kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе на уроке модульного обучения. Роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.

Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся.

Модуль – это идея, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.»









От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.



















В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство.

Действующая традиционная система обучения переживает глубокий кризис и входит в противоречие с новыми условиями информационного взрыва, глобальной информатизацией всех сфер жизни современного человека. Эти противоречия все более усиливаются.

Учитель перестал являться основным источником знаний для учащихся. На детей и подростков обрушилась лавина информации из разных источников: телевидение, видеофильмы, компьютерные программы, игры, Интернет, разнообразная учебная и научно-популярная литература, дополняющая стандартные школьные учебные пособия.

Фронтальная система обучения и классно-урочные процессы организации учебных занятий, которые родились более трех веков назад и в почти неизменном виде дошли до нас, не способны в настоящее время обеспечить решение задач подготовки компетентных специалистов на современном уровне, обладающим критическим системным мышлением, способных творчески решать нестандартные проблемы и находить высокоэффективные решения.

Отличительными признаками традиционной технологии фронтального обучения являются следующие:

  • одновозрастность, однородность и стабильность учебного коллектива;

  • единый годовой план и программа;

  • жесткое расписание;

  • регламентация деятельности учащихся;

  • принудительность обучающих процедур;

  • основная единица занятий – урок;

  • ориентация на среднего ученика;

  • урок посвящен одному учебному предмету, теме.

Методы освоения знаний основаны на следующем:

  • сообщение готовых знаний, обучения по образцу;

  • вербальное изложение учебного материала;

  • нагрузка на механическую память;

  • репродуктивное воспроизведение;

  • процесс обучения как деятельность характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивации учебного труда школьников (обучение из-под палки).

Количественная оценка – отметка – часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика. Отметка сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Существующая система образования является авторитарной системой и не учитывает индивидуальных особенностей и способностей к восприятию новой информации у детей. Она навязывает одни темы обучения и предъявляет одинаковые требования ко всем учащимся.

В результате ученики с замедленной интеллектуальной деятельностью не справляются с учебной программой и не выдерживают заданного темпа, попадая в разряд «троечников» и «двоечников».

Сильные учащиеся с быстродействующим интеллектом , сильной деятельностью и не могут реализовать свой потенциал. У них школьное обучение приводит к потере интереса, притуплению способностей и разбалтыванию. Этот принцип – ориентация на средние способности, приводит к особенно тяжелым последствиям.

Фронтальная система обучения уничтожает у детей положительную мотивацию к обучению, формирует у них ложную цель – получение знаний ради оценки.

В процессе обучения преобладает нагрузка на механическую память. Мышление, способности к активному восприятию информации у детей и подростков не развиваются. Учащиеся привыкают к роли пассивных слушателей объяснений учителя и не владеют методами самообразования.

Положительные стороны традиционного обучения:

  • системность;

  • упорядоченная, логическая, правильная подача материала;

  • организационная четкость;

  • постоянное эмоциональное воздействие личности учителя;

  • оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Отрицательные стороны традиционного обучения:

  • шаблон однообразия;

  • нерациональное распределение времени урока;

  • изоляция учащихся от общения друг с другом;

  • отсутствие самостоятельности;

  • пассивность учащихся;

  • слабая речевая деятельность во время урока;

  • слабая обратная связь;

  • один темп обучения для всех;

  • отсутствие индивидуального обучения.

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы найти такую технологию обучения, которая бы обеспечила образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Такой технологией как раз и является модульное обучение ибо но базируется на позициях деятельностного , активного, гибкого подхода к построению педагогического процесса. Практическое значение заключается в том, что каждый обучающийся учится для себя. Он слушает учителя, составляет конспект, учит определения, правила.

Модульное обучение – это такое обучение, при котором ученик полностью или частично самостоятельно работает по индивидуальной программе на уроке модульного обучения. Роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.

Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся.

Модуль – это идея, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.

Реализация модульной технологии предусматривает 3 цикла:

  • цикл первичного ознакомления с новым материалом;

  • цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работ и самоконтроля по ключам.

  • цикл итогового (выходного) контроля в классе.

В первом цикле учитель знакомит учащихся с особенностями работы по модульной технологии, сообщает цель и задачи работы с модулем и составляющими его под модулями (блоками), раздает «путеводители», объясняет содержащийся в них устный материал, показывает, где найти необходимую информацию, указывает, как выполнять задания и тесты, сообщает сроки выполнения работы.

Второй цикл является центральным , так как именно в нем заключена технология самообучения и самоконтроля. В «путеводителе» ученик находит и закрепляет самостоятельно опорный конспект объясненного в классе учебного материала, делает серию упражнений по его усвоению и пошаговому самоконтролю по ключам.

Третий цикл – это цикл итогового контроля изученного модуля.

К числу преимуществ этого метода обучения относятся следующие:

  • почти все ученики работают самостоятельно (некоторые – в определенной долей помощи учителя);

  • работая максимум времени самостоятельно, учащиеся учатся самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Но существуют и недостатки данного метода обучения:

  • составление моделей довольно трудоемкий процесс и занимает много времени;

  • невозможность применения данной технологии на любом материале

Сегодня резко возросла роль компьютера и интернета в школе. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимациям, звуковым и динамическим эффектом, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым.

Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет существенно меняют образовательный процесс. Учащиеся при этом себя ощущают активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, уменя, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске, вовлекаются в процесс самообучения.

В мультимедийной аудитории могут проводиться следующие формы уроков:

  • Урок-исследование. Это такая форма урока, при которой роль принадлежит учащимся. Основная цель такого урока – формирование навыков поиска информации в Интернете, ее анализа, структурирования, подведения итогов.

  • Электронная лабораторная работа. Эта форма урока предполагает самостоятельную, возможно коллективную работу учащихся по организации эмпирических наблюдений, научному анализу результатов и оформлению их в лабораторном электронном журнале.

  • Виртуальный эксперимент. Ученики, работая с СД «Виртуальная лаборатория», моделируют процессы и явления, изменяя параметры, влияющие на поведение объекта. Работа происходит в индивидуальном режиме.

  • Электронный урок. Это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника.

  • Электронное тестирование Это самоанализ и самооценка ученика.

  • Организация индивидуального обучения. Это комплекс доступных электронных материалов по школьной программе. Очень удачно реализуется в процессе индивидуальных домашних заданий.

  • Дистанционное обучение – это уроки, организованные для учеников средствами удаленного доступа с использованием сетевой формы обучения.

Возможности ИКТ позволяют дополнить образовательный классно-урочный материал, создать наиболее продуктивные способы учетного взаимодействия, развивать самообучение и саморегулируемое обучение школьников, исходя из их интересов и способностей.

Основная задача учителя, применяющего современные учебные материалы, - сформировать у обучающихся навыки самообразования и саморегулируемого обучения, выполняя при этом роль модератора, сопровождая школьника о т традиционного обучения к самообучению и саморегулируемому обучению.



ЛИТЕРАТУРА:

  1. Булин-Соколова Е. И. Школа информатизации: путь к обновлению образования [Текст] / Е. И. Булин-Соколова, А. Л. Семенов, А. Ю. Уваров // Информатика и образование. – 2009. - №11. – С. 3 – 12.

  2. Ермаков Д. Информатизация образования и информационная компетентность учащихся [Текст] / Д. Ермаков // Народное образование. – 2009. - №4. – С. 158 – 163.

  3. E-learning в России: возможности электронного обучения сегодня [Текст] // Университетская книга. – 2010. - №6. – С. 69-71.

  4. Капранов В. К. Организация сетевого взаимодействия для использования ЭОР в образовательном процессе [Электронный ресурс] / В. К. Капранов, М. Н. Капранова. – Режим доступа: http: // www.openclass.ru/node/251416. – Название с экрана.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
От традиционного обучения к самообучению и саморазвитию.

Автор: Менситова Сабина Шевкетовна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276757

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Проектная деятельность на уроках истории"
    ["seo_title"] => string(45) "proiektnaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_istorii"
    ["file_id"] => string(6) "408509"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491932057"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "«Проектная деятельность в начальных классах в условиях введения ФГОС НОО» "
    ["seo_title"] => string(83) "proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-nykh-klassakh-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "108233"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403618174"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа элективного курса "Решение задач с параметрами" "
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma-eliektivnogho-kursa-rieshieniie-zadach-s-paramietrami"
    ["file_id"] => string(6) "157156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421562791"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Творческая работа (проект): "Модель школьного научно-исследовательского общества начальной школы" "
    ["seo_title"] => string(108) "tvorchieskaia-rabota-proiekt-modiel-shkol-nogho-nauchno-issliedovatiel-skogho-obshchiestva-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "190897"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427225380"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства