Мастер - класс «Об организации и проведении практических работ на уроках химии в условиях ФГОС»
Мастер - класс «Об организации и проведении практических работ на уроках химии в условиях ФГОС»
Мастер- класс
«Об организации и проведении практических работ на уроках химии
в условиях ФГОС»
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии «Повар, кондитер, фармацевта, медработника», приобретаются в процессе практических занятий. Повар, кондитер должен уметь приготовить различные блюда, но и уметь определять качество приготовленных блюд с помощью органов чувств перед подачей их клиентам, должен попробовать на вкус, определить вкус и запах, консистенцию, форму изделий, т.е. провести дегустацию. Поэтому практические занятия закладывают и формируют у обучающихся общие и профессиональные компетенции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «Об организации и проведении практических работ на уроках химии в условиях ФГОС»»
Н.А. Винокурова
Бюджетное образовательное
учреждение Омской области
среднего профессионального образования
«Торгово-экономический колледж
им. Г.Д. Зуйковой»
Организация и проведение практических занятий в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
Актуальность выбранной темы и необходимость её разработки обусловлена переходом на новые государственные образовательные стандарты. Модульно - компетентностный подход является методологической основой ФГОС третьего поколения. Какие основания построения образовательного процесса диктует данный подход? Прежде всего, это относится к целям образования, содержанию образования, организации образовательного процесса и оценке образовательных результатов.
Компетентностный подход к подготовке специалистов определяет, прежде всего, требования к результатам образования, которые представляют собой четкие формулировки того, что должен достичь обучающийся и как он будет демонстрировать данное достижение. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Компетентность характеризуется готовностью применять умения и знания, а также продуктивным опытом.
Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии «Повар, кондитер», приобретаются в процессе практических занятий. Повар, кондитер должен уметь приготовить различные блюда, но и уметь определять качество приготовленных блюд с помощью органов чувств перед подачей их клиентам, должен попробовать на вкус, определить вкус и запах, консистенцию, форму изделий, т.е. провести дегустацию. Поэтому практические занятия формируют у обучающихся общие и профессиональные компетенции.
Практическая работа - это такой метод обучения, при котором обучающиеся под руководством преподавателя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Проведение практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
1) постановку темы занятий и определение задач практической работы;
2) определение порядка практической работы или отдельных ее этапов;
3) непосредственное выполнение практической работы обучающимися и контроль преподавателя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
4) подведение итогов практической работы и формулирование основных выводов.
Целями выполнения практических занятий являются:
формирование практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины по конкретным разделам (темам);
совершенствование умений применять полученные знания на практике;
развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
выработка при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.
Выполнение обучающимися практических работ формирует:
учебно-аналитические умения (обобщение и систематизация теоретических знаний);
углубленные теоретические знания специального цикла;
умения применять профессионально-значимые знания в соответствии с профилем профессии НПО – Повар, кондитер;
креативные умения будущих специалистов.
Можно выделить следующие основные функции практических занятий:
- закрепление теоретических знаний на практике;
- усвоение умений исследовательской работы;
- усвоение умений практической работы;
- применение теоретических знаний для решения практических задач;
-самопознание и саморазвитие обучающегося.
Продолжительность практического занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:
1) внеаудиторная самостоятельная подготовка обучающихся к занятию;
2) проверка преподавателем теоретической подготовленности обучающихся к занятию;
3) инструктирование обучающихся по проведению ими практической работы;
4) выполнение практических заданий;
5) обсуждение итогов выполнения работы;
6) оформление отчета о проделанной работе;
7) оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения обучающимися соответствующими умениями.
Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от обучающихся самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполнения работы.
В работах, носящих поисковый характер, обучающиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.
При планировании практических занятий возможно сочетание репродуктивных, частично-поисковых и поисковых заданий.
Формы организации работы обучающихся на практических занятиях:
1) фронтальная, 2) групповая, 3) индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
Групповая форма организации занятий характеризуется тем, что одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек, а при индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуются:
- методическое сопровождение заданий и упражнений в соответствии с профилем специальности и профессии обучающегося;
- применение тестового контроля, определяющего уровень теоретической подготовленности обучающихся к практическому занятию;
- использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных с применением методов проблемного обучения;
- проведение практических занятий с применением заданий, дифференцированных по уровню сложности.
Содержание и объем практических занятий определяю из сложности учебного материала для усвоения; внутрипредметных и межпредметных связей; значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности; а также, какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ; значимости практических занятий для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.
Заданиями для практических занятий являются: демонстрационный эксперимент; индивидуальные задания; групповые задания; эксперимент в парах; решение профессиональных задач; групповая дискуссия; деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.
Задания по выполнению практических работ являются инструкциями. Они представляют собой план по достижению учебной цели, единой для всех обучающихся, минимум действий, которые нужно осуществлять, чтобы достичь положительного результата. Для более высокого результата работы, обучающийся должен сформулировать свои личные цели работы, направленные на доказательство связи теория - практика. Обычно во вступительной беседе я помогаю обучающимся в формулировке целей.
Предлагается образец:
«Я хочу:
- исследовать зависимость...;
- доказать, что ...;
- убедиться в том, что ... т.д.»
При осознанной постановке целей обучающимися, происходит планирование действий, которые приведут к успешному результату. Очень важным, заключительным этапом выполнения практической работы является вывод. В нем обучающийся анализирует, процесс достижения поставленных целей, объясняет результаты своих измерений и расчетов, доказывает их правильность, используя справочные материалы. Большинство обучающихся не ограничивается планом-минимумом, предложенным в инструкции, и успешно справляется с работой по постановке своих личностных целей и рефлексией по их достижению. Это позволяет пережить состояние удовлетворенности от учения.
Оценивание практических работ провожу дифференцированно (по пятибалльной системе) и при определении оценок за семестр рассматриваю как один из основных показателей текущего учета знаний.
Оценки за выполнение практических занятий учитываю как результат текущего контроля знаний обучающегося. Уровень подготовки определяю оценками «5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удовлетворительно)», «2 (неудовлетворительно)». Текущий контроль знаний провожу за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение дисциплины, результаты заношу в журнал успеваемости обучающихся.
Обучающиеся, не выполнившие своевременно какую-либо из практических работ без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку отрабатывают данную практическую работу в соответствии с графиком. Не отработавшим практическую работу обучающимся, не выставляется положительная оценка по дисциплине за полугодие или семестр.
Практические занятия являются основными видами учебных занятий, направленными на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений. Они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. В ходе выполнения практической работы, обучающиеся учатся организовывать собственную деятельность, анализируют рабочую ситуацию, оценивают и корректируют собственную деятельность, несут ответственность за результаты своей работы; осуществляют поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; работают в команде, все это влияет на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Литература
Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. – 2-е изд., перераб. и доп. / – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. – 904 с.
Бутко Е.Я. «Образовательные стратегии учреждений НПО» Экономика образования №4, 2004.
Жуков Г.Н Основы общей и профессиональной педагогики: Учебное пособие / Под общ ред проф Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г// Профессиональное образование №4 2001
Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом. Уч. пособие для студ. вузов - М.: Изд. центр «Академия», 2005 - 288 с. 8. 10.
9. Новикова А.М. и др. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. Учебник для нач. проф. образования – М.: проф. обр. издат.,2001г. – 480с.