kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческий проект учащихся по химии и формирование экологической грамотности на первых этапах изучения предмета «химия».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочется немного поразмышлять над тем, зачем нужны творческие проекты и нужны ли они вообще? И нужно ли учащемуся уметь творчески мыслить, изучая такую серьёзную дисциплину, как химия? Важно отметить, что эта тема является фундаментом для успешного усвоения химических знаний на последующих этапах обучения предмету. Ребёнок учится воспринимать проблему и находить поиск решения, учится формулировать гипотезу, проверять её и получать результат. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект учащихся по химии и формирование экологической грамотности на первых этапах изучения предмета «химия». »

Творческий проект учащихся по химии и формирование экологической грамотности на первых этапах изучения предмета «химия».

Творческий проект учащихся по химии и формирование

экологической грамотности на первых этапах изучения

предмета «химия».

Важно отметить, что эта тема является фундаментом для успешного усвоения химических знаний на последующих этап обучения предмету.  Со словом «химия» в последнее время у школьников связано много негативных ассоциаций: кислотные дожди, ядохимикаты, аварии на химических предприятиях… Поэтому мы считаем, что параллельно с изучением основных понятий химии, таких как вещество, смеси, физические свойства веществ, химические и физические явления, необходимо целенаправленно формировать экологическую грамотность учащихся, т.е. выстроить вектор: теоретические знания по химии → применение теоретических знаний → экологическая информация → интеграция химических и экологических знаний → природоохранная деятельность.

Важно отметить, что эта тема является фундаментом для успешного усвоения химических знаний на последующих этап обучения предмету.

Со словом «химия» в последнее время у школьников связано много негативных ассоциаций:

кислотные дожди, ядохимикаты, аварии на химических предприятиях… Поэтому мы считаем, что параллельно с изучением основных понятий химии, таких как вещество, смеси, физические свойства веществ, химические и физические явления, необходимо целенаправленно формировать экологическую грамотность учащихся, т.е. выстроить вектор:

теоретические знания по химии → применение теоретических знаний → экологическая информация → интеграция химических и экологических знаний → природоохранная деятельность.

Содержания этапов учебного проекта. Выбор темы, творческого названия проекта, определение сроков реализации. 2. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов проекта. 3. Формулирование дидактических целей и методических задач. 4. Формулирование проблемы индивидуальных (групповых исследований). 5. Формирование групп, для проведения исследований и определение формы представления результатов. 6. Разработка плана работы каждой группы (если учащиеся впервые занимаются проектной деятельностью в такой форме, то учитель прорабатывает подробно каждый этап). 7. Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической информации (этот вопрос курирует учитель). 8. Подготовка учащимися предварительного отчета о проделанной работе. 9. Корректировка проекта учителем. 10. Защита полученных результатов и выводы по проделанной работе.  

Содержания этапов учебного проекта.

  • Выбор темы, творческого названия проекта, определение сроков реализации.

2. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов проекта.

3. Формулирование дидактических целей и методических задач.

4. Формулирование проблемы индивидуальных (групповых исследований).

5. Формирование групп, для проведения исследований и определение формы

представления результатов.

6. Разработка плана работы каждой группы (если учащиеся впервые занимаются

проектной деятельностью в такой форме, то учитель прорабатывает подробно

каждый этап).

7. Самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах

с теоретическими и практическими блоками. Введение блока экологической

информации (этот вопрос курирует учитель).

8. Подготовка учащимися предварительного отчета о проделанной работе.

9. Корректировка проекта учителем.

10. Защита полученных результатов и выводы по проделанной работе.

 

1 этап. Творческое название нашего проекта

«Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие…».

Проект рассчитан на 4 урока (проект может быть реализован в рамках

внеклассной работы и домашнего задания).

2 этап. Основополагающий вопрос проекта: «Нужно ли изучать химию в школе?»

На основополагающий вопрос проекта учащийся не может ответить однозначно.

Задача учителя – заставить ученика задуматься, засомневаться, самостоятельно

поработать с источниками информации.

Проблемных вопросов должно быть много, уже в начале работы необходимо

озадачить класс: «Сложно ли одно вещество отличить от другого?»,

«Можно ли туман, дым и молоко назвать смесями?»,

«Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным для человека?»,

«Может ли химическое и физическое явление протекать одновременно?»,

«Сложно ли разделять смесь веществ и для чего это нужно?»,

«Существуют ли смеси веществ, которые играют для человека жизненно

важную роль?»,

«Может ли одно и тоже химическое явление быть как полезным, так и

вредным для окружающей среды?»,

«От химических знаний больше вреда или пользы?»

3 этап.  Дидактические цели проекта заключаются в том, чтобы продолжить формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умение работать в группе, а также развивать экологическую грамотность школьников.  Методические задачи:  заложить фундамент химических знаний – познакомить с понятиями вещество, смеси, материалы,  физические и химические явления, способы разделения смесей; дать представление об основах проведения химического эксперимента,  правилах техники безопасности; показать практическую значимость химических знаний. 4 этап.  Для разработки классу предлагаются следующие проблемы: «Вещества и их многообразие», «Различия между веществами», «Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным…»,  «Различия между физическими и химическими явлениями», «Химические и физические явления на кухне», «Физические и химические явления в природе», «Смеси веществ», «Как разделять смеси?», «Смеси, имеющие жизненную силу», «Химия во благо», «Химии – берегись!».

3 этап. Дидактические цели проекта заключаются в том, чтобы

продолжить формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умение работать в группе,

а также развивать экологическую грамотность школьников.

Методические задачи: заложить фундамент химических знаний –

познакомить с понятиями вещество, смеси, материалы,

физические и химические явления, способы разделения смесей;

дать представление об основах проведения химического эксперимента,

правилах техники безопасности; показать практическую значимость химических знаний.

4 этап. Для разработки классу предлагаются следующие проблемы:

«Вещества и их многообразие», «Различия между веществами»,

«Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным…»,

«Различия между физическими и химическими явлениями»,

«Химические и физические явления на кухне»,

«Физические и химические явления в природе»,

«Смеси веществ», «Как разделять смеси?»,

«Смеси, имеющие жизненную силу», «Химия во благо», «Химии – берегись!».

5 этап.  Класс разделяется на творческие группы.  В рамках каждой группы организована работа учащихся по направлениям:    Например , группа, которая работает над понятием «вещество»  разрабатывает вопросы:  «Вещества и их многообразие» (теория), «Различия между веществами» (практика), «Может ли одно и  тоже вещество быть и полезным, и вредным…» (экологическое содержание). Результаты, материалы и наблюдения каждой группы будут представлены  в форме презентаций, видеороликов, фотоотчётов, графической и текстовой информации. теоретический вопрос вопрос с экологическим практический вопрос  содержанием

5 этап. Класс разделяется на творческие группы.

В рамках каждой группы организована работа учащихся по направлениям:

Например , группа, которая работает над понятием «вещество»

разрабатывает вопросы:

«Вещества и их многообразие» (теория),

«Различия между веществами» (практика), «Может ли одно и

тоже вещество быть и полезным, и вредным…» (экологическое содержание).

Результаты, материалы и наблюдения каждой группы будут представлены

в форме презентаций, видеороликов, фотоотчётов, графической и текстовой

информации.

теоретический вопрос

вопрос с экологическим

практический вопрос

содержанием

6 этап. Группа, которая работает над проблемой

«Может ли одно и тоже вещество быть и полезным, и вредным…»

опирается на теоретический и практический материал других микрогрупп.

Первоначально учащиеся данной творческой группы проводят в классе

анкетирование «Назовите на ваш взгляд 3 самых полезных

и 3 самых вредных вещества».

По результатам анкетирования выбирается несколько веществ, которые будут

рассматриваться подробно ( например: углекислый газ, озон, вода, ртуть, хлор ).

Анализируя различные информационные источники, ребята показывают, что

по своему значению для человека и природы любое вещество может быть

неоднозначным.

Результаты представляются в форме графической и текстовой информации.

План работы следующий: анкетирование, его анализ, выбор объектов

исследование, работа с литературой, выводы, консультация с учителем,

защита работы.

Содержание 7-10 этапов можно не расшифровывать,

однако, следует обратить особое внимание на пункт «корректировка проекта».

Учитель рассматривает, оценивает и корректирует не только содержательный

и практический аспект вопроса, но и способы, принципы его реализации.

Проблема современного учителя Преподавание в школе не позволят педагогу реализовать свой творческий потенциал, через несколько лет работы учитель помнит только материал школьного учебника, а на самообразование не остается времени…  Наступает синдром «профессионального выгорания педагога» …

Проблема современного учителя

Преподавание в школе не позволят педагогу реализовать свой творческий потенциал, через несколько лет работы учитель помнит только материал школьного учебника, а на самообразование не остается времени…

Наступает синдром «профессионального выгорания педагога»

? ? ?

?

?

?

  • Критическое мышление – открытое мышление не принимающие догм, развивающиеся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
  • Творческое мышление – не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, часто выходит за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.
Качества, необходимые учащемуся, для овладения критическим мышлением:  (по Д. Халперну) готовность к планированию; гибкость (готовность воспринимать идеи других); настойчивость (не откладывать трудные задачи); осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей); поиск компромиссных решений; коммуникативность. Критическое мышление - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Качества, необходимые учащемуся, для овладения критическим мышлением: (по Д. Халперну)

  • готовность к планированию;
  • гибкость (готовность воспринимать идеи других);
  • настойчивость (не откладывать трудные задачи);
  • осознание (отслеживание хода своих рассуждений и рассуждений других людей);
  • поиск компромиссных решений;
  • коммуникативность.

Критическое мышление - это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Качества, необходимые педагогу:  (по К. Роджерсу) открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими; принятие ученика как личность, уверенность в его творческий потенциал; педагогический оптимизм ; эмпатическое понимание, т.е. возможность посмотреть на окружающий мир глазами ученика . Критическое мышление  –  это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Качества, необходимые педагогу: (по К. Роджерсу)

  • открытость своим мыслям и переживаниям, способность их адекватно выражать в общении с другими;
  • принятие ученика как личность, уверенность в его творческий потенциал;
  • педагогический оптимизм ;
  • эмпатическое понимание, т.е. возможность посмотреть на окружающий мир глазами ученика .

Критическое мышление это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Мозг, хорошо устроенный,  стоит больше,  чем мозг хорошо наполненный.  Мишель Монтень

Мозг, хорошо устроенный,

стоит больше, 

чем мозг хорошо наполненный.

Мишель Монтень


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Реутова Юлия Валерьевна

Дата: 23.09.2015

Номер свидетельства: 233086

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по технологии для неделимых 6 - 8 класс. "
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-po-tiekhnologhii-dlia-niedielimykh-6-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "243198"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445666047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства