kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭОР Классы неорганических веществ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгоритм выполнения задания по теме Генетическая связь между классами неорганических веществ

Просмотр содержимого документа
«ЭОР Классы неорганических веществ»

Алгоритм выполнения задания по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ» Выполнила ЭОР: Лопатко Оксана Александровна, учитель химии МКОУ Обуховская СОШ С.Обуховское Камышловский р-он, Свердловская обл. 2016 г.

Алгоритм выполнения задания по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Выполнила ЭОР: Лопатко Оксана Александровна,

учитель химии МКОУ Обуховская СОШ

С.Обуховское Камышловский р-он, Свердловская обл.

2016 г.

Задание: Исходя из положения кальция и серы в Периодической системе Д.И.Менделеева, напишите формулы их высших окисдов и гидратных соединений. Напишите формулы возможных солей, которые могут быть получены при взаимодействии этих гидратных соединений. Дайте название указанным веществам. № Действие 1 Записываем химические символы элементов Образец выполнения и оформления в тетради 2 Ca Определяем характер элемента на основе его положения в ПСХЭ (металл, неметалл, амфотерный элемент) S Внимание! Элементы побочных подгрупп: 3 в высшей степени окисления (равна номеру группы) являются неМе; в низшей степени окисления (равна +1 у эл-ов I группы и +2 у всех элементов побочных подгрупп) является Ме; в промежуточной степени окисления являются амфотерными элементами. 4 Записываем формулы оксидов химических элементов Определяем характер оксидов (осн., кисл., амф.) Ca +2 O -2 металл неметалл основный S +6 O -2 кислотный

Задание:

Исходя из положения кальция и серы в Периодической системе Д.И.Менделеева, напишите формулы их высших окисдов и гидратных соединений. Напишите формулы возможных солей, которые могут быть получены при взаимодействии этих гидратных соединений. Дайте название указанным веществам.

Действие

1

Записываем химические символы элементов

Образец выполнения и оформления в тетради

2

Ca

Определяем характер элемента на основе его положения в ПСХЭ (металл, неметалл, амфотерный элемент)

S

Внимание! Элементы побочных подгрупп:

3

  • в высшей степени окисления (равна номеру группы) являются неМе;
  • в низшей степени окисления (равна +1 у эл-ов I группы и +2 у всех элементов побочных подгрупп) является Ме;
  • в промежуточной степени окисления являются амфотерными элементами.

4

Записываем формулы оксидов химических элементов

Определяем характер оксидов (осн., кисл., амф.)

Ca +2 O -2

металл

неметалл

основный

S +6 O -2

кислотный

5

Действие

6

Записываем формулы гидратных соединений, соответствующих оксидам

Образец выполнения и оформления в тетради

Записываем левую часть уравнения реакции взаимодействия гидратных соединений

Внимание! Гидратные соединения – это соединения, полученные при взаимодействии оксидов с водой:

7

Ca +2 (OН) - 2

Определяем число возможных вариантов протекания реакций:

Ca +2 (OН) - 2 + Н 2 +1 SO 4 -2

гидроксид кальция

Н 2 +1 SO 4 -2

  • основным оксидам соответствуют гидратные соединения – основания (осн.оксид+вода=основание МеОН -1 )
  • кислотным оксидам соответствуют гидратные соежинения – кислоты (кисл.оксид+вода=кислота Н + кислотный остаток)
  • амфотерным оксидам соответствуют два типа гидратных соединений – основания и кислоты

7.1. Определяем число атомов водорода Н в кислоте (основность кислоты)

( амф.оксид+вода = основание )

серная кислота

|

7.2. Определяем число ОН- -групп в основании (кислотность основания)

кислота

7.3. Складываем цифры, получаемые в п.7.1 и 7.2

основность Н 2 SO 4 равна 2;

7.4. Делаем вывод о числе возможных вариантов протекания реакции (устно)

кислотность Ca(OН) 2 равна 2;

2+2=4

Возможны четыре варианта протекания реакции

№ 8 Действие Записываем все реакции взаимодействия гидратных соединений 9 Образец выполнения и оформления в тетради 10 Записываем продукты диссоциации гидратных соединений Ca +2 (OН) - 2 + Н 2 +1 SO 4 -2  Считаем суммарный заряд каждой полученной частицы 9.1. от молекулы основания убираем одну ОН-группу Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2  Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 CaOH Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 (Ca +2 OH -1 ) +1 9.2. от молекулы основания убираем две ОН –группы и т.д.  Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2   9.3. от молекулы кислоты убираем один ион водорода Н + Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 Ca Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2  9.4. от молекулы кислоты убираем два иона водорода Н +  Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2  Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 Ca +2 Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 HSO 4   Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 (H +1 SO 4 -2 ) -1 Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 SO 4  Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 SO 4 -2

8

Действие

Записываем все реакции взаимодействия гидратных соединений

9

Образец выполнения и оформления в тетради

10

Записываем продукты диссоциации гидратных соединений

Ca +2 (OН) - 2 + Н 2 +1 SO 4 -2

Считаем суммарный заряд каждой полученной частицы

9.1. от молекулы основания убираем одну ОН-группу

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 CaOH

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 (Ca +2 OH -1 ) +1

9.2. от молекулы основания убираем две ОН –группы и т.д.

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2

9.3. от молекулы кислоты убираем один ион водорода Н +

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 Ca

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2

9.4. от молекулы кислоты убираем два иона водорода Н +

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 Ca +2

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 HSO 4

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 (H +1 SO 4 -2 ) -1

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 SO 4

Н 2 SO 4 +Ca(OН) 2 SO 4 -2

№ 11 Действие К полученным частицам дописываем частицы, противоположные по знаку (кроме Н + и ОН - ) Внимание! Внимание! В результате второй и четвертой реакции получена одна и та же соль Ca +2 SO 4 -2 . Поэтому в дальнейшем четвертую реакцию не учитываем. Образец выполнения и оформления в тетради 12 13 На первом месте должна стоять частица с зарядом «+» Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4  (CaOH) +1 SO 4 -2 Расставляем индексы в формулах полученных солей. Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4  Ca +2 SO 4 -2 14 Дописываем формулу воды в правую часть каждого уравнения реакции (CaOH) 2 +1 SO 4 -2 Расставляем коэффициенты в уравнениях реакций 15 Ca +2 SO 4 -2 Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4  (CaOH) 2 SO 4 + Н 2 О  Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4  Ca +2 (HSO 4 ) -1 Выписываем отдельно формулы солей Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4  CaSO 4 + Н 2 О Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4  Ca +2 SO 4 -2 2 Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 (CaOH) 2 SO 4 + 2 Н 2 О Ca +2 (HSO 4 ) 2 -1 Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 CaSO 4 + 2 Н 2 О (CaOH) 2 SO 4 Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4  Ca  (HSO 4 ) 2 + Н 2 О CaSO 4 Ca(OН) 2 + 2 Н 2 SO 4 Ca  (HSO 4 ) 2 + 2 Н 2 О Ca  (HSO 4 ) 2

11

Действие

К полученным частицам дописываем частицы, противоположные по знаку (кроме Н + и ОН - )

Внимание!

Внимание! В результате второй и четвертой реакции получена одна и та же соль Ca +2 SO 4 -2 . Поэтому в дальнейшем четвертую реакцию не учитываем.

Образец выполнения и оформления в тетради

12

13

На первом месте должна стоять частица с зарядом «+»

Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 (CaOH) +1 SO 4 -2

Расставляем индексы в формулах полученных солей.

Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 Ca +2 SO 4 -2

14

Дописываем формулу воды в правую часть каждого уравнения реакции

(CaOH) 2 +1 SO 4 -2

Расставляем коэффициенты в уравнениях реакций

15

Ca +2 SO 4 -2

Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 (CaOH) 2 SO 4 + Н 2 О

Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 Ca +2 (HSO 4 ) -1

Выписываем отдельно формулы солей

Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 CaSO 4 + Н 2 О

Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 Ca +2 SO 4 -2

2 Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 (CaOH) 2 SO 4 + 2 Н 2 О

Ca +2 (HSO 4 ) 2 -1

Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 CaSO 4 + 2 Н 2 О

(CaOH) 2 SO 4

Ca(OН) 2 +Н 2 SO 4 Ca (HSO 4 ) 2 + Н 2 О

CaSO 4

Ca(OН) 2 + 2 Н 2 SO 4 Ca (HSO 4 ) 2 + 2 Н 2 О

Ca (HSO 4 ) 2

16

Действие

Определяем тип каждой соли (средняя, кислая, основная)

17

Образец выполнения и оформления в тетради

Даем название каждой соли

Внимание!

(CaOH) 2 SO 4

Внимание!

основная соль

16.1. Средняя соль содержит в своем составе атомы металла и кислотный остаток.

16.2. Кислая соль содержит в своем составе атомы металла, атомы водорода, кислотный остаток.

Название средней соли: название кислотного остатка (2) + русское название металла в родительном падеже (1) + если металл имеет переменную степень окисления, указать значение его степени окисления в скобках:

16.3. Основная соль содержит в своем составе атомы металла, ОН-группы, кислотный остаток.

CaSO 4 сульфат кальция

CaSO 4

CaSO 4

  • 2 2 1

средняя соль

средняя соль

сульфат кальция

Название основной соли: название кислотного остатка (3) +приставка гидроксо (2) + русское название металла в родительном падеже (1) + если металл имеет переменную степень окисления, указать значение его степени окисления в скобках:

Ca (HSO 4 ) 2

(CaOH) 2 SO 4

( Ca OH) 2 SO 4 сульфат гидроксо кальция

кислая соль

1 2 3 3 2 1

основная соль

сульфат гидроксокальция

Название кислой соли: приставка гидро (2) + название кислотного остатка (3) + русское название металла в родительном падеже (1) + если металл имеет переменную степень окисления, указать значение его степени окисления в скобках:

Ca (H SO 4 ) 2 гидро сульфат кальция

1 2 3 2 3 1

Ca (HSO 4 ) 2

кислая соль

гидросульфат кальция

Используемая литература:

Используемая литература:

  • Грибанова О.В. Общая и неограническая химия в таблицах и схемах. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ЭОР Классы неорганических веществ

Автор: Лопатко Оксана Александровна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока химии в 11 классе по теме "Основные законы общей химии" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-khimii-v-11-klassie-po-tiemie-osnovnyie-zakony-obshchiei-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "116792"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412610763"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Презентация среднесрочного планирования серии последовательных уроков химии в 9 классе"
    ["seo_title"] => string(91) "priezientatsiiasriedniesrochnoghoplanirovaniiasieriiposliedovatielnykhurokovkhimiiv9klassie"
    ["file_id"] => string(6) "277647"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452950714"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1830 руб.
2620 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1660 руб.
2370 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства