Метод решения тематических задач по химии с помощью заданного алгоритма.
Метод решения тематических задач по химии с помощью заданного алгоритма.
Данная работа имеет образовательный характер, т.е. дает возможность как учителю так и учащемуся овладеть методом составления и решения типовых заданий и задач по химии. Уровневое выполнение предложенных заданий позволит учащимся научиться самостоятельно выбирать уровень сложности задания, а значит и последующее оценивание. Учителю данная методика помогает расширить граници дифференцированного подхода к процессу обучению химиию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Метод решения тематических задач по химии с помощью заданного алгоритма. »
Абайский район, Карагандинская область,
КГУ «Акбастауская СОШ».
Метод
составления и решения разноуровневых тематических, расчетных задач по химии
с помощью заданного алгоритма.
/Обучающая программа по химии /
Подготовила: Дружинина Е.И.,
учитель химии, I – квалификационная категория.
2015г.
Аннотация
Решение расчетных задач по предметам естественно–политехнического цикла: математика, физика,химия, биология – это системно сложенная«цепочка»последовательных действий отклонение от которых вероятнее всего приведет учащегося к неверному решению задачи в целом.
Процент учащихся в классе решающих задачи уровня«4»и«5»/в среднем/ от5-20%,что является не лучшим показателем успеваемости по предмету. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при начальном этапе решения тематического или расчетного задания:
запись условия;формулы;последовательность действий.
запись условия;
формулы;
последовательность действий.
А если рассмотреть проблему изнутри? Что поможет ученику пройти существующую для него преграду, для успешного решения задачи?
Метод решения задач с помощью заданного алгоритма – один из возможных помощников, как учителя, так и для ученика. Алгоритм решения задач по химии / в данной работе/ имеет уровневую структуру, что позволяет учащемуся право выбора своих возможностей и при умелом психологическом подходе учителя повысить его самооценку и мотивировать его в дальнейшем повысить степень сложности выполняемого задания.
Данная работа рассчитана, как для учителей /химии, физики, биологии/, так и для учащихся. Методика легко воспринимается, обладает гибкостью при необходимости может быть скорректирована учителем-предметником /под специфику своей работы/.
Цель:
познакомить учителей химии /учащихся/ с методом составления химических задач с помощью заданного алгоритма.
способствовать развитию навыков составления и
решения разноуровневых, тематических и
расчетных задач по химии;
научить практическим навыкам работы с
уровневым алгоритмом;
создать творческую среду для развития
логического мышления и интеллектуального
потенциала учащихся.
Задачи:
Ожидаемый результат:
умение решать задачи по химии учащимися, является основным компонентом успешного освоения учебного материала по предмету, выполнение олимпиадных заданий, подготовке к ЕНТ. Однако, как показывает педагогический опыт учителя химии, учащиеся чаще всего испытывают сложности при записи первоначальных данных и сложности в построении логической цепочки дальнейшего решения задач;
метод позволяет избегать данные ошибки, так как ученик «видит» задачу изнутри, самостоятельно вносит данные, выбирает уровень сложности, составляет цепь последовательных действий;
овладение данной методикой будет способствовать повышению познавательного интереса к изучению химии в целом;
поможет учащимся повысить свой творческий, интеллектуальный потенциал, развить логическое мышление.
Суть метода:
с помощью заданного алгоритма и уровня сложности предлагаемого задания, учащиеся /с помощью учителя/ обучаются составлению и решению химических задач.
Пример установочного , уровневого алгоритма,
для составления задач.
Оценочные
уровни:
Zn + H 2 SO 4 = ?
-«2».
-«3».
m (в-ва) = ?
-«4».
V (г) = ?
-«5».
(в-ва) = ?
С чего начать?
Как выстроить логическую
цепочку алгоритма?
Как оценить полученный
результат?
Принцип составления алгоритма
первого уровня сложности.
«3».
Начальный уровень нацелен на успешное выполнение задания 98% учащихся класса, правильное выполнение которого, по первичной шкале оценивается не выше «3». В зависимости от пройденного материала учитель сам определяет ступенчатость уровневых заданий по темам.
Пример: тема «Решение расчетных задач по химическим уравнениям» 8 класс.
Zn + H 2 SO 4 = ?
1.Задайте химическое уравнение, например:
/ Уравнение можно дать в полном виде или усложнить задание, что бы дополнительно проверить базовый уровень учащихся, т.е. дописать, уровнять, определить тип реакции/.
2. Предложите учащимся найти массу одного из образованного в результате реакции вещества:
m (в-ва)= ?
/Ученик самостоятельно вносит числовые значения, составляет «условие/дано» задачи, решает со всеми правилами оформления. Решение остановиться на данном уровне или перейти на более высокий /по оцениванию/- учащийся принимает самостоятельно.
Однако, роль учителя ( на данном этапе) создать среду успеха для учащихся, которая будет мотивировать его не останавливаться на достигнутом.
Примечание:по мере изучения учебного материала /8, 9,10-11 кл./ усложняются и установочные алгоритмы т.е. они могут включать в себя несколько параллелей /тематических и расчетных компонентов/ образуя полноценную уровневую контрольную работу. На один алгоритм возможно составление от 5…. 10… задач.
Принцип составления алгоритма
второго уровня сложности.
«4».
Второй уровень рассчитан на успешное выполнение задания 60 - 75% учащихся класса, правильное выполнение которого, по шкале оценивается не выше «4». Уровень должен включать в себя работу с химическими формулами и понятиями. Учащиеся при составлении условия задачи опираются на данные полученные при решении первого уровня.
3. Предложите найти количество вещества по известной массе /найденной при решении первого уровня например:
Zn + H 2 SO 4 = ?
1 уровень
m (в-ва)=?
2 уровень
(в-ва) = ?
Примечание:при выполнении второго уровня, учащиеся должны показать умения и навыки работы с химической формулой, верно производить математический расчет.
Принцип составления алгоритма
третьего уровня сложности.
«5».
Третий уровень рассчитан на успешное выполнение задания 10 - 15% учащихся класса, правильное выполнение которого, по шкале оценивается на «5». Уровень должен включать в себя работу с несколькими химическими формулами и понятиями возможно добавлением дополнительной химической реакции.
Zn + H 2 SO 4 = ?
1 уровень
m (в-ва)=?
2 уровень
(в-ва) = ?
3 уровень
V (г) = ?
Примечание: можно использовать соревновательный момент /ограничивая время выполнения работы/ если учащийся успешно выполнил первый уровень и приступил к выполнению второго, но справился на 50-60% учитель может поставить отметку « 4 - ». Так же при успешном выполнении 1,2 и 50-60% третьего уровня учитель может поставить отметку « 5 – ».
Пример составления установочного
алгоритма задач на растворы 8-9 классы.
Растворы
H2O
NaCl
NaCl
C6H12O6
C6H12O6
Примечание:при составлении разноуровневых задач учащиеся могут воспользоваться предложенной схемой (1,2 уровень), учащиеся прошедшие 1,2 и работающие с 3 уровнем могут самостоятельно составить задачу.
При последовательном решении 1-3 уровней можно использовать данные уже решенных задач.
m(ве-тв)=?
m(р)=?(№1,№2)
m(Н2О)=?
m(ве-ва)
m1(р.)
m2(р.)
m(р.)
m(ве-ва)
W1(р.)
W(р.)=?
W(р.)
m(р.)
m(Н2О)
W2(р.)
mоб.(ве-ва)=?
m(ве-ва)=?
W(р.)=?
m(Н2О)=?
mоб.(Н2О)=?
Приемы составления разноуровневых, тематических
заданий по химии.
1.Например, даны реакции ионного обмена 9 класс.
1) BaCl 2 +Na 2 SO 4 =
2) NaOH+HNO 3 =
3) Na 2 CO 3 +H 2 SO 4 =
4) K 2 SO 4 +HCl=
Дописать, уравнять химические реакции, указать какие из них идут, какие не идут до конца.
Написать полные ионные уравнения, реакций идущих до конца.
Составить полные и сокращенные ионные уравнения реакций идущих до конца.
Задание 2.Составить формулы сложных веществ, состоящих из:
Ca и PO4- Si и O2-
Fe и SO4- Zn и CL2-
Ca и OH - Fe и S -
Al и SO4- Na2и SiO4-
K и Br - C и O2-
H и NO3- Na и OH -
Задание 4.Составить и решить разноуровневую задачу.
Назвать химические соединения.
Р +О2- Р2О5
Задание 3.
Подчеркнуть формулы сложных веществ.
Расставить коэффициенты в уравнениях.
Определить типы химических реакций:
а) Al + S = Al2S3
б) Zn + HCl = ZnCl2+ H2
в) Au2O3= Au + O2
г) P2O5+ H2O = H3PO4
V(г)=?
W(%) ( Р) -?
W(%) ( О)-?
m(Р2О5)=?
(Р2О5)=?
Задание 5./ на опережение.Осуществить следующее превращение.
CuCu OCu SO4Cu(OH)2Cu Сl2
Контрольная работа по теме «Реакции ионного обмена» 9 класс..
1. Выпишите отдельно кислоты, основания, оксиды, соли:AlCl3, Cu(OH)2, Н2SO4, CO2, Fe(NO3)32. Выпишите отдельно кислоты, основания, оксиды, соли и дайте им названия:
AlCl3, Cu(OH)2, Н2SO4, CO2, Fe(NO3)3, HCl, Fe2O3.
3. Составьте уравнения реакций, определите их тип, реакции обмена запишите в ионном виде:А) Zn O + HCl ?Б) Ва + O2 ?В) Al + H2SO4 ?4. Закончите молекулярные уравнения возможных химических реакций, определите их тип,
составьте соответствующие им ионные уравнения:А) Cu(NO3)2 + HCl ?Б) P + O2 ?В) Fe(OH)3 + H2SO4 ?Г) Cu(OH)2 ?5.Решите цепочку превращений, определите тип химических реакций, составьте соответствующие им
/для изучения или повторения пройденного материала по химии/.
Назвать химические элементы.
K
Ne
B
C
P
C
O
Ar
L i
Ca
N
B
O
Na
Be
F
Ca
S
He
N
Mg
Si
Al
Ar
H
Прочитать формулы химических соединений.
NaOH
SO 3
H 2 S
Ca(OH) 2
Al(OH) 3
Pb(OH) 3
Fe 2 O 3
H 2 CO 3
ZnCl 2
MgSO 4
NaCl
H 3 PO 4
H 2 O
Определить класс неорганических соединений.
NaOH
SO 3
H 2 S
Ca(OH) 2
Al(OH) 3
Pb(OH) 3
Fe 2 O 3
H 2 CO 3
ZnCl 2
MgSO 4
NaCl
H 3 PO 4
H 2 O
Использование данного метода:«Решения разноуровневых, тематических и расчетных задач по химии с помощью заданного алгоритма»- поможетучителю:
создать среду успеха среди обучающихся;повысить мотивацию к обучению;раскрыть творческие способности,
создать среду успеха среди обучающихся;
повысить мотивацию к обучению;
раскрыть творческие способности,
как самого учителя так и ученика;
способствовать развитию логического
способствовать развитию логического
мышления участников образовательного процесса.
Овладение методом поможетученику:
Овладение методом поможетученику:
научиться составлять и решать расчетные задачи
научиться составлять и решать расчетные задачи
научиться составлять и решать расчетные задачи
по химии;
повысить познавательный интерес к изучению
повысить познавательный интерес к изучению
повысить познавательный интерес к изучению
точных наук;
приобрести уверенность в своих силах, повысить
приобрести уверенность в своих силах, повысить
приобрести уверенность в своих силах, повысить
свою самооценку.
Вывод
Желаю успеха!
Используемая литература.
1. Абкин Г.Л. Методика решения задач по химии. М.: Просвещение, 1971. – 200 с. 2. Аликберова Л.Ю., Хабарова Е.И. Задачи по химии с экологическим содержанием. М.: Центрхимпресс, 2001. – 70 с. 3. Андреева М.П. Овладение студентами педагогических ВУЗов методическими приемами обучения учащихся решению задач по химии. // Химия и методика преподавания. 2005, № 3. – С. 23-26. 4. Аранская О.С. Сборник задач и упражнений по химической технологии и биотехнологии. Минск: Университетское, 1989. – 296с 5. Аркавенко Л.Н., Гапонцеа В.Л., Белоусова О.А. Для чего классифицировать расчетные задачи. // Химия в школе. 1998, № 3. – С. 60-63. 6. Артемьев В.П. Задание по методике преподавание химии. Тесты и усложненные задачи Пенза, 2002. 122 с. 7. Архангельская О.В., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… // Химия в школе. 2003, № 2. – С. 51-55. 8. Бондарь Д.А., Гариев И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… // Химия в школе. 1997, № 3. – С. 44-48. 9. Бондарь Д.А., Тюльков И.А. Трудная задача? Начнем по порядку. // Химия в школе. 1999, №2. – С. 31-34. 10. Бондарь Д.А., Гариев И.А. Трудная задача? Начнем по порядку… // Химия в школе. 1997, № 6. – С. 61-64.
11. Кушнарев А.А. Учимся решать задачи по химии. // Химия в школе. 1993, № 5. – С. 46-54.
12. Шишкин Е.А. Пути решения расчетной задачи. // Химия в школе. 2005, № 4. – С. 46-52.