kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа: "Конверт Пирсона"

Нажмите, чтобы узнать подробности

( 1 слайд).

В лабораторной практике и при решении олимпиадных задач приходится встречаться со случаями приготовления растворов с определенной массовой долей растворенного вещества, смешением двух растворов разной концентрации или разбавлением крепкого раствора водой. В некоторых случаях можно провести достаточно сложный арифметический расчет. Однако это малопродуктивно. Чаще для этого лучше применить правило смешения (диагональную модель «конверта Пирсона», или, что то же самое, правило креста). Но данный способ решения задач исключен из школьной программы по химии.

(2 слайд)

Актуальность исследования обусловлена тем, что при подготовке к олимпиадам, и успешной сдачи ГИА, ЕГЭ школьникам необходимы знания, которые выходят за рамки школьной программы.

(3 слайд)

Цель работы: научиться решать задачи методом «Конверта Пирсона».

(4 слайд)

Задачи:

  1. найти методику решения  задач методом «Конверта Пирсона»;
  2. выбрать задачи.
  3. практически применить знания по решению таких задач.

(5 слайд)

Методы исследования:

  1. Поиск информации
  2. Анализ задач

(6 слайд).

Немного о Пирсоне.

Карл Пирсон родился  27 марта 1857года в Лондоне, умер 27 апреля 1936, там же.

английский математик, статистик, биолог и

философ; основатель математической статистики,

один из основоположников биометрики.

 Автор свыше 650 опубликованных научных работ.

(7 слайд)

Рассмотрим методику решения задач «Конверт Пирсона»

Допустим, нужно приготовить раствор определенной концентрацией, имея в расположении два раствора с более высокой и менее высокой концентрацией, чем нужно нам. Тогда, если обозначить массу первого раствора через m1, а второго – через m2, то при смешивании общая масса смеси будет слагаться из суммы этих масс. Пусть массовая доля растворенного вещества в первом растворе – ω1, во втором – ω2, а в их смеси – ω3. Тогда общая масса растворенного вещества в смеси будет слагаться из масс растворенного вещества в исходных растворах:

m 1ω1 +  m2ω2 = ω3(m1 + m2).

            Отсюда

m1(ω1 – ω3)= m2(ω3 – ω2).

            Видно, что отношение массы первого раствора к массе второго раствора есть отношение разности массовых долей растворенного вещества в смеси и во втором растворе к разности соответствующих величин в первом растворе и в смеси.

(8 слайд)

При расчетах записывают одну над другой массовые доли растворенного вещества в исходных растворах, справа между ними – его массовую долю в растворе, который нужно приготовить, и вычитают по диагонали из большего меньшее значение. Разности их вычитаний показывают массовые доли для первого и второго растворов, необходимые для приготовления нужного раствора. 

ω1                             ω3 – ω2

                                                                                                                                                                        массовые доли первого

                                                                                                ω3                                                                       и второго растворов

ω2                             ω1 – ω3

(9 слайд)

Для пояснения этого правила решим следующие задачи:

1.К 15 г 10% раствора соли добавили5% раствор

соли и получили 8% раствор. Какое количество

граммов 5%-го раствора добавили?

Для начала решим эту задачу обычным арифметически способом и сравним со способом решения по правилу креста.

(10 слайд)

Возьмем за х массу 5% раствора,

10% раствор весит 15г, тогда 8% раствор весит 15+х

Переведем массовые доли в части:

5% - 0,05;           10% - 0,1;       8% - 0,08

Составим уравнение:

0,05х + 15• 0,1 = (15 + х) • 0,08

0,05х + 1,5 = 1,2+ 0,08х

0,05х-0,08х = 1,2-1,5

-0,03х=-0,3

Х=10

Ответ: необходимо добавить 10г 5% раствора, чтобы получить 8% раствор

(11 слайд)

А теперь решим данную задачу правилом креста.

Запишем массовые доли исходных растворов  друг под другом, а справа между ними массовую долю полученного раствора. По диагонали вычтем из большего числа меньшее, получаем число частей необходимых для приготовления раствора.

