Просмотр содержимого документа
«Программа по химии 8 класс»
01-34
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
«Утверждаю»
Директор МБОУ Багаевской СОШ №3
приказ от г. №
___________________
Рабочая программа
по ____химии_____________________________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образование 8 класс__________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _8 а, 8 в- 69ч, 8 б -70 ч______________
Учитель Борзунова В.В.________________________
Программа разработана на основе
программы курса химии Габриелян О.С. для 8 – 11 классов
общеобразовательных учреждений., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмо Рособрнадзора 03.11.2015. № 02-501
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
Примерная (авторская) программа основного общего по химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений автор: Габриелян О.С. ., стереотип. М.: Дрофа,. 2010г.
Устав школы;
Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2016 – 2017 учебный год;
Годовой учебный календарный график на 2016-2017 учебный год.
Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели:
освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
Задачи:
Задачи обучения:
- прививать познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
- создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;
- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.
Задачи развития:
-создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
-эстетических эмоций;
-положительного отношения к учебе;
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
- формировать у учащихся коммуникативную и валеологическую компетентности;
- формировать гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в процессе трудовой деятельности;
- воспитывать ответственного отношения к природе, бережное отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Общая характеристика учебного предмета:
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
-вещество - знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
-химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
-применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
-язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные опыты и практические работы.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как текущий, тематический, итоговый контроль;
Данный курс построен на концентрической концепции химического образования для основной школы. Важнейшей его особенностью является стремление сохранить высокий теоретический уровень. Это достигается путем вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования ( свободные атомы, простые и сложные в-ва), следование строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу построения курса, и освобождение его от избытка конкретного материала.
Другой особенностью курса является то, что весь теоретический материал рассматривается на первом году обучения, что позволяет уч-ся более осознанно изучать фактический материал- химию элементов и их соединений.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает обязательное изучение химии на уровне основного общего образования в 8 классе — 70 часов (2 часов в неделю). В 8 в классе программный материал будет пройден за 69 часов т.к. во второй четверти по учебному плану 6 недель и 5 дней. В связи с тем, что 09.05 является праздничной датой, на основании приказа № 812 от 01.09.2016г. «Об уплотнении рабочих программ», программный материал в 8 а классе будет пройден за 69 часов:
* Урок химии с 09.05. перенесен на 13.05. – запись в журнале «Классификация и свойства оксидов Обобщение и систематизация знаний по теме.»
РАЗДЕЛ № 1
Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (5ч)
Вводный инструктаж. Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Атомы химических элементов (10ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Простые вещества (6ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».
Демонстрации. Образцы белого олова, красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.
Соединения химических элементов (13ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Способы разделения смесей.
Изменения, происходящие с веществами (10ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: плавление парафина; растворение перманганата калия; Примеры химических явлений: а) горение фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами;.
Практикум. Простейшие операции с веществом (7ч)
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
2. Приготовление раствора сахара (соли) и определение массовой доли его в растворе.
3. Признаки химических реакций
4.Получение водорода
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Реакции ионного обмена. Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.
Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 2. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 3. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 4. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 5. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида меди). П.Р.5. Ионные реакции.
Формы организации учебных занятий :
Лекция
Самостоятельная работа с книгой
Самостоятельная работа
Домашнее задание
Групповая работа
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Основные виды учебной деятельности :
Игровая деятельность
Групповая деятельность
Коллективная деятельность
Индивидуальная деятельность
Проблемно-поисковая деятельность
РАЗДЕЛ № 2
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ
Кол-во часов
Дата проведения урока 8 а
Дата проведения урока 8 б
Дата проведения урока 8 в
По плану
По факту
По плану
По факту
По плану
По факту
1 четверть
18
Введение.
5
1.Вводный инструктаж. Химия – часть естествознания.
1
2.Предмет химии. Вещества.
1
3..Превращение в-в. Роль химии в жизни человека.
1
4. .Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.
1
5.Химические формулы.
1
Атомы химических элементов.
10
1.Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер.
1
2.Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.
4.Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне. Ионная связь.
1
5.Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой.
1
6.. Ковалентная полярная связь.
1
7.Металлическая химическая связь.
1
8.Обобщение и систематизация знаний.
1
9.К.р.№1. Атомы химических элементов.
1
10.Анализ к.р.
1
Простые вещества
6
1.Простые вещества- металлы.
1
2.Простые в-ва - неметаллы.
1
3.Количество вещества.
1
2 четверть
14ч.
4.Молярная масса.
1
5.Молярный объем газообразных в-в.
1
6.Урок упражнение.
1
Соединения химических элементов.
13
1.Степень окисления. Бинарные соединения.
1
2. Номенклатура бинарных соединений.
1
3.Оксиды
1
4.Основания.
1
5.Кислоты.
1
6.Соли как производные кислот и оснований.
1
7.Обобщение знаний об основных кл. неорганических соединений.
1
8.Подготовка к контрольной работе.
1
9.К.р.№2. Простые вещества. Соединения химических элементов
1
10.Анализ к.р.
1
11. Кристаллические решетки.
1
3 четверть
22ч.
12.Чистые в-ва и смеси.
1
13.Массовые и объёмные доли компонентов смеси
1
Изменения, происходящие с веществами
10
1.Физические явления.
1
2.Химические уравнения.
1
3.Р-ции соединения.
1
4.Р-ции разложения
1
5.Р-ции замещения.
1
6.Р-ции обмена.
1
7.Расчеты по хим. уравнениям.
1
8.Расчеты по хим. уравнениям.
1
9.Расчеты по хим. уравнениям.
1
10.Расчеты по хим. уравнениям.
1
Химический практикум
7
1.П.р.№1. Правила по технике безопасности. Приемы обращения с лабораторным оборудованием.
1
2.П.р.№2 Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества
1
3.П.р.№3. Признаки хим. реакций.
1
4.П.р.№4. Получение водорода и изучение его свойств.
1
5.Подготовка к к.р.
1
6.К.р.№3.Изменения, происходящие с веществами.
1
7.Анализ к.р.
1
Растворение. Растворы. Свойства р-ров электролитов.
19
1.Растворимость веществ в воде.
1
2.Электролитическая диссоциация.
1
3.Основные положения теории электролитической диссоциации.
1
4.четверть
16 ч
4.Ионные уравнения реакций.
1
5.Ионные уравнения реакций.
1
6.П.р.№5.Ионные реакции.
1
7.Классификация кислот.
1
8.Свойства кислот ..
1
9. Классификация снований
1
10. Свойства оснований
1
11. Классификация солей
1
12. Свойства солей
1
13.Классификация и свойства оксидов.
1
14.Обобщение и систематизация знаний по теме.
1
15.К.р.№4. Растворение. Растворы. Свойства
р-ров электролитов.
1
16.Анализ к.р.
1
17.Обобщение знаний за курс 8 кл.
1
18.Итоговая тестовая контрольная работа.№5
1
19. Анализ к.р.
1
РАЗДЕЛ №3
Планируемые результаты освоения предмета химии
Личностные результаты:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки
Метапредметными результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются
В познавательной сфере
давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация,); описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции; классифицировать изученные объекты и явления;
наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту; делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул
В ценностно-ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.
В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.