kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе на уроке модульного обучения. Роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.

Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся.

Модуль – это идея, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.»









От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.



















В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Действующая традиционная система обучения переживает глубокий кризис и входит в противоречие с новыми условиями информационного взрыва, глобальной информатизацией всех сфер жизни современного человека. Эти противоречия все более усиливаются.

Учитель перестал являться основным источником знаний для учащихся. На детей и подростков обрушилась лавина информации из разных источников: телевидение, видеофильмы, компьютерные программы, игры, Интернет, разнообразная учебная и научно-популярная литература, дополняющая стандартные школьные учебные пособия.

Фронтальная система обучения и классно-урочные процессы организации учебных занятий, которые родились более трех веков назад и в почти неизменном виде дошли до нас, не способны в настоящее время обеспечить решение задач подготовки компетентных специалистов на современном уровне, обладающим критическим системным мышлением, способных творчески решать нестандартные проблемы и находить высокоэффективные решения.

Отличительными признаками традиционной технологии фронтального обучения являются следующие:

  • одновозрастность, однородность и стабильность учебного коллектива;

  • единый годовой план и программа;

  • жесткое расписание;

  • регламентация деятельности учащихся;

  • принудительность обучающих процедур;

  • основная единица занятий – урок;

  • ориентация на среднего ученика;

  • урок посвящен одному учебному предмету, теме.

Методы освоения знаний основаны на следующем:

  • сообщение готовых знаний, обучения по образцу;

  • вербальное изложение учебного материала;

  • нагрузка на механическую память;

  • репродуктивное воспроизведение;

  • процесс обучения как деятельность характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивации учебного труда школьников (обучение из-под палки).

Количественная оценка – отметка – часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика. Отметка сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Существующая система образования является авторитарной системой и не учитывает индивидуальных особенностей и способностей к восприятию новой информации у детей. Она навязывает одни темы обучения и предъявляет одинаковые требования ко всем учащимся.

В результате ученики с замедленной интеллектуальной деятельностью не справляются с учебной программой и не выдерживают заданного темпа, попадая в разряд «троечников» и «двоечников».

Сильные учащиеся с быстродействующим интеллектом , сильной деятельностью и не могут реализовать свой потенциал. У них школьное обучение приводит к потере интереса, притуплению способностей и разбалтыванию. Этот принцип – ориентация на средние способности, приводит к особенно тяжелым последствиям.

Фронтальная система обучения уничтожает у детей положительную мотивацию к обучению, формирует у них ложную цель – получение знаний ради оценки.

В процессе обучения преобладает нагрузка на механическую память. Мышление, способности к активному восприятию информации у детей и подростков не развиваются. Учащиеся привыкают к роли пассивных слушателей объяснений учителя и не владеют методами самообразования.

Положительные стороны традиционного обучения:

  • системность;

  • упорядоченная, логическая, правильная подача материала;

  • организационная четкость;

  • постоянное эмоциональное воздействие личности учителя;

  • оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Отрицательные стороны традиционного обучения:

  • шаблон однообразия;

  • нерациональное распределение времени урока;

  • изоляция учащихся от общения друг с другом;

  • отсутствие самостоятельности;

  • пассивность учащихся;

  • слабая речевая деятельность во время урока;

  • слабая обратная связь;

  • один темп обучения для всех;

  • отсутствие индивидуального обучения.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы найти такую технологию обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Такой технологией как раз и является модульное обучение ибо но базируется на позициях деятельностного , активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Практическое значение заключается в том, что каждый обучающийся учится для себя. Он слушает учителя, составляет конспект, учит определения, правила.

Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе на уроке модульного обучения. Роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.

Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся.

Модуль – это идея, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.

Реализация модульной технологии предусматривает 3 цикла:

  • цикл первичного ознакомления с новым материалом;

  • цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работ и самоконтроля по ключам.

  • цикл итогового (выходного) контроля в классе.

В первом цикле учитель знакомит учащихся с особенностями работы по модульной технологии, сообщает цель и задачи работы с модулем и составляющими его под модулями (блоками), раздает «путеводители», объясняет содержащийся в них устный материал, показывает, где найти необходимую информацию, указывает, как выполнять задания и тесты, сообщает сроки выполнения работы.

Второй цикл является центральным , так как именно в нем заключена технология самообучения и самоконтроля. В «путеводителе» ученик находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект объясненного в классе учебного материала, делает серию упражнений по его усвоению и пошаговому самоконтролю по ключам.

Третий цикл – это цикл итогового контроля изученного модуля.

К числу преимуществ этого метода обучения относятся следующие:

  • почти все ученики работают самостоятельно (некоторые – в определенной долей помощи учителя);

  • работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Но существуют и недостатки данного метода обучения:

  • составление моделей довольно трудоемкий процесс и занимает много времени;

  • невозможность применения данной технологии на любом материале

Сегодня резко возросла роль компьютера и интернета в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимациям, звуковым и динамическим эффектом, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым.

Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет существенно меняют образовательный процесс. Учащиеся при этом себя ощущают активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, уменя, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске, вовлекаются в процесс самообучения.

В мультимедийной аудитории могут проводиться следующие формы уроков:

  • Урок-исследование. Это такая форма урока, при которой роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока – формирование навыков поиска информации в Интернете, ее анализа, структурирования, подведения итогов.

  • Электронная лабораторная работа. Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.

  • Виртуальный эксперимент. Ученики, работая с СД «Виртуальная лаборатория», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме.

  • Электронный урок. Это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника.

  • Электронное тестирование Это самоанализ и самооценка ученика.

  • Организация индивидуального обучения. Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.

  • Дистанционное обучение – это уроки, организованные для учеников средствами удаленного доступа с использованием сетевой формы обучения.

Возможности ИКТ позволяют дополнить образовательный классно-урочный материал, создать наиболее продуктивные способы учетного взаимодействия, развивать самообучение и саморегулируемое обучение школьников, исходя из их интересов и способностей.

Основная задача учителя, применяющего современные учебные материалы, - сформировать у обучающихся навыки самообразования и саморегулируемого обучения, выполняя при этом роль модератора, сопровождая школьника о т традиционного обучения к самообучению и саморегулируемому обучению.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Булин-Соколова Е. И. Школа информатизации: путь к обновлению образования [Текст] / Е. И. Булин-Соколова, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров // Информатика и образование. – 2009. - №11. – С. 3 – 12.

  2. Ермаков Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся [Текст] / Д. Ермаков // Народное образование. – 2009. - №4. – С. 158 – 163.

  3. E-learning в России: возможности электронного обучения сегодня [Текст] // Университетская книга. – 2010. - №6. – С. 69-71.

  4. Капранов В. К. Организация сетевого взаимодействия для использования ЭОР в образовательном процессе [Электронный ресурс] / В. К. Капранов, М. Н. Капранова. – Режим доступа: http: // www.openclass.ru/node/251416. – Название с экрана.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.

Автор: Менситова Сабина Шевкетовна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Проектная деятельность на уроках истории"
    ["seo_title"] => string(45) "proiektnaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "408509"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491932057"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Проектная деятельность в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО» "
    ["seo_title"] => string(83) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-nykh-klassakh-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "108233"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403618174"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Творческая работа (проект): "Модель школьного научно-исследовательского общества начальной школы" "
    ["seo_title"] => string(108) "tvorchieskaia-rabota-proiekt-modiel-shkol-nogho-nauchno-issliedovatiel-skogho-obshchiestva-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "190897"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427225380"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1530 руб.
2350 руб.
1700 руб.
2620 руб.
1370 руб.
2110 руб.
1700 руб.
2620 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства