kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Химия в задачах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Химия является одной из областей естествознания. Она изучает процессы превращения, состав, строение, свойства и практическое использование веществ. Без химических знаний сегодня невозможно представить картину мира, так как окружaющий мир – это, прежде всего мир веществ, превращения которых составляют основу многих природных явлений.        

Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химия, являясь одним из компонентов обучения химии, успешно реализует основной дидактический принцип единства обучения, воспитания и развития.

При решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Являясь одним из звеньев в прочном, глубоком усвоении учебного материала, способствует происхождению в действии формирования законов, теорий и понятий, запоминания правил, формул, составления химических уравнений.

Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметнaя информация, что формирует понятие о единстве природы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Химия в задачах" »

Каирбекова Елена Николаевна

Учитель химии и биологии

КГУ «Средняя школа № 14 ст. Бесколь

с дошкольным миницентром»

Алматинская область, Алакольский район

Республика Казахстан







Программа предмета по выбору

«Химия в задачах»

8 класс

























Актуальность

  • В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидaктическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

  • Решение задач — это прaктическое применение теоретического материала, приложение научных знаний на практике.

  • Является одним из завершающих этапов в самом познании.

  • Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий.

  • Выполнение задач рaсширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей.

  • Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

  • Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует трудовому воспитанию школьников и их политехнической подготовке, выбору естественно - научного профиля обучения.

Пояснительная записка.

        Химия является одной из областей естествознания. Она изучает процессы превращения, состав, строение, свойства и практическое использование веществ. Без химических знаний сегодня невозможно представить картину мира, так как окружaющий мир – это, прежде всего мир веществ, превращения которых составляют основу многих природных явлений.

Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химия, являясь одним из компонентов обучения химии, успешно реализует основной дидактический принцип единства обучения, воспитания и развития.

При решении задач происходит уточнение и закрепление химических понятий о веществах и процессах, вырабатываются умения и навыки по использованию имеющихся знаний. Побуждая учеников повторять изученный материал, углублять и осмысливать его, химические задачи формируют систему конкретных представлений. Задачи, включающие определенные ситуации, становятся стимулом самостоятельной работы учащихся над учебным материалом.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Являясь одним из звеньев в прочном, глубоком усвоении учебного материала, способствует происхождению в действии формирования законов, теорий и понятий, запоминания правил, формул, составления химических уравнений.

Решение задач способствует воспитанию целеустремленности, развитию чувства ответственности, упорства и настойчивости в достижении цели. В процессе решения используется межпредметнaя информация, что формирует понятие о единстве природы.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

В ходе решения идет сложная мыслительная деятельность, которая определяет как содержательную сторону мышления (знание), так и действенную (операции действия). Теснейшее взаимодействие знаний и действий способствует формированию приемов мышления: суждений, умозаключений, доказательств.

При решении химических задач учащийся приобретает знания, которые можно условно разделить на два рода: знания, приобретенные при разборе текста задачи, и знания, без привлечения которых процесс решения невозможен (определения, понятия, основные законы и теории, физические и химические свойства веществ, их формулы, молярные массы, количество вещества, химические процессы, их уравнения реакций и т.д.)

Важна роль задач в организации поисковых, исследовательских ситуаций при изучении химии.

Задачи являются объективным методом контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера

Данная программа предназначена для учащихся 8 классов и рассчитана на 34 часа. Курс представлен в виде практикума, который позволит восполнить  пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

Данный курс полностью соответствует проекту образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии.

Главным назначением данного курса является:

-совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;

-сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Цели:

  • конкретизация  химических знаний по основным разделам предмета;

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

  • развитие учебно-коммуникативных умений.

  • воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;

  • развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;

  • обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.

  • обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путём расширения знаний, выходящих за рамки обязательной учебной программы.


Задачи:

  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно – следственные связи при решении задач.

  • Содействовать развитию умений применять знания в конкретных ситуациях.

  • Расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность;

  • Помочь учащимся получить реальный опыт решения нестандартных заданий.

  • Развивать учебно-коммуникативные умения.

  • Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.

Требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

Знать:

-способы решения различных типов задач;

-основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;

-стандартные алгоритмы решения задач.

Уметь:

-решать расчетные задачи различных типов;

-четко представлять сущность описанных в задаче процессов;

-видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

-работать самостоятельно и в группе;

-самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;

-владеть химической терминологией;

-пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

















Тематическое планирование

урока

Содержание

Кол-во

часов

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки

1

Введение Общие требования к решению и оформлению задач по химии Использование знаний физики и математики при решении задач по химии

1

Система задач в химии, их значение для изучения химии.

Классификация задач.

Расчетные химические задачи, их две стороны.

Анализ задачи, пути решения химической задачи.

Объяснять:

Распространение правил и законов математики и физики на другие науки.

Проводить:

Общепринятые обозначения физических единиц и их величин, их взаимосвязь


Раздел 1 Первоначальные химические понятия

14

Химический элемент, символы химических элементов. Атомы. Молекулы. Атомно-молекулярное учение. Химическая формула. Атомная и молекулярная массы. Массовые отношения Массовая доля элемента. Химическая формула: простейшая и истинная. Валентность.

Закон постоянства вещества; Вещества постоянного и переменного состава. Закон сохранения массы вещества. Понятие моль – краеугольное понятие в расчетном аппарате задач по химии.

Переходы типа «масса – количество», «объем – масса», «объем – количество» («вездесущий моль»).

Элементарные расчеты по химическим уравнениям. Молярная масса. Понятие пропорции, свойства членов пропорции, пропорциональные переменные (алгебра).

Последовательность действий при решении химических задач способом составления пропорций.

Коэффициент пропорциональности при решении химических задач.

Объяснять:

Атомно-молекулярное учение

Закон постоянства состава вещества

Закон сохранения массы вещества

Уравнения химических реакций различных типов.




Проводить:

вычисления

отношения масс элементов по химической формуле;

вычисления

массовой доли химического элемента в веществе; расчеты

на нахождение молекулярной формулы вещества по массовой доле элемента; Определять валентность элементов; составлять формулы по валентности;

Находить наименьшее общее кратное; расчеты

молекулярной массы; Вычисления количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции

2

Нахождение атомных и молекулярных масс

1



3

Нахождение отношения масс элементов по химической формуле сложного вещества

1



4

Нахождение химической формулы вещества по отношению масс элементов, входящих в состав данного вещества

1



5

Нахождение содержания массовых долей элементов в сложном веществе

1



6

Вывод формул по массовым долям элементов, входящим в его состав

1



7

Определение валентности элементов в соединениях, состоящих из двух элементов, вывод формул по валентности

1



8

Задачи на закон постоянства состава веществ

1



9

Задачи на закон сохранения массы вещества

1



10

Задачи на закон сохранения массы вещества

1



11

Вычисление количества вещества, соответствующего определенной массе вещества

1



12

Вычисление массы вещества по известному числу молей вещества

1



13

Вычисление числа атомов и молекул содержащихся в определенной массе вещества

1



14

Решение задач по химическим уравнениям

1



15

Решение задач по химическим уравнениям

1




Раздел 2 Расчеты, связанные с использованием плотностей и молярного объема газов

5

Объемные отношения газов в химических реакциях. Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях, массы (объема) газов по известному количеству вещества одного из участвующих в реакции, массы (объема), количества вещества продуктов реакции, Молярный объем газов. Число Авогадро. Относительная плотность газов.

Объяснять:

закон сохранения массы веществ при химических реакциях

Проводить:

вычисления

а) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции;

б) объема одного из продуктов по массе (объему) исходного вещества

16

Определение числа молекул по известной плотности вещества

1



17

Нахождение плотности и относительной плотности газа по химической формуле сложного вещества

1



18

Вычисление объема определенной массы газообразного вещества

1



19

Вычисление массы газообразного вещества

1



20

Вычисление массы газообразного вещества по уравнениям химических реакций

1




Раздел 3 Расчеты по термохимическим уравнениям

2

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Условия возникновения и прекращения горения

Проводить:

вычисления массы вещества по известному тепловому эффекту; вычисления теплового эффекта химических реакций

21

Вычисление количества поглощенной теплоты по известной массе

1



22

Нахождение массы вещества, если известно количество теплоты

1




Раздел 4 Массовая доля растворенного вещества

4

Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Концентрированные и разбавленные растворы. Массовая доля растворенного вещества. Нормальная и молярная концентрация растворов.

Проводить: вычисления

а) молекулярной массы вещества по химической формуле;

б) массовой доли растворенного вещества в растворе;

в) массовой доли хим. элемента в веществе;

г) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции;

д) массы одного из продуктов по массе исходного вещества

23

Вычисление массы растворенного вещества и растворителя

1



24

Вычисление массовой доли растворенного вещества

1



25

Вычисления, связанные с разбавлением растворов

1



26

Вычисление молярной концентрации растворов

1




Раздел 5 Степень окисления

8

Степень окисления. Восстановитель и окислитель. Окислительно -восстановительные реакции.

Объяснять:

Процессы окисления и восстановления

Уметь:

Определять степени окисления элементов в сложном и простом веществе. Расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях.

Проводить:

вычисления

а) молекулярной массы вещества по химической формуле;

б) массовой доли

растворенного вещества в растворе;

в) массовой доли хим. элемента в веществе;

г) количества вещества (массы) по количеству вещества (массе) одного из веществ, участвующих в реакции;

д) массы одного из продуктов по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;

е) массы одного из продуктов по массе раствора, содержащего определенную массовую долю одного из исходных веществ;

ж) массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

з) массовой доли (массы) химического соединения в смеси

27

Определение степени окисления

1



28

Составление окислительно - воссстановительных реакций

1



29

Составление окислительно - воссстановительных реакций

1



30

Задачи с экологическим содержанием

1



31

Задачи с экологическим содержанием

1



32

Решение задач разных типов

1



33

Решение задач разных типов

1



34

Решение задач разных типов

1





Литература:

  1. 500 задач по химии. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1977.

  2. Егоров А.С. Сaмоучитель по решению химических задач (для учащихся и абитуриентов). – Ростов н/Д.: издательство «Феникс», 2000.

  3. Хомченко И.Г. Сборник зaдач и упражнений по химии для средней школы. – М.: ООО «Издательство Живая Волна». ЗАО «Издательский дом ОНИКС», 2000.

  4. Кушнарев А.А. Экспресс-курс по неорганической химии с примерами, задaчами, реакциями. 8-9 классы. – М.: Школьная Пресса, 2002.

  5. Хомченко И.Г. Решение задaч по химии. – М.: ООО «Издательство Живая Волна», 2000.

  6. Шамова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и aлгоритмика решения. 2-е издание, дополненное. – М.: Школьная Пресса, 2003. /Химия в школе: Библиотека журнала, выпуск 10/.

  7. Буцкая Н.Н. К решению задач по химическим уравнениям. //Химия в школе, 1998, №5, стр.49-50/.

  8. Шишкин Е.А. Обобщение в процессе обучения решению задач. //Химия в школе, 2000, №5, стр.59/.

  9. Хрусталев А.Л., Хрусталев А.Ф. Секрет формул. //Химия и жизнь, 1975, №5, стр.76.

  10. Зяблов В. Введите метку. Химия и жизнь, 1976, №11, стр.101.

  11. Чуранов С.С. Тренировка с полной нагрузкой. Химия и жизнь, 1977, №5, стр.73.

  12. Сторопaтова С.Ф., Майзель В.В., Ильичева Г.Н., Юркъян О.В. Методика решения расчетных химических задач. //Химия в школе, 1998, №5, стр.60-6 Штремпер Г.И., Хохлева А.И. Методика решения расчетных задач по химии 8-11 кл. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998.

  13. Зоммер К. и др. Химия: Справочник школьника и студента. /К.Зоммер, М.Цеттлер; Пер. с нем. Под ред.проф.Р.А.Лидина. – М.: Дрофа, 1999.

  14. Хрусталев А.Ф. Если можно сократить условие задачи. //Химия в школе, 1997, №6, стр.47.

  15. Буцкaя Н.Н. К решению задач по химическим уравнениям. //Химия в школе, 1998, №5. стр.49.

  16. Бондaрь Д.Л., Горяев И.А. Трудная задача? Начнем по порядку…// Химия в школе, 1997, №1, стр
























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Химия в задачах"

Автор: Каирбекова Елена Николаевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока химии в 11 классе по теме "Основные законы общей химии" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-osnovnyie-zakony-obshchiei-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "116792"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412610763"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "рабочая программа по химии в 10 классе  (2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-10-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "110837"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406699422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа учебного практикума по химии (подготовка к ЕГЭ) "
    ["seo_title"] => string(62) "proghramma-uchiebnogho-praktikuma-po-khimii-podghotovka-k-iege"
    ["file_id"] => string(6) "107571"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403325032"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Занимательные опыты по химии "
    ["seo_title"] => string(31) "zanimatiel-nyie-opyty-po-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "126778"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415210802"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеклассное мероприятие по химии "Люблю химию""
    ["seo_title"] => string(49) "vnieklassnoiemieropriiatiiepokhimiiliubliukhimiiu"
    ["file_id"] => string(6) "304572"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457762013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства