kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ»

Чувашский республиканский институт образования

Кафедра естественнонаучных дисциплин








ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ






Выполнила: учитель химии

МОУ «СОШ №36» г.Чебоксары»

Звержино Тамара Ивановна










Чебоксары 2014


Содержание


1. Введение 3

2. Основная часть 4

2.1. Здроровьесберегающие технологии 4

2.2. Критерии здоровьесберегающих технологий 4

2.3. Правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения. 5

2.4. Пути достижения целей здоровьесберегающих технологий. 6

3. Заключение 10

4. Список литературы. 12

Приложение 1 13

Приложение 2 14




















1. Введение

Одной из основных задач современного образования является развитие творческого потенциала учащихся. Причём, в результате реализации современных подходов в образовании к ребёнку предъявляются жёсткие и высокие требования. Для многих учеников это может привести к нарушению здоровья. Проблемы грамотного введения новых педагогических технологий, оздоровление детей, реализация здоровьесберегающих технологий в ходе учебного процесса на сегодняшний день выдвигаются на первый план.

По данным НИИ физиологии детей и подростков Российской Федерации выявлено, что если учащиеся 1 класса имеют физиологические отклонения в здоровье до 30%, то эти отклонения к 10-11 классу достигают 80-85%. Число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, количество детей с нервно-психическими расстройствами с 5,6 до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40.

Анализ школьных факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, позволяет выделить следующие:

  • Недостаточное соблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса и образовательной среде.

  • Несоответствие между школьными требованиями и потребностями, а также психофизиологическими возможностями учащихся.

  • Информационные перегрузки;

  • Низкая двигательная активность учащихся;

  • Достаточно часто встречающийся авторитарный характер взаимоотношений.

Чтобы достичь эффекта и всеобщего успеха в поднятии уровня санитарно-гигиенической грамотности в сохранении и укреплении здоровья учащихся необходимо коренное изменение в формировании здорового образа жизни и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Это позволит в значительной степени повысить ответственность обучающихся за сохранение своего собственного здоровья.

В данной работе ставится задача рассмотреть теоретические и практические аспекты возможности использования здоровьесберегающих технологий на уроках химии с точки зрения практикующего учителя. Приводятся ссылки на учебные материалы, которые могут быть использованы учителями при подготовке к уроку, а также прилагается план урока с использованием здоровьесберегающих технологий.

2. Основная часть 2.1. Здроровьесберегающие технологии

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии подразделяются на три группы:

1. Организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

2. Психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

3. Учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, стоит главная задача: организация образовательного пространства на всех уровнях, при котором качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Урок с применением здоровьесберегающих технологий должен быть построен с учетом возрастных потребностей и физиологических возможностей детей.

2.2. Критерии здоровьесберегающих технологий

Однозначное и строгое определение целей обучения - почему и для чего?

Отбор и структура содержания - что?

Оптимальная организация учебного процесса - как?

Методы, приемы и средства обучения - с помощью чего?

Реальный уровень квалификации учителя - кто?

Объективные методы оценки результатов обучения - так ли это?

Проанализируем основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегаюшей педагогики:

1) гигиеническая готовность помещения:

  • температурный режим: 18-21ºС.

  • освещённость

  • запыленность

  • соответствие мебели и оборудования.

2) учет критериев рациональной организации урока (приложение 1).

От  правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления.

2.3. Правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

Правило 1. Правильная организация урока.

1) учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

2) главной целью учителя, должно быть,  научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению. 

Учитель может добиться интереса разными способами:

  • за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным,

  • за счет личностных качеств учителя.

  • взаимный интерес,  который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим:

  • левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к  абстрагированию и обобщению. Необходимо на уроке: ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому; неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.

  • правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение. Необходимо на уроке: связь информации с практикой, анализ от целого к частному,задачи зрительно-пространственного анализа, творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.

  • равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его  запоминания.

Правило 3. Учет  зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально  доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так  и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных  особенностей детей.

Правило 4. Распределение  интенсивности  умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются  своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

5-25 минута – 80%

25-35 минута -  60-40%

35-40 минута – 10%

Урок, организованный на основе  принципов здоровьесбережения, не должен  приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников. Утомление часто возникает в следующие периоды:

начало учебного года и недели;

возникает ежедневно к 3-4-му урокам; 

сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

окончание четверти, учебного года, недели.

2.4. Пути достижения целей здоровьесберегающих технологий. I. Рациональная организация учебного процесса.
  1. соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса:

- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН;

- проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);

- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.;

Уроки провожу в кабинете химии, где в соответствии с требованиями СанПиНа имеется искусственное и естественное боковое левое освещение, окна закрыты прозрачными занавесками, цветов на подоконниках нет, т.к. они препятствуют проникновению света в помещение. Кроме того парты и стулья соответствуют возрасту детей, занимающихся в кабинете. Доска располагается на расстоянии 2,5 м, между рядами расстояние не менее 60 см. На переменах осуществляю проветривание кабинета.

Кроме того на уроках химии детям прививаются элементарные правила личной и общественной гигиены.

Реализация данного вида здоровьесберегающих технологий используется при изучении влияния химических веществ, правил техники безопасности при работе с химическими веществами и средствами бытовой химии. Изучение химии способствует формированию знаний о молекулярных основах здоровья. Химические знания позволяют оценить влияние веществ на окружающую среду и здоровье человека.

Умение решать химические задачи позволяет определить содержание биологически активных веществ как в организме человека, так и в продуктах питания.

Так же данный вид технологий осуществляется на занятиях элективного курса «Химия в вопросах и ответах» в 10-11 классах. Так же в курсе по выбору «Основы медицинских знаний» в 9 классе, в котором раскрываются вопросы по основам здорового образа жизни, изучаются элементарные сведения о различных травмах, мер профилактики при том или ином заболевании, например, первая помощь при термических и химических ожогах, при ударе током, солнечном ударе, кровотечениях, ранениях и т.д.

2) адекватность приёмов, методов, методик обучения (наши требования должны быть адекватны возможностям ребёнка);

  • соблюдение требований к использованию ТСО;

  • индивидуализация обучения (технология уровневой дифференциации), которая имеет положительное воздействие на здоровье детей, т. к. имеет своей целевой ориентацией обучение каждого на уровне его потенциальных возможностей и способностей;

  • применение мультимедийных технологий.

Необходимо правильно выбрать метод обучения (репродуктивный, эвристический, проблемный и др.), к каждому методу подобрать наиболее эффективный приём и форму работы (приложение 2).

II. Разработка и включение в учебный процесс новых методик и технологий для активизации двигательного режима.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие средства двигательной направленности: движение; физкультминутки; эмоциональные разрядки и "минутки покоя"; гимнастика дыхательная и др.

Рис.1. Средства двигательной активности.

 В противовес активных оздоровительных минуток можно использовать "минутки покоя". Закрыли все на секунду глаза. Расслабьтесь. Представьте себя там, где вы бы хотели оказаться в данную минуту. Получите от этого удовольствие. А теперь потихоньку возвращаемся на урок, открываем глаза, продолжаем заниматься.

Рекомендуемые упражнения для профилактики нарушения зрения:
1. Вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2. Горизонтальные вправо-влево;
3. Вращение глазами по часовой стрелке и против;
4. Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5. Нарисовать глазами кривую (спираль, окружность, ломанную, круг) несколько раз в одном, а затем в другом направлении).

Рис. 2.


Для расслабления глаз очень полезно смотреть на зелёный цвет.

III. Создание полноценного здоровьесохранного пространства на уроке:

а) стимулирование познавательной активности;

б) развитие критического мышления, навыков самоанализа, коммуникабельности, сотрудничества, толерантности, ответственности;
в) развитие рефлексивных способностей, навыков общения, разрешения жизненных проблем, саморегуляции, в том числе стрессоустойчивости, самоорганизации и самоопределения, чувства уверенности на основе адекватной самооценки.

Одним из важных путей сохранения здоровья учащихся, повышение их мотивации является переключение видов деятельности.

С моей точки зрения, переключение видов деятельности учащихся на уроке создает режим наибольшего благоприятствования и высокую степень психологического комфорта.

Применение перечисленных технологий в образовательном процессе позволяет
создать: благоприятный микроклимат в классе; оптимальные условия для самовыражения учащихся;

учитывать: особенности класса в целом; индивидуальные особенности учащихся;

предупредить: гиподинамию учащихся через разнообразные формы коллективной и индивидуальной деятельностей.

