kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс "Эта удивительная химия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С чего начинается изучение химии? Очень часто с химических опытов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Эта удивительная химия"»

Мастер-класс по химии Здравствуйте, сегодня мне выпала возможность познакомить вас с увлекательной наукой химией. Но вначале я хотела бы напомнить вам о правилах поведения в кабинете химии и при работе с химическими реактивами. При проведении опытов нельзя ходить по классу, химические реактивы нельзя брать руками, если на кожу попала кислота, необходимо смыть её водой и обработать 2%-ым раствором соды. Надеюсь, что наше знакомство с химией пройдёт без происшествий.

C чего начинается увлечение людей химией – наукой, полной удивительных загадок, таинственных и непонятных явлений? Очень часто – с химических опытов, которые сопровождаются красочными эффектами и «чудесами», поэтому и мы начнём наше знакомство с опыта. В стаканчики, стоящие у вас на столах, необходимо бросить кристаллики из баночек и в конце нашего занятия мы посмотрим, что произойдёт.


Опыт «Морское дно»

Необходим химический стакан примерно на 200мл. Налить в стакан около 100мл водного раствора метасиликата натрия (канцелярский, или силикатный клей) и добавить около 60-70мл воды. Перемешать. Теперь внести в раствор кристаллики хлоридов различных металлов, и сразу каждый из них пускает "отросточек": вверх начинает двигаться пузырёк, оставляя за собой след, похожий на водоросль. Цвет водоросли зависит от того, хлорид какого металла вы погрузили в раствор.

    Вот некоторые цвета:
CoCl
2*6H2O - сначала розовые, потом синие;
NiCl
2*6H2O - зелёные;
FeCl
3*6H2O - буро-коричневые;
MnCl
2*4H2O - телесного цвета;
FeSO
4*7H2O - чёрно-зелёного;

   Кристаллик будто превращается в кустик.


«Чудеса» происходили всегда, тому есть множество исторических свидетельств.

Например, еще в доисторические времена, когда первобытные люди только научились добывать огонь, они не только грелись у костра и готовили пищу, но и любовались таинственными языками пламени. В одной из легенд Древней Греции говорится о хромоногом боге-кузнеце Гефесте: «И ударил по своей наковальне гигантским молотом черный от копоти и пыли бог Гефест, и проснулись вулканы на Земле...»

Химик тоже может стать «факиром», который способен на расстояния зажечь свечи, сделать огни цветными или искристыми, заставить вспыхнуть вулканы.

Вулкан Бёттгера.

Дихромат аммония (NH4)2Cr2O7 - оранжево-красное кристаллическое вещество. Насыпать на тарелку горку кристаллов, поднести к ней горящую лучинку. Горка станет увеличиваться и скоро примет внушительные размеры. Дихромат аммония самопроизвольно разлагается не только от зажженной лучинки или спички, но и от нагретой стеклянной палочки. При этом выделяется газообразный азот, пары воды, твердые частички раскаленного оксида хрома и большое количество теплоты. Идет внутримолекулярная окислительно-восстановительная реакция.


Вы видели эффектный опыт, но каким бы удивительным не было действо, это всегда химический процесс. Погружаясь в мир этой удивительной науки, я постараюсь вас научить простейшему действию, без которого никакая запись химического процесса не будет являться правильной – это расстановка коэффициентов в химических уравнениях. Уравнение химической реакции – это условная запись химического процесса, посредством химических знаков и символов. Для чего же нужны коэффициенты? Коэффициенты уравнивают количество атомов каждого элемента, ведь сколько атомов каждого элемента было до реакции, столько же должно остаться после ее завершения. Это было доказано экспериментально и сформулировано в законе сохранения массы веществ. Как видно из фрагмента, ни что не возникает из ничего и не исчезает в никуда… Научимся расставлять коэффициенты на примере реакции образования оксида фосфора (V). А теперь вернёмся к нашему вулкану и запишем уравнение химической реакции, которую мы наблюдали:

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 2H2O (давайте постараемся расставить коэффициенты в этом уравнении)


А теперь вспомнить ещё одно историческое свидетельство.

В одном из библейских преданий говорится, как пророк Моисей, исчерпав все иные аргументы в споре с фараоном, совершил чудо. Он бросил свой жезл к ногам фараона, и жезл превратился в извивающуюся змею... Много лет прошло, много воды утекло, но мы, химики ХXI в., тоже можем совершить нечто похожее на чудо, сотворенное Моисеем.


Опыт «Обугливание сахара»

   В химический стакан ёмкостью 150мл насыпьте 40гр растёртого в порошок сахара и слегка смочите его 3-4мл воды. Теперь в полученную массу добавьте 20-25мл концентрированной серной кислоты и размешайте смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимайте. Через несколько минут смесь потемнеет, температура повысится, и из стакана начнёт "вырастать" чёрная пенообразная масса.


Это пористый уголь, появление которого объясняется тем, что серная кислота забирает воду из сахара:

C12H22O11 = 12C + 11H2O (расставим коэффициенты в этом уравнении)


  Мы с вами вырастили очень красивые, разноцветные «водоросли». Пришло время проверить, сможете ли вы самостоятельно расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций.

  Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, которые происходили в ваших стаканчиках:

CoCl2 + Na2SiO3 = CoSiO3 + 2NaCl
NiCl2 + Na2SiO3 = NiSiO3 + 2NaCl

FeCl2 + Na2SiO3 = FeSiO3 + 2NaCl

Конец формы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер - класс "Эта удивительная химия"

Автор: Киревичева Наталья Владимировна

Дата: 30.09.2019

Номер свидетельства: 521371

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Неделя осени в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(37) "niedielia-osieni-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "113589"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1410533198"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Я Вам хочу сказать, Учитель.!"
    ["seo_title"] => string(28) "ia_vam_khochu_skazat_uchitel"
    ["file_id"] => string(6) "480376"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539275615"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "С любовью к Вам, Учитель!"
    ["seo_title"] => string(24) "s_liuboviu_k_vam_uchitel"
    ["file_id"] => string(6) "480379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1539276325"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Сценарий мероприятия "Вечер школьных друзей" "
    ["seo_title"] => string(53) "stsienarii-mieropriiatiia-viechier-shkol-nykh-druziei"
    ["file_id"] => string(6) "107985"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403524977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства