Просмотр содержимого документа
«Определение содержания ионов алюминия в пище, приготовленной в алюминиевой посуде»
Районный конкурс (конференция) исследовательских работ
по учебным предметам учащихся учреждений общего среднего образования «Юность. Наука. Культура»
Секция «Химия»
Определение содержания ионов алюминия в пище, приготовленной в алюминиевой посуде
Автор работы:
Бузук Виктория Игоревна
10 класс,
государственное учреждение
образования «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»
Руководитель работы:
Гутько Лариса Николаевна,
учитель химии,
государственное учреждение
образования «Средняя школа № 5 г. Новогрудка»
2020
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I.Алюминий-амфотерный металл
1.1. Физические и химические свойства алюминия……………….….……….4
1.2. Роль ионов алюминия для организма человека…………………..……….5
Глава II. Использование алюминиевой посуды в быту, школе……….….…...6
Глава III. Исследование качественного содержания ионов алюминия в пище, приготовленной в алюминиевой посуде………………………………….….…7
Заключение………………………………………………………………………..8
Список использованных источников…………………………………………....9
Приложения……………………………………………………………………….10
Введение
Всем известно, что ежедневно с пищей и водой, а также через дыхательные пути в организм человека поступают микроэлементы, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на организм человека. Избыток любого элемента вызывает определенное расстройство или заболевание. Разница между физиологической потребностью и тем количеством, которое может вызвать патологию, как правило, очень невелика.
Из литературных источников нам стало известно, что алюминий, ранее считавшийся нетоксичным элементом, также может оказывать опасное влияние на человека [1].
Ионы алюминия могут попасть в организм человека вместе с водой, через дыхательные пути, а также вместе с пищей, которая готовилась в алюминиевой посуде.
Мы решили доказать, каким образом ионы алюминия могут попасть в организм человека через алюминиевую посуду. Так была выбрана тема исследования.
Из наших наблюдений мы сделали вывод, что алюминиевая посуда до сих пор используется на кухнях: алюминиевые кастрюли, тазы, утятницы, дуршлаги, вилки, ложки, алюминиевая фольга для запекания. Ведь она имеет преимущество перед другой посудой: лёгкая (плотность алюминия -2,7 г/см3), долговечная, дешевая; в ней быстро закипает вода, а следовательно и готовится пища быстрее из-за высокой теплопроводности алюминия. В этом и заключается актуальность работы.
Цель исследования: исследование возможности попадания ионов алюминия в организм человека через использование алюминиевой посуды.
Объект исследования: ионы алюминия.
Предмет исследования: алюминиевая посуда.
Для достижения поставленной цели были определены задачи:
1) изучить химические свойства алюминия, влияние ионов алюминия на организм человека;
2) определить возможность наличия ионов алюминия в пище, приготовленной в алюминиевой посуде;
3) составить памятку «Это важно знать!».
Гипотеза: химическим путём можно установить наличие ионов алюминия в пище, приготовленной в алюминиевой посуде.
Практическая значимость данной работы:
Соблюдение простых правил, вытекающих из работы, поможет сохранить здоровье себе и своим окружающим. Материалы работы могут быть полезны на факультативных занятиях по химии, биологии; внеклассных мероприятиях. Работа увлечёт любознательных учащихся - «химиков», которым интересен эксперимент.
Глава I. Алюминий - амфотерный металл
1.1.Физические и химические свойства алюминия
Алюминий-это металл серебристо-серого цвета, мягкий, лёгкий (плотность 2,7г/см3), легкоплавкий (Тпл.=660 С), хорошо проводит электрический ток и тепло.
В земной коре встречается только в виде соединений, так как это активный металл (занимает 3 место в земной коре по распространённости). Залегает в основном в виде алюмосиликатов – соединений с кислородом и кремнием.
Алюминий покрыт тонкой оксидной плёнкой, которая защищает его от взаимодействия с кислородом и парами воды воздуха.
После удаления оксидной плёнки алюминий бурно реагирует с водой:
2 AI + 6 H2O =2 AI(OH)3 +3 H2.
При температуре алюминий вступает в реакции с простыми веществами: галогенами, серой, кислородом:
2AI + 3 CI2 = 2AICI3
2AI+3S =AI2S3
4AI + 3O2 = 2AI2O3
Алюминий реагирует и с растворами кислот и с растворами щелочей:
2AI + 6 HCI = 2 AICI3 + 3H2
2AI + 3H2SO4 = AI2(SO4)3 + 3H2
2AI + 6 KOH +6H2O =2 K3[AI(OH)6] + 3H2
2AI + 2 NaOH + 6H2O = 2 Na[AI(OH)4] + 3H2
Оксид алюминия AI2O3 также обладает амфотерными свойствами: растворяется в кислотах и в щелочах [2]:
AI2O3 +3H2SO4 = AI2(SO4)3 +3H2O
AI2O3 + 6NaOH +3H2O =2 Na3[AI(OH)6]
AI2O3 +2NaOH = 2NaAIO2 +H2O
AI2O3 + 6NaOH = 2Na3AIO3 +3H2O
1.2.Роль ионов алюминия для организма человека
Раньше считали, что алюминий не вреден для организма человека. Он оказывает определённое воздействие на течение процессов обмена веществ и на ряд физиологических функций: способствует восстановлению костной ткани, подавляет или стимулирует действие пищеварительных ферментов, является «строительным материалом» соединительной и покровной тканей.
Алюминий поступает в организм человека вместе с продуктами животного и растительного происхождения, с питьевой водой, через лёгкие. Норма поступления в организм человека алюминия – 20 -100 мкг[4].
В данное время доказано и негативное влияние алюминия на организм человека. Накапливаясь в организме, алюминий способен вызвать размножение и рост клеток и тем самым содействовать росту опухолей. Он может нарушить двигательную активность человека, вызвать судороги, содействовать развитию остеопороза костей, нарушить функцию почек. Ионы алюминия могут влиять на метаболизм в организме человека, на работу нервной системы.
Особенно негативное влияние избыток алюминия оказывает на организм детей и пожилых людей. С возрастом избыточное поступление ионов алюминия может вызвать снижение памяти, рассеянность, нарушить работу мозга и даже привести к слабоумию. У детей может наблюдаться гиперактивность, агрессивность, нарушение двигательной активности. Такие дети могут иметь трудности в учёбе. Со временем это может привести к развитию заболеваний нервной системы, работы мозга, почек, пищеварения [3]. При этом следует помнить, что ионы алюминия в организм человека могут попасть вместе с пищей, приготовленной в алюминиевой посуде.
Как же это может произойти?
Глава II .Использование алюминиевой посуды в быту, школе
Вначале нашего исследования мы решили узнать, используют ли сейчас алюминиевую посуду у себя дома, знают ли все о её вреде и какую пищу можно готовить в этой посуде. Для этого мы провели социологический опрос об использовании алюминиевой посуды в быту (Приложение 1).
По результатам опроса сделали выводы (Приложение 2):
1. 25 % респондентов положительно ответили на вопрос об использовании алюминиевой посуды у себя дома.
2.Большинсто (54 %) считают, что алюминиевую посуду можно использовать без вреда для своего организма.
3.Большинство (72 %) респондентов не знают, какую пищу без вреда можно готовить в алюминиевой посуде.
4.64 % не знают, какая пища непригодна для приготовления в алюминиевой посуде.
5.52 % респондентов считают, что все напитки без ограничений можно варить в алюминиевой посуде.
6.81 % считают, что алюминиевую посуду можно использовать в школах, детских садах.
На основании этого можно сделать вывод, что в наше время люди не достаточно проинформированы о вреде использования алюминиевой посуды, о возможности её правильного использования.
В нашей школьной столовой также есть алюминиевая посуда: алюминиевые кастрюли (где готовятся первые и вторые блюда, напитки), алюминиевые тазы, дуршлаги, фляги, алюминиевые вилки и ложки. Значит также стоит вопрос о безопасности использования такой посуды. (Приложение 3. Фото 1-4)
Алюминиевую кухонную посуду в школах допускается использовать только для приготовления и временного (до одного часа) хранения блюд, использование столовой посуды из алюминия не допускается[1].
Глава III. Исследование качественного содержания ионов алюминия в пище, приготовленной в алюминиевой посуде
Вначале мы решили ещё раз убедиться в том, что алюминий – амфотерный элемент, способный вступать в реакции с кислотами и щелочами. Для этого мы провели опыты, подтверждающие эти химические свойства: взаимодействие алюминия с растворами серной, соляной кислот; взаимодействие алюминия с растворами щелочей ( Приложение 4 .Фото 1 - 3).
2AI + 6HCI = 2AICI3 + 3H2
2AI + 3H2SO4 = AI2(SO4)3 + 3H2
2AI + 2NaOH +6 H2O = 2Na[AI(OH)4] +3H2
2AI + 6NaOH + 6H2O = 2 Na3[AI(OH)6] + 3H2
Мы сделали вывод, что алюминий растворился в растворах кислот и щелочей.
Нас заинтересовал вопрос: какую реакцию среды может иметь пища, которую мы готовим?
Для этого мы проверили среду наиболее распространённых блюд при помощи универсальной индикаторной бумажки. В результате мы узнали, что среда блюд может быть разной: от нейтральной до щелочной (Приложение5).
Затем мы решили провести некоторые исследования, используя алюминиевую кастрюлю.
1.Кипячение воды в алюминиевой кастрюле.
После кипячения воды проверили наличие ионов алюминия при помощи раствора серной кислоты. В итоге водород не выделялся, что свидетельствует о том, что ионы алюминия отсутствуют (Приложение 6. Фото 1-3).
2.Кипячение раствора серной кислоты в алюминиевой кастрюле.
После кипячения кислоты снова проверили наличие ионов алюминия при помощи щёлочи NaOH.При этом наблюдали небольшое помутнение раствора, что указывает на наличие ионов алюминия (Приложение 6.Фото 4,5).
2AI + 3 H2SO4 =AI2(SO4)3 +3 H2
AI2(SO4)3 + 6 NaOH = 3 Na2SO4 + 2AI(OH)3
AI3+ + 3OH- = AI(OH)3
3.Кипячение раствора NaOH в алюминиевой кастрюле.
После кипячения щёлочи проверили наличие ионов алюминия при помощи раствора серной кислоты. В результате снова наблюдали помутнение раствора (Приложение 6.Фото 6,7).
2AI + 2NaOH +2H2O = 2NaAIO2+ 3H2
2NaAIO2 + H2SO4 = Na2SO4 + 2HAIO2 (AI(OH)3) Мы сделали вывод, что в кислой и щелочной среде ионы алюминия « вымываются» в раствор.
4.После длительного нахождения воды в алюминиевой кастрюле также «выявились» ионы алюминия.
Заключение
В результате проведенного исследования нам удалось доказать, каким образом ионы алюминия могут попасть в организм человека через алюминиевую посуду. Значит, гипотеза подтвердилась.
В ходе изучения различных источников, выполнения исследования были сделаны выводы, которые необходимо знать для сохранения здоровья человека, а в итоге составлена памятка «Это важно знать!» (Приложение 7)
1.В алюминиевой посуде нельзя готовить блюда и напитки, имеющие щелочную и кислую реакцию среды (Приложение 5);
2.В алюминиевой посуде нельзя долго хранить питьевую воду, различные продукты;
3.Нельзя в алюминиевой посуде готовить маринады для консервирования;
4.Безопасно можно кипятить в алюминиевой посуде только воду;
5.Нельзя пользоваться алюминиевой посудой постоянно (из-за возможности накопления ионов алюминия в организме);
6.Нельзя чистить алюминиевую посуду «абразивами», так как они разрушают оксидную плёнку на поверхности.
Список использованных источников
1. Девяткин, В. В. Химия для любознательных, или О чём не узнаешь на уроке/ В. В. Девяткин. – Ярославль, 2000 – 153 с.
2. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki. – Дата доступа: 08.02.2020.
3. Сайт «Справочник химика 21» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chem21.into/. – Дата доступа: 08.02.2020.
4.« Химия в школе» - № 1, 3, 4 / - Москва, 2000 – 20 с.
Приложение 1
Используете ли вы алюминиевую посуду у себя дома?
Как вы думаете, можно ли без вреда использовать алюминиевую посуду?
Знаете ли вы, какую пищу без вреда можно готовить в алюминиевой посуде?
Знаете ли вы, какая пища не пригодна для приготовления в алюминиевой посуде?
Знаете ли вы, какие напитки нельзя варить в алюминиевой посуде?
Знаете ли вы, можно ли использовать алюминиевую посуду в школах, детских садах?
Приложение 2.
1. Используете ли вы алюминиевую посуду у себя дома?
2. Как вы думаете, можно ли без вреда использовать алюминиевую посуду?
3. Знаете ли вы, какую пищу без вреда можно готовить в алюминиевой посуде?
4. Знаете ли вы, какая пища не пригодна для приготовления в алюминиевой посуде?
5. Знаете ли вы, какие напитки нельзя варить в алюминиевой посуде?
6. Знаете ли вы, можно ли использовать алюминиевую посуду в школах, детских садах?