Цели урока: сформировать представления о законе сохранения массы веществ, выработать умения применять его, объяснить сущность химических реакций и процесса составления уравнений химических реакций, формировать умения выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока»
Разработка открытого урока
«Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций»
8 класс
Цели урока: сформировать представления о законе сохранения массы веществ, выработать умения применять его, объяснить сущность химических реакций и процесса составления уравнений химических реакций, формировать умения выявлять существенное, делать выводы, устанавливать межпредметные связи, развивать экспериментальные умения, формировать мировоззренческие понятия о познаваемости природы.
Задачи:
Продолжить работу по составлению уравнений реакций, формул веществ, определению валентности.
Воспитывать чувство гордости за отечественного ученого М.В.Ломоносова.
Развитие монологической речи, навыков самоконтроля, самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент. II. Актуализация знаний учащихся.
1. Проверка домашнего задания.
а). Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:
Na2CO3; Р205; А1203
б). Рассчитайте массовую долю натрия в гидроксиде натрия
2. Индивидуальные задания.
а) Разделить приведенные явления на физические и химические: – процесс фотосинтеза, – горение угля. – ржавление гвоздя. – испарение воды, – сгибание гвоздя, – дробление сахара, – скисание молока, – таяние мороженного. – плавление парафиновой свечи.
б) Определить валентностьэлементов по формулам: NН3; С12О7; МпО2; СаС12
в) Рассчитайте молекулярные массы следующих веществ: NaNO3; А1СI3; КзРО4
3. Работа с классом.
а). Составить формулы веществ (устно).
IV
Ш
II
I
I
СО
Fе О
Мq
С1
Na
P
б). Определить валентность (устно)
Р2О5 FеОМqз N2 СиС12
в). Разделить вещества на группы:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Р2О5;
Cа;
Ва;
NаС1;
А1;
С;
А1(ОН)3;
С12;
СаО;
Н2S;
S
простые: 2; 3; 5; 6; 8; 11
сложные:1; 4; 7; 9; 10
III. Изучение новой темы.
Записываем уравнение реакции и анализируем масса реагентов и продуктов реакции.
2Са + О2 → 2СаО
2*40 + 16*2 = 2*(40 + 16)
Рассмотрим реакцию горения магния в кислороде.
Запишем её на доске сначала словами, а теперь с помощью химических и математических знаков.
Mg +O2 – MgO
НО это ещё не всё! Давайте сравним левую и правую части уравнения. Мы видим, что в реакцию вступили 2 атома кислорода, а получился только один. Не уже ли в природе такое возможно, чтобы атомы исчезали?
Такой вопрос возник не только у нас, а гораздо раньше. Ответить на него пытались многие учёные, но правильный ответ нашли не все.
Английский химик Роберт Бойль прокаливал металлы в открытой ёмкости и обнаружил, что масса металлов стала больше. М.В.Ломоносов стал прокаливать металлы в закрытом сосуде , взвешивая его до и после реакции. ПО результатам экспериментов учёные пришли к абсолютно противоположным выводам. Бойль утверждал, что масса веществ в результате хим. реакции меняется, Ломоносов – что остаётся без изменения.
Сущность закона с точки зрения АМУ: в результате хим. реакции атомы не исчезают и не возникают из неоткуда, а переходят из одного вещества в другое.
Давайте вернёмся к нашей записи реакции горения магния. Можем ли мы остановиться на таком её варианте? Почему?
Итак, действие, позволяющее уравнять число атомов в уравнении, называется расстановкой коэффициентов.( коэффициент -это число, показывающее число молекул вещества.)
Чтобы правильно расставлять коэффициенты надо знать:
Уравнение делится на левую и правую часть.
Левая часть – исходные вещества.
Правая часть – продукты реакции.
Надо найти НОК для числа атомов данного элемента в левой и правой части уравнения.
Поставить коэффициенты перед веществами с целью уравнивания числа атомов элемента в левой и правой части..