kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изящное решение задач по химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи для факультативных занятий и семинаров для учителей и учеников, представлены на семинаре для директоров области.Работа получила отличную оценку. На постоянно действующем семинаре для учителей химии и учеников, занимающихся п программе подготовки к олимпиадам. Рассмотрены разные способы решения одной задачи, показаны возможности оформления, проведено мини исследование  по влиянию округления на результат.Данная работа вызвала интерес и у учеников и учителей.При решении задач применен метод моделирования решения и табличный метод, которые облегчают понимание решения .Многие методы придумывают ученики, это способствует развитию творческого мышления, глубокой логики, усиливают интерес к занятиям химией.У нас много задач , решенных методом моделирования и табличным, задачи с самопроверкой, многие ученики проходят материал углубленно, участвуя в олимпиадах высоких уровней и такие методички помогают в их самостоятельной работе, им составляются индивидуальные планы развития и выполнения заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изящное решение задач по химии »

Ищем оригинальные, изящные способы решения задач.

Автор: Львова Елена Михайловна, учитель – методист, высшая категория, отличник просвещения почетный работник образования Казахстана, почетный гражданин города Балхаш. Учитель химии и биологии стаж 48 лет, Закончила МГПУ им Ленина, Москва, имею награды не только Казахстана, но и химической Ассоциации России, Российской Академии Наук.

Более 40 лет я веду спецкурс по решению задач и подготовке олимпиадников. У меня более 10 призеров Всероссийских, Всесибирских, Всероссийских, Международных, Мировых олимпиад. Постоянно и я и мои ученики ищем новые методы решения, сами составляем задачи , решаем задачи с использованием Химического эксперимента. Учимся оформлять задачи в системе математического моделирования, что значительно сокращает время на запись решения.

Поиск альтернативных способов решения задач активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательную активность и творческое мышление, найденный удачный путь решения возвышает учащегося в собственных глазах, придает ему уверенность в своих силах.

Предлагаю вашему вниманию решение задач разными способами.


Задача 1. При пропускании паров воды через оксид кальция масса реакционной смеси увеличилась на 9,65%. Определите процентный состав полученной твердой смеси.
РЕШЕНИЕ.
1.Запишем уравнения химической реакции: 
Са O + H2O = Са (OH)2

2.На основании анализа условия задачи следует, что: конечная смесь является твердым веществом и состоит из оксида и гидроксида кальция; вода прореагировала полностью и прирост массы реакционной смеси равен массе прореагировавшей воды.

Са O + H2O = Са (OH)2

Проведем расчеты:  пусть исходное количество оксида кальция равна х моль, тогда:
m( H2Oпрореаг.) = (40+16)х 0,0965= 5,4х, 
( H2Oпрореаг..) = 5,4х/18 = 0,3х = ( СаO прореаг..) =( Са(OH)2, образов..
m(СаO оставш.) = 0,7х (40+16) = 39,2х, 
m(Са(OH)2, обрзов.) = (40+32+2).0,3х = 22,2х, 
m(смеси) = 61,4х
w(СаO) = 3920х/ 61,4х = 63,84% w(Са(OH)2) = 2220х/61,4х = 36,16%
Ответ: w(СаO) = 63,84% w(Са(OH)2) = 36,16%

или 39.2х/61.4х=0,6384, в %63,84 22,2 х//61,4х=0,3616, в %36,16%




Наше решение
2 способ.


СаO

H2O

= Са(OH)2



По уравнению

1 моль

1 моль

1 моль


Мг/моль

56

18

74

Изменение по М-18г/моль





Изменение по массе(согласно условию 0.536





Найдем изменение по количеству0.536/18=0.02878=0.03

Израсходовалось количество моль

0.03

0.03

0.03

значит

осталось

0.07

-

0.03


Масса г

0.07*56=3.92

-

0.03*74=2.22


Масса оставшейся смеси




3.92+2.22-6.14г

w

3.92/6.14-0.6384


1 -0.6384=0.3616


w%

63,84


36,16


ответ

63,84%


36,16 %


если округлить с большей точностью 0.029 , тогда масса оксида 0.071*56=3.976, масса гидроксида 0.029*74=2.146, масса смеси-6.122

w %=3,976/6,122=64,94 оксида , 35.05 гидроксида.

На занятиях спецкурса можно не акцентировать внимание на точность округления, в решении задач высшего уровня правила округления имеют большое значение.