По первому раствору найдем массу одной части: 15г / 3 = 5г – масса 1 части 

Теперь умножим массу одной части на 2 части 5% раствора и получим массу этого раствора: 2 ? 5г = 10г

Ответ: необходимо добавить 10г 5% раствора,

 чтобы получить 8% раствор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Конверт Пирсона" »

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Жирновска Жирновского муниципального района Волгоградской области  Тема: «Конверт Пирсона»   Сергеева Анна, ученица 8 класса учитель: Шабанова Ольга Александровна Жирновск, 2014

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

города Жирновска Жирновского муниципального района Волгоградской области

Тема: «Конверт Пирсона»

 

Сергеева Анна,

ученица 8 класса

учитель:

Шабанова Ольга Александровна

Жирновск, 2014

Актуальность исследования обусловлена  тем, что при подготовке к олимпиадам и  успешной сдачи ГИА и ЕГЭ, школьникам необходимы знания, которые выходят за рамки школьной программы

Актуальность исследования обусловлена

тем, что при подготовке к олимпиадам и

успешной сдачи ГИА и ЕГЭ, школьникам

необходимы знания, которые выходят за

рамки школьной программы

Цель работы: научится решать задачи  методом «Конверта Пирсона»

Цель работы: научится решать задачи

методом «Конверта Пирсона»

Задачи: 1. Найти методику решения задач  методом «Конверта Пирсона»; 2. Выбрать задачи; 3. Применить знания  для решения таких задач, убедиться  в их продуктивности

Задачи:

1. Найти методику решения задач

методом «Конверта Пирсона»;

2. Выбрать задачи;

3. Применить знания

для решения таких задач, убедиться

в их продуктивности

Методы исследования: 1. Поиск информации 2. Анализ задач

Методы исследования:

1. Поиск информации

2. Анализ задач

Карл Пирсон (27 марта 1857, Лондон — 27 апреля 1936, там же). английский математик, статистик, биолог и философ; основатель математической  статистики, один из основоположников  биометрики.  Автор свыше 650 опубликованных научных работ.

Карл Пирсон

(27 марта 1857, Лондон —

27 апреля 1936, там же).

английский математик,

статистик, биолог и

философ;

основатель математической

статистики, один из

основоположников

биометрики.

Автор свыше 650 опубликованных

научных работ.

Методика решения задач «Конвертом Пирсона» m 1  - масса первого раствора m 2  - масса второго раствора m 1 + m 2  = общая масса смеси массовая доля растворенного вещества в первом растворе – ω 1 во втором – ω 2 , а в их смеси – ω 3 m 1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3 (m 1 + m 2 ) - общая масса растворенного вещества в смеси Отсюда : m 1 (ω 1 – ω 3 )= m 2 (ω 3 – ω 2 )

Методика решения задач «Конвертом Пирсона»

m 1 - масса первого раствора

m 2 - масса второго раствора

m 1 + m 2 = общая масса смеси

массовая доля растворенного вещества в первом растворе – ω 1

во втором – ω 2 , а в их смеси – ω 3

m 1 ω 1 + m 2 ω 2 = ω 3 (m 1 + m 2 ) - общая масса растворенного

вещества в смеси

Отсюда :

m 1 (ω 1 – ω 3 )= m 2 (ω 3 – ω 2 )

«Конверт Пирсона» ω 1 ω 3 – ω 2 Массовые доли первого Раствора (части) ω 3 Массовые доли второго  раствора (части) ω 2 ω 1 – ω 3

«Конверт Пирсона»

ω 1

ω 3 – ω 2

Массовые доли первого

Раствора (части)

ω 3

Массовые доли второго

раствора (части)

ω 2

ω 1 – ω 3

1. К 15 г 10% раствора соли добавили5% раствор соли и получили 8% раствор. Какое количество граммов 5%-го раствора добавили?

1. К 15 г 10% раствора соли добавили5% раствор

соли и получили 8% раствор. Какое количество

граммов 5%-го раствора добавили?

Х – масса взятого 5% раствора 15г – 10% раствора, тогда 15+х=8% раствора 5% - 0,05; 10% - 0,1; 8% - 0,08 0,05х + 15• 0,1 = (15 + х) • 0,08 0,05х + 1,5 = 1,2+ 0,08х 0,05х-0,08х = 1,2-1,5 -0,03х=-0,3 Х=10 m 2 (соли)= 10г Ответ: необходимо добавить 10г 5% раствора к 15г 10%, чтобы получить 8% раствор Дано: m 1 (р-ра) = 15г. ω 1 (соли) = 10% ω 2 (соли) = 5% ω 3 (соли) = 8% ______________ m 2 (соли) - ?

Х – масса взятого 5% раствора

15г – 10% раствора, тогда

15+х=8% раствора

5% - 0,05; 10% - 0,1; 8% - 0,08

0,05х + 15• 0,1 = (15 + х) • 0,08

0,05х + 1,5 = 1,2+ 0,08х

0,05х-0,08х = 1,2-1,5

-0,03х=-0,3

Х=10

m 2 (соли)= 10г

Ответ: необходимо добавить 10г 5% раствора к 15г

10%, чтобы получить 8% раствор

Дано:

m 1 (р-ра) = 15г.

ω 1 (соли) = 10%

ω 2 (соли) = 5%

ω 3 (соли) = 8%

______________

m 2 (соли) - ?

Решение методом «Конверта Пирсона» 3% Дано: 10%  m 1 (р-ра) = 15г ω 1 (соли) = 10% 5% ω 2 (соли) = 5% ω 3 (соли) = 8% 15г / 3 = 5г – масса 1 части ______________ 2 ∙ 5г = 10г m 2 (соли) - ? m 2 (р-ра) = 10г  8% 2% Ответ: необходимо добавить 10г 5% раствора к 15 г 10%, чтобы получить 8% раствор

Решение методом «Конверта Пирсона»

3%

Дано: 10%

m 1 (р-ра) = 15г

ω 1 (соли) = 10% 5%

ω 2 (соли) = 5%

ω 3 (соли) = 8% 15г / 3 = 5г – масса 1 части

______________ 2 ∙ 5г = 10г

m 2 (соли) - ? m 2 (р-ра) = 10г

8%

2%

Ответ: необходимо добавить 10г 5% раствора

к 15 г 10%, чтобы получить 8% раствор

2. Сколько воды нужно добавить к 250 г. раствора соли для понижения его концентрации с 45% до 10%?

2. Сколько воды нужно добавить к 250 г. раствора соли для понижения его концентрации с 45% до 10%?

Дано: 45% (10%-0%)=10% ω 1 = 45%, 10% ω 3  = 10%, 0% (45%-10%)=35% m 1 = 250 г 250г/10 = 25г – масса 1 части ____________ 25г ∙ 35 = 875г m(воды)- ? m  (воды) = 875г  Ответ: необходимо добавить  875г воды к 250г 45% раствора соли для понижения его концентрации до 10%

Дано: 45% (10%-0%)=10%

ω 1 = 45%, 10%

ω 3 = 10%, 0% (45%-10%)=35%

m 1 = 250 г 250г/10 = 25г – масса 1 части

____________ 25г ∙ 35 = 875г

m(воды)- ? m (воды) = 875г

Ответ: необходимо добавить

875г воды к 250г 45%

раствора соли для понижения

его концентрации до 10%

3. Сколько сухой соли нужно добавить к 250 г раствора 10%-й концентрации для ее увеличения до 45%?

3. Сколько сухой соли нужно добавить к 250 г раствора 10%-й концентрации для ее увеличения до 45%?

Дано: 10% (100%-45%)=55%  ω 1 = 10% 45%  m 1 = 250 г 100% (45%-10%)=35%  ω 3 = 45% 250г/55 = 4,5г – масса 1 части ____________ 4,5г ∙ 35 = 158 г m (соли) - ? m (соли) = 158г  Ответ: необходимо добавить  158г соли к 250г 10% раствора для его увеличения до 45%

Дано: 10% (100%-45%)=55% ω 1 = 10% 45% m 1 = 250 г 100% (45%-10%)=35% ω 3 = 45% 250г/55 = 4,5г – масса 1 части

____________ 4,5г ∙ 35 = 158 г

m (соли) - ? m (соли) = 158г

Ответ: необходимо добавить

158г соли к 250г 10%

раствора для его увеличения до 45%

Выводы: 1. Нашли методику решения задач  методом «Конверта Пирсона»; 2. Выбрали задачи; 3. Применили знания для  решения таких задач, убедились  в продуктивности данного метода.

Выводы:

1. Нашли методику решения задач

методом «Конверта Пирсона»;

2. Выбрали задачи;

3. Применили знания для

решения таких задач, убедились

в продуктивности данного метода.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Исследовательская работа: "Конверт Пирсона"

Автор: Шабанова Ольга Александровна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(93) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "262201"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292625"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "262202"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292631"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "интегрированный урок математика и химия «Решение задач на растворы и сплавы» 11 класс"
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-i-khimiia-rieshieniie-zadach-na-rastvory-i-splavy-11-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "262203"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449292638"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства