Рабочая программа по химии для 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень).
Рабочая программа по химии для 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень).
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала, представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии с собственной траекторией развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 10 класса общеобразовательной школы (базовый уровень). »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХИМИИ 10 класс.
Количество часов. Всего : 34 часов; в неделю 1 час
Плановых контрольных уроков 3 часа, практические работы 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень)(Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089), примерной программы по химии среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в X – XI классах Новошинского И.И., Новошинской Н.С. (2004 г)
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
В основу построения курса химии 10 класса положена классификация органических соединений по функциональным группам: вначале рассматриваются углеводороды разных типов, включая ароматические, затем — функциональные и полифункциональные производные углеводородов. При отборе фактического материала в первую очередь учитывалась практическая значимость органических веществ, получивших применение в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, быту. Особое внимание уделено генетической связи не только между органическими соединениями разных классов, но и между всеми веществами в природе — органическими и неорганическими. Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала, представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии с собственной траекторией развития.
Согласно действующему Базисному учебному плану химия базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю.
В учебный процесс включены2 практических, 9 лабораторных опытов и 2 контрольных работы (10 класс). В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Органическая химия
10 класс
ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ (2 ч)
Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием. Основные положения теории химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия. Значение теории химического строения.
Демонстрации
1. Образцы органических веществ, изделия из них.
2. Модели молекул бутана и изобутана
I. УГЛЕВОДОРОДЫ (10ч)
Алканы. Электронное и пространственное строение молекулы метана. sp3-гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия углеродного скелета. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана. Нахождение в природе и применение алканов.
Алкены. Электронное и пространственное строение молекулы этилена. sp2-гибридизация орбиталей атома углерода. σ-Связи и π-связи. Гомологический ряд, номенклатура. Структурная изомерия (изомерия углеродного скелета и положения двойной связи в молекуле). Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.
Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов.
Алкадиены. Понятие о диеновых углеводородах. Бутадиен1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины. Работы С. В. Лебедева.
Алкины. Электронное и пространственное строение молекулы ацетилена. sp-Гибридизация орбиталей атома углерода. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение.
Арены. Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность. Химические свойства: реакции замещения (нитрование, галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.
Генетическая взаимосвязь углеводородов.
Природные источники углеводородов и их переработка. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение в качестве источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Демонстрации
1. Примеры углеводородов в разных агрегатных состояниях (пропан-бутановая смесь в зажигалке, бензин, парафин, асфальт)
2. Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.
3. Определение наличия углерода и водорода в составе метана по продуктам горения.
4. Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.
5. Взрыв смеси метана с воздухом.
6. Отношение метана к бромной воде.
7.Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».
8. Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
9. Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
10. Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
11.Образцы изделий из полиэтилена.
12. Модели молекулы бензола.
13. Отношение бензола к бромной воде.
14. Горение бензола.
15. Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
Лабораторный опыт 1
Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
II. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДНЫЕ УГЛЕВОДОРОДОВ (12 ч)
Понятие функцональной группы
Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, номенклатура. Физические и химические свойств а спиртов (на примере метанола и этанола): взаимодействие с активными металлами, кислотам. Качественная реакция на спирты. Получение и, галогеноводородами,внутримолекулярная дегидратация. Горение спиртов. Получение этанола гидратацией этилена и путем спиртового брожения глбкозы. Применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин. Токсичность этиленгликоля. Особенности химических свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Первичные амины предельного ряда. Состав, номенклатура. Физические и химические свойства (взаимодействие с водой и кислотами, горение аминов). Получение и применение аминов.
Альдегиды. Состав, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.
Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия, строение карбоксильной группы. Физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами.Получение и применение муравьиной и уксусной кислот.
Сложные эфиры карбоновых кислот. Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.
Жиры. Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Мыла — соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.
Демонстрации
1. Растворимость спиртов в воде.
2. Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием.
3. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании.
6. Таблица «Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот».
7. Образцы различных карбоновых кислот.
8. Отношение карбоновых кислот к воде.
9. Свойства жиров: растворимость, отношение жидких жиров к бромной воде.
10. Свойства мыла. Сравнение свойств мыла и СМС.
Лабораторный опыт 2
Окисление спиртов оксидом меди(II).
Лабораторный опыт 3
Свойства глицерина.
Лабораторный опыт 4 Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
III. ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Углеводы (4 ч)
Моносахариды
Глюкоза. Нахождение в природе.Альдегидная форма строения молекулы. Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы. Биологическая роль и применение.
Дисахариды
Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.
Полисахариды
Крахмал и целлюлоза — природные полимеры. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Биологическая роль крахмала и целлюлозы.
Волокна. Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков**. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Демонстрации
1. Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
2. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.
3. Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.
4. Взаимодействие крахмала с иодом.
5. Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них.
6. Образцы аминокислот.
7. Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
8. Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
9. Качественные реакции на белки.
Практическая работа 1
Волокна и полимеры.
Практическая работа 2
Решение экспериментальных задач.
Расчетные задачи
Решение задач по материалу темы.
IV. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (1 ч)
Ферменты — биологические катализаторы. Каталитическое действие ферментов в сравнении с небиологическими катализаторами. Применение и биологическое значение ферментов.**
Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие. Витамин С (аскорбиновая кислота). Получение и применение витаминов, их биологическая роль.
Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.
Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление привыкания микроорганизмов к тому или иному препарату.
Демонстрации
1. Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.
2. Образцы лекарственных препаратов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы
Название раздела
Кол-во часов
Лабораторные,
практические работы
Контрольные работы
10 класс. Органическая химия
34
10 ЛО, 2 ПР
3 КР
Введение в органическую химию
2
Углеводороды
10
++
+
Спирты. Фенолы. Амины.
5
++
Альдегиды. Карбоновые кислоты и их производные.
7
+
+
Углеводы.
5
+
Аминокислоты. Белки. Обобщение знаний по курсу органической химии.
4
+
+
Биологически активные вещества.
1
Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: общие химические свойства основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ В 10 КЛАССЕ.
№
п/п
Тема урока.
Основное содержание темы по стандарту и программе
Демонстрации
Лабораторные и практические работы
Д/з
1. ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ ( ч)
1.
Предмет органической химии. Особенности органических соединений и реакций.
Типы химических связей в молекулах органических соединений. Предмет органической химии. Взаимосвязь неорганических и органических веществ. Особенности органических соединений и реакций с их участием.
Образцы органических веществ, изделия из них.
вводный инструктаж по ТБ
§1
2.
Теория строения органических соединений.
Теория строения органических соединений. Изомерия. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул.
Модели молекул бутана и изобутана.
§2
2. ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (2 ч)
3.
Алканы.
Гомологический ряд, гомологи. Классификация и номенклатура алканов.
Структурная изомерия. Электронное и пространственное строение молекулы метана.
Шаростержневые и масштабные модели молекул метана и других углеводородов.
§4 стр. 19-21, 22-24
4.
Свойства и применение алканов.
Химические свойства алканов. Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы. Химические свойства: галогенирование (на примере метана и этана), горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация). Конверсия метана
Горение метана, парафина в условиях избытка и недостатка кислорода.
Взрыв смеси метана с воздухом.
Отношение метана к бромной воде.
§6
3. НЕПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ ( 8ч)
5.
Алкены.
Классификация и номенклатура. Гомологический ряд. Структурная изомерия. Типы химических связей. Алгоритм составления названия алкена.
Таблица «Сравнение состава алканов и алкенов».
§7
6.
Получение, свойства и применение алкенов.
Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение) и полимеризации.
Промышленные и лабораторные методы получения алкенов: дегидрирование и термический крекинг алканов и дегидратация спиртов
Получение этилена и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
§8
7.
Алкадиены. Натуральный и синтетический каучуки.
Бутадиен1,3 (дивинил) и 2-метилбутадиен-1,3 (изопрен). Получение и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.
Отношение каучука и резины к органическим растворителям.
ЛО № 1
Ознакомление с образцами каучуков, резины, эбонита.
§9
8.
Алкины.
Классификация и номенклатура. Гомологический ряд. Структурная изомерия.
Физические и химические свойства (на примере ацетилена). Реакции присоединения (гидрирование, галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация), окисления (горение). Получение ацетилена карбидным и метановым способами, его применение
Получение ацетилена карбидным способом и его свойства: горение, взаимодействие с бромной водой.
§10 с. 54-59
9.
Арены. Бензол.
Состав и строение аренов на примере бензола. Физические свойства бензола, его токсичность
Химические свойства: реакции замещения (галогенирование), присоединения (гидрирование, хлорирование), горения. Получение и применение бензола.
Модели молекулы бензола.
Отношение бензола к бромной воде. Горение бензола.
§12 с. 63-68
10.
Природные источники углеводородов.
Нефть и природный газ. . Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов.
Коллекция образцов нефти и продуктов ее переработки.
§14
11.
Обобщение знаний по разделу «Углеводороды» .
Генетическая связь углеводородов.
§ 13
12.
Контрольная работа №1.
5. СПИРТЫ. ФЕНОЛЫ. АМИНЫ (7 ч)
13.
Предельные одноатомные спирты.
Номенклатура, изомерия и строение спиртов. Физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов (на примере метанола и этанола): замещение атома водорода в гидроксильной группе, замещение гидроксильной группы, окисление. Качественная реакция на спирты.
Растворимость спиртов в воде.
Химические свойства спиртов: горение, взаимодействие с натрием.
ЛО №2
Окисление
спиртов
оксидом меди (II).
§15
§16
14.
Получение и применение спиртов.
Получение и применение спиртов, физиологическое действие на организм человека.
§17
15.
Многоатомные спирты.
Состав и строение этиленгликоля и глицерина. Особенности хим. свойств и практическое использование многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты.
ЛО №3
Свойства глицерина.
§18
16.
Фенолы.
Получение, физические и химические свойства фенола. Реакции с участием гидроксильной группы и бензольного кольца, кaчественная реакция на фенол. Его промышленное использование. Токсичность фенола и его производных. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол.
Качественная реакция на фенол.
§19
17.
Амины.
Состав, номенклатура. Физические и химические свойства. Амины как органические основания: взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.
§20
6. АЛЬДЕГИДЫ. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ И ИХ ПРОИЗВОДНЫЕ (7 ч)
18.
Альдегиды.
Состав, общая формула, номенклатура и изомерия предельных альдегидов. Физические и химические свойства (на примере уксусного или муравьиного альдегида): реакции присоединения, окисления, полимеризации. Качественные реакции на альдегиды. Ацетальдегид и формальдегид: получение и применение. Действие альдегидов на живые организмы.
Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (реакция «серебряного зеркала»).
§21
§22
19.
Карбоновые кислоты.
Классификация карбоновых кислот: предельные, непредельные; низшие и высшие кислоты. Гомологический ряд предельных одноосновных кислот. Номенклатура, изомерия,
физические и химические свойства: взаимодействие с металлами, основаниями, основными и амфотерными оксидами, солями, спиртами.
Особенности строения и свойств муравьиной кислоты.
Образцы различных карбоновых кислот.
Отношение карбоновых кислот к воде.
ЛО №4.
Сравнение свойств уксусной и соляной кислот.
§23
20.
Получение и применение карбоновых кислот.
Отдельные представители карбоновых кислот. Получение и применение карбоновых кислот.
§24
21.
Сложные эфиры карбоновых кислот.
Состав, номенклатура. Реакция этерификации. Гидролиз сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства, распространение в природе и применение.
§25
22.
Жиры.
Состав и строение. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Свойства жиров: растворимость, отношение жидких жиров к бромной воде.
§26
23.
Мыла и синтетические моющие средства.
Состав, получение и свойства мыла. Синтетические моющие средства (CMC), особенности их свойств. Защита природы от загрязнения CMC.
Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств
§27
24.
Контрольная работа №2.
7. УГЛЕВОДЫ (5 ч)
25.
Моносахариды. Глюкоза.
Строение молекулы (альдегидная форма). Физические и химические свойства глюкозы. Биологическая роль и применение.
Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль.
Реакции с участием альдегидной и гидроксильных групп, брожение. Природные источники и способы получения глюкозы.
Реакция «серебряного зеркала» на примере глюкозы.
Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) при обычных условиях и при нагревании.
§28
26.
Дисахариды. Сахароза.
Сахароза. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение сахарозы. Биологическое значение.
Отношение сахарозы к гидроксиду меди(II) и при нагревании.
Гидролиз сахарозы.
§29
27.
Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры.
Крахмал — природный полимер. Состав, физические свойства и нахождение в природе. Химические свойства, получение и применение. Превращения пищевого крахмала в организме. Гликоген, роль в организме человека и животных.
Целлюлоза — природный полимер. Строение и свойства целлюлозы в сравнении с крахмалом. Нахождение в природе, биологическая роль, получение и применение целлюлозы.
Взаимодействие крахмала с иодом.
§30
28.
Искусственные и синтетические волокна.
Природные (натуральные) волокна. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном и вискозном. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Образцы натуральных, искусственных, синтетических волокон и изделия из них.
§31
29.
ПР № 1. Волокна и полимеры.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ.
8. АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (4 ч)
30.
Аминокислоты.
Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое значение ά-аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.
Образцы аминокислот.
Доказательство наличия функциональных групп в молекулах аминокислот.
§32
31.
Белки.
Белки как природные полимеры. Состав и строение белков. Структура белков. Физические и химические свойства белков, качественные (цветные) реакции на белки. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Денатурация белков при нагревании и под действием кислот.
Качественные реакции на белки.
.
§33
32.
ПР № 2. Решение экспериментальных задач.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ.
33.
Контрольная работа №3.
9. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА (1 ч)
34.
Ферменты. Витамины.
.
Ферменты — биологические катализаторы. Применение и биологическое значение ферментов.
Витамины. Водорастворимые и жирорастворимые витамины и их биологическое действие.
Образцы витаминных препаратов. Поливитамины.
Образцы лекарственных препаратов.
§34
Гормоны. Лекарственные препараты
Гормоны. Биологическое действие гормонов. Физиологическая активность ферментов, витаминов и гормонов в сравнении.
Лекарственные препараты. Классификация лекарственных препаратов. Биологическое действие лекарств. Явление привыкания микроорганизмов к тому или иному препарату.
§35
* Материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников, выделен курсивом
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (Базовый уровень). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007.- 176 с.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. (Базый уровень) – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007.- 176 с.
Методические пособия и дополнительная литература:
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по органической химии. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии (к учебнику «Химия. Базовый уровень 10 класс»). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по органической химии. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (к учебнику 10 кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2008
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Программа курса, тематическое и поурочное планирование (к учебнику 11 кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2008
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов (к учебнику 10 кл). – «Советская Кубань», 2005
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов (к учебнику 11кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия: пособие для старшеклассников и абитуриентов/ И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.–М.: ОНИКС 21 век Мир и образование, 2004.–159с.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Химия»
Электронные уроки и тесты. Химия в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008