kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему "Химия художественных красок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архив вложена презентация на тему «Химия художественных красок» и текст выступления на школьной научно-практической конференции. Дополнением к этой презентации является реферат с полным содержанием работы и приложения – рисунки учащихся школы-интерната. Целью научно-исследовательской работы явилось изучение химического состава красок и изготовление их в школьной лаборатории. Это выполнено в полном объеме: изучен материал по истории красок, химическом составе и разновидностях красок. Выполнена практическая работа по получению минеральных пигментов из неорганических веществ, изготовлению на их основе масляных красок и выполнения рисунка самодельными красками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад Краска»

ДОКЛАД


Когда смотришь на старинные картины, думаешь, откуда у художников такие сочные и яркие краски и почему они так долго сохраняют цвет. Оказывается, каждая картина – это результат химических поисков и реакций. Чтобы добиться лучшего качества и долговечности красок, художнику нужно быть не только изографом, но и химиком.

О свойствах и составе красок, о видах живописи, изложено в моем реферате.

Цель работы: изучить химический состав красок и изготовить их в школьной лаборатории.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КРАСОК

Невозможно сказать, когда изобретены краски. Люди всегда украшали своё жилище. На стенах пещер изображены животные и сцены из жизни. Первобытные люди рисовали углем и красной охрой.

  Со временем в краски стали претворяться пигменты - мелко истолчённые окрашенные вещества: минералы, глина. Зеленый цвет давал малахит, синий – лазурит, красный - киноварь. Кровь животных и яичный белок служили связующими веществами. Так получали первые краски.

Постепенно в палитру художников добавлялись вещества органического происхождения из растений и простейших животных – моллюсков, червей и прочих. Так появились краски индиго, кармин, пурпур, сепия, зеленая.

Колер красок в античные времена был ограниченным. Во времена Андрея Рублева имелось всего 30-40 видов красок, но это не помешало великому иконописцу создать прекрасные произведения.

С развитием химии натуральные пигменты вытесняются искусственными. К XVI веку применялось уже около 300 пигментов, в XIX веке – ещё больше. А сегодня посчитать количество красок невозможно – их тысячи.



СОСТАВ КРАСОК

Основными составляющими художественной краски являются три компонента: пигмент, связующее, наполнитель.

Пигменты – красящие вещества в виде мелкого порошка, не растворяются, делают покрытие непрозрачным. Различают хроматические и ахроматические пигменты.

Пигменты бывают: природные и синтетические, а по химическому составу неорганические и органические.

В живописи используют в основном неорганические красящие вещества, как более стойкие. Они делятся на следующие группы:

  • Оксиды и сульфиды металлов, например: цинковые белила – оксид цинка.

  • Соли средние, например: бланфикс белый – сульфат бария.

  • Cоли основные, например: свинцовые белила.

  • Углерод (сажа), металлические пигменты.

  • Высокомолекулярные соединения, например ультрамарин, когда-то он ценился дороже золота.

Пигменты обладают определенным цветом. Основных цветов три — красный, синий и жёлтый. Для пигментов характерны: дисперсность, укрывистость, красящая способность, маслоемкость, светостойкость, щелочестойкость и, конечно, химический состав, который обуславливает все остальные свойства.

Связующие вещества

Очень важным компонентом краски является связующее вещество, которое отвечает за склеивание частиц краски между собой и удерживание их на поверхности холста или бумаги.

Связующими веществами являются клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, растворимые в воде или в маслах, полимеры.

В зависимости от связующего - клея, эмульсии или масла различают краски акварельные, темперные, масляные.

Наполнители

Наполнитель - это вещество, составляющее «тело» краски, обеспечивает укрывистость краски и образует матовость.

Самые типичные наполнители: мел, карбонат магния, гидроксид алюминия, сульфат бария и каолин.

Помимо основных компонентов в красках есть множество вспомогательных, улучшающих ее качество. Это: разбавители, отвердители, пластификаторы, антисептики, сиккативы (способствуют ускорению высыхания краски).

ВИДЫ КРАСОК

Для исполнения рисунков служат разные краски.

АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ - просты в применении, имеют прекрасные изобразительные свойства. Они бывают: твердые в плитках, мягкие на меду в чашечках или жидкие в оловянных трубочках.

Название происходит от латинского “AQUA” – вода. Она служит разбавителем. В состав акварели входят:

  • пигменты,

  • связующее (гуммиарабик);

  • пластификаторы помогают краске не растекаться;

  • поверхностно активное вещество препятствует скатыванию краски в капли,

  • антисептик предохраняет от плесени.

Акварельные краски при растворении в воде образуют прозрачную взвесь и позволяют создавать эффект лёгкости и тонких цветовых переходов. Акварель любили великие художники Брюллов, Репин и другие.

ГУАШЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ - это почти акварель, но с добавлением белила, что придает краске плотность и непрозрачность.

Гуашью пользовались такие мастера, как Рубенс, Пикассо и другие.

ТЕМПЕРА. В темперные краски входит связующая эмульсия. Эмульсией служат натуральные продукты: молоко, яичный желток, льняное масло, сок некоторых растений. Такие краски “капризны” при хранении, зато быстро сохнут, прочнее их в живописи нет.

Темперными красками писали великие итальянские мастера Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.

МАСЛЯНЫЕ КРАСКИ. Для их приготовления используют высыхающие масла: маковое, конопляное, лучшим считается льняное. При контакте с воздухом ненасыщенные карбоновые кислоты масел полимеризуются, в результате образуется прочная прозрачная пленка. Масляные краски долго сохнут, но дают потрясающей глубины цвета. Картины маслом живут столетия. Вот примеры знаменитых мастеров Саврасова, Васнецова.

ПАСТЕЛЬ представляет собой наборы твердых, но ломких цветных палочек.

В состав пастели входят растертые пигменты и разнообразные связующие. Рисунок пастелью получается нежный и бархатистый. Недостаток пастели – осыпание, для избежания этого используют обычный лак для волос.

И опять образцы произведений великих авторов (Дега, Левитан).

В реферате я описала и другие виды красок: современные акриловые краски, сангину, известную с эпохи Возрождения. И это ещё не все виды живописи. Все художественные краски имеют свои особенности и проблемы.

ХИМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ЖИВОПИСИ

1) Художнику надо знать свойства и характер краски. Например, надо учитывать меру высветления краски под действием кислорода.

2) При высыхании краски происходит её сжатие, оно продолжается 2-3 года и достигает иногда 20 %, поэтому надо учитывать скорость высыхания краски.

3) В составе красок присутствуют химические вещества, которые опасны для здоровья людей. Например, оксиды железа токсичны для работы пищеварительного тракта, оксиды марганца нарушают работу ЦНС, свинцовые белила содержит свинец, поэтому высоко опасны, а фенол при попадании в организм даже в малых дозах вызывает боли в мышцах и увеличение печени.

Поэтому, работа с красками требует аккуратного обращения. Проветривайте помещение и тщательно мойте руки после работы!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Целью моей практической работы стало получение минеральных пигментов и изготовление на их основе масляной краски.

Я проводила реакции по получению нерастворимых окрашенных соединений, фильтрование осадков, их очистку, высушивание, измельчение. Так мной было получено 9 минеральных пигментов.

Для получения краски я смешивала хорошо растертый и просеянный через сито пигмент с олифой. Довела смесь до густоты обычной краски. Изготовила 9 масляных красок.

Конечно, их качество не высоко. Мои краски не имеют однородной консистенции, трудно наносятся на бумагу, слишком растекаются. В качестве связующего использовалась олифа, а лучше было бы делать краски на льняном масле, но это дорого. Все недостатки объясняются отсутствием опыта, а также отсутствием целевых добавок – отвердителей и ускорителей. Но рисунок я сделала.

Считаю, что цели и задачи работы реализованы в полном объеме.

3


Просмотр содержимого презентации
«Краски»

Изучить химический состав красок и изготовить их в школьной лаборатории.  Изучить  историю живописи, составные компоненты красок,  виды художественных красок,  влияние красок на здоровье людей,  рисунки учащихся школы-интерната.    Выполнить эксперимент
  • Изучить химический состав красок и изготовить их в школьной лаборатории.
  • Изучить историю живописи,
  • составные компоненты красок,
  • виды художественных красок,
  • влияние красок на здоровье людей,
  • рисунки учащихся школы-интерната.

  • Выполнить эксперимент

Пещерная живопись Материалы: уголь, глина, охра

Пещерная живопись

Материалы: уголь, глина, охра

Лазурит Малахит Киноварь Азурит

Лазурит

Малахит

Киноварь

Азурит

Индиго Кармин Пурпур Сепия Зелёная

Индиго

Кармин

Пурпур

Сепия

Зелёная

XVI в. – применялось 300 пигментов,  XIX в. – около тысячи,  XXI в. – посчитать невозможно.

XVI в. – применялось 300 пигментов,

XIX в. – около тысячи,

XXI в. – посчитать невозможно.

ПИГМЕНТЫ  (лат. pigmentum — краска) – красящие вещества  Хроматические (цветные краски) Ахроматические

ПИГМЕНТЫ (лат. pigmentum — краска) –

красящие вещества

Хроматические

(цветные краски)

Ахроматические

ГРУППЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ПИГМЕНТОВ:  Оксиды и сульфиды металлов:  ZnO, Fe 2 O 3 ,  CdS;   Соли металлов средние: BaSO 4, PbCrO 4 ;  Соли металлов основн.: 2PbCO 3 ∙Pb(OН) 2 ;   Углерод, металлич. пигменты: Cu, Zn, Al;  Высокомолекуляр. соединения: n(Na 2 O·Al 2 O 3 ·mSiO 2 )·Na 2 S х

ГРУППЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ПИГМЕНТОВ:

  • Оксиды и сульфиды металлов: ZnO, Fe 2 O 3 , CdS;
  • Соли металлов средние: BaSO 4, PbCrO 4 ;
  • Соли металлов основн.: 2PbCO 3 ∙Pb(OН) 2 ;
  • Углерод, металлич. пигменты: Cu, Zn, Al;
  • Высокомолекуляр. соединения: n(Na 2 O·Al 2 O 3 ·mSiO 2 )·Na 2 S х

СВОЙСТВА ПИГМЕНТОВ:  Определенный цвет;    Дисперсность;  Укрывистость;   Красящая способность;  Маслоемкость;  Светостойкость;  Щелочестойкость;  Химический состав.

СВОЙСТВА ПИГМЕНТОВ:

  • Определенный цвет;
  • Дисперсность;
  • Укрывистость;
  • Красящая способность;
  • Маслоемкость;
  • Светостойкость;
  • Щелочестойкость;
  • Химический состав.

СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА  (плёнкообразующие вещества) – основа красок  воск льняное  масло клей эмульсии фруктовые  клеи альбумин гуммиарабик

СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА (плёнкообразующие вещества) – основа красок

воск

льняное

масло

клей

эмульсии

фруктовые

клеи

альбумин

гуммиарабик

НАПОЛНИТЕЛИ  MgCO 3 Al(OH) 3 CaCO 3 BaSO 4 Al 2 O 3

НАПОЛНИТЕЛИ

MgCO 3

Al(OH) 3

CaCO 3

BaSO 4

Al 2 O 3

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Лат. «AQUA» –вода

Лат. «AQUA» –вода

пигменты  связующее (гуммиарабик)  пластификаторы (глицерин, мед)  ПАВ (бычья желчь)  антисептик (фенол)
  • пигменты
  • связующее (гуммиарабик)
  • пластификаторы (глицерин, мед)
  • ПАВ (бычья желчь)
  • антисептик (фенол)

Портрет Д.И. Менделеева, Репин И.Е. Портрет Н.Н. Пушкиной, Брюллов А.П.

Портрет

Д.И. Менделеева,

Репин И.Е.

Портрет Н.Н. Пушкиной,

Брюллов А.П.

Гуашь – это непрозрачная акварель. В состав добавлены белила – свинцовые, титановые, цинковые или баритовые.

Гуашь – это

непрозрачная акварель.

В состав добавлены

белила – свинцовые,

титановые, цинковые

или баритовые.

«Мальчик с собакой» Пикассо «Шторм» Плакитина О.

«Мальчик с собакой»

Пикассо

«Шторм»

Плакитина О.

(итал. «tempera» -  смешивать краски) В состав входят связующие эмульсии:  молоко,  яичный желток,  льняное масло,  сок некоторых растений.

(итал. «tempera» -

смешивать краски)

В состав входят связующие эмульсии:

  • молоко,
  • яичный желток,
  • льняное масло,
  • сок некоторых растений.

«Мадонна Литта» Леонардо да Винчи «Мадонна Конестабиле» Рафаэль

«Мадонна Литта»

Леонардо да Винчи

«Мадонна Конестабиле»

Рафаэль

Для приготовления используют высыхающие масла:  маковое,  ореховое,  конопляное, подсолнечное,  льняное масло.

Для приготовления используют высыхающие масла:

  • маковое,
  • ореховое,
  • конопляное,
  • подсолнечное,
  • льняное масло.

«Грачи прилетели» Саврасов А.К. «Три богатыря» Васнецов В.М.

«Грачи прилетели»

Саврасов А.К.

«Три богатыря»

Васнецов В.М.

В составе:  сухие пигменты,  разнообразные  связующие  вещества. .

В составе:

  • сухие пигменты,
  • разнообразные

связующие

вещества.

.

«Голубые танцовщицы» Эдгар Дега «Долина реки» Исаак Левитан

«Голубые танцовщицы»

Эдгар Дега

«Долина реки»

Исаак Левитан

«На пороге осени» Тимошин О. «Садовые цветы» Сергеев В.

«На пороге осени»

Тимошин О.

«Садовые цветы»

Сергеев В.

«Голова старика и молодого мужчины» Леонардо да Винчи Портрет А. Стильман Волхонская Г.С .

«Голова старика и

молодого мужчины»

Леонардо да Винчи

Портрет А. Стильман

Волхонская Г.С .

Выбор краски  Высыхание и изменение краски  Влияние красок на здоровье  Выбор краски  Высыхание и изменение краски  Влияние красок на здоровье
  • Выбор краски Высыхание и изменение краски Влияние красок на здоровье
  • Выбор краски
  • Высыхание и изменение краски
  • Влияние красок на здоровье

Fe 2 O 3

MnO 2

Pb 2 (ОН) 2 СО 3

С 6 Н 5 ОН

Так нельзя! Так нельзя!
  • Так нельзя!
  • Так нельзя!

ЦЕЛЬ – получение минеральных пигментов и изготовление на их основе масляной краски.  ЦЕЛЬ – получение минеральных пигментов и изготовление на их основе масляной краски.

ЦЕЛЬ – получение минеральных пигментов и изготовление на их основе масляной краски.

  • ЦЕЛЬ – получение минеральных пигментов и изготовление на их основе масляной краски.

1 часть – получение пигментов 1 часть – получение пигментов

1 часть – получение пигментов

  • 1 часть – получение пигментов

1 часть - приготовление пигментов  1 часть - приготовление пигментов

1 часть - приготовление пигментов

  • 1 часть - приготовление пигментов

2 часть – изготовление краски 2 часть – изготовление краски

2 часть – изготовление краски

  • 2 часть – изготовление краски


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация на тему "Химия художественных красок"

Автор: Захарова Людмила Юрьевна

Дата: 26.06.2014

Номер свидетельства: 108559

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Открытый урок по технологии "Моделирование фартука""
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi-urok-po-tiekhnologhii-modielirovaniie-fartuka"
    ["file_id"] => string(6) "267437"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450372954"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства