Какие классы неорганических веществ вы знаете? Какие соединения (вещества) называются кислотами? Подчеркните синим мелом формулы кислот и дайте им названия. Как классифицируют кислоты? Назовите кислородсодержащие и бескислородные кислоты. Какие соединения называют основаниями? Подчеркните жёлтым мелом формулы оснований и назовите эти вещества. Как классифицируют основания? Пользуясь таблицей растворимости, выберите из данных формул растворимые и нерастворимые основания. Подчеркните красным мелом формулы солей и дайте им названия. Какие соединения называют солями? Как классифицируют соли?
III. Изучение нового материала.
Уучитель. Сегодня мы уделим особое внимание оксидам, их общим химическим свойствам и систематизируем полученные знания. Вы должны уметь узнавать оксиды, определять их характер, составлять уравнения реакций и
демонстрирует слайды № 6,7, говорит о разнообразном состоянии оксидов.
1) При формировании понятий кислотные и основные оксиды просит ребят вернуться к заданию по карточке №1и №2 и сделать вывод: это оксиды каких элементов и что им соответствует? Какова степень окисления оксидобразующего элемента. (Слайд № 8,9). Далее учитель говорит, что оксиды металлов и неметаллов имеют другое название и подводит обучающихся к выводу, какие оксиды мы будем называть основными, а какие – кислотными. (Слайд № 10, 11).
Далее учитель просит записать схему «Классификация оксидов» в тетрадь (слайд № 12) и
говорит, что основные и кислотные оксиды - солеобразующие, а существуют и несолеобразующие: пероксиды, безразличные (слайд № 13), что амфотерные оксиды мы будем изучать позже.
2) Для изучения химических свойств основных и кислотных оксидов предлагается групповая лабораторная работа «Химические свойства оксидов». На столах обучающихся инструкции – карточки с описанием хода работы. Учитель напоминает о правилах техники безопасности при работе с химическими веществами.
Задание 1 группе.
1. Вспомните, с оксидами каких элементов взаимодействуют кислоты?
2. Изучите химические свойства основных оксидов. Для этого проведите следующие опыты.
А) В пробирку насыпьте немного оксида меди (II) и прилейте 1 мл разбавленной серной кислоты. Пробирку слегка нагрейте, но не кипятите. Что наблюдаете? О чем это говорит? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.
Б) В фарфоровую чашку с прокаленным оксидом кальция поместите фенолфталеиновую бумажку и (осторожно !) облейте его водой. Что наблюдаете? Какого цвета стала фенолфталеиновая бумажка? О чем это говорит? Составьте уравнение реакции.
Задание 2 группе.
1. Вспомните, с какими оксидами взаимодействуют растворимые основания?
2. Изучите химические свойства кислотных оксидов. Для этого проведите следующие опыты.
А) В пробирку налейте 1 - 2 мл прозрачного раствора гидроксида кальция, называемого известковой водой. Пользуясь чистой стеклянной палочкой, выдыхайте углекислый газ СО2через прозрачную известковую воду, продувайте осторожно и не торопясь. Что наблюдаете? О чем это говорит? Составьте уравнение реакции.
Б) Поместите в пробирку несколько кусочков мела СаСО3 и прилейте немного разбавленной соляной кислоты. Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2 – 3 мл дистиллированной воды и пропускайте через нее газ, через несколько минут выньте трубку из раствора и добавьте к полученному раствору полоску синего лакмуса. Что наблюдаете? Что происходит, если на мел действуют соляной кислотой? Что происходит при пропускании оксида углерода (IV) через дистиллированную воду? Составьте уравнение реакции получения оксида углерода (IV) в молекулярном и ионном виде. Составьте уравнение реакции оксида углерода (IV) с водой.
3) При обобщении знаний о химических свойствах оксидов ребята выходят к доске, формулируют свойства оксидов и записывают уравнения соответствующих реакций (слайд № 14, 15).
4) Подводя итоги лабораторной работы, учитель называет последнее свойство основных и кислотных оксидов – их взаимодействие между собой с образованием солей (слайд № 16) и демонстрирует схему «Химические свойства оксидов» (слайд № 17 ). Ребята записывают схему в тетрадь. И отвечают на вопрос, как будут изменяться свойства основных и кислотных оксидов в периодах при движении слева направо? (Слайд № 18)
IV.Тестирование. Выберите один правильный ответ их четырех предложенных. (Слайд № 19, 20, 21, 22)