kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно - тематическое планирование по химии 8,9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для 89- классов ОУ О.С. Габриелян и с учетом примерной программы основногот общего образования по химии. 32 часа включены на овладение навыками и методами решения задач и составления уравнений химических реакций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«календарно - тематическое планирование по химии 8,9 класс »

Программа

основного общего образования по химии

8-9 классы

Пояснительная записка


Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007) и с учетом примерной программы основного общего образования по химии ( сборник нормативных документов. Химия. М.6 Дрофа, 2004г.)

Согласно федеральному и региональному базисным планам для образовательных учреждений Рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю в 9 классе и 3 учебных часа в неделю в 8 классе, 1 час добавлен за счет компонента образовательного учреждения с целью эффективной подготовки учащихся по предмету. В рабочую программу 8,9 классов включены часы на более углубленное освоение методов и принципов решения задач и умений в составлении уравнений химических реакций. Задачи по химии предлагаются на всех экзаменах по химии: устных и письменных. Умения решать их является основным показателям творческого усвоения предмета. Кроме того, решение задач и умения составлять уравнения химических реакций при изучении теории позволяет лучше разобраться в ней и усвоить наиболее сложные вопросы.

32 учебных часа включены на овладение навыками и методами решения задач и составление уравнений химических реакций следующих тем в 8 классе:

1. Расчет массовой доли элементов по формуле.

2. Вывод химических формул по массовой доли химических элементов.

3.Тема№1" Атомы химических элементов", строение электронных оболочек атомов химических элементов. Химическая связь

4. Вычисления с использованием понятия

--" Количество вещества"

-- "Число Авогадро"

-- "Молярный объем"

-- "Молярная масса"

5. Определение степени окисления по химической формуле.

6. Массовая доля растворенного вещества.

7. Массовая доля примесей.

8. Массовая ( Объемная ) доля компонентов смеси

9. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции. Расчеты с использованием понятия "доля".

10. решение задач по теме "Растворы"

11. Составление уравнений химических реакций по типам: соединения. разложения. замещения. обмена. Свойства основных классов неорганических веществ: оксиды. основания, кислоты, соли.


12. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительная записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В Программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических работ и расчетных задач.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения. конструирования веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления или в целях получения веществ, материалов, энергии. Соответственно учебное содержание рабочей программы базируется на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам:

1.Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; 2. Вещество;

3. Химическая реакция;

4. Элементарные основы неорганической химии;

5. Первоначальные представления об органических веществах;

6. Химия и жизнь.

В рабочей программе содержание этих учебных блоков структурировано по темам и деталировано с учетом авторской концепции.

Первый блок" Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии" представлен практической частью программы. Практические работы, лабораторные опыты; отдельные вопросы этого блока рассматриваются почти во всех темах программы.

Изучение блоков "Вещество" и "Химическая реакция" включено в курс химии для 8 класса и представлено в рабочей программе "Введение" и темами: №1-"Атомы" химических элементов",№2-"Простые вещества",№3- "Соединения химических элементов", №4- " Изменения, происходящие с веществами" и №5- " Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов".

В курсе химии для 8 класса также изучаются свойства кислорода и воды, основных классов неорганических соединений.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования- атомах, изотопа, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента ( оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях),о строении вещества( типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

2. В содержание курса для 9 класса включены следующие темы:

"Металлы" и "Неметаллы" (соответствуют блоку №4 "Элементарные основы неорганической химии"); "Первоначальные представления об органических веществах", "Химия и жизнь", " обобщение знаний по химии за курс основной школы"

В содержании курса 9 класса вначале обобщено раскрыты сведения о свойствах классов веществ-металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочно-земельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).

3. 32 учебных часа включены на овладение навыками и методами решения задач по следующим типам: « вычисления по УХР на «Избыток- недостаток», «Одно из веществ, вступающих в реакцию содержит примесь», « На выход продукта реакции», « Вывод формулы вещества по массовой доле химических элементов» и составление уравнений химических реакций .

Согласно авторской концепции весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал-химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначальные теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория и факты. .Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса. где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство о химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Экспериментальная часть рабочей программы включает в полном объеме практические работы и лабораторные опыты, рекомендуемые примерной программой. В отличии от авторской концепции практические работы не объединены в отдельные химические практикумы, а включены в соответствующие темы курса.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

*освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

*овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

*развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе химического эксперимента, самостоятельного приобретения в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

*воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

*применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений. наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Химия" на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов ( наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Результаты изучения курса "Химия" приведены в разделе " Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится к учащимися.

Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять

распознавать опытным путем, вычислять.

В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О.С. Химия, 8 класс-М.: Дрофа; Габриелян О.С. Химия, 9 класс.- М.: Дрофа




Содержание: 8 класс

(3 часа в неделю, всего 102 часа, из них 8 часов резерв)

Введение (7ч.)

Химия как часть естествознания. Химия-наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.

Атомы и молекулы. Понятие о химическом элементе и формах его существования:свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVl в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки-работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И.Менделеева.

Язык химии. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы ( главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2.Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. 3. Установление простейшей формулы вещества по массовой долям элементов.

Практическая работа. №1 Знакомство с лабораторным оборудованием . Правила безопасной работы в химической лаборатории. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.


Тема 1 Атомы химических элементов (13 ч.)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий "протон", "нейтрон", "относительная атомная масса"

Изменение числа протонов в ядре атома- образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома- образование изотопов. Современное определение понятия"химический элемент". Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д.И.Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента, образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой- образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой- образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой- образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Сопоставление физико-химических соединений с ковалентными и ионными связями.

Тема 2. Простые вещества (10ч.)

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества ( металлы и неметаллы). сложные вещества (органические и неорганические).

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, кальций, алюминий, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ-аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества- миллимоль и киломоль, миллимолярная, киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий "количество вещества", "молярная масса", "молярный объем газов", "постоянная Авогадро".

Расчетные задачи.1.Вычисления молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий " количество вещества", "молярная масса", "молярный объем газов","постоянная Авогадро".

Демонстрации. Получение озона. Образцы простых веществ типичных металлов и неметаллов. образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль .Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 3. Соединения химических элементов (17ч.)

Понятие о валентности и степени окисления.

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. составление формул бинарных соединений по валентности ( или степени окисления), общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др., составление их формул. Основные классы неорганических веществ. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.

представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Определение характера среды. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Вещества в твердом. жидком и газообразном состоянии. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая.

Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси веществ. Примеры жидких. твердых и газообразных смесей. Природные смеси: воздух. природный газ,нефть. природные воды. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. разделение смесей. Очистка веществ. фильтрование. массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия "доля".

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисления массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. образцы оксидов. кислот. оснований и солей. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений: хлорида натрия. алмаза, оксида углерода (IV).Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты.№1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ разных классов ( оксидов, кислот, оснований и солей) №2. Разделение смесей.

Практические работы. №2 очистка загрязненной поваренной соли. № 3. Взвешивание. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.


Тема 4.Изменения, происходящие с веществами (15 ч.)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состав вещества.- химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций. протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Уравнения и схема химической реакции. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия "доля", когда исходное вещество в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

вода и ее свойства. Круговорот воды в природе. Типы химических реакций ( по признаку "число и состав исходных веществ и продуктов реакции") на примере свойств воды. Реакции разложения- электролиз воды. Реакции соединения- взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие "гидроксиды". Реакции замещения- взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена ( на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества по известной массы или количеству вещества одного из вступивших в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисления массы ( количества вещества, объема) продукта реакции. если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы ( количества вещества. объема) продукта реакции. если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ. примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. №3. Химические явления: прокаливание медной проволоки: взаимодействие мела (соды) с кислотой.

№4. Взаимодействие оксида магния с кислотами. № 5. помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. № 6. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практические работы. №4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. № 5. Анализ почвы и воды. № 6. Признаки химических реакций.


Тема 5. Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов. (32)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства. Катионы и анионы.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями- реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами. условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Растворение веществ в различных растворителях. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. №7. Ионные реакции №8.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. №9 Реакции, характерные для растворов кислот ( соляной или серной) №10. Реакции, характерные для растворов щелочей ( гидроксидов натрия или калия). № 11. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). № 12.Реакции, характерные для растворов солей ( например, хлорида меди (II)). №13. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция) № 14. Реакции, характерные для кислотных оксидов ( например, для углекислого газа)

Практические работы. № 7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.

№ 8. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.

№9. Решение экспериментальных задач.

















Тематическое планирование по химии

8 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа, из них 8 часов резерв)



№ п/п

Тема урока, изучаемые вопросы

Домашнее

задание

Дата



Введение (7 часов)



1

Первичный инструктаж по технике безопасности. Химия как часть естествознания. Химия- наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы, понятие о химическом элементе. Простые и сложные вещества.

П.1,

упр.8-10 стр.11


2

Превращение веществ. Отличие химических явлений реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. хемофилия и хемофобия.

П. 2,3,

упр. 2-5 стр.19


3

Язык химии. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчет массовой доли элементов по формуле.

П.5 ,

упр.4-7 стр. 37


4

Урок-упражнение. Вычисления по химическим формулам. Расчет массовой доли элементов по формуле.

Упр7.8 стр. 37


5

Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева: периоды, группы, подгруппы (главная, побочная)

П.4 ,

упр.1,2 стр. 32


6

Урок-упражнение. Строение периодической системы Д.И. Менделеева

упр.4,5стр.32


7

Практическая работа № 1. " Знакомство с лабораторным оборудованием Правила безопасной работы в химической лаборатории. Нагревательные устройства.

Проведение химических реакций при нагревании».










Тема 1. " Атомы химических элементов.(13 часов)




1(8)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса.

П.6,

упр.3-5 стр. 42


2(9)

Изменение числа нейтронов в ядре атома. Изотопы как разновидности атомов одного элемента.

П.7,

упр. 1.2стр46


3(10)

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20. Физический смысл порядкового номера элемента, группы, периода.

П. 8,

Упр.2,3 стр52


4(11)

Урок-упражнение. Закрепление умений в составлении схем строения атомов химических элементов.

Упр. 4,5

стр. 53


5(12)

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома образование положит. и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов Понятие ионной связи.


П.9,

упр.1,2 стр58


6(13)

Урок – упражнение. Составление схем образования ионов, молекул с ионной связью.



7(14)

Строение молекул. Химическая связь, тип химической связи. Ковалентная неполярная связь. Электронные и структурные формулы.

П. 10.

Упр.2.4,5стр.62


8(15)

Понятие о ковалентной полярной связи. Электроотрицательность

П.11.

Упр. 1,2 стр.66


9(16)

Урок – упражнение. Ковалентная полярная и неполярная связь.

Упр.3,4 стр. 66


10(17)

Понятие о металлической связи. Образование металлических кристаллов

П. 12,

Упр. 3 стр.68


11(18)

Обобщение и систематизация знаний об элементах, строение атомов и химических связях.

Подг. к к/р


12(19)

Контрольная работа №1. " Химическая формула. Строение атома. Химическая формулы».



13(20)

Анализ контрольной работы.







Тема 2. " Простые вещества" (10 часов)




1(21)

Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества- металлы: железо, алюминий, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

П. 13,

упр3-5 стр.72


2(22)

Урок-упражнение. Решение задач на количественное определение элементов в веществе.



3(23)

Важнейшие простые вещества- неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова.

П. 14,

Упр3,5 стр. 78


4(24)

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса Выполнение упражнений с использованием данных понятий.

П. 15,

Упр. 1.2 стр.82


5(25)

Урок- упражнение. Решение задач с использованием понятий "количество вещества", " Моль", Молярная масса", постоянная Авогадро.

Упр.3-5 стр.82


6(26)

Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятия " Молярный объем"

П.16.

Упр.1,2 стр.85


7(27)

Урок-упражнение. Решение задач с использованием понятия " Молярный объем".

Упр.3-5 стр.85


8(28)

Расчетные задачи по вычислению молярной массы веществ по формуле.



9(29)

Расчеты с использованием понятий « количество вещества, постоянная Авогадро", "молярный объем".



10(30)

Обобщение и систематизация знаний по теме" Простые вещества".




Тема3. " Соединения химических элементов"

(17 часов)




1(31)

Понятие о валентности и степени окисления. Степень окисления, определение ее по химической формуле. Составление формул бинарных соединений по валентности или степени окисления.

П.17.

Упр.1,2 стр.90




2(32)

Урок- упражнение. Закрепление навыков в составлении формул по степени окисления или валентности. Определение степени окисления по формуле.

Упр. 4-6 стр.91


3(33)

Основные классы неорганических веществ. Оксиды H2O, CO2, Ca(OH)2. Летучие водородные соединения ( HCL, NH3 )

П.18.

Упр. 4-6 стр.98


4(34)

Основания, состав, названия. Растворимость оснований в воде. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикатора в щелочной среде.

П. 19,

Упр.4-6 стр.102


5(35)

Кислоты, их классификация. Серная, соляная, азотная кислоты. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

П. 20,

3,4 стр.107


6(36)

Соли, их состав и название. Растворимость солей в воде.

П.21, упр.2,3стр.113



7(37)

Урок -упражнение. Состав. название основных классов неорганических соединений. Действие индикаторов в кислой и щелочной среде.



8(38)

Обобщение темы " Классификация неорганических соединений. Лабораторный опыт №1 " Знакомство с образцами простых и сложных веществ разных классов."



9(39)

Вещества в твердом, жидком. газообразном состояниях. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

П.22,

Упр.5,6 стр.120


10(40)

Чистые вещества и смеси, их состав и свойства. Разделение смесей. Очистка веществ, фильтрование. Лабораторный опыт №2 " Разделение смесей".

П.23.

Упр.3,4 стр.124


11(41)

Практическая работа №2. " Очистка загрязненной поваренной соли"





12(42)

Практическая работа №3. " Взвешивание. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества".






13(43)

Массовая и объемная доля компонентов смеси. Массовая доля примесей. Массовая доля растворенного вещества.

П.24.


Упр.2,3 стр.128


14-15 (44-45)

Решение задач на определение массовой доли компонентов смеси, примесей растворенного вещества.

Упр.4,6

Упр.6.7.стр.128


16(46)

Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов".



17(47)

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.





Тема 4. " Изменения, происходящие с веществами" (15 часов)




1(48)

Вторичный инструктаж по технике безопасности. Физические явления в химии. Физические явления в химии: дистилляция, выпаривание, центрифугирование

П.25.

Упр.3,4 стр.134


2(49)

Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Лаб. опыт №3» Химичес- кие явления- прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой."

П.26.

Упр.1,2 стр.139


3(50)

Химические реакции. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Составление уравнений химических реакций.

П. 27.

Упр. 3,4 стр.145-146


4(51)

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции. Расчеты с использованием понятия "доля".

П.28.

Упр. 2,3 стр.150


5(52)

Урок-упражнение. Закрепление навыков решения задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции. расчеты с использованием понятия " доля".

Упр.4.5 стр.150


6(53)

Реакции разложения. Ферменты как катализаторы. Реакции разложения- электролиз воды.

П.29упр.14-6 стр.155-156


7(54)

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции; обратимые и необратимые. Лаб. оп. № 4."Получение известковой воды от выдыхаемого воздуха". Реакции соединения- взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.


П.30,

Упр.2,3 стр.159


8(55)

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов. Лаб. оп. № 5. " Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом».

П.31,

Упр.3,4 стр.164


9(56)

Реакции обмена. Условия протекания обмена в растворах до конца Реакции нейтрализации. Лаб. оп. № 6. " Взаимодействие оксида магния с кислотой».

П.32.

Упр. 3,6 стр.168


10(57)

Типы химических реакций. Вода и ее свойства..

П.33,упр.1 стр.172

Подг. к к/р


11(58)

Контрольная работа №3. " Изменения, происходящие с веществами"



12(59)

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Круговорот воды в природе



13(60)

Практическая работа №4. " Наблюдения за изменениями, происходящие с горящей свечой, и их описание".



14(61)

Практическая работа №5. " Анализ почвы и воды".




15(62)

Практическая работа №6. " Признаки химических реакций"





Тема 5. " Растворение. Растворы.

Свойства растворов

электролитов" (32 часа)




1(63)

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. Значение растворов.

П.34


2(64)

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.


П.35.

Упр.1,2 стр.198


3(65)

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы, катионы, анионы.


П.36,

Упр.2,5 стр.202


4(66)

Ионные уравнения реакций. Условия протекания их до конца. Лаб оп. № 7. " Ионные уравнения. Лаб. оп №8 " Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца".


П.37.

Упр 2.3 стр.209


5(67)

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот. Свойства кислот в свете ТЭД. Взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями, солями. Лаб. оп. № 9. " Реакции, характерные для растворов кислот на примере соляной кислоты.".

П.38.

Упр.1-3 стр.214


6(68)

Урок-упражнение. свойства кислот в свете ТЭД. Закрепление навыков в составлении уравнений химических реакций, подтверждающих химические свойства кислот. ( ионно-молекулярные уравнения)

Упр.4,6 стр.214


7(69)

Основания, их классификация. Диссоциация оснований. Свойства в свете ТЭД: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Лаб. оп. №10. " Реакции, характерные для растворов щелочей".Лаб. оп. №11 " Получение и свойства нерастворимого основания".

П.39.

Упр3. стр.218


8(70)

Урок- упражнение. Свойства оснований в свете ТЭД.


Упр.4.5 стр2118



9(71)

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства в свете ТЭД. Лаб. оп. № 12 " Реакции, характерные для растворов солей, на примере хлорида кальция".


П.41.

Упр1,3,5 стр.226


10(72)

Оксиды, классификация. Свойства основных и кислотных оксидов. Лаб. оп. № 14. " Реакции, характерные для кислотных оксидов». ( на примере углекислого газа)

П.40,упр.3,5 стр.221


11(73)

Практическая. работа №7

« Свойства кислот, оснований, солей».






12(74)

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

П.42,

Упр 2(б), стр.228


13(75)

Практическая работа № 8. " Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорг. соединений».



14(76)

Обобщение и повторение материала по теме " Свойства растворов электролитов".



15(77)

Урок - упражнение. Свойства основных классов неорганических соединений в свете ТЭД. Составление уравнений химических реакций (молекулярные, ионно- молекулярные)

Упр.4 стр 228


16(78)

Практическая работа № 9. " Решение экспериментальных задач".



17(79)

Решение задач реакций по теме " Растворы".



18(80)

Урок- упражнение. Решение задач по уравнениям химических реакций с использованием растворов. понятия " массовая доля растворенного вещества.

Подг. к к/р


19(81)

Контрольная работа № 4 по теме " Свойства растворов электролитов"



20(82)

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.



21(83)

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление, восстановление.

П.43.

Упр.1 сстр.235


22(84)

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

Упр.2.3 стр235


23-24

(85-86

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Упр.7(а,б) стр.236

Упр.7(в,г)


25-26

(87-88)

Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот и солей в свете ТЭД.



27(89)

Решение задач Вычисления массовой доли элемента




28-29

(90-91)

Решение задач. Вывод химических формул по массовой доле химического элемента



30-31

(92-93)

Решение задач. Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ содержит примесь



32(94)

Урок-контроль.



32(95)

Тестирование



33-36

Генетическая связь неорганических соединений



37-105

Обобщение курса химии 8 класса.




Итого: Контрольные работы – 4

Практические работы - 9

Лабораторные работы -14





























Содержание 9 класс

(3ч в неделю; всего 102 часов)

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (8ч)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот. Оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт №1 получение гидроксида цинка и исследование его свойств.


Тема 1. Металлы (23 ч)


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы ( сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Химические свойства металлов как восстановителей: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы- простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов- оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.

Важнейшие соединения щелочноземельных металлов- оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия –оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Оксиды, гидроксиды и соли железа ( 2 и 3). Генетические ряды Fe2+и Fe3+. Генетические ряды Fe2+и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+и Fe3+. Важнейшие соли железа и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия. Лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. №2. Ознакомление с образцами металлов и сплавов ( работа с коллекциями) №3 Взаимодействие металлов с растворами кислот: растворение железа и цинка в соляной кислоте. №4 Вытеснение одного металла другим из раствора соли. №5 Ознакомление с образцами природных соединений: натрия, кальция. алюминия, железа. №6 Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей №7 Качественные реакции на ионы на Fe2+и Fe3+. №8 Распознавание катионов натрия, калия, кальция, бария.

Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по теме: « Получение соединений металлов и изучение их свойств».

Тема 2. Неметаллы. (29ч)


Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий « металл» и « неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов ( галогеноводороды и галогениды), их свойства. Галогеноводородные кислоты и их соли. Хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Кислород. Физические и химические свойства, получение и применение. Аллотропия. Озон.

Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства, применение ромбической серы. Нахождение серы в природе. Оксиды серы (4) и(6), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства прстого вещества, получение и применение. Круговорот азота. Аммиак ,строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота, ее свойства и применение. Окислительные свойства азотной кислоты. Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора. Основные соединения: оксид фосфора (5), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, свойства аллотропных модификаций (алмаз, графит). Химические свойства углерода, применение. Оксид углерода (2) – угарный газ и оксид углерода (4) –углекислый газ, их свойства и применение. Физиологическое действие угарного газа на организм. Качественная реакция на углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Круговорот углерода.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (4), его природные разновидности. Кремниевая кислота и силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Стекло.

Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Распознавание соединений хлора. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Аллотропия серы. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Получение аммиака. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглащение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Кристаллические решетки алмаза и графита. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. №9 Качественная реакция на хлорид – ион. .№10 Качественная реакция на сульфат – ион. №11 Распознавание солей аммония.№12 Получение углекислого газа и его распознавание. №13 Качественная реакция на карбонат – ион. №14. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов ( хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами). №15 Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Практические работы. №2 Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа кислорода». №3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода» №4. Получение, собирание и распознавание газов ( кислорода, водорода, углекислого газа)


Тема 3 Первоначальные представления об органических веществах (16ч)


Вещества органические и неорганические, относительность понятия « органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Углеводороды. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Представление о полимерах. Полиэтилен и его значение.

Кислородосодержащие органические соединения. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки . их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и применение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Модели молекул метана и других углеводородов. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. образцы изделий из полиэтилена. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков ( шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. №16 Свойства глицерина. №17 Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(2) без нагревания и при нагревании. №18 Взаимодействие крахмала с иодом.

Практическая работа №5. Изготовление моделей углеводородов.


Тема 4 Химия и жизнь ( 5 ч)


Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Химия и здоровье. Лекарственные препараты и прблемы, связанные с их применением.

Химия и пища.Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов ( поваренная соль, уксусная кислота)

Химические вещества как строительные и поделочные материалы ( мел, мрамор, известняк, стекло, цемент)

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Демонстрации. Образцы лекарственных препаратов. Образцы строительных и поделочных материалов. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.

Практические работы. №6 Знакомство с образцами лекарственных препаратов

№7 Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.


Тема 5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы (15ч)


Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам ( число состав реагирующих и образующих веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды ( основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды ( основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления- восстановления.


Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс

( 3 часа в неделю-102 часа, из них 6 часов -резерв)


п/п

Тема урока

Дом. задание

Дата


Повторение (8ч)



1

Первичный инструктаж по технике безопасности. Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева

п.1, упр.1,3 стр8


2

Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления- восстановления.

упр.2,6,7 стр. 8-9


3

Генетический ряд металла




4

Генетический ряд неметалла




5-6

Решение задач по уравнениям химических реакций « определение выхода продукта реакции»

упр. 8

стр 9


7

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента Л.О. №1 « Получение гидроксида цинка и исследование его свойств».

п. 2. упр. 2,3 стр12




8

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, их значение

п.3,упр.4,7 стр20












Тема 1. « Металлы» (23ч)




1(9)

Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Л.О. №2 « Ознакомление с образцами металлов» ( работа с коллекциями)

п. 4-6


2(10)

Сплавы ( сталь, чугун, дюралюминий, бронза), их свойства и значение.

п. 7


3(11)

Химические свойства металлов как восстановителей: реакция с неметаллами, кислотами, солями. Л.О. № 3 « Взаимодействие металлов с растворами кислот: растворение железа и цинка в соляной кислоте.»

п.8 стр39-40

упр 3.5 стр41-42






4(12)

Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Л.О. №4» Вытеснение одного металла другим из раствора соли».

п.8 стр. 40-41, упр.4,7 стр 42


5(13)

Понятие о металлургии. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.


п.9,10, упр 1-4 стр. 51


6(14)

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе общие способы их получения. Строение атома. Щелочные металлы: простые вещества, их физические и химические свойства.

п. 11, упр. 1,2 стр.58


7(15)

Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды соли. Свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения

п. 11,упр.5 стр 59





8 (16)

Проверочная работа



9(17)

Практическая работа №1 «Осуществление цепочек химических превращений».



10(18)

Практическая работа №2 « Получение и свойства соединений металлов».




11(19)

Практическая работа №3 « Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».



12(20)

Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы. Строение атома. Щелочноземельные металлы- простые вещества, физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов: оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение

(обобщ и сист зн по мет 1 группы)

п.12 упр. 3-5 стр 67


13(21)

Решение задач по УХР, если одно из веществ содержит примесь



14(22)

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.


п.13 стр 68-71


15(23)

Соединения алюминия: оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Л.О.№6

« Получение гидроксида алюминия

и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей».





п.13 упр. 6,7 стр.75


16-17(24-25)

Решение задач по УХР на выход продукта реакции




18(26)

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.

п.14 стр.76-79




19(27)

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III) Генетические ряды Fe2и Fe3+. Качественная реакция на Fe2и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений и сплавов в народном хозяйстве.

Л.О.№7 «Качественная реакция на ионы Fe2и Fe3+»

п 14. упр.3,4 стр 82


20-21

(28-29)


Обобщение темы№1 « Металлы», подготовка к контрольной работе



22(30)

Контрольная работа №1 по теме « Металлы».



23(31)

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.





Тема 2. « Неметаллы» (29ч)





1(32)

Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения атома, электроотрицательность. Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ.

п.15. упр.3.4 стр 93


2(33)

Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Химические элементы в клетках живых организмов.

п.16






3(34)

Водород. Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов.

п.17, упр3,4

стр 103


4(35)

Общая характеристика галогенов. Строение атома. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства

п.18, упр4,5 стр111


5 (36)

Галогеноводородные кислоты и их соли. Хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид-ион.

Л.О. №9 « Качественная реакция на хлорид-ион».

п.19,

упр 2,3,4 стр 119


6 (37)

Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Получение галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

п.20

упр.1-6 стр 121


7(38)

Решение задач на избыток- недостаток

По задачнику:



8 (39)

Кислород. Физические и химические свойства, получение и применение. Аллотропия. Озон.

п.21, упр2,2 стр 129


9 (40)

Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства, применение ромбической серы, нахождение серы в природе.

п.22,

упр. 1,3 стр. 134


10(41)

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты


п.23, стр 134-135. упр 2.6 стр141


11(42)

Серная кислота и ее соли, их свойства, применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат –ион.Л.О. №10 «Качественная реакция на сульфат-ион».






12(43)

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Производство серной кислоты.

п.23, упр 4,7 стр142





13(44)

Практическая работа №4 «Экспериментальные задачи по теме « Подгруппа кислорода».



14(45)

Контрольная работа №2 по теме « Подгруппа кислорода».





15(46)

Азот. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства простого вещества, получение и применение. Круговорот азота.



п.24, упр1,3 стр 146




16(47)

Аммиак, строение молекулы, свойства, получение и применение


п.25, упр 7,8 стр 152


17(48)

Соли аммония, их свойства и применение.

Л.О. № 11 «Распознавание солей аммония».

п.26, упр. 2,4,5 стр155




18(49)

Оксида азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение.



п.27 упр.5-7 стр.158


19(50)

Окислительные свойства азотной кислоты


упр4 стр158


20(51)

Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в с/х продукции. Азотные удобрения. Решение задач на избыток-недостаток


Сообщения учащихся,

По задачнику


21(52)

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора(5), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения


п.28,упр2,3,5

стр163


22(53)

Углерод. Строение атома, свойства аллотропных модификаций ( алмаз и графит), химические свойства углерода, применение. Круговорот углерода


п.29. упр.5,6 стр.172



23(54)

. Оксид углерода(II)-угарный газ и оксид углерода(IV)-углекислый газ их свойства и применение. Л.О..№12 Получение углекислого газа и его распознавание Качественная реакция на углекислый газ. Физиологическое действие угарного газа на организм. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат-ион

Л.О.№13 « Качественная реакция на карбонат-ион».

п.30,упр.3,4,6 стр178


24(55)

Кремний. Строение атома, свойства, применение. Оксид кремния (IV) Кремниевая кислота и силикаты.

Л.О. №15 « Ознакомление с продукцией силикатной промышленности».

п.31


25(56)

Практическая работа №6 « Получение, собирание и распознавание газов».




26(57)

Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».



27(58)

Обобщение темы №2. Подготовка к контрольной работе







28(59)

Контрольная работа № 3 по теме « Неметаллы».






29(60)

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками










Тема3. Первоначальные представления об органических веществах (16ч)




1(61)

Вещества органические и неорганические Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Практическая работа №5 «Изготовление моделей углеводородов».

п. 32, упр1,6 стр 200


2(62)

Углеводороды. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

п. 33. Упр.4 стр205


3-4

(63-64)


Решение задач на вывод формул по массовой доле химических элементов



5(65)

Этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Представления о полимерах. Полиэтилен и его значение.

Дем: качественная реакция на этилен

п.34.

упр 1-3 стр 210


6-7

(66/67)





Кислородосодержащие органические соединения. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт- глицерин

Л.О. №16 «Качественная реакция на многоатомные спирты»

п.35. упр 4 стр216


8(68)

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту

упр.5 стр216









9(69)

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

п.36. упр1-3 стр220





10(70)

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот

п.37, упр1 стр 224





11(71)

Понятие об аминокислотах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Дем. Цветные реакции белков

п.38


12-13

(72/73)

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль.

Д.взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.

Д. Качественная реакция на крахмал

Л.О.№17» Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании

Л.О.№18 «Взаимодействие крахмала с иодом».









14(74)

Обобщение и систематизация знаний по органической химии подготовка к контрольной работе



15(75)

Контрольная работа № 4 по теме « Первоначальные представления об органических веществах».






16(76)

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками










Тема 4. Химия и жизнь(5ч)



1(77)

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением

Практическая работа №6 « Знакомство с образцами лекарственных препаратов.



2(78)

Химия и пища. Калорийность белков. Жиров и углеводов. Консерванты пищевых продуктов ( поваренная соль, уксусная кислота).








3(79)

Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент) Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. №14. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов ( хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).











4(80)

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.


Рефераты учащихся




5(81)

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.

Практическая работа №7 « Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены»












Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы(15ч)




1(82)

Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева, номера группы и периода. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.



2(83)

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.



3(84)

Классификация химических реакций по различным признакам ( число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).



4(85)

Урок – упражнения по теме « Классификация химических реакций».



5(86)

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла, переходного элемента



6(87)

Оксиды( основные, амфотерные и кислотные); состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и процессах окисления-восстановления.



7(88)

Гидроксиды ( основания, амфотерные и кислоты):

состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и процессах окисления-восстановления



8(89)

Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и процессах окисления-восстановления



9(90)

Проверочная работа



10-11

(91/92)

Решение задач : избыток/недостаток; выход продукта реакции, на примесь



12/13

(93/94)

Работа с тестами, используя пособие « Подготовка к ИГА»



14 (95)

Итоговое тестирование



15(96)

Заключительный урок. Подведение итогов.



Итого: контрольные работы-4

практические работы-7, лабораторные работы- 15

















УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов

В том числе




лабораторных и практических работ


контрольных работ


Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса


8


лабораторный опыт-1


1.

Металлы


23

лабораторные опыты-5 . практические работы-3

1

2

Неметаллы

28

лабораторных работы-5

практическая работа-1


2

3.

Органические соединения

16


лабораторных работы-3

практическая работа-1

1

4.

Химия и жизнь

5

лабораторные опыты -1

практические работы -2


5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы


15




Итого

96+(6 ч. Резерв)


15 лабораторных

7 практических работ

4



ТРЕБОВАНИЯ БАЗОВОГО СТАНДАРТА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ


В результате изучения химии ученик должен

Знать / понимать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.

Уметь:

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.






СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Программно-технологические комплексы

  1. Цифровая база видео: Химия. Сетевая версия

  2. Виртуальная химическая лаборатория. 8 класс Программа включает около 60 химических опытов из школьной программы химии за 8 класс с пошаговыми инструкциями
    CD-ROM, 2005 г.

Другие средства информатизации


  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

  2. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

  3. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия"

  4. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  5. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.

  6. www.drofa.ru – электронный учебник

  7. http://www/alhimik.ru – полезные советы, виртуальный репетитор, решение задач, помощь абитуриентам, история химии

  8. http://school-collection.edu.ru  - федеральное хранилище "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов"

  9. http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии

  10. http://cnit.ssau.ru/organics - Учебный мультимедиа-комплекс для школьников, абитуриентов и студентов младших курсов вузов. Включает большое количество графических иллюстраций, анимаций, виртуальных моделей и анимаций (в формате VRML), flash-иллюстраций, контрольных вопросов и задач.

  11. http://n-t.ru/ri/kk/hm.htm - книга Юрия Кукушкина "Химия вокруг нас"

  12. http://www.chemport.ru/pertable - интерактивная таблица "Периодическая система элементов Д.И. Менделеева"

  13. http://experiment.edu.ru - коллекция "Естественнонаучные эксперименты"




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


УМК по химии 8 -9 класса:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011.

  2. Химия. 8, 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 16-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2012. – 270, [2] с. : ил.

  3. Настольная книга учителя. Химия. 8, 9 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2007.

4 Химия. 8, 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
календарно - тематическое планирование по химии 8,9 класс

Автор: Чиркова Марина Юрьевна

Дата: 23.07.2014

Номер свидетельства: 110524

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Календарно-тематическое планирование по химии 11 класс.  (1 час в неделю). "
    ["seo_title"] => string(80) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-khimii-11-klass-1-chas-v-niedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "147136"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419332563"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно-тематическое планирование курса химии 11 класса."
    ["seo_title"] => string(65) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-kursa-khimii-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "254748"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447801720"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Календарно-тематическое планирование курса химии 9 класса"
    ["seo_title"] => string(64) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-kursa-khimii-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "254742"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447799157"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно-тематическое планирование курса химии 10 класса."
    ["seo_title"] => string(65) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-kursa-khimii-10-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "254745"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447800743"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Календарно-тематическое планирование курса химии 8 класса."
    ["seo_title"] => string(64) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-kursa-khimii-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "254736"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447797361"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства