Задачи для факультативных занятий и семинаров для учителей и учеников, представлены на семинаре для директоров области.Работа получила отличную оценку. На постоянно действующем семинаре для учителей химии и учеников, занимающихся п программе подготовки к олимпиадам. Рассмотрены разные способы решения одной задачи, показаны возможности оформления, проведено мини исследование по влиянию округления на результат.Данная работа вызвала интерес и у учеников и учителей.При решении задач применен метод моделирования решения и табличный метод, которые облегчают понимание решения .Многие методы придумывают ученики, это способствует развитию творческого мышления, глубокой логики, усиливают интерес к занятиям химией.У нас много задач , решенных методом моделирования и табличным, задачи с самопроверкой, многие ученики проходят материал углубленно, участвуя в олимпиадах высоких уровней и такие методички помогают в их самостоятельной работе, им составляются индивидуальные планы развития и выполнения заданий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изящное решение задач по химии »
Ищем оригинальные, изящные способы решения задач.
Автор: Львова Елена Михайловна, учитель – методист, высшая категория, отличник просвещения почетный работник образования Казахстана, почетный гражданин города Балхаш. Учитель химии и биологии стаж 48 лет, Закончила МГПУ им Ленина, Москва, имею награды не только Казахстана, но и химической Ассоциации России, Российской Академии Наук.
Более 40 лет я веду спецкурс по решению задач и подготовке олимпиадников. У меня более 10 призеров Всероссийских, Всесибирских, Всероссийских, Международных, Мировых олимпиад. Постоянно и я и мои ученики ищем новые методы решения, сами составляем задачи , решаем задачи с использованием Химического эксперимента. Учимся оформлять задачи в системе математического моделирования, что значительно сокращает время на запись решения.
Поиск альтернативных способов решения задач активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательную активность и творческое мышление, найденный удачный путь решения возвышает учащегося в собственных глазах, придает ему уверенность в своих силах.
Предлагаю вашему вниманию решение задач разными способами.
Задача 1. При пропускании паров воды через оксид кальция масса реакционной смеси увеличилась на 9,65%. Определите процентный состав полученной твердой смеси. РЕШЕНИЕ. 1.Запишем уравнения химической реакции: Са O + H2O = Са (OH)2
2.На основании анализа условия задачи следует, что: конечная смесь является твердым веществом и состоит из оксида и гидроксида кальция; вода прореагировала полностью и прирост массы реакционной смеси равен массе прореагировавшей воды.
или 39.2х/61.4х=0,6384, в %63,84 22,2 х//61,4х=0,3616, в %36,16%
Наше решение 2 способ.
СаO
H2O
= Са(OH)2
По уравнению
1 моль
1 моль
1 моль
Мг/моль
56
18
74
Изменение по М-18г/моль
Изменение по массе(согласно условию 0.536
Найдем изменение по количеству0.536/18=0.02878=0.03
Израсходовалось количество моль
0.03
0.03
0.03
значит
осталось
0.07
-
0.03
Масса г
0.07*56=3.92
-
0.03*74=2.22
Масса оставшейся смеси
3.92+2.22-6.14г
w
3.92/6.14-0.6384
1 -0.6384=0.3616
w%
63,84
36,16
ответ
63,84%
36,16 %
если округлить с большей точностью 0.029 , тогда масса оксида 0.071*56=3.976, масса гидроксида 0.029*74=2.146, масса смеси-6.122
w %=3,976/6,122=64,94 оксида , 35.05 гидроксида.
На занятиях спецкурса можно не акцентировать внимание на точность округления, в решении задач высшего уровня правила округления имеют большое значение.
Сравним данные в зависимости от точности округления
СаO
Са(OH)2
Количество израсходовалось
0.029
0.0288
осталось
0.071
0.0712
0.029
0.0288
Осталась масса
3.976
3.9872
2.146
2.1312
6.122
6.1184
W
W%
0.6494
64.94
0.6516
65.16%
0.3506
35.06
0.3483
34.83%
Погрешность при округлении
0.0034
0.34%
Погрешность в 1 методе
0.02
2%
Задача 2.После растворения смеси хлорида бария и сульфата натрия в воде, масса образовавшегося осадка оказалась в 3 раза меньше массы солей в фильтрате. Определите массовые доли солей в исходной смеси, если известно, что в фильтрате отсутствуют хлорид ионы.
*В журнале «Химия в школе», №5 за 2008 г. Е.И. Миренковой (Университет Смоленск) дано очень изящное альтернативное решение этой задачи.
Разные способы решения
После растворения смеси хлорида бария и сульфата натрия в воде масса осадка в 3 раза меньше, чем масса солей в фильтрате. Определить массовые доли солей в исходной смеси, если известно, что в фильтрате отсутствуют ионы бария(автор О.А.Архангельская МГУ )
Решение. Ионы бария связаны, их нет в фильтрате, значит сульфат натрия в избытке, хлорид натрия в растворе.(находятся в фильтрате)