Кроме того, использование данных технологий сказывается на характере взаимоотношений между педагогом и школьниками: учитель выступает в роли организатора, помощника, старшего товарища.




3. Заключение

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

1. С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются  в урок физкультминутки,  вводится занимательный материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются  учащиеся  в групповую и парную работу,  используются эмоциональная передача содержания учебного материала,  юмор, перевод школьников к новым  видам деятельности,  которых должно быть  в течение урока от 4 до 7; планируется  смена вида  занятий  через 7-10 мин;  выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.

2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  используются  на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения; обязательность дифференцированных  заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы.

4. С целью  укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление  межпредметных связей.

5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо  соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии  нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных  перемен.

6. Формируя у учащихся  знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать  задания для проведения самоанализа.

Критерии удачного с точки зрения здоровьесбережения урока:

  • отсутствие усталости у учащихся и педагога;

  • положительный эмоциональный настрой;

  • удовлетворение от сделанной работы;

  • желание продолжить работу

Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и физические трудности.

Ещё Жан Жак Руссо говорил: “ Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.





4. Список литературы.
  1. Ахмирова А.Х. О создании условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Химия в школе, №10, 2006.

  2. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе. / Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. - Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО "СарИПКиПРО", 2009. - 36с.

  3. Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений / сост. О.В. Нестерова. - Волгоград: Учитель, 2005.

  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: Аркти, 2006.

  5. http://festival.1september.ru/authors/221-790-367//

  6. http://korkino-school3.narod.ru/p55aa1.html

Приложение 1

Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову)



Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин.

11-15 минут

Более 15 минут

4

Частота чередования различных видов деятельности

Смена не позже, чем через 7-10 мин.

Смена через 11-15 мин.

Более 15 мин.

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1


6

Чередование видов преподавания

Не позже, чем через 10-15 мин.

Через 15-20 мин.

Не чередуются

7

Число эмоциональных разрядок

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередования позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи не соответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся.

Частые несоответствия позы виду работы.

10

Физкультминутки

Две за урок из 3 легких упражнений по 3-5 повторений каждого

Одна за урок с недостаточной продолжительностью

отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный.

Преобладают отрицательные эмоции.


12

Момент наступления утомления по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

Приложение 2

План урока по теме «Важнейшие органические вещества пищи».

Цель: формирование здорового образа жизни.

Задачи урока:

  • углубить знания о строении, классификации и свойствах белков, жиров и углеводов;

  • расширить знания учащихся по проблеме питания;

  • развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы;

  • развивать наблюдательность, самостоятельность.

  • развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам лабораторной работы;

Комплексно-методическое обеспечение:

На столе преподавателя: мультимедийный проектор, компьютер, экран

На столах учащихся: образцы этикеток различных продуктов, инструктивная карточка «Качественная реакция на белок», в пробирках раствор яичного белка, молоко, бульон кубика «Галина Бланка» («Маги»), растворы сульфата меди, гидроксида натрия, спиртовка, спички, держатель.

Методы обучения:

  • словесные (беседа)

  • наглядные (инструкции, таблица, презентация)

  • практические (лабораторная работа, решение задач)

  • проблемные (проблемный вопрос)


ХОД УРОКА

Человек есть то, что он ест.

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

I. Вступительная часть.

Ваше здоровье – самое ценное, что есть у вас. На всю жизнь вам дается только один организм. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. На этом уроке вы узнаете, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.

Прочтите и сравните высказывания (работа в группах). Чью точку зрения вы поддерживаете? Обоснуйте свой вывод.

  • «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе» - И.П. Павлов в 1904 г. при вручении Нобелевской премии;

  • «Если человек беспорядочен в своём отдыхе, нерегулярен в приёме пищи и неумерен в работе – болезнь убивает его» - Конфуций (древнекитайский мыслитель);

  • «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим не для того, чтобы жить» - притча древних римлян;

  • «Будь моя воля, я сделал бы заразным здоровье, а не болезни» - Сенека (философ древности).

Сегодня мы рассмотрим только основные группы органических веществ, которые имеют жизненно важное значение: белки, жиры, углеводы.

Эти сведения позволят нам хоть в какой-то мере представить те сложные превращения, которые происходят в организме при получении пищи. Это поможет более правильно оценить качество потребляемых продуктов, осмысленнее подходить к своему питанию, сохранить своё здоровье.

II. Основная часть


1. Важнейшие органические вещества пищи.

1. Слова учителя

Пища – основной источник жизни любого живого существа. Хорошее состояние кожи, волос, ногтей, нормальная работа органов и систем человеческого организма – все это и многое другое зависит от правильного питания, от приема разнообразной пищи. При однообразном питании организм не получает нужных ему веществ, и здоровье человека начинает разрушаться.

Что же такое разнообразная пища? Она так же держится на трех китах, как, считали в древности, держится наша Земля. Это - белки, жиры и углеводы. Кроме того, организм человека постоянно нуждается в минеральных солях, витаминах, воде. Среди них имеются соединения, которые определяют её энергетическую и биологическую ценность, участвуют в формировании структуры, вкуса, цвета и аромата пищевых продуктов.

2. Лабораторная работа «Состав продуктов». Учащиеся получают наборы разнообразных этикеток. Определяют, какие вещества добавлены в данный продукт, и анализируют. По окончании работы делают выводы по лабораторному исследованию.

3. Презентация учащихся «Важнейшие органические вещества пищи».

4. Оформление таблицы «Органические вещества, их роль в организме человека».

Вещества

Функции

Суточная потребность, мг

Продукты

Белки

 

80-100г в сутки;

в том числе около 55%

животного белка

 

Липиды

 

90-100 г в сутки;

 

Углеводы

 

365-500 г в сутки,

в том числе крахмала 350-400 г, моно- и дисахаридов – 50-100 г

 


5. Физкультминутка.

6. Решение задач.

Это интересно…

  • Низкий рост народов тропических стран – это не особая расовая черта, а следствие недостатка белков в пище;

  • В тех районах земного шара, где нарастает потребление белка, жизнь

человека стала более продолжительной.

Больше всего белка в сыре – до 25%, свинине – 8-15%, баранине – 16-17%, говядине – 16-120%, в птице – 21%, рыбе – 13-21%, яйцах – 13%, твороге – 14%. Молоко содержит 3% белков, хлеб – 7-8%. Рассчитайте массу каждого из этих продуктов, удовлетворяющую вашу дневную потребность в белках (работа в парах).

7. Лабораторная работа «Качественная реакция на белок (биуретовая)».

Повторить правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Инструктивная карточка.

«Качественная реакция на белок (биуретовая)».

При действии на белки раствора солей меди (II) в щелочной среде возникает сиреневое или фиолетовое окрашивание.

1. Исследуемые растворы выданы в пробирках:

  • № 1 – раствор белка куриного яйца;

  • № 2 – молоко;

  • № 3 – бульон кубика «Галина Бланка» («Маги»).

  1. Добавить во все пробирки 1 мл раствора гидроксида натрия. Затем в каждую пробирку по несколько капель раствора сульфата меди (II).

  2. Сравните результаты опытов в группе. Сделайте вывод о содержании белка в выданных растворах.

8. Правильное питание.

1. Учитель: Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что внешность человека во многом зависит от состояния его здоровья? Еще древние говорили: “Красота есть выражение полного здоровья организма”. В любом возрасте хочется быть красивыми и стройными. Глядя в зеркало, мы сравниваем себя с популярными артистами, известными спортсменами, с участниками конкурса красоты. И часто сравнение оказывается не в нашу пользу. У многих из нас оказываются не такие блестящие волосы, лишний вес, не тот цвет лица…

Одна из причин – неправильный, нездоровый образ жизни. Большая роль принадлежит рациональному питанию. Для человека – питание сложная и многоликая проблема. Питание должно обеспечить не только правильное и своевременное развитие организма, его рост в детском и юношеском возрасте, но и максимальную работоспособность, и прекрасное самочувствие, долголетие. Кроме того, питание должно быть источником эстетического наслаждения, являться лечебным, успокаивающим, профилактическим.

2. Долгое время придерживались мнения, что поесть - значит “заправить” организм порцией “горючего”, не важно, какого и в каком количестве, лишь бы ярко пылало пламя обменных процессов и давало необходимую для жизнедеятельности человека энергию. Поначалу никому и в голову не приходило ограничивать себя в еде, считалось: чем больше съешь, тем больше пользы. Впоследствии выяснилось, что при избыточном питании организм как бы задыхается от обилия пищевых веществ и калорий и аккумулирует их в виде жиров. Кому из нас не знакомо стремление впихнуть в свое чадо как можно больше калорийной пищи? “За папу, за маму…”(читает ученик).

Идет в знакомом театре драма,
Спектакль с названием “Обед”,
Играют роли папа с мамой,
Сынишка, бабушка и дед.
Ну, ешь, сыночек. Ты хороший.
Ну, открывай же шире рот.
И папа хлопает в ладоши,
И мама суп сынишке льет.
Дед нарядился Фантомасом,
Устроил целый карнавал,
Чтоб внучек взял кусочек мяса,
Чтоб макаронину сжевал.
С тарелкой папа, с вилкой - мама,
В руках у бабушки салат …
А не назвать ли эту “драму”
Комедией “Кто виноват?”

Перекармливание с детства формирует устойчивый рефлекс к постоянному жеванию, насыщению пищей до предела. Старинная индийская притча гласит: бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет.

Продукты содержат различные органические вещества, о которых здесь уже шла речь. Для полноценного питания важен баланс белков, жиров и углеводов.

9. Лабораторная работа «Денатурация белка кипячением».

  • Пробирку с 3 –5 каплями яичного белка нагрейте до кипения .

  • Охладите содержимое пробирок.

  • Разбавьте раствор водой.

Наблюдения

1. Что происходит с белком при нагревании? (помутнение раствора)
2. Почему раствор при нагревании мутнеет? (происходит свертывание белков,  разрушение пространственной структуры белка. Сильное нагревание вызывает разложение белков с выделением летучих веществ)
3. Растворяется ли осадок в воде; если нет, то почему? (произошла необратимая денатурация)

Таблица 1. Изменения белков (результаты лабораторной работы)

Название опыта

Проявления в технологии приготовления пищи.

Влияние на качество готовой продукции

Денатурация белка кипячением (тепловая денатурация)

Свертывание белков при термической обработке. На свертывании белков при тепловой обработке основано осветление бульонов. Денатурация яиц в кипящей воде, в хлебопечении, кипячении молока, пассерование муки, варка мяса, рыбы, получении макаронных изделий. Улучшается усвояемость пищи

Деструкция (действие тепловой обработки)

Для размягчения мяса, ослабления клейковины теста, происходят более глубокие изменения, разрушение молекулы, происходит образование летучих соединений, которые придают особый вкус м аромат.


10. Принципы рационального питания (дискуссия).

Все, что мы обобщили на сегодняшнем уроке, подводит нас к мысли о том, что питание должно быть рациональным. Из чего складывается это понятие? Все три компонента чрезвычайно важны, используя, их мы составим проект “Рациональное питание школьника”.

1. Разнообразие пищи.
2. Прием пищи не реже 4–5 раз в сутки.

3. Перерыв между приемами пищи не более 6 часов.
4. Тщательное пережевывание пищи.
5. Не ужинать позже, чем за 1,5–2 часа до сна.

IV. Самооценка знаний

Рефлексивный тест

  1. Я узнал много нового.

  2. Мне это пригодится в жизни.

  3. На уроке было над чем подумать.

  4. На возникшие у меня вопросы я получил ответы.

  5. На уроке работал добросовестно и цели урока достигнуты.


V. Заключительная часть

В заключении хочется сказать: оставайтесь стройными, здоровыми физически и духовно активными. Все это зависит от вас. Никакой врач не в силах взять эту инициативу на себя. Правильно питаться и оставаться здоровыми – это в Ваших руках.

Закончить урок можно словами известного диетолога: “…Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное”.

В мире известно немало высказываний знаменитых людей, касаемых рассматриваемого вопроса. Ещё знаменитый академик Павлов определил так: «Если чрезмерное и исключительное увлечение едой есть животность, то всякое невнимание к еде есть неблагоразумие. И истина здесь, как и повсюду, лежит посередине». Известно выражение Сократа: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами» - так высказывался Гиппократ.

Будьте здоровы!



21




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

Автор: Звержино Тамара Ивановна

Дата: 25.10.2016

Номер свидетельства: 352111

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Инновационные здоровьесберегающие 3D технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(116) "innovatsionnyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-3d-tiekhnologhii-na-urokakh-biologhii-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "125333"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414952032"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства