4.Решение расчетных задач на вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
5. Лабораторная работа «Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями».
6. 6. Знакомство с профессиями земледелия.
7. Обобщение.
8. Итоги урока.
Химические элементы в растениях.
Таблица 1. Содержание химических
элементов в клетке
Элемент
Количество, %
Кислород
65-75
Углерод
Водород
15-18
8-10
Азот
1,5-3,0
Фосфор
0,2-1,0
Калий
0,15-0,4
Сера
0,15-0,2
Хлор
0,05-0,10
Кальций
0,04-2,00
Магний
0,02-0,03
Натрий
0,02-0,03
Железо
0,01-0,015
Цинк
0,0003
Медь
0,0002
Иод
0,0001
Фтор
0,0001
Удобрения – минеральные и органические вещества, содержащие элементы питания растений. При внесении в почву они усиливают мобилизацию питательных веществ, активизируют жизненные процессы растений и изменяют свойства самой почвы.
Удобрения
органические
минеральные
Органические удобрения
Навоз
Навозная жижа
Компост
Биогумус
В практике земледелия зелёное удобрение применяется с незапамятных времён. В Европе этот приём, позаимствованный из Китая, начал распространяться в странах Средиземноморья уже во времена Древней Греции. Здесь, кстати, уместно будет процитировать слова римского писателя и учёного Плиния Старшего, жившего в 23- 79 годы нашей эры. В отношении зелёного удобрения Плиний говорит следующее: "Все согласны с тем, что нет ничего полезнее люпина, если его до образования бобов заделать в почву плугом или пучки люпина, срезанные у поверхности почвы, закопать близ корней плодовых деревьев и кустов винограда … Это такое же хорошее удобрение, как и навоз".
Минеральные
удобрения
Фосфорные
Калийные
Азотные
Микроудобрения
Культура
Прирост урожая от внесения
1 центнера азотного удобрения
Пшеница
4-5 центнер
Сахарная свекла
30-40 центнер
Картофеля
20-30 центнер
Вынос элементов питания с урожаем
Культура
Продукция
Вынос на 1 т. Урожая, кг
Пшеница
N
Озимая
Яровая
P2O5
зерно
Рожь
зерно
K2O
35
Кукуруза
зерно
10
27
зерно
24
24
12
Овес
10
22
зерно
24
Ячмень
зерно
Горох
29
7
25
33
зерно
Лен-долгунец
26
10
Семена,
волокно
Сахарная свекла
25
10
-
Корни
Картофель
106
80
16
26
20
5,9
Клубни
53
26
Клевер красный
95
100
1,8
Сено
5
7,5
-
1,5
5,6
7
15
Примерные коэффициенты усвоения элементов питания
Удобрения
Коэффициенты использования удобрений, %
Минеральные
N
Органические
P2O5
50-70
K2O
10-30
15-30
40-80
15-30
30-70
Элементы питания
Признаки недостатка
Азот
Листья небольшие, бледно-зеленые и желтые
Фосфор
Листья голубоватые, темно-зеленые, с красноватым оттенком, засыхающие листья темные.
Калий
Листья желтые или бурые, морщинистые, по краям закручиваются.
Недостаток химических элементов вызывает нарушение обмена веществ в растениях
Элементы питания
Бор
Признаки недостатка
Медь
Отмирание точек роста у растений; у льна и хлопчатника опадают бутоны, цветки, завязи; у сахарной свеклы загнивает сердцевина и образуется дуплистость корня.
Кончики листьев белеют, листья засыхают, семена не завязываются.
Марганец
У зерновых хлебов листья желтеют, возникает пятнистость с белыми и бурыми полосками.
Острое отравление нитратами и нитритами.
Нитратные ионы превращаются в организме человека в нитритные ионы, которые вызывают заболевание метилобеанемии (гемоглобин взаимодействует с NО2‾ и теряет возможность переносить кислород). В кишечном тракте нитриты превращаются в нитрозамины – сильные канцерогенные агенты.
Допустимые нормы нитратов для человека.
В сельском хозяйстве золу используют как калийно-фосфорное и известковое удобрение. Она содержит все основные питательные элементы (фосфор, калий, кальций), кроме азота (он улетучивается во время горения). В золе есть около 30 микроэлементов. В том числе еще магний, сера, железо, бор, марганец и т.д. Все они находятся в доступной для растений форме.
Наименование компонента
Содержание, %
CaCO3
17
CaSiO3
16,5
NaPO4
15
CaSO4
14
K3PO4
13
CaCl2
12
MgCO3
4
MgSiO3
4
MgSO4
4
NaCl
0,5
Зола помогает в борьбе с некоторыми мелкими сосущими вредителями. Ею опудривают всходы редьки, редиса, картофеля и других культур. Капусту она спасает от поражения килой.
Пользуйтесь золой - и вы увидите, как преобразятся, похорошеют ваши растения!
Задача.
Сколько калийной селитры нужно взять для выращивания 1тонны картофеля,
если вынос азота составляет 5 кг., коэффициент усвоения 60%.
Дано:
М (картофеля)= 1 тонна
К=60%
Найти: м(КNO3)?
Решение:
1. Рассчитайте массовую долю азота в калийной селитре.
М(КNO3)=39+14+16х3=101 г/моль
М(N)=14 г/моль
101 г/моль – 100%
14 г/моль – х %
Х=14х100:101=13,6%
2. Найдем массу азота
5кг.-60%
Х кг. – 100%
Х= 5х100:60=8,33кг.
3. Найдем массу КNO3.
8,33кг. – 13,6%
Х кг. – 100%
Х=8,33х100:13,6=61,25кг.
Ответ: м(КNO3)=61,25 кг.
Количество вносимых удобрений зависит от химического состава почвы, который определяется анализом почвы в агрохимической лаборатории.
Потребность в химическом элементе = содержание элемента в почве + содержание химического элемента в удобрении.
Лабораторная работа
«Ознакомление с образцами азотных, калийных и фосфорных удобрений».
Ход работы.
Рассмотрите выданные вам образцы удобрений. Опишите их внешний вид, изучите растворимость в воде.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
Название удобрения
Химическая формула
Внешний вид
Растворимость в воде
Выводы по уроку:
Почва – бесценный дар природы, результат ее многовековой деятельности. Верхний слой почвы толщиной до 1 см в естественных условиях создается на протяжении ста лет. Обращаться с плодородным слоем необходимо осторожно и грамотно. Погубить, резко ухудшить его можно очень быстро, а для восстановления потребуются годы.
Правила рационального землепользования:
Применение севооборота.
Правильная вскопка весной и осенью.
Применение удобрений.
Снегозадержание.
Список использованной литературы:
Устименко г.в., Щербаков М.И. Агротехника полевых культур Учебное пособие для учащихся 9-10 классов сельской школы. М.: Просвещение, 1978.
Клепинина З.А,. И др. Трудовое обучение. Сельскохозяйственные работы. Учебное пособие для учащихся 5-17 классов сельской школы. М.: Просвещение, 1989.
Корчагина В.А. Биология: бактерии, грибы, лишайники: учебник для 6-7 классов сред. шк. –М.:Просвещение, 1993.
Жидкин В.А. Основы экологии. Учебник для 10-11 классов средней школы. Саранское книжное издательство, 1995.