От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.
От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.
Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе на уроке модульного обучения. Роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.
Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся.
Модуль – это идея, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.»
От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.
В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.
Действующая традиционная система обучения переживает глубокий кризис и входит в противоречие с новыми условиями информационного взрыва, глобальной информатизацией всех сфер жизни современного человека. Эти противоречия все более усиливаются.
Учитель перестал являться основным источником знаний для учащихся. На детей и подростков обрушилась лавина информации из разных источников: телевидение, видеофильмы, компьютерные программы, игры, Интернет, разнообразная учебная и научно-популярная литература, дополняющая стандартные школьные учебные пособия.
Фронтальная система обучения и классно-урочные процессы организации учебных занятий, которые родились более трех веков назад и в почти неизменном виде дошли до нас, не способны в настоящее время обеспечить решение задач подготовки компетентных специалистов на современном уровне, обладающим критическим системным мышлением, способных творчески решать нестандартные проблемы и находить высокоэффективные решения.
Отличительными признаками традиционной технологии фронтального обучения являются следующие:
одновозрастность, однородность и стабильность учебного коллектива;
единый годовой план и программа;
жесткое расписание;
регламентация деятельности учащихся;
принудительность обучающих процедур;
основная единица занятий – урок;
ориентация на среднего ученика;
урок посвящен одному учебному предмету, теме.
Методы освоения знаний основаны на следующем:
сообщение готовых знаний, обучения по образцу;
вербальное изложение учебного материала;
нагрузка на механическую память;
репродуктивное воспроизведение;
процесс обучения как деятельность характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивации учебного труда школьников (обучение из-под палки).
Количественная оценка – отметка – часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика. Отметка сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».
Существующая система образования является авторитарной системой и не учитывает индивидуальных особенностей и способностей к восприятию новой информации у детей. Она навязывает одни темы обучения и предъявляет одинаковые требования ко всем учащимся.
В результате ученики с замедленной интеллектуальной деятельностью не справляются с учебной программой и не выдерживают заданного темпа, попадая в разряд «троечников» и «двоечников».
Сильные учащиеся с быстродействующим интеллектом , сильной деятельностью и не могут реализовать свой потенциал. У них школьное обучение приводит к потере интереса, притуплению способностей и разбалтыванию. Этот принцип – ориентация на средние способности, приводит к особенно тяжелым последствиям.
Фронтальная система обучения уничтожает у детей положительную мотивацию к обучению, формирует у них ложную цель – получение знаний ради оценки.
В процессе обучения преобладает нагрузка на механическую память. Мышление, способности к активному восприятию информации у детей и подростков не развиваются. Учащиеся привыкают к роли пассивных слушателей объяснений учителя и не владеют методами самообразования.
постоянное эмоциональное воздействие личности учителя;
оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.
Отрицательные стороны традиционного обучения:
шаблон однообразия;
нерациональное распределение времени урока;
изоляция учащихся от общения друг с другом;
отсутствие самостоятельности;
пассивность учащихся;
слабая речевая деятельность во время урока;
слабая обратная связь;
один темп обучения для всех;
отсутствие индивидуального обучения.
Основная цель современной школы состоит в том, чтобы найти такую технологию обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Такой технологией как раз и является модульное обучение ибо но базируется на позициях деятельностного , активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Практическое значение заключается в том, что каждый обучающийся учится для себя. Он слушает учителя, составляет конспект, учит определения, правила.
Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе на уроке модульного обучения. Роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.
Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся.
Модуль – это идея, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Реализация модульной технологии предусматривает 3 цикла:
цикл первичного ознакомления с новым материалом;
цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работ и самоконтроля по ключам.
цикл итогового (выходного) контроля в классе.
В первом цикле учитель знакомит учащихся с особенностями работы по модульной технологии, сообщает цель и задачи работы с модулем и составляющими его под модулями (блоками), раздает «путеводители», объясняет содержащийся в них устный материал, показывает, где найти необходимую информацию, указывает, как выполнять задания и тесты, сообщает сроки выполнения работы.
Второй цикл является центральным , так как именно в нем заключена технология самообучения и самоконтроля. В «путеводителе» ученик находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект объясненного в классе учебного материала, делает серию упражнений по его усвоению и пошаговому самоконтролю по ключам.
Третий цикл – это цикл итогового контроля изученного модуля.
К числу преимуществ этого метода обучения относятся следующие:
почти все ученики работают самостоятельно (некоторые – в определенной долей помощи учителя);
работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Но существуют и недостатки данного метода обучения:
составление моделей довольно трудоемкий процесс и занимает много времени;
невозможность применения данной технологии на любом материале
Сегодня резко возросла роль компьютера и интернета в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимациям, звуковым и динамическим эффектом, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым.
Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет существенно меняют образовательный процесс. Учащиеся при этом себя ощущают активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, уменя, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске, вовлекаются в процесс самообучения.
В мультимедийной аудитории могут проводиться следующие формы уроков:
Урок-исследование. Это такая форма урока, при которой роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока – формирование навыков поиска информации в Интернете, ее анализа, структурирования, подведения итогов.
Электронная лабораторная работа. Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.
Виртуальный эксперимент. Ученики, работая с СД «Виртуальная лаборатория», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме.
Электронный урок. Это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника.
Электронное тестирование Это самоанализ и самооценка ученика.
Организация индивидуального обучения. Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.
Дистанционное обучение – это уроки, организованные для учеников средствами удаленного доступа с использованием сетевой формы обучения.
Возможности ИКТ позволяют дополнить образовательный классно-урочный материал, создать наиболее продуктивные способы учетного взаимодействия, развивать самообучение и саморегулируемое обучение школьников, исходя из их интересов и способностей.
Основная задача учителя, применяющего современные учебные материалы, - сформировать у обучающихся навыки самообразования и саморегулируемого обучения, выполняя при этом роль модератора, сопровождая школьника о т традиционного обучения к самообучению и саморегулируемому обучению.
ЛИТЕРАТУРА:
Булин-Соколова Е. И. Школа информатизации: путь к обновлению образования [Текст] / Е. И. Булин-Соколова, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров // Информатика и образование. – 2009. - №11. – С. 3 – 12.
Ермаков Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся [Текст] / Д. Ермаков // Народное образование. – 2009. - №4. – С. 158 – 163.
E-learning в России: возможности электронного обучения сегодня [Текст] // Университетская книга. – 2010. - №6. – С. 69-71.
Капранов В. К. Организация сетевого взаимодействия для использования ЭОР в образовательном процессе [Электронный ресурс] / В. К. Капранов, М. Н. Капранова. – Режим доступа: http: // www.openclass.ru/node/251416. – Название с экрана.