Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по учебному предмету «химия» для обучающихся 10-11 класса (углубленный уровень)»
Согласовано
Зам. директора МОУ
«Национальная (татарская) гимназия»
__________/Смолянинова Э.Ю./
Утверждаю
Директор МОУ
«Национальная (татарская)
гимназия»
_________/ В.Р. Салихова/
Приказ от 01.09.2018 №
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «химия»
для обучающихся 10-11 класса
МОУ «Национальная (татарская) гимназия»
(углубленный уровень)
Составитель:
Павлюк Валерия Сергеевна,
учитель химии и биологии
Рассмотрено:
Руководителем МО учителей
естественно-математического цикла
________/Менишова З.И./
31.08.2018
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся 10—11 классов общеобразовательных организаций на углублённом уровне. Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Рабочая программа реализует генеральные цели общего образования, авторские идеи развивающего обучения химии, результаты межпредметной интеграции, учитывает формирование универсальных учебных действий среднего общего образования.
Рабочая программа состоит из следующих разделов:
1. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учётом специфики химии как учебного предмета.
2. Общая характеристика курса, включающая ценностные ориентиры химического образования.
3. Место курса химии в учебном плане.
4. Результаты обучения и освоения содержания курса химии — личностные, метапредметные и предметные.
5. Содержание учебного предмета на углублённом уровне, которое конкретизирует положения Фундаментального ядра содержания образования по химии. При отборе содержания учитывалось, что значительная часть химических знаний, представленных в Фундаментальном ядре, освоена школьниками в основной школе.
6. Тематическое планирование — это также конкретизация содержания образования по химии, которое представлено на углублённом уровне. Предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания.
7. Рекомендации по оснащению учебного процесса, в которых дано общее описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, а также приведены рекомендации по оборудованию кабинета химии и требования СанПиНа по использованию в учебно-воспитательном процессе технических средств обучения.
В построении рабочей программы обучения химии ведущими ценностными и методологическими ориентирами выступали:
• психолого-педагогические и методические основы организации современного учебно-воспитательного процесса, ориентированного на его внутреннюю дифференциацию, собственную деятельность и развитие учащихся;
• методологическая, мировоззренческая, экологическая и ценностная доминанты в раскрытии основного содержания курса, его практическая направленность.
Химическое образование и знания учебного предмета химии рассматриваются в программах и учебниках как обязательный компонент общей культуры человека, основа его научного миропонимания, средство социализации и личностного развития ученика. Основные цели изучения химии в 10—11 классах.
1. Системное и сознательное усвоение основного содержания курсов химии, способов самостоятельного получения, переработки, функционального и творческого применения знаний, необходимых для понимания научной картины мира.
2. Раскрытие роли химии в познании природы и её законов, в материальном обеспечении развития цивилизации и повышении уровня жизни общества, в понимании необходимости школьного химического образования как элемента общей культуры и основы жизнеобеспечения человека в условиях ухудшения состояния окружающей среды.
3. Раскрытие универсальности и логики естественнонаучных законов и теорий, процесса познания природы и его возвышающего смысла, тесной связи теории и практики, науки и производства.
4. Развитие интереса и внутренней мотивации учащихся к изучению химии, к химическому познанию окружающего нас мира веществ.
5. Овладение методологией химического познания и исследования веществ, умениями характеризовать и правильно использовать вещества, материалы и химические реакции, объяснять, прогнозировать и моделировать химические явления, решать конкретные проблемы.
6. Выработка умений и навыков решения химических задач различных типов, выполнения лабораторных опытов и проведения простых экспериментальных исследований, интерпретации химических формул и уравнений и оперирования ими.
7. Внесение значимого вклада в формирование целостной картины природы, научного мировоззрения, системного химического мышления, формирование на их основе гуманистических ценностных ориентиров и выбора жизненной позиции.
8. Обеспечение вклада учебного предмета химии в экологическое образование и воспитание химической, экологической и общей культуры учащихся.
9. Использование возможностей химии как средства социализации и индивидуального развития личности.
10. Развитие стремления учащихся к продолжению естественнонаучного образования и адаптации к меняющимся условиям жизни в окружающем мире.
Общая характеристика курса
Первая ступень курса химии 10—11 классов начинается с изучения органической химии из соображений психологического и содержательно-целевого характера. Органическая химия благодаря целостности и генетической связанности объектов, обзорности и единству теоретико-понятийного аппарата более доступна для сознательного усвоения учащимися и интересна новизной своего содержания. Этим она выгодно отличается от основ общей и неорганической химии с их многообразием объектов, понятий и теорий и необходимостью постоянной опоры на широкий спектр внутрипредметных и межпредметных связей. Поэтому психологически и методически оправданно начинать обучение с курса органической химии. Также существенной причиной избранной последовательности изучения курса является возможность перенесения многих теоретических положений, понятий и методов органической химии в курс неорганической химии, реализации их тесных взаимосвязей и комплексного использования всех знаний по химии для понимания её огромной роли в жизни человека. Вместе с тем ранее сформированные основные понятия химии получают ретроспективное развитие при рассмотрении органической химии.
На протяжении всего изучения курсов органической и особенно общей и неорганической химии осуществляется развитие и оформление систем знаний о веществе химической реакции и технологии как необходимое условие системного усвоения и функционального применения знаний, формирования естественнонаучной картины мира и мировоззрения. При изучении этого материала идёт постоянное обращение к химическому эксперименту и к решению химических задач. Это способствует превращению теоретических знаний в убеждения, в средство дальнейшего познания химии и формирования необходимых общеучебных и предметных умений.
В курсах химии последовательно наращиваются методологический, экологический, мировоззренческий и прикладной аспекты содержания, способствующие формированию теоретических систем знаний химии, естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, ценностных ориентаций в окружающей природе.
Значительный объём учебного материала в обоих курсах отведён блоку прикладной химии, основам технологии и производствам, выпускающим вещества и материалы, необходимые современному обществу. Это позволяет сформировать систему знаний о химической технологии и её роли в химизации общества, усилить понимание роли науки и производства в повышении уровня жизни общества. При этом много внимания уделено различным областям применения веществ и химических реакций, в том числе в быту. Технологический и экологический материал, отражающий тесную связь химии с жизнью, формирует ценностное отношение к химии, к природе и к здоровью человека, в сохранение которого химия вносит большой вклад.
Рабочая программа курса 10 класса отражает учебный материал в четырёх крупных разделах: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений. «Вещества живых клеток», «Органическая химия в жизни человека».
В первом разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений, а также закономерности протекания и механизмы реакций органических веществ. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. Весь курс органической химии пронизывают идеи зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений. Значительное внимание уделено раскрытию особенностей веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией.
Рабочая программа курса 11 класса представлена четырьмя разделами на углублённом уровне «Строение вещества. Вещества и их системы», «Учение о химических реакциях», «Обзор химических элементов и их соединений на основе Периодической системы», «Химия в нашей жизни».
Первые два раздела посвящены универсализации теоретических основ общей и органической химии, развитию теоретических систем знаний о веществах и химических реакциях на основе обобщения и теоретического объяснения, опирающихся на фундаментальные понятия, законы и теории химии. Ведущая роль в раскрытии содержания этого материала принадлежит электронной теории, Периодическому закону и системе элементов как наиболее общим научным основам химии. Здесь же показывается их значение в познании мира веществ и их превращений, в развитии науки, производства и прогресса общества. После основ неорганической химии даётся материал, раскрывающий взаимосвязь органических и неорганических веществ и химических реакций.
Программа данного курса по сравнению с программой основной школы предполагает более глубокое изучение закономерностей протекания обменных и окислительно-восстановительных реакций в водных растворах, рассмотрение объясняющих их теорий (электролитической диссоциации и др.), а также демонстрации научного и практического значения приобретённых знаний.
Прикладной аспект химии, её роль в жизни человека наиболее полно отражены в заключительной части курса. В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения химии, проявляются:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• понимании ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
• уважительного отношения к творческой созидательной деятельности;
• понимания необходимости здорового образа жизни;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
• правильного использования химической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• способности открыто высказывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
В программе по химии для средней школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программе по химии для основного общего образования.
Место курса химии в учебном плане
Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение курса химии в средней школе как части образовательной области «Естественнонаучные предметы» на базовом и углублённом уровнях.
Изучение химии на углублённом уровне рассчитано на 105 ч в каждом классе (3 ч в неделю).
Содержание, которое не включается в требования к уровню подготовки выпускников средней школы, установленные государственным стандартом, выделено в тексте программы курсивом.
Программа реализована в учебниках химии, выпущенных Издательским центром «Вентана-Граф»:
• Кузнецова Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н. Химия. 10 класс (профильный уровень);
• Кузнецова Н. Е., Литвинова Т. Н., Лёвкин А. Н. Химия. 11 класc. Ч. 1, 2 (профильный уровень).
Результаты обучения и освоения содержания курса химии
Деятельность образовательной организации общего образования в обучении химии в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися личностных результатов, отражающих:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
4) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
7) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
8) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
9) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
10) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИKT) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
В области предметных результатов образовательная организация общего образования реализует следующие задачи.
А. На базовом уровне:
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии, такими как наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Б. На углублённом уровне:
1) сформированность системы знаний об общих химических закономерностях, законах, теориях;
2) сформированность умений исследовать свойства неорганических и органических веществ, объяснять закономерности протекания химических реакций, прогнозировать возможность их осуществления;
3) владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний о составе, строении вещества и основных химических законах, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования;
4) владение методами самостоятельного планирования и проведения химических экспериментов с соблюдением правил безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием; сформированность умений описывать, анализировать и оценивать достоверность полученного результата;
5) сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать с позиций экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
Теория строения органических соединений. Теория химического строения А. М. Бутлерова: основные положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, графические (структурные), электронные формулы. Модели молекул органических соединений.
Жизнь, научная и общественная деятельность А. М. Бутлерова.
Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация. Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация атомных орбиталей. Типы гибридизации атомных орбиталей атомов углерода. Простая и кратная ковалентная связь. Классификация и номенклатура органических соединений (тривиальная и международная). Понятие о гомологических рядах органических соединений.
Методы исследования органических соединений.
Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений. Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Катализ. Катализаторы. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах. Механизмы и типы реакций.
Классы органических соединений
Углеводороды. Алканы. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Электронное и пространственное строение алканов. Конформеры (конформации). Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов и их производных. Экологическая роль галогенопроизводных алканов.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства. Конформации циклоалканов.
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, трансизомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакции окисления (реакция Вагнера), присоединения, полимеризации. Правило В. В. Марковникова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.
Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Мезомерный эффект. Природный каучук. Резина.
Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение, физические свойства, изомерия, номенклатура. Резонансная энергия. Химические свойства: реакции галогенирования, нитрования, алкилирования (на примере взаимодействия с хлорметаном), присоединения, окисления. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола (реакции бензольного кольца и боковой цепи). Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Генетическая связь углеводородов. Применение углеводородов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце. Галогенопроизводные углеводородов.
Галогенопроизводные предельных углеводородов (галогеналканы). Строение, номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства галогеналканов. Применение. Галогеналкены.
Спирты, фенолы. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Важнейшие представители одноатомных спиртов. Спиртовое брожение. Получение и применение спиртов. Простые эфиры. Состав, физические свойства, применение. Диэтиловый эфир. Спирты в жизни человека. Спирты и здоровье. Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение, водородная связь. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты. Фенолы. Состав, особенности строения молекулы, физико-химические свойства фенола. Получение и применение фенола и его соединений. Их токсичность.
Альдегиды и кетоны. Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Качественная реакция с фуксинсернистой кислотой. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение. Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение. Изомерия кетонов. Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Карбоновые кислоты и сложные эфиры. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение. Способность кислот образовывать водородную связь. Физические свойства. Химические свойства. Реакция галогенирования. Особые свойства, применение и получение муравьиной, уксусной, масляной кислот. Высшие жирные кислоты.
Краткие сведения о распространении в природе пальмитиновой и стеариновой кислот, их составе, строении, свойствах и применении. Мыла. Одноосно вные непредельные карбоновые кислоты. Состав, строение, распространение в природе акриловой, олеиновой кислот. Реакции гидрогенизации и окисления. Изомерия. Краткие сведения о некоторых двухосновных, ароматических и других карбоновых кислотах. Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Применение меченых атомов для изучения механизма реакции этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла.
Азотсодержащие соединения. Классификация, состав, изомерия и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Физические и химические свойства аминов. Реакция окисления аминов. Применение и получение. Анилин — представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения.
Ароматические гетероциклические соединения. Пиридин и пиррол: состав, строение молекул.
Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.
Вещества живых клеток
Жиры. Классификация жиров. Жиры — триглицериды: состав, физические и химические свойства жиров. Промышленный гидролиз жиров.
Жиры в жизни человека и человечества.
Углеводы. Классификация углеводов. Образование углеводов в процессе фотосинтеза. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.
Глюкоза. Физические свойства глюкозы. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы.
Таутомерия. Химические свойства глюкозы. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека.
Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства.
Промышленное получение. Гидролиз сахарозы. Крахмал. Строение, свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины. Гликоген. Пектин. Целлюлоза — природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы: получение и свойства. Применение. Пироксилин. Хитин. Краткие сведения о некоторых моно- и олигосахаридах. Аминокислоты. Пептиды. Белки.
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Образование биполярного иона. α-Аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Нейтральные, осно вные и кислотные аминокислоты. Химические свойства.
Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории. Пептиды и полипептиды. Состав и строение.
Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин), антибиотики (пенициллин), природные токсины.
Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение белков. Физические свойства. Методы изучения структуры белков (УФ-спектроскопия и метод анализа концевых групп). Характеристика химических связей, поддерживающих пространственную структуру. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков.
Инсулин, гемоглобин, лизоцим, коллаген. Единство биохимических функций белков, жиров и углеводов.
Нуклеиновые кислоты. Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип комплементарности.
Общие представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код. К истории открытия «двойной спирали».
Органическая химия в жизни человека
Природные источники углеводородов. Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Детонационная стойкость бензина.
Коксохимическое производство. Проблемы получения жидкого топлива из угля.
Природный и попутный нефтяной газы. Их состав и использование в промышленности.
Промышленный органический синтез. Синтез метанола и этанола. Производство уксусной кислоты. Научные принципы химического производства.
Полимеры и полимерные материалы. Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Классификация полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Механизм реакции полимеризации. Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый.
Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон.
Пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.
Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Меры предотвращения экологических последствий.
Строение вещества. Вещества и их системы
Основные понятия и законы химии. Строение атома. Основные понятия химии. Атом. Вещество. Простые и сложные вещества. Элемент. Изотопы. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объём. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронные конфигурации атомов. Валентные электроны. Основное и возбуждённое состояние атомов. s, p, d, f-элементы. Основные законы и теории химии. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Теория строения атома.
Строение веществ. Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярное взаимодействие. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Аморфное и кристаллическое состояние веществ. Кристаллические решётки и их типы. Комплексные соединения: строение, номенклатура, свойства, практическое значение. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия, изоморфизм и полиморфизм.
Вещества и их системы. Система. Фаза. Система гомогенная и гетерогенная. Химическое соединение. Индивидуальное вещество. Чистые вещества и смеси. Дисперсные и коллоидные системы. Лиофильные и лиофобные дисперсные системы. Истинные растворы. Растворитель и растворённое вещество. Показатели растворимости вещества. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении.
Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества, молярная концентрация. Микромир и макромир. Внутримолекулярные и межмолекулярные связи. Уровни организации веществ: субатомный, атомный, молекулярный, макромолекулярный. Система знаний о веществе. Некоторые факты коллоидной химии.
Учение о химических реакциях
Основы химической термодинамики. Тепловые эффекты реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энтальпия. Энтропия. Стандартная молярная энтропия. Энергия Гиббса. Прогнозирование направлений реакции. Система знаний о химической реакции. Закон Гесса, его следствия и практическое значение. Первый и второй законы термодинамики. Энергетические закономерности протекания реакций.
О термодинамике неравновесных процессов.
Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций. Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действующих масс. Кинетическое уравнение. Константа скорости. Катализ и катализаторы. Гомогенный и гетерогенный катализ. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферменты. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Константа химического равновесия. Факторы, смещающие равновесие. Принцип Ле Шателье.
Простые и сложные реакции.
Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов. Окислительно-восстановительные реакции. Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Протолитическая теория кислотно-осно вного взаимодействия Бренстеда — Лоури. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно-осно вные взаимодействия в растворах. Электрофил. Нуклеофил. Реакция нейтрализации. Протолиты. Протолитические реакции. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Индикаторы.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Общие закономерности протекания окислительно-восстановительных реакций в водных растворах. Ряд стандартных электродных потенциалов. Прогнозирование направления окислительно-восстановительных реакций. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Химические источники тока, гальванические элементы и аккумуляторы.
Электролиз растворов и расплавов. Коррозия металлов и способы защиты от неё. Развитие теорий о кислотах и основаниях.
Обзор химических элементов и их соединений на основе Периодической системы Неметаллы и их характеристика. Водород. Строение атома. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами, характеристика их свойств. Вода: строение молекулы и свойства. Пероксид водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Общая характеристика галогенов — химических элементов, простых веществ и их соединений.
Химические свойства и способы получения галогенов. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора. Биологическая роль галогенов.
Общая характеристика элементов VIА-группы.
Кислород: строение атома, физические и химические свойства, получение и применение. Озон: строение молекулы, свойства, применение. Оксиды и пероксиды.
Сера: строение атома, аллотропные модификации, свойства. Сероводород. Сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли. Их основные свойства и области применения. Общая характеристика элементов VА-группы.
Азот: строение молекулы, свойства.
Нитриды. Аммиак: строение молекулы, физические и химические свойства, области применения и получение. Соли аммония. Качественная реакция на ион аммония.
Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли: физические и химические свойства, способы получения и применение.
Фосфор: аллотропия. Важнейшие водородные и кислородные соединения фосфора: фосфин, оксиды фосфора, фосфорные кислоты. Ортофосфаты: свойства, способы получения и области применения.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Сравнительная характеристика р-элементов IVА-группы и их соединений.
Углерод. Аллотропные видоизменения: графит, алмаз, графен, фуллерен. Физические и химические свойства углерода. Оксиды углерода: строение молекул и свойства. Угольная кислота и её соли.
Кремний. Аллотропные модификации, физические и химические свойства.
Силан, оксид кремния (IV), кремниевые кислоты, силикаты. Производство стекла.
Металлы и их важнейшие соединения. Общая характеристика металлов IА-группы. Щелочные металлы и их соединения (пероксиды, надпероксиды): строение, основные свойства, области применения и получение.
Общая характеристика металлов IIА-группы. Щёлочноземельные металлы и их важнейшие соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.
Краткая характеристика элементов IIIА-группы. Алюминий и его соединения. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Алюминотермия. Получение и применение алюминия.
Железо как представитель d-элементов. Аллотропия железа. Основные соединения железа (II) и (III). Качественные реакции на катионы железа.
Производство чугуна и стали.
Краткая характеристика отдельных d-элементов (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец) и их соединений.
Особенности строения атомов и свойств металлов.
Комплексные соединения переходных металлов.
Сплавы металлов и их практическое значение.
Обобщение знаний о металлах и неметаллах. Сравнительная характеристика металлов и неметаллов и их соединений. Оксиды, гидроксиды и соли: основные свойства и способы получения. Сравнительная характеристика свойств оксидов и гидроксидов неметаллов и металлов. Классификация и генетическая связь неорганических веществ.
Распространение химических элементов в природе, роль некоторых элементов в растительном и животном мире.
Химия в нашей жизни
Химия и медицина. Химия в быту. Биогенные элементы. Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны).
Химические процессы в живых организмах (протолитические реакции, окислительно-восстановительные реакции, реакции комплексообразования).
Химия в медицине. Анальгетики. Антигистаминные препараты. Антибиотики. Анестезирующие препараты. Наиболее общие правила применения лекарств. Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химия на дачном участке. Химия средств гигиены и косметики.
Технологические основы получения веществ и материалов. Экологические проблемы химии. Химическая технология. Принципы организации современного производства. Химическое сырьё. Металлические руды. Общие способы получения металлов. Металлургия, металлургические процессы. Химическая технология синтеза аммиака. Новые вещества и материалы.
Методы познания в химии. Методология. Метод. Научное познание и его уровни.
Эмпирический уровень познания и его методы (опыт, измерение). Научное описание. Стадии эмпирического исследования.
Теоретический уровень познания и его методы (описание, объяснение, обобщение).
Логические приёмы и методы. Общенаучные подходы в химии. Химический эксперимент. Химический анализ и синтез веществ. Промышленный органический синтез. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Моделирование химических объектов и явлений. Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.
Методология учения о периодичности как единство методов эмпирического и теоретического познания.
2. Химические лаборатории — образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования (учебные и научные), научно-исследовательских организаций.
3. Экскурсии в природу.
Примерные направления проектной деятельности обучающихся
1. Работа с различными источниками химической информации.
2. Аналитические обзоры информации по решению определённых научных, технологических, практических проблем.
3. Овладение основами химического анализа.
4. Овладение основами органического синтеза.
Тематическое планирование
Углублённый уровень
10 класс
(3 ч в неделю, всего — 105 ч; из них 5 ч — резервное время)
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких со- общений.
Готовить компьютерные презентации по теме
3. Особенности строения и свойств органических соединений.
Их классификация (5 ч)
Состояние электронов в атоме.
Валентное состояние атомов химических элементов.
Развитие теоретических представлений об электронном и пространственном строении органических соединений.
Классификация и номенклатура органических соединений.
Решение задач на нахождение молекулярной формулы вещества, находящегося в газообразном состоянии
Описывать пространственную структуру изучаемых веществ.
Систематизировать знания о ковалентной химической связи.
Различать типы гибридизации. Проводить расчёты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций
4. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений
(5 ч)
Теоретические основы протекания реакций органических соединений. Катализаторы.
Особенности органических реакций. Механизмы реакций.
Классификация органических реакций.
Обобщение знаний по темам 1–4.
Контрольная работа № 1. Демонстрации.1. Плавление, обугливание и горение органических веществ. 2. Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях. 3. Взаимодействие этилена и ацетилена с бромной водой. 4. Экстракция растворителем.
Классифицировать органические соединения.
Объяснять особенности органических реакций.
Объяснять механизмы образования и разрыва ковалентной связи.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Проводить расчёты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций
Расчётные задачи. 1. Относительная плотность газов. 2. Вывод молекулярной формулы вещества по относительной плотности газа и массовым долям химических элементов
Раздел II. Классы органических соединений (47 ч)
5. Углеводороды.
Алканы (13 ч)
Предельные углеводороды — алканы.
Номенклатура и изомерия алканов.
Свойства алканов.
Циклоалканы.
Непредельные углеводороды. Гомологи и изомеры.
Алкены: свойства, применение и получение.
Практическаяработа№2.Получение этилена и изучение его свойств.
Алкадиены: строение, свойства, применение.
Алкины: свойства, применение и получение.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол.
11. Гомологи бензола.
Классифицировать изучаемые вещества. Описывать пространственную структуру изучаемых веществ.
Моделировать строение изучаемых веществ.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Уметь проводить химический эксперимент.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы o закономерностях изменений свойств в
Генетическая связь углеводородов.
Выполнение упражнений и решение задач.
Демонстрации.1. Определение относительной плотности метана по воздуху. 2. Определение качественного состава метана по продуктам горения.
Взрыв смеси метана с воздухом.
4.Горение метана в хлоре. 5. Замещение в метане водорода хлором. 6. Подтверждение качественного состава высших углеводородов. 7. Получение метана и его взаимодействие с хлором на свету. 8. Получение этилена, его взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. 9. Горение этилена. 10. Получение ацетилена карбидным способом, взаимодействие с раствором перманганата калия и бромной водой. 11. Горение ацетилена. 12. Образцы природного и синтетического каучуков. 13. Окисление толуола. Лабораторные опыты. 1. Сборка шаростержневых моделей углеводородов. 2. Изучение свойств каучука.
гомологических рядах.
Прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии с изученными веществами того же гомологического ряда.
Прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний об электронном строении веществ.
Различать понятия «изомер» и «гомолог».
Давать названия органическим соединениям по международной номенклатуре. Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ. Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступаю щей из разных источников.
Проводить расчёты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций
Расчётныезадачи.1. Расчёты по химическим уравнениям с использованием понятия «объёмные отношения газов».
2. Вывод молекулярной формулы вещества по продуктам сгорания
Объяснять изученные положения теории химического строения А. М. Бутлерова.
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний об электронном строении веществ. Проводить расчёты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций
7. Спирты, фенолы
(10 ч)
Классификация, номенклатура и изомерия спиртов.
Предельные одноатомные спирты. Состав, строение и физические свойства.
Химические свойства одноатомных спиртов. Применение спиртов. Простые эфиры.
Практическаяработа№3.Синтез бромэтана из этанола
Многоатомные спирты.
Спирты в природе и в жизни человека.
Фенолы. Состав, строение. Физические свойства и значение.
Взаимное влияние атомов в молекулах на примере фенола.
Генетическая связь углеводородов, спиртов и фенолов.
Выполнение упражнений и решение задач.
Демонстрации. 1. Сравнение свойств спиртов (горение, растворимость в воде, взаимодействие с натрием) в гомологическом ряду. 2. Получение диэтилового эфира. 3. Взаимодействие глицерина с натрием, гидроксидом меди II).
Классифицировать спирты. Различать понятия «изомер» и «гомолог».
Давать названия органическим соединениям по международной номенклатуре. Моделировать строение изучаемых веществ.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Уметь проводить химический эксперимент.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств
в гомологических рядах.
Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Продолжение
4. Горение глицерина. 5. Растворимость фенола в воде и щелочах при обычной температуре и нагревании.
6. Взаимодействие глицерина с натрием. 7. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. 8. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой. 9. Бактерицидное действие фенола (свёртыва- ние белка в его присутствии).
Лабораторныеопыты.1. Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II). 2. Изучение физических свойств глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). 3. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
4. Растворениефенолавводеиизучениеегосвойств.
5. Качественныереакциинафенол. Расчётные задачи. Вычисление массы продукта реакции, если известна масса исход ного вещества, содержащего определённую долю примесей
Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.
Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.
Проводить расчёты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций
8. Альдегиды и кетоны
(5 ч)
Альдегиды. Классификация, номенклатура и особенности строения.
Химические свойства альдегидов.
Получение и применение альдегидов.
Кетоны.
Выполнение упражнений и решение задач.
Демонстрации. 1. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида меди (II).
2. Качественные реакции на альдегиды с фуксинсернистой кислотой.
5. Растворение в ацетоне пенопласта и использование полученного раствора в качестве клея.
Лабораторные опыты. 1. Окисление формальдегида аммиачным раствором оксида серебра (I). Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди (II). 2. Окисление спирта в альдегид. 3. Взаимодействие формальдегида с фуксинсернистой кислотой
Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Уметь проводить химический эксперимент.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы
o закономерностях изменений свойств в гомологических рядах.
Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.
Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ
Продолжение
9. Карбоновые кислоты и сложные эфиры (9 ч)
Карбоновые кислоты: изомерия, номенклатура и важнейшие представители.
Взаимосвязь строения и свойств карбоновых кислот.
Получение и применение карбоновых кислот.
Непредельные одноосновные карбоновые кислоты.
Практическаяработа№4.Получение уксусной кислоты и изучение её свойств.
Сложные эфиры.
Генетическая связь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.
Обобщение знаний по темам 7—9.
Контрольная работа № 3. Демонстрации.1. Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты. 2. Свойства уксусной и муравьиной кислот как электролитов. 3. Отношение карбоновых кислот к бромной воде и раствору перманганата калия.
Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Уметь проводить химический эксперимент.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы o закономерностях изменений свойств в гомологических рядах.
Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.
Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Получениебензойнойкислотыизбензальдегида.Возгонкабензойнойкислоты.Получениеизобутиловогоэфирауксуснойкислоты.Лабораторныйопыт.Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой.
Расчётная задача. Вычисления по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке
Готовить компьютерные презентации по теме.
Проводить расчёты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций
10. Азотсодержащие соединения
(7 ч)
Амины. Состав, изомерия, номенкла- тура. Физические свойства аминов.
Строение и химические свойства аминов.
Анилин — представитель ароматиче- ских аминов.
Амиды кислот.
Гетероциклические соединения.
Табакокурение и наркомания — угроза жизни человека.
Практическаяработа№5.Решение экспериментальных задач по теме
«Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них».
Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых
веществ.
Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме.
Критически оценивать достоверность химической информации,
Продолжение
Демонстрации.1. Получение метиламина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей. 2. Получение красителя анилинового чёрного
и окрашивание им хлопковой ткани
поступающей из разных источников
Раздел III. Вещества живых клеток (20 ч)
11. Жиры (3 ч)
Состав, строение и свойства жиров.
Жиры в жизни человека.
Практическаяработа№6.Получение мыла из жиров.
Демонстрации. 1. Растворимость жиров в растворителях различной природы. 2. Обнаружение в растительных маслах непредельных карбоновых кислот
Использовать внутри- и межпредметные связи.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Характеризовать свойства, биологическую роль и области применения изучаемых веществ.
Проводить качественные реакции на углеводы, белки.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при
отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы о классах органических соединений
12. Углеводы (5 ч)
1. Классификация углеводов. Роль фотосинтеза в их образовании.
Глюкоза и фруктоза.
Сахароза.
Крахмал.
Целлюлоза.
Демонстрации.1. Опыты, подтверждающие химические свойства глюкозы и сахарозы. 2. Растворение клетчатки в медноаммиачном реактиве.
3.Термическое разложение древесины.
4.Гидролиз целлюлозы в присутствии серной кислоты. Лабораторные опыты. 1. Гидролиз сахарозы. 2. Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов. 3. Взаимодействие крахмала с иодом. 4. Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II). 5. Гидролиз крахмала
Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Использовать внутри- и межпредметные связи.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Характеризовать свойства, биологическую роль и области применения изучаемых веществ.
Проводить качественные реакции на углеводы, белки.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием
13. Аминокислоты.
Пептиды. Белки (8 ч)
Состав, строение и свойства аминокислот.
Аминокислоты в природе. Их получение и применение.
Пептиды и полипептиды. Белки.
Классификация и пространственное строение белков.
Физические и химические свойства белков.
Практическаяработа№7.Приготовление растворов белков и выполнение опытов с ними.
Практическая работа № 8.Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток».
Решение расчётных задач. Демонстрации.1. Денатурация белков под действием фенола, формалина, кислот, нагревания. 2. Модели белковых молекул
Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Использовать внутри- и межпредметные связи.
Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Характеризовать свойства, биологическую роль и области применения изучаемых веществ.
Проводить качественные реакции на углеводы, белки.
Соблюдать правила техники безопасности.
Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Обобщать знания и делать выводы о классах органических соединений.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких
сообщений.
Продолжение
Темы, раскрывающие данный раздел программы. Количество часов, отводимых
на данную тему
Основноесодержаниепотемам
Характеристикаосновныхвидовдеятельностиученика
(науровнеучебныхдействий)
Готовить компьютерные презентации по теме.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников
14. Нуклеиновые кислоты
(4 ч)
Нуклеиновые кислоты — биополимеры.
Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка.
Обобщение знаний по темам 11—14.
Контрольная работа № 4. Расчётныезадачи. Расчёты по химическим уравнениям с использованием понятия «массовая доля выхода продукта реакции»
Характеризовать биологическую роль изученных веществ.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.
Проводить расчёты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций
Раздел IV. Органическая химия в жизни человека (18 ч)
15. Природные источники углеводородов (7 ч)
Нефть и нефтепродукты.
Способы переработки нефти.
Коксохимическое производство.
Природный и попутный нефтяной газы.
Промышленный органический синтез.
Синтез метанола и этанола. Производство уксусной кислоты.
Обобщение знаний по теме 15. Демонстрации.1. Набор слайдов, таблиц по теме «Природные источники углеводородов». 2. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Лабораторныйопыт.Ознакомление с образцами нефти, каменного угля
и продуктами их переработки. Расчётные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей
Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.
Составлять сравнительные и обобщающие схемы.
Проводить расчёты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций
Продолжение
16. Полимеры и полимерные материалы
(7 ч)
Понятие о синтетических высокомолекулярных соединениях.
Пластмассы. Распознавание пластмасс.
Синтетические каучуки.
Синтетические волокна.
Практическаяработа№9.Распознавание пластмасс.
Практическая работа№10. Распознавание волокон.
Обобщение знаний по теме 16. Демонстрации.1. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон (коллекции).
Сравнение свойств термопластичных и термореактивных полимеров.
Полимеризация стирола. Деполимеризация полистирола. 4. Получение нитей из капроновой смолы или смолы лавсана.
Лабораторные работы. 1. Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям).
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения. Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.
Составлять сравнительные и обобщающие схемы.
Проводить расчёты по химическим формулам веществ и уравнениям химических реакций
2. Расплавление капрона и вытягивание из него нитей.
Расчётныезадачи.Расчёты по химическим уравнениям с использованием понятия «массовая доля выхода продукта реакции»
17. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ
(4 ч)
Понятие о химической экологии.
Углеводороды, вредные для здоровья человека и окружающей среды.
Влияние на окружающую среду производных углеводородов.
Обобщение знаний по органической химии
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.
Уметь обращаться с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием. Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Готовить компьютерные презентации по теме.
Тематическое планирование
Углублённый уровень
11 класс
(3 ч в неделю, всего — 105 ч; из них 11 ч — резервное время)
Теория строения атома как научная основа изучения химии.
Современные представления о строении атома.
5, 6. Периодический закон и Периодическая система химических
Использовать внутри- и межпредметные связи.
Обобщать понятия «s-орбиталь»,
«p-орбиталь», «d-орбиталь». Описывать электронное строение атома с помощью электронных конфигураций.
Объяснять строение элементов 1—4 периодов с использованием электронных конфигураций. Характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»
Продолжение
элементов Д. И. Менделеева в свете теории строения атома.
7. Общая характеристика s, p, d, f-элементов.
Демонстрации.1. Модели атомов
и молекул, схемы, таблицы, набор кодограмм «Теоретические основы общей химии» и «Периодическая система химических элементов». 2. Объёмные и плоскостные модели атомных орбиталей
Сравнивать электронное строение атомов элементов малых и больших периодов.
Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «электронная орбиталь», «Периодическая система химических элементов».
Характеризовать элементы по их положению в Периодической системе
Д. И. Менделеева.
Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких со- общений.
Готовить компьютерные презентации по теме
2.Строение веществ
(6ч)
Химическая связь и её виды. Ковалентная связь.
Гибридизация атомов и пространственное строение молекул.
Ионная, металлическая и водородная связь.
Аморфное и кристаллическое состояния веществ. Кристаллические решётки.
Комплексные соединения.
Многообразие веществ в окружающем мире.
Демонстрации.1. Образцы веществ.
2. Модели молекул кристаллических решёток. 3. Эксперимент по получению и изучению свойств комплексных соединений меди и кобальта. Лабораторный опыт. Изучение моделей кристаллических решёток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит)
Использовать внутри- и межпредметные связи.
Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь», «металлическая связь», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка». Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью.
Описывать строение комплексных соединений. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.Объяснять причины многообразия веществ
Энергия Гиббса. Прогнозирование возможности осуществления реакции.
Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям. Демонстрации.1. Экзо- и эндотермические реакции. 2. Схемы. 3. Таблицы. Лабораторный опыт. Осуществление химических реакций разных типов
(по выбору)
Классифицировать химические реакции.
Описывать термохимические реакции. Прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе имеющихся знаний элементов химической термодинамики.
Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям
5. Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций
(7 ч)
Скорость химических реакций и факторы, влияющие на неё.
Закон действующих масс.
Катализ и катализаторы.
Практическаяработа№2. Влияние условий на скорость реакции.
Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.
Обобщение знаний по темам 4, 5.
Контрольная работа № 2.
Демонстрации.1. Схемы. 2. Таблицы.
3. Опыты, отражающие зависимость скорости химических реакций от природы и измельчения веществ, от концентрации реагирующих веществ, от температуры.
Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 2. Взаимодействие цинка с концентрированной и разбавленной серной кислотой
Объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
Предсказывать направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химической реакции.
Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме
Продолжение
6. Растворы электролитов. Реакции в водных растворах электролитов. Окислительно-восстановительные реакции
(13 ч)
Теория электролитической диссо- циации.
Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Кислотно- основные взаимодействия.
Ионное произведение воды. Понятие pH раствора.
Гидролиз неорганических и органических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).
Методы составления уравнений ОВР.
Химические источники тока.
Коррозия металлов и способы защи- ты от неё.
Электролиз.
Обобщение знаний по теме 6.
Решение задач.
Контрольная работа № 3.
Давать определения химических понятий «электролит», «неэлектролит»,
Аргументировать выбор классификации химических реакций.
Объяснять закономерности протекания химических реакций на основе знаний о строении вещества.
Предсказывать реакцию среды водных растворов солей.
Характеризовать окислительно-восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов.
Объяснять: процессы, протекающие при электролизе расплавов и растворов; условия необратимости реакций в растворах электролитов; условия, влияющие на положение химического
Демонстрации.1. Схема электролитической диссоциации. 2. Схема растворения в воде ионных и ковалентно-полярных веществ. 3. Схема устройства гальванического элемента и аккумулятора.
4. Опыты, показывающие электропроводность расплавов и растворов веществ различного строения и электрохимическую коррозию.
5. Изменение окраски индикаторов в различных средах. 6. Амфотерность и закономерности протекания реакций обмена.
Лабораторныеопыты.1. Определение pH биологических жидкостей с помощью универсального индикатора. 2. Одноцветные и двухцветные индикаторы.
3. Окраска индикаторов в различных средах. 4. Обнаружение гидролиза солей на примерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия. 5. Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы)
равновесия; условия, влияющие на скорость химической реакции.
Составлять схемы электролиза электролитов в расплавах и растворах.
Наблюдать и описывать химические реакции.
Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям
Раздел III. Обзор химических элементов и их соединений на основе Периодической системы (30 ч)
7. Неметаллы и их характеристика (15 ч)
Водород и его соединения. Вода.
Галогены.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Кислород и озон.
Сера. Сероводород. Сульфиды.
Кислородные соединения серы.
Элементы VА-группы. Азот и его со- единения. Аммиак. Соли аммония.
Практическаяработа№3.Распознавание азотных, калийных и фосфорных удобрений.
Кислородные соединения азота.
Фосфор и его соединения.
Элементы IVА-группы. Углерод.
Соединения углерода. Кремний и его соединения.Практическаяработа№ 4.Распознавание карбонатов.
Практическаяработа№5.Получение аммиака и оксида углерода (IV) и изучение их свойств.
Контрольная работа № 4.
Характеризовать общие свойства неметаллов.
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Уметь объяснять изменения свойств химических элементов на основе строения атома и положения в периодической таблице.
Наблюдать и описывать химические реакции. Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ. Делать выводы из результатов проведённых химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Демонстрации.1. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе, получения и применения соединений неметаллов. 2. Опыты по электролизу воды, электропроводности водопроводной воды, разложению пероксида водорода, вытеснению галогенов из их солей, получению аллотропных модификаций кислорода, серы и фосфора. 3. Реакции, иллюстрирующие основные химические свойства серы, кислорода, фосфора. 4. Растворение серной кислоты в воде, гигроскопические свойства серной кислоты, взаимо- действие концентрированной и разбавленной серной кислоты с металлами.
5. Получение и наблюдение растворимости аммиака. 6. Разложение солей аммония при нагревании. 7. Гидролиз солей аммония. 8. Образцы соединения кремния, цемента, изделия из разных видов керамики.Лабораторныеопыты. 1. Качественная реакция на галогенид-ионы.
Составлять сравнительные и обобщающие схемы.
Готовить компьютерные презентации по теме
8. Металлы
и их важнейшие соединения
(11 ч)
Элементы IА-группы и их соединения.
Элементы IIА-группы и их соединения.
Практическаяработа№6.Жёсткость воды и способы её устранения.
Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Уметь объяснять изменения свойств химических элементов на основе строения атома и положения в периодической таблице. Давать характеристику d-элементам и их соединениям. Наблюдать и описы- вать химические реакции.
Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию органических и неорганических веществ.
Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Продолжение
Демонстрации. 1. Взаимодействие лития, натрия, магния и кальция с водой, лития с азотом воздуха, натрия
с неметаллами. 2. Схема получения натрия электролизом расплава щёлочи.
6. Качественные реакции на ионы железа Fe+2и Fe+3. 7. Образцы сплавов железа. 8. Образцы металлов d-элементов и их сплавов, а также некоторых соединений. 9. Опыты, иллюстрирующие основные химические свойства соединений d-элементов.
Лабораторный опыт. Получение и изучение свойств комплексных соединений d-элементов
Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Составлять сравнительные и обобщающие схемы.
Готовить компьютерные презентации по теме
9. Обобщение знаний о металлах и неметаллах
(4 ч)
Металлы и неметаллы.
Соединения металлов и неметаллов.
Генетическая взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.
Обобщение знаний по теме Проверочная работа
Систематизировать и обобщать знания о металлах и неметаллах.
Составлять сравнительные и обобщающие схемы. Характеризовать общие свойства металлов и неметаллов.
Анализировать изменения свойств металлов и неметаллов в свете теории строения атома.
Сравнивать строение и свойства металлов и неметаллов и их соединений.
Осуществлять генетическую взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.
Использовать внутри- и межпредметные связи. Объяснять роль химической науки в жизнисовременного общества в целом и каждого человека в отдельности.
Химия в медицине.
Средства бытовой химии. Моющие и чистящие средства.
Химия на дачном участке.
Обсуждение проектов и презентаций, выполненных обучающимися
Использовать полученные знания при применении различных веществ в быту, на дачном участке.
Применять полученные знания с целью охраны здоровья человека. Пропагандировать здоровый образ жизни.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников
Продолжение
11. Технологические основы получения веществ и материалов. Экологические проблемы химии
(6 ч)
Химическая технология.
Получение металлов. Металлургия.
Химическая технология синтеза аммиака.
Экологические проблемы химических производств.
Химико-экологические проблемы и охрана атмосферы, стратосферы, гидросферы и литосферы.
Экологические проблемы и здоровье человека.
Демонстрации.1. Образцы металличе- ских руд и другого сырья для металлур- гических производств. 2. Модель колон- ны синтеза для производства аммиака.
3. Схемы производства чугуна и стали
Систематизировать общие принципы научной организации химического производства.
Объяснять оптимальные условия управления промышленным производством конкретного продукта.
Составлять сравнительные и обобщающие схемы.
Характеризовать общие способы получения металлов.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме.
Критически оценивать достоверность химической информации, поступающей из разных источников.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.
Уметь обращаться с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
Окончание
12. Методы познания в химии
(6 ч)
Химическое познание и его методы.
Химический эксперимент и его роль в познании природы.
Практическаяработа№9.Анализ химической информации, полученной из разных источеиков.
Практическаяработа№ 10.Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ.
Обобщение знаний по темам 10, 11. Проверочная работа.
Заключительныйурок.Химическое образование как общечеловеческая ценность
Демонстрации.1. Схемы классификации методов и моделей. 2. Технологические схемы производственного синтеза веществ. 3. Эксперимент по синтезу
и анализу воды. 4. Качественные реакции для обнаружения веществ и ионов
Знать и уметь различать эмпирические и теоретические методы познания.
Объяснять роль химического эксперимента и моделирования в научном и учебном познании.
Уметь выполнять химический эксперимент.
Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.
Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов.
Соблюдать технику безопасности. Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Моделировать строение простейших веществ
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литература для учителя.
Кузнецова Н.Е, Гара Н.Н Химия: программы 8-11 кл- 2 изд, пераб М. Вентана – Граф- 2012
Кузнецова Н.Е. формирование систем понятий при обучении химии: книга для учителя.- М.: Просвещение,1989.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемное обучение на основе межпредметной интеграции ( на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие,-СПб.: Образование.1998.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 1993.-№3.
Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия, система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы.-М.: вентана-Граф,2003
Оборудование и приборы.
Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.