представьте, что вы медсестра реанимационного отделения и должны срочно приготовить 800 мл такого раствора. Как вы на месте медсестры приготовили бы такой раствор?

Ответ : Растворить 6,8 г соли в 793 мл воды.

Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?  А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует  выбросить в мусорное ведро.  Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется  покрывать детские игрушки и посуду.  1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны  Ответ: 2) верно только Б

Верны ли суждения о безопасном обращении с химическими веществами?

А. Разбитый ртутный термометр и вытекшую из него ртуть следует

выбросить в мусорное ведро.

Б. Красками, содержащими соединения свинца, не рекомендуется

покрывать детские игрушки и посуду.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 2) верно только Б

Верны ли следующие суждения об использовании лабораторного  оборудования и правилах хранения препаратов бытовой химии?  А. Для отбора определенного объема жидкости используют  мерный цилиндр.  Б. Средства бытовой химии следует хранить отдельно от  продуктов питания.  1) верно только А  2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения неверны   Ответ: 3) верны оба суждения.

Верны ли следующие суждения об использовании лабораторного

оборудования и правилах хранения препаратов бытовой химии?

А. Для отбора определенного объема жидкости используют

мерный цилиндр.

Б. Средства бытовой химии следует хранить отдельно от

продуктов питания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ: 3) верны оба суждения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Практико-ориентированные и экологические задания на уроках химии"

Автор: Решняк Ирина Вячеславовна

Дата: 25.10.2015

Номер свидетельства: 243433

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Достижение планируемых результатов по химии: предметных, метапредметных, личностных"
    ["seo_title"] => string(80) "dostizhenie_planiruemykh_rezultatov_po_khimii_predmetnykh_metapredmetnykh_lichno"
    ["file_id"] => string(6) "477685"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536828390"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства