Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание учеников на уроках химии»
Патриотическое воспитание школьников на уроках химии.
Донбасс – мое Отечество Донбасс! Тебя века на крепость испытали! Ты мощь свою показывал не раз Теплом угля, упругим блеском стали! Донбасс – мое Отечество Донбасс! Могучий край родной моей державы! В веках не оскудеет этот пласт Рабочей Чести, Мужества и Славы! В.Зайцев
Одной из сторон школьного воспитательного процесса является патриотическое воспитание. В процессе знакомства с литературой, народным творчеством, историей страны, традициями, именами людей, составляющих национальное достояние Донбасса, у учащихся формируется чувство гордости за свою страну и её народ, возникает чувство сопричастности со всем, что происходит в стране. Большое значение для воспитания политической и нравственной зрелости учащихся имеет яркий и эмоциональный рассказ учителя об отдельных фактах из биографии великих русских и советских учёных, раскрывающих их высокие гражданские и нравственные качества.
При этом у учащихся формируется представление о долге, о патриотизме, о гражданской ответственности перед обществом, вырабатывается стремление служить высоким интересам своего народа, своей Отчизны.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: - создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому Донбасса, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина Донбасса.
На первых же уроках химии, рассказывая ученикам о роли этой науки, акцентирую внимание на значении химических знаний в успешном овладении ими различными дисциплинами, напоминаю, что «наука есть источник высшего блага человечества в периоды мирного труда, но она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны». Эти слова принадлежат Н.Д.Зелинскому (1861-1953) - выдающемуся химику, учёному, педагогу, гражданину и патриоту. Жизнь и труд которого во имя Родины в годы первой мировой войны (изобретение противогаза), в годы гражданской войны и интервенции (работы по получению бензина из нефтяных отходов) и в годы Великой Отечественной войны (создание синтетического бензина, совместная работа с другими учёными над новыми взрывчатыми веществами) - блестящий пример для подражания. «Химия часто одаряла меня величайшими наслаждениями познания еще не разведанных тайн природы, - писал Н.Д.Зелинский. - Она дала мне возможность послужить людям, облегчить их труд, избавить их от некоторых страданий, порой от гибели. Она помогла мне стать человеком, не бесполезным для моей Родины.
При изучении темы «Металлы» используем сведения о применении металлов в военном деле, в технике. На каждом уроке посвящённом металлам отводится время для освещения вопросов «Металлы на службе Отечеству». Информация подбирается самими учениками. Ребята используют дополнительную литературу для подготовки сообщений по определённой тематике. Например, важно отметить, что литий с водородом образует гидрид. В годы великой отечественной войны гидрид лития имел большое стратегическое значение. Он бурно реагирует с водой, образуя большой объём водорода. Водород использовался для заполнения аэростатов и спасательного снаряжения, при авариях самолётов и судов. Литий используется для изготовления трассирующих пуль и снарядов. Соединения лития используются на подводных лодках для очистки воздуха.
Говоря о свойствах магния, можно указываем на использование его для изготовления сигнальных и осветительных ракет, трассирующих пуль и снарядов, зажигательных бомб. На основе магния с добавками алюминия, цинка, марганца, титана изготавливают прочные сверхлёгкие, коррозионно-стойкие сплавы для авиации, и космической техники. Многие дети не с книжных примеров могут рассказать особенности использования фосфорных снарядов. На этом уроке также оговариваем влияние продуктов горения, таких снарядов и их влияние на экологию нашего края.
Изучая тему «Металлы» и «Металлургия» обязательно вспомним и перечислим металлургические комплексы г. Макеевка, Енакиево, Донецка и необходимость их продукции в хозяйстве и в восстановительных работах на территории ДНР и ЛНР .
В 10 и 11 классах, изучая темы «Природные источники углеводородов» работаем над подготовкой сообщений об угольном крае Донбасс.
На Донбассе работали многие известные и знаменитые люди. Выдающимся исследователем недр по праву считается Леонид Иванович Лутугин (1864-1915 гг.). В молодости он пешком обошел почти весь Донецкий край, изучил его и разработал метод детального площадного геологического картографирования, за снял вместе с учениками большую часть бассейна. Составленная им обзорная геологическая карта Донбасса на международной выставке в Турине получила Большую Золотую медаль.
В конце XIX в. Донецкий бассейн привлек внимание великого русского химика Д. И. Менделеева. В своей работе «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца», написанной в 1888 г., он впервые в мире выдвинул идею подземной газификации угля.
Химия как учебный предмет обладает большим воспитательным потенциалом. Практически на каждом уроке на основе знаний - фундаменте воспитательной работы, можно осуществлять идейно-политическое, нравственное, патриотическое воспитание учащихся.