Рабочая программа составлена с учетом специфики обучающегося, имеющего отклонения в развитии высших психических функций.В программе учтены различные приемы и формы работы на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР:
совета МБОУ «Каштановская СОШ» / _________ /______________
от ________2018г № ____
2018-2019 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья ученика 9 класса
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию адаптированной рабочей программы по химии
Всеобщая декларация прав человека
Декларация ООН о правах ребёнка
Декларация ООН о правах инвалидов
Конституция Российской Федерации
Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012
Федеральный закон от 3 мая 2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
Федеральный закон от 24 ноября 1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Федеральный закон РФ от 03. 05. 2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки от 29. 12. 2014 № 1644)
Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г.
Программа курса химии для общеобразовательных учреждений 8-11 классы, Москва «Дрофа» 2012.
Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МБОУ «Каштановская СОШ»
Учебный план МБОУ «Каштановская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год.
Положение об адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ МБОУ «Каштановская СОШ». Приказ №120 от 08.11. 2016.
Место учебного предмета «Химия» в учебном плане.
По годовому календарному графику школы на 2018 - 2019 учебный год для 9 класса предусмотрено 34 учебных недель, по учебному плану школы на 2018 - 2019 учебный год на изучение химии отводится 2 ч в неделю, следовательно, рабочая программа должна быть спланирована на 68 ч в год.
В связи с тем, что 2 урока выпадают на нерабочие праздничные дни 02.05, 09.05 программа будет выполнена в полном объеме за 66 ч в год за счет уменьшения часов по теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)» с 7 часов до 5 ч.
Отличительные особенности рабочей программы и авторской.
Основное содержание авторской полностью нашло отражение в данной рабочей программе. В рабочую программу по химии внесены изменения по сравнению с авторской: из резерва добавлен 1 час на тему «Металлы» и 1 час на Практикум 1 «Свойства металлов и их соединений», а также выделено 5 часов на изучение темы «Органические соединения» за счет сокращения часов по теме «Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)» с 10 часов до 5, так как КИМы ГИА содержат задания по органической химии, а в авторской программе эта тема отсутствует.
Основными целями обучения химии в основной школе являются:
1) формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию; 2) формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии всоздании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого химические знания; 3) приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Задачами изучения учебного предмета «Химия» в 9 классе являются:
учебные: формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
развивающие: развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности;
воспитательные: формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии, как к возможной области будущей практической деятельности.
Раздел 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
При изучении химии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
описать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
классифицировать изученные объекты и явления;
делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
моделировать строение атомов элементов 1-3 периодов, строение простых молекул;
2. В ценностно – ориентационной сфере:
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
3. В трудовой сфере:
проводить химический эксперимент;
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Коррекционно – развивающие задачи:
Основной задачей обучения детей с задержкой психического развития является формирование коррекционно-развивающего пространства через:
1) активизацию познавательной деятельности обучающихся;
2) повышение уровня их умственного развития;
3) нормализацию их учебной деятельности;
4) коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
5) охрану и укрепление физического и нервно – психического здоровья;
6) социально-трудовую адаптацию.
Особенности рабочей программы
Программа составлена с учетом специфики обучающегося, имеющего отклонения в развитии высших психических функций. Для данной категории обучающихся характерны:
незрелость эмоционально-волевой сферы;
сниженный уровень познавательной деятельности;
недостаточная сформированность предпосылок к усвоению новых знаний и предметных понятий;
отсутствие умения самостоятельно сравнивать, обобщать, классифицировать новый учебный материал без специальной педагогической поддержки;
трудности при составлении письменных ответов. Недостаточно развиты навыки чтения, образно-эмоциональная речевая деятельность.
Календарно-тематическое планирование составлено с учётом реализации коррекционных целей урока наряду с образовательными, развивающими и воспитательными.
В программе также учтены различные приёмы и формы работы на уроке: задания с опорой на несколько анализаторов, дозировка учебного материала, поэтапная помощь учителя, работа со сменой видов деятельности, игра, использование информационно-коммуникативных технологий. Данный вид работы является наиболее эффективным при изучении нового материала, а также для выполнения пробелов в знаниях обучающихся с задержкой психического развития.
Диагностическая часть
Результаты образовательной программы по курсу химии отслеживаются через систему предметного мониторинга, который складывается из следующих элементов:
• выполнение и оформление практических работ, соблюдение требований к написанию и оформлению практических работ
• навыки решения практических задач.
• тестирование по типу пробного ГИА.
• устный ответ обучающихся:
1) полнота, правильность ответа;
2)использование терминов, дат, научных теорий, достижений науки, знание формулировок законов;
3) умение отвечать на вопросы.
Критерии и нормы оценивания знаний, обучающихся по химии.
Настоящие критерии разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждённым Постановлением Правительства РФ от 10.03.1997 №288 с изменениями от 10.03.2000 №212
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально- личностной сферы обучающихся рекомендуется осуществлять контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Так, в вышеуказанных документах, применительно к классам СКК 7 вида, рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а также является преодолением негативных особенностей эмоционально- личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности. В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
- неправильный ответ на поставленный вопрос;
- неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:
- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
- при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать, и проиллюстрировать его;
- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
- медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
- неправильное произношение химических терминов.
Норма оценок
Устные ответы
«5» -ставится, если учащийся понимает сущность химических явлений, закономерностей;
-дает правильный ответ на поставленный вопрос;
-строит ответ самостоятельно или по учебнику, сопровождая примерами;
-умеет применять теоретические знания на практике;
Допускается 1-2 неточности в ответе, которые ученик сам исправляет.
«4» -ставится в том случае, если в ответе допускается 1 ошибка, которую ученик сам может исправить;
-или не может применять знания в новой ситуации;
-не умеет связывать ответ с предыдущим материалом, хотя ответ на поставленный вопрос дал правильный.
«3» -если учащийся в целом понимает сущность химических систем и процессов, происходящих в них, но допускает грубые ошибки;
-недочеты в ответе;
-затрудняется делать выводы;
- не умеет читать таблицы.
«2» -если учащийся не овладел основными понятиями;
-допускает грубые ошибки, которые не может исправить при помощи учителя, учащихся;
-недобросовестно готовил домашнее задание;
контрольные работы, тест, если учащийся выполнил ½ работы (в обычных классах).
Практические работы
«5» -ставится, если работа выполнена аккуратно в полном объеме с заданной последовательностью проведения наблюдений, опытов;
-сделан вывод, рисунки выполнены карандашом.
Допускаются орфографические ошибки.
«4» -ставится, если допущены (2-3) недочета;
-небрежность в оформлении;
-вывод неполный.
«3» -работа выполнена не полностью;
-выводы неполные, хотя оформлена работа аккуратно;
-рисунки яркие, но нет пояснения к ним.
«2» -работа выполнена на 50%;
-допущены грубые ошибки;
-выводов нет.
Выпускник научится:
• описывать свойства твѐрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные
признаки;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-
следственные связи между данными характеристиками вещества;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
• изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность
химических реакций с помощью химических уравнений;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую
долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
• сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
• классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
• пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
• проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств
веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
• различать экспериментально кислоты и щѐлочи, пользуясь индикаторами; осознавать
необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
• раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
• описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
• характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
• различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную
• выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решѐток:
ионных, атомных, молекулярных, металлических;
• характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
• характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и
периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; • объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• устанавливать принадлежность химической реакции к определѐнному типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
• прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных
веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке»)
превращений неорганических веществ различных классов;
• выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании
химической реакции;
• приготовлять растворы с определѐнной массовой долей растворѐнного вещества;
• определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски
индикаторов;
• проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных ионов
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых
веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных,
оснóвных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов
неорганических веществ: кислот, оснований, солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических
веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-
восстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по
предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных
классов неорганических веществ;
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в
окружающей природной среде;
• понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;
• использовать приобретѐнные ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
• развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
• осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
• описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
• применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
• развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, еѐ основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращѐнным ионным уравнениям;
• приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
• прогнозировать результаты воздействия различных факторов на смещение химического равновесия.
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учѐтом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Требования к результатам освоения курса химии
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов));
характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;
давать характеристику химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисления элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; участию катализатора;
объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;
наблюдать и описывать уравнения реакций между веществами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости химической реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).
использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные металлы», «щелочноземельные металлы», использовать их при характеристике металлов; давать характеристику химических элементов-металлов (щелочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида);
называть соединения металлов и составлять их формулы по названию;
характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов;
объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления;
уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;
устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки металлов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;
описывать химические свойства щелочных и щелочноземельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид-ионов;
экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»;
описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.
использовать при характеристике неметаллов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды»;
давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);
называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию;
характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов;
объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии; составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления;
уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;
устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами;
описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент;
выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов;
экспериментально исследовать свойства неметаллов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы»;
описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.
обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности;
наблюдать за свойствами неметаллов и их соединений и явлениями, происходящими с ними;
делать выводы по результатам проведенного эксперимента.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; составлять аннотацию текста; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;
определять виды классификации (естественную и искусственную); осуществлять прямое дедуктивное доказательство;
работать по составленному плану, используя наряду с основными и дополнительные средства (справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ); с помощью учителя отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; составлять рецензию на текст; осуществлять доказательство от противного. определять, исходя из учебной задачи, необходимость использования наблюдения или эксперимента. организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; подтверждать аргументы фактами; критично относиться к своему мнению; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; составлять реферат по определенной форме; осуществлять косвенное разделительное доказательство.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен:
знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основные принципы и правила отношения к природе; основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;
социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией;
испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; любовь к природе; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с миром веществ и их превращений; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;
признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения,
самореализации, социального признания;
осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;
проявлять: экологическое сознание; доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; обобщенный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;
уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии; выполнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;
строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.
Раздел 3. Содержание программы
Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (10 ч)
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы. Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации.
Различные формы таблицы Д. И. Менделеева. Модели атомов элементов 1—3-го периодов. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»). Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ. Гомогенный и гетерогенный катализы. Ферментативный катализ. Ингибирование.
Лабораторные опыты.
1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. 2.Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. 3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II). 4. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.
5. Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.
6. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ. 7. Моделирование «кипящего слоя». 8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих веществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры. 9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы. 10. Обнаружение каталазы в некоторых пищевых продуктах. 11. Ингибирование взаимодействия кислот с металлами уротропином.
Контрольная работа №1 по теме «Введение»
Тема 1. Металлы (15 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы.
Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe+2 и Fe+3 . Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 13. Ознакомление с рудами железа. 14. Окрашивание пламени солями щелочных металлов. 15. Взаимодействие кальция с водой. 16.Получение гидроксида кальция и исследование его свойств. 17. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. 18.
Взаимодействие железа с соляной кислотой. 19. Получение гидроксидов железа (II) и (III)
и изучение их свойств.
Контрольная работа № 2 по теме «Металлы».
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (3 ч) 1. Осуществление цепочки химических превращений. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Тема 3. Неметаллы (25 ч)
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) какмера «неметалличности», ряд ЭО. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, с алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 20. Получение и распознавание водорода. 21. Исследование поверхностного натяжения воды. 22.Растворение перманганата калия или медного купороса в воде. 23. Гидратация обезвоженного сульфата меди (II). 24. Изготовление гипсового отпечатка. 25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров. 26. Ознакомление с составом минеральной воды. 27. Качественная реакция на галогенид-ионы. 28. Получение и распознавание кислорода. 29. Горение серы на воздухе и в кислороде. 30.Свойства разбавленной серной кислоты. 31. Изучение свойств аммиака. 32. Распознавание солей аммония. 33. Свойства разбавленной азотной кислоты. 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. 35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. 36. Распознавание фосфатов. 37. Горение угля в кислороде. 38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты. 40. Разложение гидрокарбоната натрия. 41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)1
1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов». 2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота». 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа углерода». 5. Получение, собирание и распознавание газов.
1 При двухчасовом планировании проводятся только практические работы 1, 2 и 5.
Тема 5. Органические соединения (5ч.)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Кислородосодержащие органические соединения.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (5 ч)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов.
Значение периодического закона. Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие
границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания). Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксидыи гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли. Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Всего: 66 часов.
Раздел 4. Календарно-тематический план (66 часов, 2 часа в неделю)
№ п\п
Дата
Тема урока
Форма организации учебных занятий
Основные виды учебной деятельности
Виды контроля
План
факт
Введение.Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. (10 часов.)
1
04.09
Правила по ТБ в кабинете химии. Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д. И. Менделеева
Урок вводного повторения и изучения нового материала
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Характеристика химических элементов 1-3-го периодов по их положению в ПС
Характеристика химических элементов по плану
2
06.09
Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления
Комбинированный урок
Составление молекулярных полных и сокращенных ионных уравнений реакций
Умение составлять молекулярные полные и сокращенные ионные уравнения реакций
3
11.09
Амфотерные оксиды и гидроксиды
Комбинированный урок
Определение понятия «амфотерные соединения». Наблюдение и описание реакций между веществами с помощью естественного языка и языка химии.
Умение характеризовать химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; использовать при характеристике веществ понятие «амфотерность», проводить опыты, подтверждающие химические свойства
4
13.09
Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома
Урок изучения нового материала
Работа с Периодической системой
Умение описывать и характеризовать табличную форму ПСХЭ Д.И. Менделеева; делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Умение ставить
и формулировать цели и проблемы урока; осознанно и произвольно строить их в устной и письменной форме
5
18.09
Химическая организация живой и неживой природы
Характеристика роли химических элементов в живой и неживой природе.
Умение характеризовать химический состав живой клетки; состав ядра, мантии земной коры; работать по плану, используя специально подобранные средства.
6
20.09
Классификация химических реакций по различным основаниям
Комбинированный урок
Характеристика химических реакций по различным признакам. Составление молекулярных полных и сокращенных ионных уравнений реакций.
Определение окислителя и восстановителя, окисления и восстановления. Наблюдение и описание реакций между веществами с помощью языка химии. Лаб. опыты:3. Замещение железом меди в растворе сульфата меди (II)
Умение устанавливать принадлежность химической реакции к определѐнному типу по одному из классификационных признаков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать для себя удобную форму фиксации представления информации
7
25.09
Понятие о скорости
химической реакции
Комбинированный урок
Определение понятия «скорость химической реакции».
Объяснение факторов, влияющих на скорость химических реакций.
Наблюдение и описание реакций между веществами с помощью языка химии.
Проведение лаб. опытов 4-8, подтверждающих зависимость скорости химических реакций от факторов.
Умение называть факторы, влияющие на скорость химической реакции и объяснять их влияние на скорость химической реакции; называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия, самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.
8
27.09
Катализаторы.
Комбинированный урок
Определение понятия «катализатор». Наблюдение и описание реакций между веществами с помощью языка химии. Проведение лаб. опытов 9-11, подтверждающих зависимость скорости химических реакций от факторов.
Умение использовать при характеристике превращений веществ понятия «катализатор», «ингибитор», «антиоксиданты», проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе превращений, соблюдать правила ТБ и ОТ.
9
02.10
Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение»
Обобщающий урок
Общая характеристика химических элементов и химических реакций.
ПЗ и ПСХЭ Д.И.Менделеева в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в т.ч. с применением средств ИКТ.
Умение обобщать знания и представлять их в виде схем, таблиц; строить речевое высказывание в устной и письменной форме
10
04.10
Контрольная работа №1 по теме «Введение»
Урок - контроль
Выполнение контрольной работы.
Умение применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач; осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату
Тема 1. Металлы (15 ч)
11
09.10
Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов. Физические св-ва металлов. Сплавы.
Комбинированный урок
Работа с коллекцией металлов, справочно-информационным стендом.
Умение характеризовать металлы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать строение физические свойства металлов, объяснять зависимость свойств металлов от их положения ПСХЭ Д.И.Менделеева; использовать знаково – символические средства
12
11.10
Химические свойства металлов.
Комбинированный урок
Составление схемы Демонстрации: Взаимодействие металлов с неметаллами.
Лаб. опыты: 12.Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами
Умение описывать свойства веществ на основе наблюдений за их превращениями, демонстрируемыми учителем, исследовать свойства веществ в ходе выполнения лабораторного опыта, делать выводы о закономерностях свойств металлов в периодах и группах.
13
16.10
Металлы в природе. Общие способы получения металлов.
Умение составлять уравнения реакций, лежащих в основе получения металлов;
использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
14
18.10
Решение расчетных задач с понятием массовая доля выхода продукта.
Комбинированный урок
Решение проблемных заданий
Умение решать расчетные задачи по уравнениям химических реакций, протекающих с участием металлов и их соединений; овладение навыками для практической деятельности
15
23.10
Понятие о коррозии металлов.
Комбинированный урок
Составление схемы
Умение использовать при характеристике металлов и их соединений понятия «коррозия металлов», «химическая коррозия», «электрохимическая коррозия», находить способы защиты металлов от коррозии; владение общим приемом решения задач
16
25.10
Щелочные металлы. Общая характеристика
Урок изучения нового материала
Определение понятия «щелочные металлы». Составление характеристики щелочных металлов по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Характеристика строения и общих физических и химических свойств щелочных металлов. Составление опорного конспекта
Умение давать характеристику щелочным металлам по их полжению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, исследовать свойства щелочных металлов – как простых веществ; планировать свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения
17
06.11
Соединения щелочных металлов.
Комбинированный урок
Характеристика физических и химических свойств оксидов и гидрооксидов щелочных металлов.
Составление молекулярных уравнений реакций, характеризующих химические свойства щелочных металлов и их соединений.
Умение характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочных металлов, составлять химические уравнения, характеризующие свойства щелочных металлов, решать «цепочки» превращений; использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
18
08.11
Щелочноземельные металлы: общая характеристика
Урок создания проблемной ситуации
Определение понятия «щелочноземельные металлы». Составление характеристики щелочноземельных металлов по их положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Характеристика строения и общих физических и химических свойств щелочноземельных металлов.
Умение давать характеристику щелочноземельным металлам по их полжению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, характеризовать состав атомов, исследовать свойства щелочных металлов – как простых веществ;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей и условиями ее решения
19
13.11
Соединения щелочноземельных металлов.
Комбинированный урок
Работа с заданиями разного уровня сложности.
Лаб. опыты:
15. Взаимодействие кальция с водой. 16. Получение гидроксида кальция и исследование его
свойств
Умение характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов, составлять химические уравнения, характеризующие свойства щелочных металлов, решать «цепочки» превращений; использовать поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
20
15.11
Алюминий – переходный элемент. Физические и химические свойства алюминия. Получение и применение алюминия
Объяснительно-иллюстративный урок
Составление характеристики алюминия по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Характеристика строения и общих физических и химических свойств алюминия Работа с образцами
Умение давать характеристику алюминия по его полжению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, характеризовать состав атома, характеризовать физические и химические свойства алюминия, объяснять зависимость свойств алюминия от его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, объяснять причины химической инертности алюминия; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, используют общие приемы решения задач
21
20.11
Соединения алюмининия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер.
Комбинированный урок
Работа с заданиями разного уровня сложности. Лаб. опыты: 17. П о л у ч е н и е гидроксида алюминия и исследование
его свойств.
Умение характеризовать физические и химические свойства оксида и гидроксида алюминия, составлять химические уравнения, характеризующие свойства алюминия, решать «цепочки» превращений.
составлять «цепочки» превращений
22
22.11
Железо – элемент VIII группы побочной подгруппы. Физические и химические свойства железа. Нахождение в природе.
Объяснительно-иллюстративный урок
Работа с учебником
Умение давать характеристику железа по его полжению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, характеризовать состав атома, характеризовать физические и химические свойства железа, объяснять зависимость свойств железа от его положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева, исследовать свойства железа в ходе выполнения лабораторного опыта, описывать химический эксперимент.
23
27.11
Соединения железа +2,+3 их качественное определение. Генетические ряды Fe +2 и Fe +3.
Комбинированный урок
Работа с заданиями разного уровня сложности. Демонстрации.
Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лаб. опыты:
18.Взаимодействие железа с соляной кислотой.
19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Умение характеризовать физические и химические свойства оксидов и гидроксидов железа, составлять химические уравнения, характеризующие свойства соединений железа, проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах катионов железа, решать «цепочки» превращений.
24
29.11
Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов».
Комбинированный урок
Индивидуальная работа
Умение обобщать знания и представлять их схем, таблиц,
строить речевое высказывание в устной и письменной форме
25
04.12
Контрольная работа № 1 по теме «Металлы».
Урок контроля знаний
Работа с текстом контрольной работы. Контроль предметных и метапредметных учебных действий по теме «Металлы»
Умение применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач
Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (3 ч)
26
06.12
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов».
Урок - практикум
Парная, работа с микролабораториями.
Умение обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента.
27
11.12
Инструктаж по ТБ. Пр. работа №2 «Получение и свойства соединений металлов»
Урок - практикум
Парная работа с микролабораториями.
28
13.12
Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ».
Урок - практикум
Парная работа с микролабораториями.
Тема 3. Неметаллы (25 ч)
29
18.12
Общая характеристика неметаллов
Объяснительно- иллюстративный урок
Составление схемы
Умение давать определения понятиям «электроотрицательность» « аллотропия»; характеризовать неметаллы по их положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать строение физические свойства неметаллов, объяснять зависимость свойств неметаллов от их положения ПСХЭ Д.И.Менделеева; составлять названия соединений неметаллов по формуле и формул по названию
30
20.12
Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения
Комбинированный урок
Характеристика химических элементов- неметаллов: строение, физические свойства.
Составление названий соединений неметаллов по их формуле и их формул по названию.
Составление молекулярных уравнений, характеризующих химические свойства неметаллов.
Умение характеризовать строение неметаллов, общие химические свойства неметаллов, описывать общие химические свойства неметаллов с помощью языка химии, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства неметаллов их соединений
31
25.12
Водород.
Комбинированный урок
Характеристика водорода: строение, физические и химические свойства, получение и применение.
Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием водорода и его соединений. Лаб. опыты: 20. Получение
и распознавание водорода.
Умение характеризовать водород по его положению в ПСХЭ Д..И.Менделеева, характеризовать строение атома водорода, объяснять его возможные степени окисления, характеризовать физические и химические свойства водорода, объяснять зависимость свойств водорода от положения его в ПСХЭ Д.И.Менделеева, описывать лабораторные и промышленные способы получения водорода .
32
27.12
Вода
Комбинированный урок
Характеристика воды: состав, физические и
химические свойства, нахождение в природе и применение. Составление МУР, характеризующих химические свойства воды, МЭБ. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием воды. Выполнение заданий по учебнику, поиск информации. Лаб. опыты:
Умение характеризовать строение молекулы водорода, физические и химические свойства воды, объяснять аномалии воды, способы очистки воды, применять в быту фильтры для очистки воды, правильно использовать минеральную воду, выполнять расчеты по уравнениям химических реакций, протекающих с участием воды.
33
15.01
Правила по ТБ в кабинете химии. Галогены: общая характеристика
Комбинированный урок
Общая характеристика галогенов: строение атомов; простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и
их соединений в народном хозяйстве.
Умение характеризовать строение молекул галогенов, описывать физические и химические свойства галогенов на основе наблюдений за их превращениями во время демонстрационных опытов, объяснять зависимость свойств галогенов их от положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять формулы соединений галогенов и по формулам давать названия соединениям галогенов
34
17.01
Соединения галогенов
Комбинированный урок
Характеристика соединений галогенов: состав, физические и химические свойства,
нахождение в природе и применение. Составление МУР, характеризующих химические свойства соединений галогенов, МЭБ. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием соединений галогенов.
Наблюдение и описание химического эксперимента по распознаванию хлорид-, бромид-, иодид- ионов.
Умение устанавливать связь между свойствами соединений и их применением, изучать свойства соединений галогенов в ходе выполнения лабораторных опытов,
35
22.01
Кислород
Комбинированный урок
Работа с заданиями разного уровня сложности. Строение атома и аллотропия кислорода; свойства и применение его аллотропных модификаций. Лаб. опыты: 28. Получение
и распознавание кислорода
Умение характеризовать строение молекулы кислорода, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства кислорода, объяснять применение аллотропных модификаций кислорода,
описывать лабораторные и промышленные способы получения кислорода.
36
24.01
Сера, ее физические и химические свойства
Характеристика серы: строение, физические и химические свойства, получение и применение.Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серы и его соединений. Лаб. опыты: 29. Горение серы на воздухе и в кислороде
Умение характеризовать строение молекулы серы объяснять зависимость свойств серы от ее положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства серы, объяснять применение аллотропных модификаций серы.
37
29.01
Соединения серы
Комбинированный урок
Характеристика соединений серы: состав, физические и химические свойства, нахождение в природе и применение. Составление МУР, характеризующих химические свойства соединений серы,
МЭБ. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием соединений серы.
Умение описывать свойства соединений серы, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений
38
31.01
Серная кислота как электролит и ее соли
Объяснительно-иллюстративный урок
Характеристика серной кислоты: состав, физические и химические свойства, нахождение в природе и применение. Составление МУР, характеризующих химические свойства серной кислоты, МЭБ. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серной кислоты. Лаб. опыты: 30. Свойства разбавленной серной кислоты
Умение описывать свойства серной кислоты, в ходе проведения лабораторных опытов, проводить качественную реакцию на сульфат - ион
39
05.02
Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты
Комбинированный урок
Составление МУР, характеризующих химические свойства серной кислоты, МЭБ. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием серной кислоты.
Умение составлять уравнения ОВР с участием серной кислоты, описывать области применения серной кислоты
40
07.02
Азот и его свойства
Характеристика азота: строение, физические и химические свойства, получение и применение.
Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием азота и его соединений.
Умение характеризовать строение атома и молекулы азота, объяснять зависимость свойств азота от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства азота
41
12.02
Аммиак и его соединения. Соли аммония
Комбинированный урок
Характеристика аммиака: строение, физические и химические свойства, получение и применение.
Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием аммиака. Лаб. опыты:
31. Изучение свойств аммиака.
32. Распознавание солей аммония
Умение описывать свойства аммиака в ходе проведения лабораторных опытов, проводить качественную реакцию на ион - аммония
42
14.02
Оксиды азота
Объяснительно-иллюстративный урок
Характеристика оксидов азота: состав, физические и
химические свойства, нахождение в природе и применение. Составление МУР, характеризующих химические свойства оксидов азота, МЭБ. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием оксидов азота.
Умение описывать свойства соединений азота, составлять уравнения соответствующие «цепочке» превращений
43
19.02
Азотная кислота как электролит, её применение
Объяснительно-иллюстративный урок
Характеристика азотной кислоты: состав, физические и химические свойства, нахождение в природе и применение. Составление МУР, характеризующих химические свойства азотной кислоты, МЭБ. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием азотной кислоты.
Лаб. опыты: 33. Свойства
разбавленной азотной кислоты
Умение описывать свойства азотной кислоты в ходе проведения лабораторных опытов
44
21.02
Азотная кислота как окислитель, её получение
Комбинированный урок
Составление МУР, характеризующих химические свойства азотной кислоты, МЭБ. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием азотной кислоты.
Характеристика получения азотной кислоты. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций с участием азотной кислоты. Лаб. опыты: 34. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
Умение составлять уравнения ОВР с участием азотной кислоты, применять соли азотной кислоты в практической деятельности, проводить качественную реакцию на нитрат - ион
45
26.02
Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях
Комбинированный урок
Характеристика фосфора: строение, физические и химические свойства, получение и применение. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием фосфат-ионов.
Составление МУР, характеризующих химические свойства фосфора и его соединений, МЭБ.
Лаб. опыты:
35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде.
36. Распознавание фосфатов
Умение характеризовать строение атома фосфора, объяснять зависимость свойств фосфора от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства фосфора в результате проведения лабораторных опытов, проводить качественную реакцию на фосфат - ион
46
28.02
Углерод
Комбинированный урок
Характеристика углерода: строение, физические и химические свойства, получение и применение. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием углерода.
Составление МУР, характеризующих химические свойства углерода и его соединений, МЭБ.
Лаб. опыты:
37. Горение угля в кислороде
Умение характеризовать строение атома углерода, объяснять зависимость свойств углерода от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства углерода
47
05.03
Оксиды углерода
Комбинированный урок
Характеристика оксидов углерода: строение, физические и химические свойства, получение и применение.
Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием оксидов углерода.
Составление МУР, характеризующих химические свойства оксидов углерода, МЭБ.
Умение описывать свойства оксидов углерода, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений. проводить качественную реакцию по распознаванию углекислого газа
48
07.03
Угольная кислота и её соли.
Жесткость воды и способы её устранения
Урок решения задач
Определение понятий «временная, постоянная и общая жесткость воды».
Характеристика угольной кислоты и ее солей: строение,
физические и химические свойства, получение и применение.
Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием угольной кислоты и ее солей.
Составление МУР, характеризующих химические свойства угольной кислоты и ее солей, МЭБ.
Лаб. опыты:
38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств. 39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
40. Разложение гидрокарбоната натрия
Умение давать определения понятиям «жесткость воды», описывать свойства угольной кислоты, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений , составлять названия солей угольной кислоты,
проводить качественную реакцию на карбонат - ион
49
12.03
Кремний
Комбинированный урок
Характеристика кремния: строение, физические и химические свойства, получение и применение. Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием кремния
Составление МУР, характеризующих химические свойства кремния, МЭБ.
Умение характеризовать строение атома кремния, объяснять зависимость свойств кремния от его положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства кремния
50
14.03
Соединения кремния
Комбинированный урок
Характеристика соединений кремния: строение, физические и химические свойства, получение и применение.
Выполнение расчетов по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием соединений кремния.
Составление МУР, характеризующих химические свойства соединений кремния, МЭБ.
Умение описывать свойства оксида кремния, составлять уравнения реакций, соответствующих «цепочке» превращений. проводить качественную реакцию на силикат - ион
51
19.03
Силикатная промышленность
Комбинированный урок
Характеристика силикатной промышленности Работа с текстом, составление схемы.
Комментирование схемы
52
21.03
Обобщение по теме «Неметаллы»
Комбинированный урок
Вычисление по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений. Представление информации по теме «Неметаллы» в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в т.ч. с применением средств ИКТ.
Умение обобщать знания и представлять их в виде схем, таблиц, строить речевое высказывание в устной и письменной форме
53
02.04
Контрольная работа №3 по теме «Неметаллы»
Урок - контроль
Контроль предметных и метапредметных учебных действий по теме «Неметаллы»
Умение применять полученные знания и сформированные умения для решения учебных задач, осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату
Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч)
54
04.04
Правила по ТБ. Практическая работа №4 по теме
«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»»
Урок решения практических задач
Экспериментальные исследования свойств неметаллов и их соединений, решение экспериментальных задач. Работа с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами с Правилами ТБ. Наблюдение за свойствами неметаллов.
Описание химического эксперимента с помощью русского языка и языка химии.
Формирование выводов по результатам проведенного эксперимента.
Умение обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами в соответствии с правилами техники безопасности, описывать химический эксперимент с помощью языка химии, делать выводы по результатам эксперимента.
55
09.04
Правила по ТБ. Практическая работа №5 по теме
«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»»
Урок решения практических задач
56
11.04
Правила по ТБ. Практическая работа №6 по теме «Получение, собирание и распознавание газов»