kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа факультативного курса по математике «Проценты в реальной жизни» (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Проценты» и «Десятичные дроби» изучается в школьном курсе в только в 5 классе.  В данном курсе эти темы предложены к изучению в четвертом классе, с целью подготовки учащихся к решению задач на смеси, сплавы, растворы, необходимые при раннем изучении химии. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса:

– сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни; 
– способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа факультативного курса по математике «Проценты в реальной жизни» (4 класс)»





Программа факультативного курса

по математике

«Проценты в реальной жизни»

4 класс





Разработчики:

учитель математики Стадникова Л.В.,

учитель математики Ержанина Н.В.







Пояснительная записка


«Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества» Роджер Бэкон

 

Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 54,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 85%, промышленное производство сократилось на 10,2% ,уровень инфляции составляет 8%в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира и т.д. Проценты в мире появились из практической необходимости, при решении определенных задач. Первая потребность процентов была экономическая, но после проценты стали широко применяться в различных отраслях и науках (математика, химия, физика и т д.), и в наше время проценты приобрели широкое распространение. Поэтому надо отметить важность процентов в нашей жизни. Сейчас проценты проникли, практически, во все отрасли знаний. Их знание помогает в развитии практических способностей, а также умение решать различные прикладные задачи. Обдуманное изучение процентов может способствовать развитию таких навыков как экономичность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи – это динамическая характеристика практического интеллекта, проявляется в количестве времени, которое проходит с момента возникновения задачи до ее практического решения.

Тема «Проценты» и «Десятичные дроби» изучается в школьном курсе в только в 5 классе. В данном курсе эти темы предложены к изучению в четвертом классе, с целью подготовки учащихся к решению задач на смеси, сплавы, растворы, необходимые при раннем изучении химии. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.


Цели курса:

– сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни; 
– способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:

– сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
– обучить решению основных задач на проценты;
– привить учащимся основы экономической грамотности;
– помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Предлагаемый курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни (это задачи на нахождении скидки, уплаты штрафа, распродажи товаров, расчета заработной платы). Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале (решаются задачи с историческими и литературными сюжетами) на решение новых и интересных задач. Представленные в предлагаемом курсе задачи часто могут быть решены разными способами.

На занятиях предусмотрено использование мультимедиапроектора, а также компьютер в режиме некоторых функций инженерного калькулятора при решении задач, где это целесообразно. Применение компьютера в режиме инженерного калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач.

Программа способствует развитию познавательных интересов, экономической грамотности, мышления учащихся, предоставляет возможность подготовиться к сознательному выбору профиля обучения и дальнейшей специализации.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  •  понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;

  •  уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % – 1/220 % – 1/5; 25 % – 1/4 и т. д.);

  •  знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

  •  производить прикидку и оценку результатов вычислений;

  •  при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, использовать приемы, рационализирующие вычисления.


Содержание программы

Программа курса рассчитана на 34 учебных часа и состоит из следующих разделов:

Тема 1. Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями.

Десятичная дробь. Чтение и запись десятичных дробей. Сравнение, округление десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Умножение и деление десятичных дробей. Стандартный вид числа.


Тема 2. Проценты. Основные задачи на проценты.

Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.



Учебно-тематический план



п.п

Наименование тем курса

Кол-во часов

Форма занятий

Десятичные дроби.

Действия с десятичными дробями.

14


1

Десятичная запись дробных чисел

1

Лекция, объяснение

2,3

Сложение и вычитание десятичных дробей

2

Объяснение, беседа, практикум

4,5

Умножение десятичных дробей

2

Объяснение, беседа, практикум

6

Деление десятичной дроби на натуральное число

1

Практикум

7,8

Деление на десятичную дробь

2

Комбинированные занятия

9,10

Приближенные значения чисел. Округление чисел.

2

Комбинированные занятия

11,12

Стандартный вид числа.

2

Лекция, объяснение

\13,14


Микрокалькулятор. Вычисления микрокалькулятором

2

Практикум

Процент. Основные задачи на проценты.

20


15

Процент.

1

Лекция, объяснение

16-18

Нахождение процентов от числа

3

Практикум

19-21

Нахождение числа по его процентам

3

Практикум

22-24

Нахождение процента первого числа от второго числа по частному двух чисел.

3

Практикум

25-27

Основные задачи на проценты

3

Комбинированные занятия

28-31

Процентные расчеты в жизненных ситуациях.

4

Комбинированные занятия

32-34

Задачи на смеси, сплавы, концентрацию.

3

Комбинированные занятия






Литература для учителя:

  1. Барабанов, О.О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления // Математика в школе. – 2003. – № 5. – С. 50–59.. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. – М.: Просвещение, 2002.

  2. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. – М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). – № 27. – 1995.

  3. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе. – 2001. – № 4.

  4. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4–6 кл.): пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

  5. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. – № 5. –1995. – С. 24.

  6. Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе // Математика в школе. – № 4. – 1991. – С. 39.

  7. Симонов, А. С. Сложные проценты // Математика в школе. – 1998. –№6.

  8. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. – 1998. – №

  9. Шевкин, А. В. Текстовые задачи. – М.: Изд. отд. УНЦ ДО МГУ, 1997. – 60 с.

  10. Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. – 1997. – № 6. – С. 77.

Литература для учащихся:

  1. Виленкин, Н. Л. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989. – С. 73.

  2. Виленкнн, Н. Л., Жохов, В. И., Чесноков, А. С., Шварцбурд, С. И. Математика 6. – М.: Дрофа, 2000.

  3. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. – М.: Дрофа, 2003. – 120 с.

  4. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988.

  5. Перельман, Я. И. Занимательная алгебра. – М., 1967.

  6. Сборник задач по математике для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1989.

  7. Соболь, Б. В., Виноградова, И. Ю., Рашидова, Е. В. Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию по математике. – 3-е изд.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 352 с.

  8. Цыпкин, А. Г., Пинский, А. И. Справочное пособие по методам решения задач по математике для средней школы / под ред. В. Л. Благодатских. – М.: Наука, 1984.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Программа факультативного курса по математике «Проценты в реальной жизни» (4 класс)

Автор: Стадникова Л.В., Ержанина Н.В.

Дата: 10.05.2016

Номер свидетельства: 325180


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
1870 руб.
1810 руб.
2260 руб.
2110 руб.
2640 руб.
2130 руб.
2660 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства