kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Исследовательская деятельность учащихся при изучении химии во внеурочное время...».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждое время выдвигает свои требования к образованию. Взятый Россией курс на инновационное развитие ставит в качестве приоритетной задачу модернизации образования как основу формирования интеллектуального капитала нации.  Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Исследовательская деятельность учащихся при изучении химии во внеурочное время...». »

«Исследовательская деятельность учащихся при изучении химии во внеурочное время как необходимое условие для творческой самореализации и повышение качества образования».

Гаврик Анна Львовна

г. Майкоп,МБОУ «СОШ №7»

преподаватель химии I категории


Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и запомню

Вовлеки меня и я научусь.

Китайская мудрость


Каждое время выдвигает свои требования к образованию. Взятый Россией курс на инновационное развитие ставит в качестве приоритетной задачу модернизации образования как основу формирования интеллектуального капитала нации. Стратегическая цель государственной политики в области образования сегодня – повышение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества. Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой встает задача подготовки выпускников соответствующей запросам общества: способных грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы, предлагать способы решения проблемы, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами решения и т. д.), коммуникативных, умеющих работать в группе.

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения этой задачи. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность.

Инновации, вызванные кризисом образования, и являются реакцией на него, призваны предложить способы решения накопившихся проблем. Можно выделить и конкретные противоречия, которые присущи отечественному образованию и до настоящего времени не только не разрешены, но и обостряются. Это противоречия между:

  • стандартизированным обучением всех учащихся и индивидуальными способностями и интересами;

  • бурным развитием науки и реальными познавательными возможностями учащихся;

  • тенденциями к специализации обучения и задачей разностороннего развития личности;

  • господствующим в школе репродуктивным обучением и потребностью общества в людях с развитыми творческими способностями.

В инновационном обучении все несколько сложнее, чем в традиционном. Идет поиск инструментария учебно-исследовательской деятельности и форм ее организации, изучение ролевого и имитационного моделирования, которое направлено на формирование творческого и критического мышления и формирование компетенции.

Итак, инновации с одной стороны – необходимость, а с другой – зона риска из-за отсутствия критериев их оценки. Смысл инноваций: с одной стороны, как способ формирования позиции образования, как социальной практики и ее позиционирование относительно других социальных практик, а с другой стороны, как способ изменения ценностно-смыслового назначения образования и превращение его в технологию формирования личности нового типа. Последняя цель вполне укладывается в рамки инновационного обучения. В практике педагогической инноватики, по крайней мере, в России, пока сосуществуют два этих не имеющих ничего общего подхода. Первый направлен в прошлое и является реакцией на выявленные в ходе развития проблемы, а второй устремлен в будущее, к поиску точек роста.

Это возможно при использовании новых образовательных и информационных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик - предметно-информационная среда – учитель.

Одна из таких технологий метод проектов. В его основе лежит развитие критического мышления учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

При работе над проектом учитель помогает учащимся подобрать информацию, выбрать визуальную форму подачи материала, определить логику его изложения. Он является координатором, но первоначальную идею предлагает учащийся. Подобный вид деятельности приводит к повышению уровня учебной мотивации, способствует развитию познавательного интереса к химии, позволяет учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.

По утверждению ряда исследователей, в настоящее время человечество находится в состоянии системного кризиса. Одна из причин этого кризиса состоит в том, что в этических учениях прошлого предполагалось, что при любой деятельности человека природные системы остаются неизменными: действие, направленное на человеческий мир должны оставаться этически нейтральными. Антропогенное загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, рост населения планеты привели к внедрению в сферу нравственных отношений человек – человек нового типа отношений человек – природа.

В данных условиях состояния общества актуализируется такое понятие как компетенция. Это связано с его системно-практическими функциями и интеграционной межпредметной ролью в образовании. При этом формирование компетенции предполагает не только усвоение знаний и развития умений, но и выработку способности извлекать на основе усвоенного материала новые знания из лавинообразно нарастающих объемов различных потоков информации и сознательно их использовать. Человек не должен относиться к природе, как к чему-то неизменному: необходимо оценивать свои действия, просчитывать последствия вмешательства в природу.

Компетентный человек должен не только знать и уметь, но и выражать свое личное отношение к объектам окружающего мира, в том числе и к природным системам преломленное через призму социальных норм и ценностей. В связи с этим следует структурировать учебные дисциплины на основе компетентностного подхода. Но при этом возникает проблема разработки соответствующих методических приемов и отбора содержания в учебных дисциплинах.

Например, для формирования межпредметной компетенции “Применение полученных знаний, умений и навыков для осознанного соблюдения правил экологического поведения” необходимо определить возможные объекты, методы формирования личностную и социальную составляющие компетенции в тех учебных дисциплинах, в которых данная компетенция реализуется. В данном случае следует разрабатывать отдельные задания на межпредметной основе, а также межпредметные интегрированные учебные мероприятия.

К курсу общей и неорганической химии для старших классов может быть предложен курс практических занятий на основе обобщающего химического эксперимента экологической направленности. Он выполняет следующие функции:

  • Эвристическую, связанную с установлением новых фактов, формирующих экологические понятия;

  • Мотивационную, (стимулирует активную познавательную деятельность);

  • Обобщающую (умение делать различного рода обобщения);

  • Исследовательскую (развитие умений по конструированию экспериментальной установки, анализу и синтезу веществ, освоение доступных для общеобразовательной школы научно-исследовательской деятельности);

  • Контрольно-коррекционную (диагностированную учителем хода и результатов процесса обучения, преодоление трудностей в усвоении теоретического материала, внесение необходимых поправок в формировании экспериментальных умений).

Предложенный курс занятий помогает выстроить систему эколого-краеведческого образования и воспитания учащихся на всех этапах обучения включает три ступени.


Первую ступень составляют работы, объединенные общей целью – дать учащимся более глубокие химико-экологические знания, сформировать у них умения обозначать, сравнивать, анализировать, обобщать, оценивать основные идеи исследуемой экологической проблемы, в частности регионального характера, на теоретическом уровне, проводить экспериментальную проверку выдвинутых гипотез.

Вторая и третья ступени – осуществление экологического мониторинга. Учащиеся подбирают информацию о состоянии окружающей природной среды, моделируют различные объекты окружающей среды, анализируют результаты наблюдений и прогнозируют экологическую ситуацию. Результаты такой деятельности могут стать хорошей мотивационной основой для получения учащимися знаний по предметам естественнонаучного цикла и формирования экологически разумного поведения.

Предложенный курс занятий объединен общими целями и задачами:

  1. Образовательные:

    • формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления уч-ся и гуманистической направленности обучения;

    • теоретическое и практическое обучение учащихся основам исследовательской деятельности в лабораторных и полевых условиях;

    • обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.


  1. Развивающие:

  • личностное развитие школьников;

  • развитие познавательных интересов учащихся в области экологии и мотивации к исследованию экологических проблем региона на основе экологических знаний.


  1. Воспитательные:

  • совершенствование нравственных основ культуры учащихся;

  • воспитание бережного отношения к природе родного края;

вовлечение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.

Примером может служить интегрированный урок – конференция по теме: “На перекрестке трех наук – биологии, химии и физике” (10-11 класс); интегрированный обобщающий семинар по теме: «Кислород»; аналитический семинар «Вода в природе и в жизни человека»; внеурочное мероприятие в рамках «Недели химии» под названием «Автомобиль и природная среда» или разработка внеурочного комплекса занятий – путешествий в рамках формирования компетенции “Применение полученных знаний, умений и навыков для осознанного соблюдения правил экологического поведения”. Обоснование этому - отсутствие профильного класса, при актуальности экологического образования учащихся.

На основании внеурочного комплекса занятий – путешествий в рамках формирования компетенции “Применение полученных знаний, умений и навыков для осознанного соблюдения правил экологического поведения”, учащаяся 8 класса Тростина Наталья выбрала тему: «Загрязнение атмосферного воздуха в РА» и работала над ней в течение двух лет. Работа была представлена на XX городской научно-практической конференции учащихся по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы в секции общая экология и заняла там почетное 3-е место.

В работе нашли отражение следующие вопросы:

  • Федеральный закон об охране атмосферного воздуха;

  • Состав атмосферы;

  • Основные загрязнители атмосферы;

  • Источники загрязнения;

  • Основные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух на территории РА;

  • Качество атмосферного воздуха на территории РА;

  • Экологический контроль за состоянием атмосферного воздуха.

а) государственный экологический надзор;

б) производственный экологический контроль;

  • Методы анализа выбросов;

  • Приборы и оборудование

  • Литература;

  • Приложение (схемы, таблицы, графики).

В работе были использованы следующие виды деятельности уч-ся:

1) Репродуктивный (работа с литературой; практическая деятельность).

2) Частично-поисковый (поиск и выбор материала, систематизация; проведение мониторинга).

3) Творческий (написание доклада, анализ, сравнение фактов; нахождение проблемы, разработка плана исследования; пути решения проблем).

Благодаря работе над этой темой мы поняли, что попытки отдельных людей, обеспокоенных бездумным отношением человечества к своей естественной среде обитания, не могут изменить ситуацию, которая ведет человечество в тупик.

Выход из этого тупика один – экологизация общественного сознания, переоценка ценностей и поиск путей гармоничного развития общества на длительном отрезке времени. Эколого-правовое воспитание подрастающего поколения не терпит отлагательства. В реальном времени, основываясь на итогах нашей исследовательской работы, рекомендуем:

- использовать данные исследовательской работы для подготовки внеклассных мероприятий при изучении курса общей химии.

- региональный компонент (на уроках по теме: «Охрана окружающей среды», «Кислород», «Воздух» т.д.).

- формировать личностную компетентность в данной области исследования.

- популяризировать самостоятельную интеллектуально - творческую деятельность уч-ся (участие в научно-практических конференциях, дискуссиях).

- привлечение общественного внимания к вопросам поддержки и поощрения их исследований.

- привлекать молодежь и студентов города к участию в экологических марафонах:

  1. Озеленим улицы любимого города!

  2. Нет стихийным свалкам!

  3. Зеленый патруль.

  4. Чистота - залог здоровья!

  5. Чистый воздух – здоровые легкие!

В качестве организационных форм элективной дифференциации выступают курсы по выбору (в том числе факультативы, кружки, элективные курса), исследовательская, творческая, проектная деятельность обучающихся, как компонент предпрофильной подготовки. Цель – продолжать развивать интересы и склонности учащихся, а в контексте предпрофильной подготовки (9 класс) – содействовать профилю дальнейшего обучения. Элективный курс в 9-х классах я вела два года «Химия в быту» - 17 часов. Благодаря этому курсу, многие учащиеся увлеченно занимаются исследовательской деятельностью в различных областях. Именно она несет в себе потенциал формирования готовности школьника к самореализации, умение осуществлять выбор не только в рамках учебной деятельности, но и в дальнейшей жизни. С помощью элективной дифференциации школа может решить проблемы мотивации учащихся и личностно-ориентированного обучения с построением индивидуальной образовательной траектории. Примером может служить презентация учащейся 9 класса Сердцовой Майи «Средства по уходу за волосами. Краска на службе моды». Ее работа также была показана на внеклассных мероприятиях в рамках «Недели химии» для старших классов и была в дальнейшем представлена на XXI республиканской научно-практической конференции обучающихся по исследовательской работе в области биологии, экологии и охраны природы, где получила диплом III степени.

Главный результат, к которому должна привести модернизация образования – готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Участие и непосредственная самостоятельная исследовательская работа позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и минимизировать отрицательные проявления подросткового кризиса.

Если школа не предложит подростку способов реализации его чувства взрослости, оно может проявиться в виде рискованного поведения, уверенности в несправедливости и необъективности взрослых. Именно работа в исследовательском проекте позволяет проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать продукт (презентацию), которым смогут воспользоваться другие (на творческом предметном вечере, предметной неделе, внеклассном мероприятии). Следует также отметить, что творчество и креативность, способствует развитию адаптивности учащихся, позволяет отойти от шаблонов и стереотипов привычного восприятия, овладевать новыми стратегиями деятельности. При реализации индивидуально-дифференцированного подхода, учитель учитывает не только особенности интеллекта, но и психомоторики и степени тревожности ученика, а это основополагающий фактор создания организационных форм здоровьесбережения.

«Здоровье – это не все, но без здоровья все ничто!»

Сократ

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Задача учителя в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Творческий характер обучения - крайне необходимое условие здоровьесбережения.

Нельзя не заметить, что содержание нашего образования всегда включало и включает много избыточных знаний, с обывательской точки зрения кажущихся ненужными. Но именно эти кажущиеся лишними и избыточными знания делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Они указывают на то, что мир сложен, многослоен и мало нами изучен, на то, что человеку опасно пребывать в наивной уверенности в том, что он может проектировать жизнь, ему следует быть готовым к непредвиденному развитию событий, к творчеству.

Наша культура призывает человека не бояться нового и неожиданного, не прятаться от творчества в убежищах проектирования, а на вызов нашего динамичного времени призвано ответить непроектное обучение, а то, что сейчас именуют исследовательским обучением.



Список литературы


  1. Гудерман А.Н. Загрязнение воздушной среды. – М.: 1986.

  2. Журнал «Химия в школе» № 4, № 6, № 7, № 9 2006г.

  3. Журнал «Химия в школе» № 4, № 7 2007г.

  4. Журнал «Химия в школе» № 6 2008г.

  5. Ливчак И.С.; Воронов Ю.В. «Охрана окружающей среды». М.: 2001.

  6. Научно-практический журнал «Экология производства» 12. 2005г.,

02. 2006г., 01. 2007г., 03. 2007г., 04. 2007г..

  1. Программа по естествознанию – М.: Дрофа, 2001.

  2. Смирнов Н. К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М.: Академия. 2002.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Исследовательская деятельность учащихся при изучении химии во внеурочное время...».

Автор: Гаврик Анна Львовна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235357

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Организация исследовательской деятельности обучающихся  на уроках биологии и химии "
    ["seo_title"] => string(99) "orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-biologhii-i-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "193526"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427646112"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Формы работы с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(34) "formy-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "138232"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417516844"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Проведение экспериментов в области нанотехнологий на уроках физики как способ мотивации учащихся к работе в области инновационных технологий. "
    ["seo_title"] => string(162) "proviedieniie-ekspierimientov-v-oblasti-nanotiekhnologhii-na-urokakh-fiziki-kak-sposob-motivatsii-uchashchikhsia-k-rabotie-v-oblasti-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "107305"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403202503"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Программа внеурочной деятельности естественно-научной направленности "Академия занимательных наук" ФГОС 5 класс "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iestiestvienno-nauchnoi-napravliennosti-akadiemiia-zanimatiel-nykh-nauk-fgos-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115510"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412003600"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства