Использование возможностей мультимедийного кабинета химии в процессе развития творческого потенциала учащихся
Использование возможностей мультимедийного кабинета химии в процессе развития творческого потенциала учащихся
Многие коллеги, в процессе своей работы сталкивались с явлением понижение творческой и познавательной активности у учащихся.Это, в большей мере, связано с тем, что на современном этапе обучения нет необходимости в длительном поиске необходимой информации в печатной литературе.Зачем, если есть ИНТЕРНЕТ!. Передо мной, встали три основных вопроса:
1.Как показать детям прикладное значение фундаментальных естественных наук, не замыкаясь в рамках примитивных бытовых примеров.
2.Как создать условия для личностного развития ученика на уроках, посвящённых изучению сугубо теоретических вопросов.
3.Как оживить фундаментальные законы природы, показав детям их универсальность и практическую значимость.
Одним из путей решения стало внедрение интерактивных технологий в учебный процесс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование возможностей мультимедийного кабинета химии в процессе развития творческого потенциала учащихся »
Манаридис И.А.
Учитель химии и биологии.
Использование возможностей мультимедийного кабинета химии
в процессе развития творческого потенциала учащихся.
Многие согласятся со мной, что из года в год познавательная и творческая активность у большинства учащихся падает. Современные условия жизни формируют у ребят как физическую, так и интеллектуальную гиподинамику. На современном этапе обучения нет необходимости в длительном поиске информации в печатной литературе, справочниках, энциклопедиях и т.д. Зачем, если есть ИНТЕРНЕТ! Химия и биология это фундаментальные дисциплины естественнонаучного цикла, поэтому для меня важно найти такие подходы в обучении, чтобы происходило не только усвоение необходимого материала, но и развитие творческого начала, позитивности, формирование и развитие познавательного интереса. Методика обучения химии и биологии, применяемые мной в настоящее время, является еще в определенной степени традиционной. Деятельность учащихся при этом способе обучения направлена, главным образом, на запоминание и воспроизведение учебного материала, выполнение заданий и упражнений. Передо мной встали три основных вопроса:
Как показать детям прикладное значение фундаментальных естественных наук, не замыкаясь при этом в рамках примитивных бытовых примеров?
Как создать условия для личностного развития школьников на уроках, посвященных изучению сугубо теоретических вопросов?
Как, в конце концов, «оживить» фундаментальные законы природы, показав детям их глубину, универсальность и практическую значимость?
Одним из путей решения стало внедрение интерактивных технологий в учебный процесс. Но, по моему мнению, живое вербальное общение на уроке никакие современные методы ИКТ не заменят. Использование ИКТ не должно отрицать традиционных форм обучения, а должно идти в «одной упряжке» с ними и быть направлено на развитие творческого потенциала личности ребёнка. В связи с установкой в кабинете химии мультимедийного оборудования возможности применения ИКТ на уроках и внеурочное время расширились.
Существует множество направлений использования ИКТ. Я в своей деятельности, применяю следующие:
Накопление дидактического материала, создание банка информации по предмету.
Реализация дидактических возможностей компьютерных технологий широки и разнообразны. Мне они позволяют реализовать идеи личностно-ориентированного подхода, при котором учебный материал и организация учебного процесса создают условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся, их творческого потенциала, их интереса и познавательной активности. Внедрение мультимедийных технологий в образование позволило мне во многом облегчить свой труд, стараюсь организовывать учебный процесс таким образом, чтобы отработка того или иного навыка происходила как в ходе занятия, так и во внеурочное время. По различным темам и разделам программ, как по химии, так и по биологии, мною разработан ряд самостоятельных и контрольных работ, а так же тестовых заданий.
Использование мультимедийных презентаций.
Этот метод позволяет мне представить учебный материал как систему ярких опорных
образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в
алгоритмическом порядке. По моему мнению, если презентация становиться основой урока, его "скелетом", то необходимо выделять этапы урока, четко выстроив
логику рассуждения от постановки цели к выводу.
На своих уроках довольно часто применяю презентации, что, по-моему
мнению, позволяет упорядочить наглядный материал. Можно иллюстрацию
показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести
анимацию, цвет. Мои уроки часто сопровождаются мультимедийной презентацией, выполненной самими учащимися, ведь создание презентация – это и вариант творческого домашнего задания.
Использование готовых электронных продуктов.
Широкое использование готовых электронных продуктов позволяет
интенсифицировать деятельность преподавателя и обучающего, повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплощать в жизнь принцип наглядности. В своей работе использую несколько готовых ИКТ продуктов: “1С: Репетитор”( биология), “Химия XXI века: опыты со взрывами и без”,“Виртуальная лаборатория.8-11 класс”, CD –диски образовательная
коллекция по биологии 10-11 классы, при подготовке к ЕНТ «ЕНТ – 2014 – программу 5+».
Использование ресурсов сети Интернет. В своей работе часто применяю материалы сайтов, через дополнительные носители.
Список Интернет - источников.
*http://www.rubricon.com/ – крупнейший энциклопедический ресурс Интернета.
*http://elementy.ru/ – сайт по физике, биологии, химии.
* http://www.hemi.nsu.ru/ – основы химии (эл. учебник для школьника,
подготовка к сдаче экзаменов в ВУЗ)
* http://www.uic.ssu.samara.ru/ – «В мире науки», сайт для школьников по
естествознанию
* http://hemi.wallst.ru/index.htm – образовательный сайт по химии для
школьников.
*http://www.5ballov.ru/ – каталог рефератов по всем предметам.
Проектная и творческая работа учащихся.
В основном это работа с детьми, проявляющими творческий интерес к предмету.
Эту работу провожу с учащимися, начиная с 8 класса. На сегодня, многие мои ученики, являющиеся учащимися Республиканской заочной школы «Дарын», награждены грамотами, и получили сертификаты участников. При выполнении заданий они широко использовали учебнозначимую Интернет-информацию, в результате, в той или иной степени, у учащиеся сформировались следующие навыки:
* целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
*видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
На уроках химии и биологии часто использую краткосрочную проектную деятельность учащихся, по принципу «Здесь и сейчас» при решении генетических задач, а также при решении теоретических и практических задач по химии. При этом результаты работы ребята оформляют в виде схемы, таблицы или самостоятельно разработанного шаблона, вынося их для обсуждения на интерактивную доску.
Внедряя ИКТ в различные сферы своей педагогической деятельности, я столкнулась со следующими проблемными ситуациями.
Чаще всего при использовании таких средств, срабатывает принцип «наименьшего сопротивления и экономии сил»: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом. В первую очередь страдает развитие и становление предметного логического мышления, которое остро необходимо в процессе подготовки к ЕНТ.
ИКТ становиться не только мощным средством становления и развития школьников - как личности; (субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности, слабой креативности в целом.
Использования средств ИКТ приводит к некому свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального общения, индивидуализму, а так же к слабому развитию предметной речи.