календарно - тематическое планирование по химии 8,9 класс
Календарно - тематическое планирование по химии 8,9 класс
рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для 89- классов ОУ О.С. Габриелян и с учетом примерной программы основногот общего образования по химии. 32 часа включены на овладение навыками и методами решения задач и составления уравнений химических реакций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«календарно - тематическое планирование по химии 8,9 класс »
Программа
основного общего образования по химии
8-9 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8-9 классов соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2007) и с учетом примерной программы основного общего образования по химии ( сборник нормативных документов. Химия. М.6 Дрофа, 2004г.)
Согласно федеральному и региональному базисным планам для образовательных учреждений Рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю в 9 классе и 3 учебных часа в неделю в 8 классе, 1 час добавлен за счет компонента образовательного учреждения с целью эффективной подготовки учащихся по предмету. В рабочую программу 8,9 классов включены часы на более углубленное освоение методов и принципов решения задач и умений в составлении уравнений химических реакций. Задачи по химии предлагаются на всех экзаменах по химии: устных и письменных. Умения решать их является основным показателям творческого усвоения предмета. Кроме того, решение задач и умения составлять уравнения химических реакций при изучении теории позволяет лучше разобраться в ней и усвоить наиболее сложные вопросы.
32 учебных часа включены на овладение навыками и методами решения задач и составление уравнений химических реакций следующих тем в 8 классе:
1. Расчет массовой доли элементов по формуле.
2. Вывод химических формул по массовой доли химических элементов.
3.Тема№1" Атомы химических элементов", строение электронных оболочек атомов химических элементов. Химическая связь
4. Вычисления с использованием понятия
--" Количество вещества"
-- "Число Авогадро"
-- "Молярный объем"
-- "Молярная масса"
5. Определение степени окисления по химической формуле.
6. Массовая доля растворенного вещества.
7. Массовая доля примесей.
8. Массовая ( Объемная ) доля компонентов смеси
9. Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции. Расчеты с использованием понятия "доля".
10. решение задач по теме "Растворы"
11. Составление уравнений химических реакций по типам: соединения. разложения. замещения. обмена. Свойства основных классов неорганических веществ: оксиды. основания, кислоты, соли.
12. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительная записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В Программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических работ и расчетных задач.
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения. конструирования веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления или в целях получения веществ, материалов, энергии. Соответственно учебное содержание рабочей программы базируется на содержании примерной программы, которое структурировано по шести блокам:
1.Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; 2. Вещество;
3. Химическая реакция;
4. Элементарные основы неорганической химии;
5. Первоначальные представления об органических веществах;
6. Химия и жизнь.
В рабочей программе содержание этих учебных блоков структурировано по темам и деталировано с учетом авторской концепции.
Первый блок" Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии" представлен практической частью программы. Практические работы, лабораторные опыты; отдельные вопросы этого блока рассматриваются почти во всех темах программы.
Изучение блоков "Вещество" и "Химическая реакция" включено в курс химии для 8 класса и представлено в рабочей программе "Введение" и темами: №1-"Атомы" химических элементов",№2-"Простые вещества",№3- "Соединения химических элементов", №4- " Изменения, происходящие с веществами" и №5- " Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов".
В курсе химии для 8 класса также изучаются свойства кислорода и воды, основных классов неорганических соединений.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования- атомах, изотопа, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента ( оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях),о строении вещества( типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
2. В содержание курса для 9 класса включены следующие темы:
"Металлы" и "Неметаллы" (соответствуют блоку №4 "Элементарные основы неорганической химии"); "Первоначальные представления об органических веществах", "Химия и жизнь", " обобщение знаний по химии за курс основной школы"
В содержании курса 9 класса вначале обобщено раскрыты сведения о свойствах классов веществ-металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочно-земельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
3. 32 учебных часа включены на овладение навыками и методами решения задач по следующим типам: « вычисления по УХР на «Избыток- недостаток», «Одно из веществ, вступающих в реакцию содержит примесь», « На выход продукта реакции», « Вывод формулы вещества по массовой доле химических элементов» и составление уравнений химических реакций .
Согласно авторской концепции весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал-химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначальные теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория и факты. .Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса. где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство о химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Экспериментальная часть рабочей программы включает в полном объеме практические работы и лабораторные опыты, рекомендуемые примерной программой. В отличии от авторской концепции практические работы не объединены в отдельные химические практикумы, а включены в соответствующие темы курса.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
*освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
*овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
*развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе химического эксперимента, самостоятельного приобретения в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
*воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
*применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений. наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Химия" на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов ( наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса "Химия" приведены в разделе " Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится к учащимися.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять
распознавать опытным путем, вычислять.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О.С. Химия, 8 класс-М.: Дрофа; Габриелян О.С. Химия, 9 класс.- М.: Дрофа
Содержание: 8 класс
(3 часа в неделю, всего 102 часа, из них 8 часов резерв)
Введение (7ч.)
Химия как часть естествознания. Химия-наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Атомы и молекулы. Понятие о химическом элементе и формах его существования:свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращение веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVl в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки-работы М.В. Ломоносова, А.М. Бутлерова, Д.И.Менделеева.
Язык химии. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы ( главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2.Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. 3. Установление простейшей формулы вещества по массовой долям элементов.
Практическая работа. №1 Знакомство с лабораторным оборудованием . Правила безопасной работы в химической лаборатории. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Тема 1 Атомы химических элементов (13 ч.)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий "протон", "нейтрон", "относительная атомная масса"
Изменение числа протонов в ядре атома- образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома- образование изотопов. Современное определение понятия"химический элемент". Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д.И.Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента, образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой- образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой- образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой- образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Сопоставление физико-химических соединений с ковалентными и ионными связями.
Тема 2. Простые вещества (10ч.)
Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества ( металлы и неметаллы). сложные вещества (органические и неорганические).
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Важнейшие простые вещества-металлы: железо, кальций, алюминий, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ-аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества- миллимоль и киломоль, миллимолярная, киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий "количество вещества", "молярная масса", "молярный объем газов", "постоянная Авогадро".
Расчетные задачи.1.Вычисления молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий " количество вещества", "молярная масса", "молярный объем газов","постоянная Авогадро".
Демонстрации. Получение озона. Образцы простых веществ типичных металлов и неметаллов. образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль .Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 3. Соединения химических элементов (17ч.)
Понятие о валентности и степени окисления.
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. составление формул бинарных соединений по валентности ( или степени окисления), общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др., составление их формул. Основные классы неорганических веществ. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.
представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Определение характера среды. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Вещества в твердом. жидком и газообразном состоянии. Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая.
Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси веществ. Примеры жидких. твердых и газообразных смесей. Природные смеси: воздух. природный газ,нефть. природные воды. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. разделение смесей. Очистка веществ. фильтрование. массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия "доля".
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисления массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. образцы оксидов. кислот. оснований и солей. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений: хлорида натрия. алмаза, оксида углерода (IV).Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты.№1. Знакомство с образцами простых и сложных веществ разных классов ( оксидов, кислот, оснований и солей) №2. Разделение смесей.
Практические работы. №2 очистка загрязненной поваренной соли. № 3. Взвешивание. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Тема 4.Изменения, происходящие с веществами (15 ч.)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состав вещества.- химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций. протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Уравнения и схема химической реакции. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия "доля", когда исходное вещество в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
вода и ее свойства. Круговорот воды в природе. Типы химических реакций ( по признаку "число и состав исходных веществ и продуктов реакции") на примере свойств воды. Реакции разложения- электролиз воды. Реакции соединения- взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие "гидроксиды". Реакции замещения- взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена ( на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества по известной массы или количеству вещества одного из вступивших в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисления массы ( количества вещества, объема) продукта реакции. если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы ( количества вещества. объема) продукта реакции. если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ. примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. №3. Химические явления: прокаливание медной проволоки: взаимодействие мела (соды) с кислотой.
№4. Взаимодействие оксида магния с кислотами. № 5. помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. № 6. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практические работы. №4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. № 5. Анализ почвы и воды. № 6. Признаки химических реакций.
Тема 5. Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов. (32)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства. Катионы и анионы.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями- реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами. условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ-металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Растворение веществ в различных растворителях. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. №7. Ионные реакции №8.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. №9 Реакции, характерные для растворов кислот ( соляной или серной) №10. Реакции, характерные для растворов щелочей ( гидроксидов натрия или калия). № 11. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). № 12.Реакции, характерные для растворов солей ( например, хлорида меди (II)). №13. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция) № 14. Реакции, характерные для кислотных оксидов ( например, для углекислого газа)
Практические работы. № 7. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
№ 8. Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорганических соединений.
№9. Решение экспериментальных задач.
Тематическое планирование по химии
8 класс (3 часа в неделю, всего 102 часа, из них 8 часов резерв)
№ п/п
Тема урока, изучаемые вопросы
Домашнее
задание
Дата
Введение (7 часов)
1
Первичный инструктаж по технике безопасности. Химия как часть естествознания. Химия- наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.Атомы и молекулы, понятие о химическом элементе. Простые и сложные вещества.
П.1,
упр.8-10 стр.11
2
Превращение веществ. Отличие химических явлений реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. хемофилия и хемофобия.
П. 2,3,
упр. 2-5 стр.19
3
Язык химии. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.Расчет массовой доли элементов по формуле.
П.5 ,
упр.4-7 стр. 37
4
Урок-упражнение. Вычисления по химическим формулам. Расчет массовой доли элементов по формуле.
Упр7.8 стр. 37
5
Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева: периоды, группы, подгруппы (главная, побочная)
П.4 ,
упр.1,2 стр. 32
6
Урок-упражнение. Строение периодической системы Д.И. Менделеева
упр.4,5стр.32
7
Практическая работа № 1. " Знакомство с лабораторным оборудованием Правила безопасной работы в химической лаборатории. Нагревательные устройства.
Проведение химических реакций при нагревании».
Тема 1. " Атомы химических элементов.(13 часов)
1(8)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов.Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса.
П.6,
упр.3-5 стр. 42
2(9)
Изменение числа нейтронов в ядре атома. Изотопы как разновидности атомов одного элемента.
П.7,
упр. 1.2стр46
3(10)
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20. Физический смысл порядкового номера элемента, группы, периода.
П. 8,
Упр.2,3 стр52
4(11)
Урок-упражнение. Закрепление умений в составлении схем строения атомов химических элементов.
Упр. 4,5
стр. 53
5(12)
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома образование положит. и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов Понятие ионной связи.
П.9,
упр.1,2 стр58
6(13)
Урок – упражнение. Составление схем образования ионов, молекул с ионной связью.
7(14)
Строение молекул. Химическая связь, тип химической связи.Ковалентная неполярная связь. Электронные и структурные формулы.
П. 10.
Упр.2.4,5стр.62
8(15)
Понятие о ковалентной полярной связи. Электроотрицательность
П.11.
Упр. 1,2 стр.66
9(16)
Урок – упражнение. Ковалентная полярная и неполярная связь.
Упр.3,4 стр. 66
10(17)
Понятие о металлической связи. Образование металлических кристаллов
П. 12,
Упр. 3 стр.68
11(18)
Обобщение и систематизация знаний об элементах, строение атомов и химических связях.
Подг. к к/р
12(19)
Контрольная работа №1. " Химическая формула. Строение атома. Химическая формулы».
13(20)
Анализ контрольной работы.
Тема 2. " Простые вещества" (10 часов)
1(21)
Качественный и количественный состав вещества.Простые вещества- металлы: железо, алюминий, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
П. 13,
упр3-5 стр.72
2(22)
Урок-упражнение. Решение задач на количественное определение элементов в веществе.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса Выполнение упражнений с использованием данных понятий.
П. 15,
Упр. 1.2 стр.82
5(25)
Урок- упражнение. Решение задач с использованием понятий "количество вещества", " Моль", Молярная масса", постоянная Авогадро.
Упр.3-5 стр.82
6(26)
Молярный объем газообразных веществ. Расчеты с использованием понятия " Молярный объем"
П.16.
Упр.1,2 стр.85
7(27)
Урок-упражнение. Решение задач с использованием понятия " Молярный объем".
Упр.3-5 стр.85
8(28)
Расчетные задачи по вычислению молярной массы веществ по формуле.
9(29)
Расчеты с использованием понятий « количество вещества, постоянная Авогадро", "молярный объем".
10(30)
Обобщение и систематизация знаний по теме" Простые вещества".
Тема3. " Соединения химических элементов"
(17 часов)
1(31)
Понятие о валентности и степени окисления. Степень окисления, определение ее по химической формуле. Составление формул бинарных соединений по валентности или степени окисления.
П.17.
Упр.1,2 стр.90
2(32)
Урок- упражнение. Закрепление навыков в составлении формул по степени окисления или валентности. Определение степени окисления по формуле.
Упр. 4-6 стр.91
3(33)
Основные классы неорганических веществ. Оксиды H2O, CO2, Ca(OH)2. Летучие водородные соединения ( HCL, NH3 )
П.18.
Упр. 4-6 стр.98
4(34)
Основания, состав, названия. Растворимость оснований в воде. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикатора в щелочной среде.
П. 19,
Упр.4-6 стр.102
5(35)
Кислоты, их классификация. Серная, соляная, азотная кислоты. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
П. 20,
3,4 стр.107
6(36)
Соли, их состав и название. Растворимость солей в воде.
П.21, упр.2,3стр.113
7(37)
Урок -упражнение. Состав. название основных классов неорганических соединений. Действие индикаторов в кислой и щелочной среде.
8(38)
Обобщение темы " Классификация неорганических соединений. Лабораторный опыт №1 " Знакомство с образцами простых и сложных веществ разных классов."
9(39)
Вещества в твердом, жидком. газообразном состояниях. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
П.22,
Упр.5,6 стр.120
10(40)
Чистые вещества и смеси, их состав и свойства. Разделение смесей. Очистка веществ, фильтрование. Лабораторный опыт №2 " Разделение смесей".
П.23.
Упр.3,4 стр.124
11(41)
Практическая работа №2. " Очистка загрязненной поваренной соли"
12(42)
Практическая работа №3. " Взвешивание. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества".
13(43)
Массовая и объемная доля компонентов смеси. Массовая доля примесей. Массовая доля растворенного вещества.
П.24.
Упр.2,3 стр.128
14-15 (44-45)
Решение задач на определение массовой доли компонентов смеси, примесей растворенного вещества.
Упр.4,6
Упр.6.7.стр.128
16(46)
Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов".
17(47)
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Тема 4. " Изменения, происходящие с веществами" (15 часов)
1(48)
Вторичный инструктаж по технике безопасности. Физические явления в химии. Физические явления в химии: дистилляция, выпаривание, центрифугирование
П.25.
Упр.3,4 стр.134
2(49)
Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Лаб. опыт №3» Химичес- кие явления- прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с кислотой."
П.26.
Упр.1,2 стр.139
3(50)
Химические реакции. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ. Составление уравнений химических реакций.
П. 27.
Упр. 3,4 стр.145-146
4(51)
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции. Расчеты с использованием понятия "доля".
П.28.
Упр. 2,3 стр.150
5(52)
Урок-упражнение. Закрепление навыков решения задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции. расчеты с использованием понятия " доля".
Упр.4.5 стр.150
6(53)
Реакции разложения. Ферменты как катализаторы. Реакции разложения- электролиз воды.
П.29упр.14-6 стр.155-156
7(54)
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции; обратимые и необратимые. Лаб. оп. № 4."Получение известковой воды от выдыхаемого воздуха". Реакции соединения- взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов.
П.30,
Упр.2,3 стр.159
8(55)
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов. Лаб. оп. № 5. " Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом».
П.31,
Упр.3,4 стр.164
9(56)
Реакции обмена. Условия протекания обмена в растворах до конца Реакции нейтрализации. Лаб. оп. № 6. " Взаимодействие оксида магния с кислотой».
П.32.
Упр. 3,6 стр.168
10(57)
Типы химических реакций. Вода и ее свойства..
П.33,упр.1 стр.172
Подг. к к/р
11(58)
Контрольная работа №3. " Изменения, происходящие с веществами"
12(59)
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Круговорот воды в природе
13(60)
Практическая работа №4. " Наблюдения за изменениями, происходящие с горящей свечой, и их описание".
14(61)
Практическая работа №5. " Анализ почвы и воды".
15(62)
Практическая работа №6. " Признаки химических реакций"
Тема 5. " Растворение. Растворы.
Свойства растворов
электролитов" (32 часа)
1(63)
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов. Значение растворов.
П.34
2(64)
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
П.35.
Упр.1,2 стр.198
3(65)
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионы, катионы, анионы.
П.36,
Упр.2,5 стр.202
4(66)
Ионные уравнения реакций. Условия протекания их до конца. Лаб оп. № 7. " Ионные уравнения. Лаб. оп №8 " Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца".
П.37.
Упр 2.3 стр.209
5(67)
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот. Свойства кислот в свете ТЭД. Взаимодействие с металлами, оксидами, основаниями, солями. Лаб. оп. № 9. " Реакции, характерные для растворов кислот на примере соляной кислоты.".
П.38.
Упр.1-3 стр.214
6(68)
Урок-упражнение. свойства кислот в свете ТЭД. Закрепление навыков в составлении уравнений химических реакций, подтверждающих химические свойства кислот. ( ионно-молекулярные уравнения)
Упр.4,6 стр.214
7(69)
Основания, их классификация. Диссоциация оснований. Свойства в свете ТЭД: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Лаб. оп. №10. " Реакции, характерные для растворов щелочей".Лаб. оп. №11 " Получение и свойства нерастворимого основания".
П.39.
Упр3. стр.218
8(70)
Урок- упражнение. Свойства оснований в свете ТЭД.
Упр.4.5 стр2118
9(71)
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства в свете ТЭД. Лаб. оп. № 12 " Реакции, характерные для растворов солей, на примере хлорида кальция".
П.41.
Упр1,3,5 стр.226
10(72)
Оксиды, классификация. Свойства основных и кислотных оксидов. Лаб. оп. № 14. " Реакции, характерные для кислотных оксидов». ( на примере углекислого газа)
П.40,упр.3,5 стр.221
11(73)
Практическая. работа №7
« Свойства кислот, оснований, солей».
12(74)
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
П.42,
Упр 2(б), стр.228
13(75)
Практическая работа № 8. " Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными классами неорг. соединений».
14(76)
Обобщение и повторение материала по теме " Свойства растворов электролитов".
15(77)
Урок - упражнение. Свойства основных классов неорганических соединений в свете ТЭД. Составление уравнений химических реакций (молекулярные, ионно- молекулярные)
Упр.4 стр 228
16(78)
Практическая работа № 9. " Решение экспериментальных задач".
17(79)
Решение задач реакций по теме " Растворы".
18(80)
Урок- упражнение. Решение задач по уравнениям химических реакций с использованием растворов. понятия " массовая доля растворенного вещества.
Подг. к к/р
19(81)
Контрольная работа № 4 по теме " Свойства растворов электролитов"
20(82)
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
21(83)
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Окисление, восстановление.
П.43.
Упр.1 сстр.235
22(84)
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
Упр.2.3 стр235
23-24
(85-86
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Упр.7(а,б) стр.236
Упр.7(в,г)
25-26
(87-88)
Свойства простых веществ- металлов и неметаллов, кислот и солей в свете ТЭД.
27(89)
Решение задач Вычисления массовой доли элемента
28-29
(90-91)
Решение задач. Вывод химических формул по массовой доле химического элемента
30-31
(92-93)
Решение задач. Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ содержит примесь
32(94)
Урок-контроль.
32(95)
Тестирование
33-36
Генетическая связь неорганических соединений
37-105
Обобщение курса химии 8 класса.
Итого: Контрольные работы – 4
Практические работы - 9
Лабораторные работы -14
Содержание 9 класс
(3ч в неделю; всего 102 часов)
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (8ч)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот. Оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления – восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт №1 получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1. Металлы (23 ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы ( сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Химические свойства металлов как восстановителей: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы- простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов- оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.
Важнейшие соединения щелочноземельных металлов- оксиды, гидроксиды и соли ( хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия –оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Оксиды, гидроксиды и соли железа ( 2 и 3). Генетические ряды Fe2+и Fe3+. Генетические ряды Fe2+и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+и Fe3+. Важнейшие соли железа и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия. Лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. №2. Ознакомление с образцами металлов и сплавов ( работа с коллекциями) №3 Взаимодействие металлов с растворами кислот: растворение железа и цинка в соляной кислоте. №4 Вытеснение одного металла другим из раствора соли. №5 Ознакомление с образцами природных соединений: натрия, кальция. алюминия, железа. №6 Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей №7 Качественные реакции на ионы на Fe2+и Fe3+. №8 Распознавание катионов натрия, калия, кальция, бария.
Практическая работа №1 Решение экспериментальных задач по теме: « Получение соединений металлов и изучение их свойств».
Тема 2. Неметаллы. (29ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д.И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий « металл» и « неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов ( галогеноводороды и галогениды), их свойства. Галогеноводородные кислоты и их соли. Хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид- ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Кислород. Физические и химические свойства, получение и применение. Аллотропия. Озон.
Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства, применение ромбической серы. Нахождение серы в природе. Оксиды серы (4) и(6), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства прстого вещества, получение и применение. Круговорот азота. Аммиак ,строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота, ее свойства и применение. Окислительные свойства азотной кислоты. Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора. Основные соединения: оксид фосфора (5), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, свойства аллотропных модификаций (алмаз, графит). Химические свойства углерода, применение. Оксид углерода (2) – угарный газ и оксид углерода (4) –углекислый газ, их свойства и применение. Физиологическое действие угарного газа на организм. Качественная реакция на углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Круговорот углерода.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (4), его природные разновидности. Кремниевая кислота и силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности. Стекло.
Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Распознавание соединений хлора. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.
Аллотропия серы. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.
Получение аммиака. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглащение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Кристаллические решетки алмаза и графита. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. №9 Качественная реакция на хлорид – ион. .№10 Качественная реакция на сульфат – ион. №11 Распознавание солей аммония.№12 Получение углекислого газа и его распознавание. №13 Качественная реакция на карбонат – ион. №14. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов ( хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами). №15 Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Практические работы. №2 Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа кислорода». №3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода» №4. Получение, собирание и распознавание газов ( кислорода, водорода, углекислого газа)
Тема 3 Первоначальные представления об органических веществах (16ч)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия « органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Углеводороды. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Представление о полимерах. Полиэтилен и его значение.
Кислородосодержащие органические соединения. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт – глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки . их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и применение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Модели молекул метана и других углеводородов. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. образцы изделий из полиэтилена. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков ( шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. №16 Свойства глицерина. №17 Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(2) без нагревания и при нагревании. №18 Взаимодействие крахмала с иодом.
Практическая работа №5. Изготовление моделей углеводородов.
Тема 4 Химия и жизнь ( 5 ч)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты и прблемы, связанные с их применением.
Химия и пища.Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов ( поваренная соль, уксусная кислота)
Химические вещества как строительные и поделочные материалы ( мел, мрамор, известняк, стекло, цемент)
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Демонстрации. Образцы лекарственных препаратов. Образцы строительных и поделочных материалов. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.
Практические работы. №6 Знакомство с образцами лекарственных препаратов
№7 Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.
Тема 5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы (15ч)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам ( число состав реагирующих и образующих веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды ( основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды ( основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления- восстановления.
Календарно-тематическое планирование по химии 9 класс
( 3 часа в неделю-102 часа, из них 6 часов -резерв)
№ п/п
Тема урока
Дом. задание
Дата
Повторение (8ч)
1
Первичный инструктаж по технике безопасности. Характеристика элемента по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева
п.1, упр.1,3 стр8
2
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления- восстановления.
упр.2,6,7 стр. 8-9
3
Генетический ряд металла
4
Генетический ряд неметалла
5-6
Решение задач по уравнениям химических реакций « определение выхода продукта реакции»
упр. 8
стр 9
7
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента Л.О. №1 « Получение гидроксида цинка и исследование его свойств».
п. 2. упр. 2,3 стр12
8
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома, их значение
п.3,упр.4,7 стр20
Тема 1. « Металлы» (23ч)
1(9)
Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Л.О. №2 « Ознакомление с образцами металлов» ( работа с коллекциями)
п. 4-6
2(10)
Сплавы ( сталь, чугун, дюралюминий, бронза), их свойства и значение.
п. 7
3(11)
Химические свойства металлов как восстановителей: реакция с неметаллами, кислотами, солями. Л.О. № 3 « Взаимодействие металлов с растворами кислот: растворение железа и цинка в соляной кислоте.»
п.8 стр39-40
упр 3.5 стр41-42
4(12)
Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Л.О. №4» Вытеснение одного металла другим из раствора соли».
п.8 стр. 40-41, упр.4,7 стр 42
5(13)
Понятие о металлургии. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
п.9,10, упр 1-4 стр. 51
6(14)
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе общие способы их получения. Строение атома. Щелочные металлы: простые вещества, их физические и химические свойства.
п. 11, упр. 1,2 стр.58
7(15)
Важнейшие соединения щелочных металлов: оксиды, гидроксиды соли. Свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения
п. 11,упр.5 стр 59
8 (16)
Проверочная работа
9(17)
Практическая работа №1 «Осуществление цепочек химических превращений».
10(18)
Практическая работа №2 « Получение и свойства соединений металлов».
11(19)
Практическая работа №3 « Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».
12(20)
Общая характеристика химических элементов главной подгруппы II группы. Строение атома. Щелочноземельные металлы- простые вещества, физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов: оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение
(обобщ и сист зн по мет 1 группы)
п.12 упр. 3-5 стр 67
13(21)
Решение задач по УХР, если одно из веществ содержит примесь
14(22)
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
п.13 стр 68-71
15(23)
Соединения алюминия: оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Л.О.№6
« Получение гидроксида алюминия
и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей».
п.13 упр. 6,7 стр.75
16-17(24-25)
Решение задач по УХР на выход продукта реакции
18(26)
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества.
п.14 стр.76-79
19(27)
Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и (III) Генетические ряды Fe2и Fe3+. Качественная реакция на Fe2и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений и сплавов в народном хозяйстве.
Л.О.№7 «Качественная реакция на ионы Fe2и Fe3+»
п 14. упр.3,4 стр 82
20-21
(28-29)
Обобщение темы№1 « Металлы», подготовка к контрольной работе
22(30)
Контрольная работа №1 по теме « Металлы».
23(31)
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Тема 2. « Неметаллы» (29ч)
1(32)
Общая характеристика неметаллов: положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения атома, электроотрицательность. Кристаллическое строение неметаллов- простых веществ.
п.15. упр.3.4 стр 93
2(33)
Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Химические элементы в клетках живых организмов.
п.16
3(34)
Водород. Положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов.
п.17, упр3,4
стр 103
4(35)
Общая характеристика галогенов. Строение атома. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства
п.18, упр4,5 стр111
5 (36)
Галогеноводородные кислоты и их соли. Хлороводород, соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид-ион.
Л.О. №9 « Качественная реакция на хлорид-ион».
п.19,
упр 2,3,4 стр 119
6 (37)
Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Получение галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
п.20
упр.1-6 стр 121
7(38)
Решение задач на избыток- недостаток
По задачнику:
8 (39)
Кислород. Физические и химические свойства, получение и применение. Аллотропия. Озон.
п.21, упр2,2 стр 129
9 (40)
Сера. Строение атома, аллотропия, физические и химические свойства, применение ромбической серы, нахождение серы в природе.
п.22,
упр. 1,3 стр. 134
10(41)
Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты
п.23, стр 134-135. упр 2.6 стр141
11(42)
Серная кислота и ее соли, их свойства, применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат –ион.Л.О. №10 «Качественная реакция на сульфат-ион».
12(43)
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Производство серной кислоты.
п.23, упр 4,7 стр142
13(44)
Практическая работа №4 «Экспериментальные задачи по теме « Подгруппа кислорода».
14(45)
Контрольная работа №2 по теме « Подгруппа кислорода».
15(46)
Азот. Строение атома и молекулы, физические и химические свойства простого вещества, получение и применение. Круговорот азота.
п.24, упр1,3 стр 146
16(47)
Аммиак, строение молекулы, свойства, получение и применение
п.25, упр 7,8 стр 152
17(48)
Соли аммония, их свойства и применение.
Л.О. № 11 «Распознавание солей аммония».
п.26, упр. 2,4,5 стр155
18(49)
Оксида азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение.
п.27 упр.5-7 стр.158
19(50)
Окислительные свойства азотной кислоты
упр4 стр158
20(51)
Нитраты и нитриты, проблемы их содержания в с/х продукции. Азотные удобрения. Решение задач на избыток-недостаток
Сообщения учащихся,
По задачнику
21(52)
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора(5), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения
п.28,упр2,3,5
стр163
22(53)
Углерод. Строение атома, свойства аллотропных модификаций ( алмаз и графит), химические свойства углерода, применение. Круговорот углерода
п.29. упр.5,6 стр.172
23(54)
. Оксид углерода(II)-угарный газ и оксид углерода(IV)-углекислый газ их свойства и применение. Л.О..№12 Получение углекислого газа и его распознавание Качественная реакция на углекислый газ. Физиологическое действие угарного газа на организм. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат-ион
Л.О.№13 « Качественная реакция на карбонат-ион».
п.30,упр.3,4,6 стр178
24(55)
Кремний. Строение атома, свойства, применение. Оксид кремния (IV) Кремниевая кислота и силикаты.
Л.О. №15 « Ознакомление с продукцией силикатной промышленности».
п.31
25(56)
Практическая работа №6 « Получение, собирание и распознавание газов».
26(57)
Практическая работа №5 «Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа азота и углерода».
27(58)
Обобщение темы №2. Подготовка к контрольной работе
28(59)
Контрольная работа № 3 по теме « Неметаллы».
29(60)
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Тема3. Первоначальные представления об органических веществах (16ч)
1(61)
Вещества органические и неорганические Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Практическая работа №5 «Изготовление моделей углеводородов».
п. 32, упр1,6 стр 200
2(62)
Углеводороды.Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
п. 33. Упр.4 стр205
3-4
(63-64)
Решение задач на вывод формул по массовой доле химических элементов
5(65)
Этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакция полимеризации этилена. Представления о полимерах. Полиэтилен и его значение.
Дем: качественная реакция на этилен
п.34.
упр 1-3 стр 210
6-7
(66/67)
Кислородосодержащие органические соединения. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Трехатомный спирт- глицерин
Л.О. №16 «Качественная реакция на многоатомные спирты»
п.35. упр 4 стр216
8(68)
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту
упр.5 стр216
9(69)
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
п.36. упр1-3 стр220
10(70)
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Реакция этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот
п.37, упр1 стр 224
11(71)
Понятие об аминокислотах. Реакция поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Дем. Цветные реакции белков
п.38
12-13
(72/73)
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза ( в сравнении), их биологическая роль.
Д.взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра.
Д. Качественная реакция на крахмал
Л.О.№17» Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди без нагревания и при нагревании
Л.О.№18 «Взаимодействие крахмала с иодом».
14(74)
Обобщение и систематизация знаний по органической химии подготовка к контрольной работе
15(75)
Контрольная работа № 4 по теме « Первоначальные представления об органических веществах».
16(76)
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
Тема 4. Химия и жизнь(5ч)
1(77)
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением
Практическая работа №6 « Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
2(78)
Химия и пища. Калорийность белков. Жиров и углеводов. Консерванты пищевых продуктов ( поваренная соль, уксусная кислота).
3(79)
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент) Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. №14. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов ( хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами).
4(80)
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Рефераты учащихся
5(81)
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Практическая работа №7 « Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены»
Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы(15ч)
1(82)
Физический смысл порядкового номера элемента в ПСХЭ Д.И.Менделеева, номера группы и периода. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
2(83)
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
3(84)
Классификация химических реакций по различным признакам ( число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степени окисления атомов).
4(85)
Урок – упражнения по теме « Классификация химических реакций».
5(86)
Простые и сложные вещества.Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла, переходного элемента
6(87)
Оксиды( основные, амфотерные и кислотные); состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и процессах окисления-восстановления.
7(88)
Гидроксиды ( основания, амфотерные и кислоты):
состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и процессах окисления-восстановления
8(89)
Соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете ТЭД и процессах окисления-восстановления
9(90)
Проверочная работа
10-11
(91/92)
Решение задач : избыток/недостаток; выход продукта реакции, на примесь
12/13
(93/94)
Работа с тестами, используя пособие « Подготовка к ИГА»
14 (95)
Итоговое тестирование
15(96)
Заключительный урок. Подведение итогов.
Итого: контрольные работы-4
практические работы-7, лабораторные работы- 15
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Количество часов
В том числе
лабораторных и практических работ
контрольных работ
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса
8
лабораторный опыт-1
1.
Металлы
23
лабораторные опыты-5 . практические работы-3
1
2
Неметаллы
28
лабораторных работы-5
практическая работа-1
2
3.
Органические соединения
16
лабораторных работы-3
практическая работа-1
1
4.
Химия и жизнь
5
лабораторные опыты -1
практические работы -2
5.
Обобщение знаний по химии за курс основной школы
15
Итого
96+(6 ч. Резерв)
15 лабораторных
7 практических работ
4
ТРЕБОВАНИЯ БАЗОВОГО СТАНДАРТА ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
В результате изучения химии ученик должен
Знать / понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон.
Уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Программно-технологические комплексы
Цифровая база видео: Химия. Сетевая версия
Виртуальная химическая лаборатория. 8 класс Программа включает около 60 химических опытов из школьной программы химии за 8 класс с пошаговыми инструкциями CD-ROM, 2005 г.
Другие средства информатизации
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия"
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
http://www.chemnet.ru – электронная библиотека по химии
http://cnit.ssau.ru/organics - Учебный мультимедиа-комплекс для школьников, абитуриентов и студентов младших курсов вузов. Включает большое количество графических иллюстраций, анимаций, виртуальных моделей и анимаций (в формате VRML), flash-иллюстраций, контрольных вопросов и задач.
http://n-t.ru/ri/kk/hm.htm - книга Юрия Кукушкина "Химия вокруг нас"
http://www.chemport.ru/pertable - интерактивная таблица "Периодическая система элементов Д.И. Менделеева"