Сравним данные в зависимости от точности округления



СаO

Са(OH)2


Количество израсходовалось

0.029

0.0288





осталось

0.071

0.0712

0.029

0.0288



Осталась масса

3.976

3.9872

2.146

2.1312

6.122

6.1184

W

W%

0.6494

64.94

0.6516

65.16%

0.3506

35.06

0.3483

34.83%



Погрешность при округлении

0.0034

0.34%






Погрешность в 1 методе

0.02

2%







Задача 2. После растворения смеси хлорида бария и сульфата натрия в воде, масса образовавшегося осадка оказалась в 3 раза меньше массы солей в фильтрате. Определите массовые доли солей в исходной смеси, если известно, что в фильтрате отсутствуют хлорид ионы.

РЕШЕНИЕ( с применением моделирования): 


Молярная масса


142


208


233


58,5




Na2SO+


BaCl


= BaSO4


+ 2NaCl


Было, моль


х


y


0


0


Прореагировало, моль


y


y






Осталось/Образовалось, моль


x–y


0


y


2y



233.3y = 142x–142y + 117y;

699y = 142x – 142y + 117y

724y = 142x

y =0,2x

m исх .см. = 142x + 0,2.208x = 142x + 41,6x = 183,6x

 ω(Na2SO4) = 14200x/183,6x = 77,3% ω(BaCl2) = 4160x /183,6x = 22,7%

Ответ: ω(Na2SO4) = 77,3% ω(BaCl2) = 22,7%


*В журнале «Химия в школе», №5 за 2008 г. Е.И. Миренковой (Университет Смоленск) дано очень изящное альтернативное решение этой задачи.

Разные способы решения

После растворения смеси хлорида бария и сульфата натрия в воде масса осадка в 3 раза меньше, чем масса солей в фильтрате. Определить массовые доли солей в исходной смеси, если известно, что в фильтрате отсутствуют ионы бария(автор О.А.Архангельская МГУ )

Решение. Ионы бария связаны, их нет в фильтрате, значит сульфат натрия в избытке, хлорид натрия в растворе.(находятся в фильтрате)

BaCI2 + Na2SO4= BaSO4+ 2 NaCl
Мг/моль 208 142 233 58.5

Способ 1

Пусть масса исходной смеси 100 г

Количество хлорида бария Хмоль, сульфата натрия У моль

208 Х+142У=100( 1 уравнение)

Масса осадка 233 Х, в фильтрате хлорид натрия 58.5*2Х, избыток сульфата натрия 142(У-Х)

3*233Х-58.5*2Х+142(У-Х) второе уравнение

Решаем, Х=0.107Моль

Тогда масса хлорида бария=0.107 моль*208 г/моль=22.3 г.

W=22.3 %,тогда w сульфата натрия =77.7 %

2 способ

Пусть осадка 1 моль, масса сульфата бария 233г, тогда в растворе хлорида натрия 2моль, масса 58.5*2=117 г, общая масса солей в растворе 699г(233*3)

Масса хлорида бария 208, сульфата натрия 142 г, суммарная масса сульфата натрия 582+142=724г, общая масса исходных солей =724+208=932 г,

тогда W хлорида бария=208/932=0.223 или 22.3 %

3 способ
масса исходной смеси Х, тогда масса сульфата бария =Х/4

Количество хлорида бария =количеству сульфата бария=Х/(4*233)

Следовательно: W хлорида бария =208х/(4*233Х)=0.233 или 22.3 %

4 способ

Масса исходной смеси 100г, образовалось Х моль сульфата бария.

Масса сульфата бария 233Х.поусловию задачи 3*233 Х=100-233Х, откуда следует Х=0.107 моль.

Масса хлорида бария =208*0.107=22.3 г.W хлорида бария =22.3 %

5 способ

Пусть хлорида бария 1 моль, сульфата натрия а моль








уравнение

Na2SO4 +

BaCl

= BaSO4↓

+ 2NaCl



Молярная масса

г/моль

142

208

233

58.5


Было, количество

моль

а

1

0

0


Прореагировало, моль

1

1





Осталось/Образовалось, моль

а -1

0

1

2


Осталось/Образовалось,масса в г

142(а -1)

0

233

117



масса оставшегося раствора =(массе исходного раствора –массу осадка) масса раствора =

233*3=142а-142+117=699, отсюда а=5.09(моль)и решать по количеству, можно найти массу сульфата натрия в исходном растворе

899-117+142=724, т.е 142а=724

Масса исходного раствора (208+724), тогда w=208/208+724=0.223 или 22.3 %, значит сульфата натрия 77.7 %



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изящное решение задач по химии

Автор: Львова Елена Михайловна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162608

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Сценарий праздника "Окончание начальной школы" "
    ["seo_title"] => string(50) "stsienarii-prazdnika-okonchaniie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "232029"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442730591"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства