Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Химия»
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Химия»
Методические рекомендации предназначены для проведения практических работ на занятиях по органической и общей химии.Выполнение данных работ предусматривает решение небольших практических задач - получить то или иное вещество, продемонстрировать характерные реакции вещества, идентифицировать выданные вещества, сравнить свойства органических и неорганических веществ. Для выполнения таких задач необходимо детально продумать план их решения и выполнить практически. После выполнения практического задания обучающиеся отвечают на теоретические вопросы.Перед выполнением этих работ необходимо использовать инструкции, выданные преподавателем и повторить технику проведения химических опытов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Химия» »
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
ГБОУ СПО Региональный многопрофильный колледж
г. Ставрополь
Методические рекомендации
по выполнению практических работ
по дисциплине «Химия»
Химический практикум
Составитель:
Ракчеева Н.А.
Методические рекомендации по выполнению практических работ по предмету «Химия». Химический практикум.
Методические рекомендации предназначены для проведения практических работ на занятиях по органической и общей химии.
Выполнение данных работ предусматривает решение небольших практических задач - получить то или иное вещество, продемонстрировать характерные реакции вещества, идентифицировать выданные вещества, сравнить свойства органических и неорганических веществ. Для выполнения таких задач необходимо детально продумать план их решения и выполнить практически.
После выполнения практического задания обучающиеся отвечают на теоретические вопросы.
Перед выполнением этих работ необходимо использовать инструкции, выданные преподавателем и повторить технику проведения химических опытов.
Содержание
Химический практикум. Органическая химия.
Практическая работа №1
Качественный анализ органических соединений…………………………… 4
Практическая работа №2 Углеводороды…………………………………………………………………… 6
Практическая работа №3
Альдегиды и кетоны…………………………………………………………… 8
Практическая работа №4
Карбоновые кислоты………………………………………………………….. 10
Практическая работа №5
Углеводы……………………………………………………………………… 12 Практическая работа № 6
Получение, собирание, распознавание газов и изучение их свойств……… 17
Практическая работа №2
Сравнение свойств органических и неорганических веществ……………… 19
Практическая работа №3
Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»…………………… 21
Практическая работа №4
Решение экспериментальных задач по неорганической химии…………… 23
Практическая работа №5
Решение экспериментальных задач по органической химии……………… 24
Практическая работа №6
Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений……………………………………………………………………… 25
Правила безопасности в химической лаборатории………………………… 27
Литература……………………………………………………………………….28
Химический практикум. Органическая химия.
Практическая работа№1
Качественный анализ органических соединений.
Большинство органических соединений построено из углерода, водорода, кислорода, азота, серы, хлора и фосфора.
Качественный элементный анализ позволяет установить, какие элементы входят в молекулу органического вещества.
Этот анализ основан на разрушении органического вещества с образованием неорганических соединений и последующим качественном анализе этих веществ.
Присутствие углерода в органических соединениях в большинстве случаев можно обнаружить по обугливанию вещества при осторожном прокаливании.
Наиболее точным методом открытия углерода и одновременно с ним водорода является сожжение органического вещества в смеси с порошком оксида меди(II).
Углерод с кислородом оксида меди(II) образует углекислый газ,
а водород – воду. Оксид меди восстанавливается до металлической меди:
C13H28 + 40CuO = 13CO2 + 14H2O + 40Cu
Углекислый газ обнаруживают с помощью гидроксида кальция.
Для открытия хлора, брома и йода чаще используют реакцию, предложенную русским химиком Ф.Ф.Бельштейном.
Этот метод основан на том, что при прокаливании соединений, содержащих галогены, с оксидом меди образуются летучие соединения, окрашивающие пламя горелки в зелёный цвет.
Цель:опытным путем определить состав органических соединений.
Оборудование: набор химических веществ, реактивов, химическая посуда и оборудование.
Опыт №1. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.
В сухую пробирку поместите около 1г порошка оксида меди(II) и 0,2г парафина (вазелина). Пробирку закрепите в штативе в горизонтальном положении и поместите в неё недалеко от открытого конца немного безводного сульфата меди(II). Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку с известковой водой. Содержимое пробирки слегка нагрейте и наблюдайте за происходящими изменениями.
Задания для самостоятельных выводов.
1.Почему изменяется цвет сульфата меди(II)? О содержании какого элемента в исследуемом веществе это свидетельствует?
2.О содержании какого элемента свидетельствует помутнение известковой воды?
3.Что образовалось из оксида меди(II) и какие наблюдения это подтверждают?
Опыт №2. Качественное определениехлора.
Чтобы определить хлор, следует учесть, что при взаимодействии меди с хлором образуется хлорид меди(II), который придаёт пламени зелёное окрашивание.
Для этого из медной проволочки изготовьте спираль и прокалите её в пламени до тех пор, пока пламя не окрасится в зеленоватый цвет.
Прокалённую спираль опустите в пробирку с тетрахлорметаном или в другое органическое вещество, содержащее хлор.
Задания для самостоятельного вывода.
От присутствия какого элемента пламя окрашивается в зелёный цвет?
Практическая работа №2.
Углеводороды.
Непредельные углеводороды этиленового ряда (алкены) соответствуют общей формуле СnНn+2.
Углеводороды диенового (алкадиены) и ацетиленового ряда (алкины) соответствуют общей формуле СnНn-2. Для всех этих соединений характерны двойные и тройные связи.
Простейший представитель алкенов - этилен С2Н4
Этилен в лаборатории получают при нагревании смеси этилового спирта с концентрированной серной кислотой. A так же дегидрированием предельных углеводородов и при взаимодействии дигалогенопроизводных с металлами:
t,kat
2СН4C2H4 + HOH
t, kat
CH3-CH3CH2=CH2
CH2Br-CHBr-CH3 + Zn CH2=CH-CH3 + ZnBr2
На производстве этилен получают природного газа и при процессах крекинга и пиролиза нефти.
Химические свойства непредельных углеводородов в основном определяется наличием в их молекулах кратных связей.
Для них характерны реакции присоединения с галогенами, водородом, галогеноводородами, водой, окисления и полимеризации.
Качественная реакция непредельных углеводородов – обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия.
Ароматические углеводороды, имеющие циклическое строение молекулы, имеют типичного представителя – вещество бензол С6Н6.
Ядро бензола обладает большой прочностью. Этим объясняется возможность реакции замещения с галогенами (бензол при нагревании может обесцвечивать бромную воду) и азотной кислотой. Бензол очень стоек к окислению поэтому не обесцвечивает раствор перманганата калия.
Цель: Получить этилен и проделать опыты с ним, изучить свойства бензола.
В одну пробирку налейте 2-3мл этилового спирта и осторожно добавьте 6-9мл концентрированной серной кислоты. Затем всыпьте немного предварительно прокаленного песка, чтобы избежать толчков жидкости при кипении. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепите её в штативе и осторожно нагрейте.
Задания для самостоятельных выводов.
-Какой газ выделяется при этом? Каков его запах?
Опыт №2. Опыты с этиленом.
2.1. В другую пробирку налейте 2-3 мл бромной воды. Опустите газоотводную трубку (опыт №1) до дна пробирки с бромной водой и пропустите через неё выделяющийся газ.
2.2. В третью пробирку налейте 2-3мл разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой, и пропустите через него газ.
2.3. Подожгите выделяющийся газ.
Задания для самостоятельных выводов.
-Что происходит при пропускании газа через бромную воду и раствор перманганата калия?
-Почему этилен горит более светящимся пламенем, чем метан?
-Чем отличаются свойства этилена от свойств предельных углеводородов?
Напишите уравнения реакций соответствующих реакций.
Опыт №3. Свойства бензола.
В две пробирки налейте по 5-6 капель бензола. В одну из них добавьте 1 – 2 мл бромной воды, а в другую – 1 – 2 мл раствора перманганата калия. Встряхните обе пробирки. Отметьте наблюдения.
Задания для самостоятельных выводов.
- Почему растворы бромной воды и пергамента калия не обесцвечиваются при добавлении бензола?
- Почему в пробирке с бромной водой при добавлении бензола желтая окраска перешла в верхний бензольный слой, а в пробирке с перманганатом калия окрашенным остался нижний водный слой?
Внимание!
Прежде чем приступить к опытам изучите правила техники безопасности работы в лаборатории
Практическая работа №3.
Альдегиды.
Альдегиды – сложные органические вещества, состоящие из углеводородного радикала или водорода связанного с функциональной группой - СОН. Общая формула альдегидов: CnH2nO. Названия альдегидов производят от названий кислот, в которые они превращаются при окислении или по международной системе.
Например: муравьиный альдегид или формальдегид – метаналь; уксусный альдегид или ацетальдегид – этаналь.
Одним из способов получения альдегидов является окисление первичных спиртов:
R-OH + [O] R-COH + H2O.
В качестве окислителя может выступить кислород, оксид металла, хромовая смесь и другие сильные окислители.
Альдегиды –реакционноспособные вещества, т.к. альдегидная функциональная группа легко вступает в реакции окисления с образованием органических кислот с тем же количеством атомов углерода в цепи, что и в альдегиде:
R-COH + [O] R-COOH
Две таких реакции являются качественными для альдегидов.
Одна из них – реакция серебряного зеркала. Окислителем альдегидной группы в этой реакции является оксид серебра (фактически для реакции берётся раствор нитрата серебра в аммиаке). Выделяющееся серебро в виде тонкого слоя (зеркала) покрывает стенки реакционного сосуда.
Для второй реакции окислителем выступает гидроксид меди(II).
В ходе этой реакции образуется одновалентный оксид меди красного цвета.
Цель: получить этаналь (уксусный альдегид) и изучить свойства альдегидов опытным путем.
Опыт №1. Получение этаналя ( уксусного альдегида) окислением этанола.
В пробирку налейте не более 0,5-1мл этанола и погрузите в него раскаленную спираль медной проволоки. Повторите процедуру несколько раз. Какой ощущается запах?
Задание для самостоятельного вывода.
-Какие вещества образуются при действии этанола на медную проволоку? Напишите уравнение реакции.
Опыт №2. Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).
В пробирку налейте 1мл раствора метаналя (этаналя) и добавьте 1мл раствора, содержащего 2% сульфата меди(II) и 10% гидроксида натрия.
Полученную смесь нагревайте.
Опыт №3. Окисление метаналя (этаналя) оксидом серебра(I).
Тщательно вымойте пробирку. В чистую пробирку налейте 2мл свежеприготовленного раствора, содержащего 2% нитрата серебра(I) и к нему добавьте по каплям разбавленный раствор аммиака до растворения получившегося вначале осадка.
К полученному раствору добавьте несколько капель раствора метаналя (этаналя). Пробирку с раствором нагрейте.
Задание для самостоятельного вывода.
-Что образуется при окислении альдегидов? Как можно отличить альдегиды от других органических веществ?
Напишите уравнения соответствующих реакций.
Внимание!
Перед проведением опытов изучите правила техники безопасности работы в лаборатории!
Практическая работа№4
Карбоновые кислоты.
Карбоновыми кислотами называют сложные органические вещества, состоящие из углеводородного радикала и функциональной группы - СООН.
Исключением является муравьиная кислота, состоящего из функциональной группы - СООН соединенного с атомом водорода: Н-СООН
В лаборатории карбоновые кислоты, как и неорганические, можно получить из солей, действуя на них серной кислотой при нагревании:
2R-COONa + H2SO4 +t Na2SO4 + 2R-COOH
В промышленности карбоновые кислоты получают окислением углеводородов, спиртов и альдегидов.
В качестве окислителя выступает кислород в присутствии различных катализаторов.
Общие свойства карбоновых кислот аналогичны соответствующим свойствам неорганических кислот.
Кислоты диссоциируют (отщепляют ионы Н+) в водном растворе:
R-COOH = R-COO- + H+
Характерные свойства кислот: взаимодействие с активными металлами, с основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, с солями более слабых и летучих кислот. А так же со спиртами c получением сложных эфиров. Такие реакции называются реакциями этерификации:
R-COOH + R-OH R-COO-R1 + H2O
Карбоновые кислоты обладают и некоторыми специфическими свойствами, обусловленными наличием в их молекулах радикалов. Так, например, уксусная кислота реагирует с хлором (реакция замещения).
Поместите в пробирку 2-3г ацетата натрия и прибавьте 1,5-2мл концентрированной серной кислоты. Пробирку закройте пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустите в другую пробирку. Смесь нагревайте до тех пор, пока в пробирке – приёмнике соберется 1-1,5мл жидкости.
Задания для самостоятельных выводов.
-Какое вещество образовалось в пробирке – приёмнике? Какие признаки это подтверждают? Составьте уравнение соответствующей реакции.
Опыт №2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
В пробирку прилейте 1 – 2 мл уксусной кислоты и добавьте 1 – 2 гранулы цинка. Если не наблюдается никаких изменений, пробирку слегка нагрейте на пламени горелки.
Задания для самостоятельных выводов.
-Что наблюдается при нагревании? Какой газ выделяется? Напишите уравнение реакции.
- Какие металлы будут реагировать с уксусной кислотой? А какие нет? Сделайте общий вывод об условиях протекания реакций с металлами как органических, так и неорганических кислот.
Опыт №3. Получение сложного эфира.
В пробирку налейте 2 мл изогмилового (изопентилового) спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированной серной кислоты. Закройте пробирку газоотводной трубкой и нагрейте на водной бане в течение нескольких минут. После охлаждения добавьте в пробирку несколько миллилитров воды. При этом выделяется слой изоамилового эфира уксусной кислоты (изоамилацетата) с характерным запахом грушевой эссенции.
Задания для самостоятельных выводов.
-Как называется реакция взаимодействия кислот со спиртами? Напишите уравнения реакций этилового спирта и изоамилового спирта с уксусной кислотой.
-Для чего в реакционную смесь, содержащую спирт и карбоновую кислоту, добавляют концентрированную серную кислоту?
Внимание!
Прежде чем приступить к опытам изучите правила техники безопасности работы в лаборатории!
Практическая работа №5.
Углеводы
К углеводам относят вещества, состав которых, за небольшим исключением, выражается общей формулой C n(H2O)m.
В молекулах этих веществ отношение числа атомов водорода и кислорода то же, что и в воде; по своему составу углеводы представляют собой как бы сочетание угля (С) и воды (H2O); этим и обусловлено их название.
Важнейшими углеводами являются глюкоза С6Н12О6, или
СН2(ОН)- СН(ОН)- СН(ОН)- СН(ОН)- СН(ОН)- СОН ,
сахароза С12Н22О11, крахмал (С6Н10О5)n ,
клетчатка или целлюлоза (С6Н10О5)mили [C6H7O2(OH)3]m.
Указанные вещества обладают смешанными свойствами.
Например, глюкоза проявляет свойства альдегидов и многоатомных спиртов ( альдегидоспирт). Как альдегид глюкоза окисляется в глюконовую кислоту с помощью аммиачного раствора оксида серебра, реакция «серебряного зеркала» или щелочного раствора гидроксида меди(II).
Как многоатомный спирт глюкоза взаимодействует с гидроксидом меди(II) с образованием глюконата меди. как углевод глюкоза вступает в реакции брожения: спиртовое и молочнокислое.
Изомер глюкозы – фруктоза пpоявляет свойства многоатомных спиртов и кетонов, т.к. является кетоноспиром.
Углеводы также называют сахарами. Среди углеводов имеются простые сахара, сложные сахара.
К простым сахарам относятся глюкоза, фруктоза и другие вещества.
К сложным относятся сахароза (свекловичный или тростниковый сахар) или дисахарид.
К полисахаридам относятся крахмал и целлюлоза (клетчатка).
Качественная реакция на крахмал – взаимодействие со спиртовым раствором йода. Образуется темно-синее окрашивание.
Цель: опытным путем изучить химические свойства глюкозы, сахарозы и крахмала.
Опыт №1.Действие аммиачного раствора оксида серебра на глюкозу
В пробирку, содержащую 1 – 2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.
Задания для самостоятельных выводов.
-Что наблюдается? Какая форма глюкозы (открытая или циклическая) дает реакцию «серебряного зеркала»?
Напишите уравнение реакции.
Опыт№2.Действие гидроксида меди на глюкозу.
а) в пробирку прилейте 0,5мл раствора глюкозы и 2мл раствор гидрооксида натрия.К полученной смеси добавьте 1мл раствора сульфата меди. Что наблюдается?
б) к полученному раствору аккуратно добавьте 1мл воды и нагрейте на пламени горелки пробирки, укрепив ее так, чтобы нагревалась только верхняя часть раствора. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета.
Задания для самостоятельных выводов.
-Почему образовавшийся в начале осадок гидроксида меди растворяется с образованием прозрачно синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция? Напишите уравнение реакции
-Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево - желтый?
-Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Напишите уравнение реакции.
Опыт №3. Действие аммиачного раствора оксида серебра на сахарозу.
а) в пробирке, содержащую 1-2 мл раствора сахароза в воде, прилейте1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане. Что наблюдается?
б) в пробирку, содержащую 1-2 мл раствора сахароза в воде, добавьте несколько капель разбавленной серной кислоты и нагрейте на кипящей водяной бани в течении 5-10 мин. Затем охлажденный раствор доведите до слабощелочной реакции (проба на лакмус), добавив в пробирку раствор щелочи.
К полученному раствору добавьте 1-2 мл аммиачного раствора оксида серебра и нагрейте пробирку на кипящей водяной бане.
Задания для самостоятельных выводов.
- Почему сахароза не дает реакцию «серебряного зеркала»?
Какие процессы происходят с сахарозой при нагревании ее раствора с кислотой? Почему после нагревания проба с аммиачным раствором оксида серебра дает положительный результат?
Напишите уравнение реакции гидролиза сахароза.
Опыт№4. Действие йода на крахмал.
В стакан с 20 мл воды, нагретой до кипения, добавьте 2 гр. крахмала, размешайте полученную суспензию до прозрачного коллоидного раствора - крахмального клейстера. Налейте в пробирку 2-3 мл. охлажденного клейстера и добавьте несколько капель спиртового раствора йода. Отметьте изменение цвета. Нагрейте смесь в пробирки.
Какие изменения наблюдаются? Данная реакция является качественной на крахмал.
Внимание!
Прежде чем приступить к опытам изучите правила техники безопасности работы в лаборатории!
Практическая работа № 6
Идентификация органических соединений.
Вещества
Реагенты
Результаты реакций
алканы, циклоалканы
бромная вода, перманганат калия
не обесцвечивает
алкены
бромная вода, перманганат калия
обесцвечивает
алкины
бромная вода, перманганат калия
обесцвечивает
бензол
бромная вода, перманганат калия
обесцвечивает бромную воду, не обесцвечивает перманганат калия
одноатомные спирты
щелочные металлы
выделение водорода
многоатомные спирты
гидроксид меди
растворение осадка
фенолы
хлорид железа
комплекс фиолетового цвета
альдегиды
Аммиачный раствор оксида серебра
выделение серебра
карбоновые кислоты
лакмус
красный цвет
глюкоза
гидроксид меди
растворение осадка
фруктоза
аммиачный раствор оксида серебра
не вступает в реакцию
белки
азотная кислота
желтое окрашивание
Цель: Получить и распознать органические вещества.
Оборудование:этанол, глицерин, бензол, уксусная кислота, глюкоза, сахароза, пропанол, растворы муравьиной, уксусной и серной кислот. Химическая посуда и оборудование.
Опыт №1.Получение этилена и ацетилена.
Получите этилен и ацетилен и проделайте с ними опыты, подтверждающие их характерные свойства.
Составьте уравнения их реакций.
Опыт№2. Характерные свойства этанола и глицерина.
Даны вещества: этанол; глицерин.
Проделайте опыты подтверждающие характерные свойства этанола и глицерина. Составьте уравнения соответствующих реакций.
Опыт№3. Характерные свойства бензола и уксусной кислоты.
Даны две пробирки с бензолом и уксусной кислотой. Проделайте опыты подтверждающие их характерные свойства. Приведите уравнения соответствующих реакций.
Уравнения реакций, относящихся к уксусной кислоте, напишите в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Опыт№4. Характерные свойства фенола и метаналя.
Даны растворы фенола и метаналя. Проделайте опыты, которые подтверждают их характерные химические свойства.
Напишите уравнения соответствующих реакций.
Опыт №5.Определение при помощи характерных химических реакций глюкозы и сахарозы.
В двух пробирках даны вещества глюкоза и сахароза. Определите эти вещества при помощи характерных химических реакций и приведите соответствующие уравнения реакций.
Опыт №6.Получение сложных эфиров.
Даны следующие вещества: этанол, пропанол, растворы муравьиной, уксусной и серной кислот.
Получите четыре различных сложных эфира. Составьте соответствующие уравнения.
Внимание!
Перед постановкой опытов изучите технику безопасности работы в химической лаборатории!
Химический практикум. Общая химия.
Практическая работа № 1
Получение газов и изучение их свойств.
Опыты получения и исследования газообразных вецеств проводят в полумикроприборах, собранных их пробирок, микроколбочек и различно изогнутых стеклянных трубок, которые соединяются между собой тонкими каучуковыми трубками.
В качестве реакционного сосуда применяют микроколбочку или пробирку. Методы получения и собирания получаемых газов определяются свойствами этих газов и целью их получения.
Если газ легче воздуха, его собирают в перевернутую вверх дном пробирку, если тяжелее воздуха, то пробирку располагают дном вниз.
Если газ нужно сохранить, пробирку закрывают хорошо подобранной пробкой.
Для определения, горит ли газ, струю газа, выходящего из отводной трубки, поджигают. При этом нужно помнить следующее:
если смесь газа с воздухом взрывчата, поджигать его следует не менее, чем через 5-10 сек. после начала выделения. Этого времени достаточно для вытеснения воздуха из прибора.
Для определения отношения газа на горение используют горящую или тлеющую лучинку.
Водород можно получить действием на активные металлы соляной или разбавленной серной кислотой.
Углекислый газ получают действием кислот на карбонаты различных металлов, а также при термическом их разложении.
Кислород получают термическим разложением бертолетовой соли и перманганата калия.
Метан и ацетилен в лаборатории получают действием воды на соответствующий карбид.
Этилен можно получить гидратацией соответствующего спирта в присутствии серной кислоты.
Цель:С помощью химических реакций получить газы изучить их свойства и опытным путем.
Смесь хорошо перемешайте и нагревайте (осторожно !) несколько минут на водяной бане (в стакане с горячей водой) до пожелтения жидкости (но не до кипения!). Дайте смеси остыть, затем вылейте в пробирку с холодной водой или с насыщенным раствором поваренной соли: эфир соберется на поверхности. Отделите эфир с помощью делительной воронки.
Какой ощущается запах?
б) в фарфоровую чашку поместите несколько кристалликов борной кислоты, добавьте 1мл этилового спирта. Хорошо перемешайте смесь стеклянной палочкой. Поднесите к ней зажженную лучину.
Запишите уравнения проделанных реакций и сделайте выводы.
Опыт №3. Амфотерность гидроксида цинка и аминоуксусной кислоты.
а) в две пробирки налейте по 1-2мл раствора нитрата цинка и добавьте к нему
2-3 капли щелочи до образования осадка. В одну из пробирок прилейте
соляной кислоты до растворения осадка.
б) налейте в пробирку 2-3мл раствора карбоната калия (натрия) и всыпьте в нее щепотку глицина.
Что наблюдаете? Какие свойства глицина проявляются в этой реакции? Поместите в пробирку немного кристаллов глицина, смочите их каплями концентрированной соляной кислотой, нагрейте.
Что наблюдаете? Вылейте несколько капель образовавшегося раствора на стекло. Наблюдайте образование при охлаждении кристаллов соли глицина.
Сравните форму этих кристаллов с формой кристаллов глицина.
Запишите уравнения проделанных реакций и сделайте выводы.
Внимание!
До проведения опытов изучите инструкцию по технике безопасности в лаборатории.
Практическая работа №3
Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз».
Гидролиз – взаимодействие соли и воды. Гидролизу подвергаются соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой ( или наоборот), а также слабыми основаниями и кислотами.
Соли образованные сильным основанием и сильной кислотой гидролизу не подвергаются. Растворы солей, образованные сильным основанием и слабой кислотой имеют щелочную среду ( рН 7); растворы солей образованных слабым основанием и сильной кислотой имеют имеют кислую среду
(рН
Определить рН раствора можно с помощью индикаторов на основе изменения их окраски. Наиболее часто применяемые индикаторы: лакмус и фенолфталеин.
Налейте в пробирку 2-3 мл раствора хлорида алюминия, прилейте к нему 1-2мл раствора сульфида натрия.
Какие изменения наблюдаются в растворе? Запах какого вещества ощущается?
Объясните наблюдаемые явления и напишите уравнение реакции.
Задача №2.
Вам даны две стеклянные трубки со свернутым белком. Погрузите одну из них в раствор аптечного желчного сока, а другую – в 3.5%-ный раствор соляной кислоты. Кислоту следует нагреть на водяной бане приблизительно до 36,6 С. Почему? Что наблюдаете спустя некоторое время?
Задача №3.
Налейте в пробирку 2-4мл раствора хлорида железа(III), присыпьте немного порошка цинка. Наблюдайте выделение пузырьков газа.
Объясните это явление и подтвердите необходимым уравнением реакции.
Задача №4.
Отберите пипеткой и поместите в колбу приблизительно 1мл «грушёвой эссенции», полученной в опыте 2а, практической работы №2.
Добавьте 2-3 капли фенолфталеина и прибавляйте по каплям концентрированный раствор щелочи до появления исчезающего окрашивания.
Закройте колбу пробкой с длинной (30-40см) прямой трубкой (обратный воздушный холодильник), чтобы эфир и спирт не улетучивались, и поместите смесь в водяную баню.
Осторожно нагрейте колбу до кипения, пока не исчезнет окраска индикатора.
Добавьте еще несколько капель щелочи и снова нагревайте смесь до исчезновения окраски.
После охлаждения смеси прибавьте к образующемуся раствору несколько капель хлорида железа(III).
Объясните, почему изменилась окраска раствора. Каково значение щелочи в процессе гидролиза?
Напишите уравнения проделанных реакций.
Внимание!
Перед проведением опытов изучите технику безопасности работы в лаборатории!
Практическая работа № 4
Решение экспериментальных задач по неорганической химии
Цель:Опытным путем распознать выданные неизвестные вещества.
Оборудование: набор химических реактивов и соединений, химическая посуда и оборудование.
Задание №1. Дана смесь, состоящая из хлорида калия и сульфата железа ( III ). Проделайте опыты, при помощи которых можно определить CI - и
Fe 3+. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде.
Опыт №1. Определите, в какой из пробирок находятся водные растворы:
1.Этанола 3. Глюкозы
2.Уксусной кислоты 4.Глицерина
Опыт №2. Определите, в какой из пробирок находятся водные растворы:
1.Фенола 3. Формальдегида
2.Глицерина 4. Глюкозы
Опыт №3. Определите, в какой из пробирок находятся:
1.Глицерин 3. Машинное масло, полученное из нефти
2.Растительное масло 4. Сахарный сироп
Опыт №4. Определите, с помощью одного и того же реактива, в какой из пробирок находятся водные растворы:
1.Фенолята натрия 3. Ацетата натрия
2.Этилацетата натрия 4. Карбоната натрия
Опыт №5. Определите, с помощью одного и того же реактива, в какой из пробирок находятся водные растворы:
1.Мыла
2.Белка
3.Соды.
Опыт №6. Используя одну и ту же реакцию, но разные условия её протекания, распознайте растворы веществ:
1.Глицерина
2.Формалина
3.Белка
Внимание!
Перед проведением опытов изучите технику безопасности работы в лаборатории!
Практическая работа №6
Генетическая связь между классами неорганических и
органических соединений.
Генетическимназывается ряд веществ – представителей разныхклассов являющихся соединениями одного химического элемента, связанных, взаимопревращениями и отражающих общность происхождения этих веществ.
Для характеристики генетической связи неорганических и органических веществ рассмотрим три разновидности генетических рядов:
1.Генетических ряд металлов. В качестве примера рассмотримгенетических ряд железа со степенями окисления +2 и +3:
Fе FеСI2Fе(ОН)2 FеО Fе FеСI3Fе(ОН)3
Fе2О3Fе
2.Генетических ряд неметаллов. Аналогично ряду металла более богат связями ряд неметаллов с разными степенями окисления,например генетических ряд серы со степенями окисления +4 и +6:
SSО2 Н2SО4Nа2SО3 SО2 SО3 Н2SО4 SО2S
3.Генетических ряд металла, которому соответствуют амфотерные оксиди гидроксид, очень богат связями, т. к. они проявляют в зависимости от условий то свойства кислоты, то свойства основания.
Например рассмотрим генетически ряд цинка:
Zп ZпО ZпSО4 Zп(ОН)2Nа2[Zп(ОН)]4
ZпСI2 Zп
Цель: Осуществить превращения по предложенным схемам.
Вариант №1
CaC2C2H2CH3-COHCH3-COOH CH2CI-COOH
CH2NH2-COOH
Вариант №2
AI4C3 CH4 C2H2 C2H4 C2H5OH CH3-COOC2H5
Вариант №3
CaCO3 CaO CaC2 C2H2 C6H6 C6H5Br C6H5OH
Вариант №4
C2H6 C2H5CI C4H10 C4H8 C4H9OH CO2
Правила безопасности в химической лаборатории.
Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – нерассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
Если включили – выключите.
Если открыли – закройте.
Если разобрали – соберите.
Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.
Если вы не разбирали - не вздумайте собирать.
Если вы одолжили что-нибудь – верните.
Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке.
Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус-кво.
Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другим, попросите разрешения.
Если вы не знаете, как это действует - не трогайте.
Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
Если вы не знаете, как это делается – сразу спросите.
Если вы не можете что-либо понять – почешите в затылке.
Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось.
Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию.
Правила выживания = здравый смысл + ТБ.
Литература:
1.О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова Химия, 10 класс, учебник. – М., Дрофа, 2012 г.
2.О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова Химия, 11 класс, учебник. – М., Дрофа, 2012 г
3.Р.А. Лидин и др. Пособие для школьников и поступающих в ВУЗы .
4.Ю. М. Ерохин, Сборник задач и упражнений, М., «Академия», 2012 г.
5.Л.С.Гузей, «Химия» 10-11 класс, учебник, М., Дрофа, 2012 г.