Просмотр содержимого документа
«"Романтическая химия"»
Романтическая химия
Выполнила
учитель химии и биологии
Филева Татьяна Николаевна
Химия и литература. Что общего ?
Цель : выявить родство двух наук - литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений.
Связь химии и литературы – настоящая кладезь для реализации творческих замыслов учащихся по развитию познавательного интереса и их мыслительных способностей. Если на уроках химии использовать художественную литературу, то это поможет пробудить и поддержать стойкий познавательный интерес к предмету. Возможно, и наоборот, использовать химию на уроках или мероприятиях филологами.
Александр Богданов «Красная звезда»
Юрий Кузнецов
химия
Анна Ахматова «На рукомойнике моем,,,»
А. Конан Дойл «Собака Баскервилей»
А. С. Пушкин «АД»
Николай Носов «Бенгальские огни»
Жюль Верн «Таинствен ный остров»
В конец
химия
Г. Р. Хаггард «Клеопатра»
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Г. Б. Адамов «Тайна двух океанов»
Ж. Верн «Таинственный остров»
« …притащили.. изрядную груду известняка, весьма распространенной горной породы… Из этих камней, рассыпавшихся при прокаливании их на огне, получалась жирная негашенная известь, которая сильно вспучивалась и бурлила при гашении, известь такая же чистая, как та, что получается при обжигании мрамора и мела.»
Глазами химика - это реакцияСаСО3= СаО + CO2↑
«Химическая энциклопедиея» - роман Ж. Верна «Таинственный остров» , там описаны Получение железа и его сплавов (чугуна и стали) , их Обработка, Получение серной кислоты, стекла, Получение глицерина и нитроглицерина , Получение мыла.
назад
Г. Р. Хаггард «Клеопатра»
«…она вынула уха одну из огромных жемчужин и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли.»
С а СО 3 + СН 3 СООН= (СН 3 СОО) 2 С а + CO 2 ↑ , т.е. Клеопатра выпила не уксус, а соль.
назад
назад
Николай Носов«Бенгальские огни»
“По целым дням он (Мишка) толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу”; “ Вдруг бенгальские огни вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк! Нет, какой там фейерверк - северное сияние! Извержение вулкана! Вся ёлка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы стояли как зачарованные и смотрели во все глаза”; “Наконец огни догорели, и вся комната наполнилась каким-то едким, удушливым дымом”.
вот эта реакция2Al + 3S ⟶ Al2S3
сахар выступал как связующее вещество
назад
отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А.К.Дойла
« Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте».
Светится в темноте белый фосфор, а он ядовит, самовоспламеняется на воздухе, поэтому его нельзя использовать для нанесения на тело животного, иначе собака бы сгорела.
P4 + 5O2 → 2P2O5
назад
У Анны Ахматовой
…На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть…
Медь сама по себе не может зеленеть, такой цвет дают соединения меди, в данном случае образуется малахит, который и придаёт зелёный цвет, но происходит это в 2 этапа:
2Cu+ O2= 2CuO
2CuO + CO2+ H2O = (CuOH)2CO3
назад
Ю. Кузнецов «Тайна Чёрного моря»
… Трясся Крым двадцать восьмого года,
И восстало море на дыбы.
Испуская к ужасу народа,
Огненные серные столбы.
Всё прошло. Опять гуляет пена,
Но с тех пор всё выше и плотней
Сумрачная серная геена
Подступает к днищам кораблей…
В данном отрывке описаны химические свойства сероводорода :
2H2S + O2 = 2H2O + 2S 2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2
назад
Александр Богданов «Красная звезда»
«Это была «кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25 тонн бертолетовой соли, из которой можно было выделить по мере надобности 10 тысяч кубических метров кислорода».
2KClO3= 2KCl + 3O2 ,но если произвести расчеты,то
Из 245 т KClO 3 можно получить 67200 м 3 кислорода , из 25 т - х м 3 . Х=6 860 м 3 , т.е на 31% меньше заявленного в романе
назад
А. с. Пушкин «АД»
"…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный Как будто тухлое разбилось яйцо Иль карантинный страж курил жаровней серной. Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.»
Речь идет о сере. Серу добывают из самородных месторождений выплавлением, нагнетая под землю перегретую воду под давлением.
назад
Энергия для корабля «Пионер» («Тайна двух океанов»)
«…Океан должен был дать «Пионеру» в неограниченном количестве гремучий газ, страшная сила взрывов которого достаточно известна Чтобы получить этот газ, необходимо иметь в своем распоряжении два газа– водород и кислород; именно те, которые, соединившись, образуют воду. Добывать их можно различными способами, но самый простой – это разложение воды путем электролиза. …Оба газа по трубам переходят в отдельные хранилища. Если затем выпустить их, смешав в определенных количествах, то получится гремучий газ.»
2H2O → 2H2+ O2
назад
Сказка «Мороз Иванович»
А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть, не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно”.
А в печи происходит C + CO2↔ 2CO – 175 кдж
Угарный газ без цвета и запаха, необратимо связывается с гемоглобином крови и человек умирает от удушья.
назад
Изучая вместе
Не секрет, что большинство учащихся мало читают художественной литературы, что уроки химии не всегда вызывают интерес к предмету. Такого интереса можно добиться разными путями. Один из них - на основе художественных произведений. Литература помогает нам по - новому раскрыть привычную для нас науку, показать ее в увлекательном, игровом ключе.
Источники информации:
Верн Ж. Собрание сочинений. м.: азбука – классика, 2004. 321 с.
Карпова А.А. Химия и литература// химия в школе. 2003. №1. с.23-26.
Корнева Н.В. Интегрированные уроки химии и литературы. 2006.
http:// festival. 1 september.ru/articles/211159
В.Ф.Одоевкий, Мороз Иванович. – м.: круг чтения, 2001
Г.Р.Хаггард, Клеопатра. – м.: молодая гвардия, 1990