Внеурочное мероприятие «Химия вокруг нас». 2015 г.
Класс: 9
Цель: расширение знаний учащихся по предмету, развитие творческих способностей учащихся и коммуникативных навыков, пробуждение интереса к химии, воспитание сплоченности в классном коллективе.
Изучение химии в школе, роль химии в жизни человека.
Оборудование:
1.приборы и реактивы для опытов, презентация « Роль химии в жизни человека».
2.карточки с баллами для жюри
3. карточки с заданиями для команд
- Введение:
Химия – наука, одна из важнейших наук о природе и она полна удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами». И так было всегда. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудесами. Секрет этой магии – знание химии.
Представление гостей школы.
Рассказ о роли химии, изучении химии в школе, сетевом взаимодействии, презентация « Роль химии в жизни человека».
И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию девятиклассников и ответить на вопрос: «Достойны ли они быть гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны.
Итак, свои знания, умения, смекалку, находчивость, юмор готовы продемонстрировать команды: 9-А класса! Поприветствуем их! И команда 9-Б класса! Ваши аплодисменты!
А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы — дорогие зрители и строгое, справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам:
Председатель жюри –
Члены жюри –
2 По традиции первый конкурс «Приветствие». (оценка этого конкурса по 5-бальной системе).
Приветствие команды 9–А класса:
Название команды –« АЛМАЗ».
Девиз: Алмаз – самый дружный класс,
мы заткнем за пояс вас!
Приветствие команды 9-Б класса:
Название: «АЛХИМИКИ».
Девиз: Химию любим, в победу мы верим,
Наша команда – вперед к своим целям!
Стихи о роли химии в жизни человека ( команды 1-2).
Слово жюри (оценка этого конкурса по 5-бальной системе).
1.Второй конкурс- разминка.
Каждой команде будет задано по 10 вопросов.
Отвечать может любой игрок. При незнании ответа капитан говорит «дальше». Отвечать сразу, время на обдумывание - не более 10 секунд. За каждый верный ответ- 1 балл.
Вопросы команде 9 а класса.
1.самый легкий металл (литий)
2.оксид водорода (вода)
3.больше всего в воздухе содержится (азота)
4.вещества, ускоряющие химические реакции (катализаторы)
5.какой химический элемент называет себя лесом (бор)
6.с помощью какого газа делают воду газированной (углекислого)
7.какой газ имеет запах тухлых яиц (сероводород)
8. как удалить скорлупу с яйца, не разбив его (опустить в кислоту)
9. ) Сообщаю: я спешу!
Я живу, пока пишу.
Исчертил всю доску белым….
Исчезаю. Я был ………
10.какого цвета сера (желтого)
Вопросы команде 9 -Б класса.
1.металл, жидкий при комнатной температуре (ртуть)
2.самый легкий газ (водород)
3.название какого элемента состоит из двух животных (мышьяк)
4.какая кислота находится в желудке человека (соляная)
5. какая жидкость получается из газов (вода)
6.с помощью какого насекомого производят расчеты в химии (моль)
7. Иду на мелкую монету.
В колоколах люблю звенеть.
Мне ставят памятник за это
И знают: мое имя………
8. что в химии называют пестиком (предмет для измельчения веществ в ступке)
9. что общего между веществами хлор и хлорофилл (зеленый цвет)
10. в названии какого элемента входит дерево (никель, дубний)
Слово жюри.
4. Занимательные опыты: Чудесные превращения веществ:
1)т/б (пантомима) 4) «несгораемый платок»
2) «патриотические цвета» 5) растворение пенопласта
3) « исцеление раны» 6) воздушный шарик
1.Следующий конкурс « Третий лишний».
А сейчас команды продемонстрируют свою находчивость и сообразительность.
Задание: назвать лишнее в цепочке слов. Участники отвечают по очереди. Каждый верный ответ – 1 балл.
1.стакан, тарелка, колба
2.катализатор, лакмус, фенолфталеин
3.кислород, углерод, водород
4.моль, грамм, бабочка
5.Менделеев, Павлов, Ломоносов
6.кальций, фтор, железо
7.сера, фосфор, калий
8.сернистый газ, углекислый газ, «веселящий газ»
9.мел, поваренная соль, едкий натр
10. КОН, С2Н5ОН, NaOH
11.азот, водород, хлор
12.серная кислота, азотная кислота, угольная кислота
Следующий конкурс - конкурс болельщиков.
Задание –два болельщика вместе за 1 минуту должны написать как можно больше названий химической посуды и оборудования. По истечении 1 минуты листы сдаются на проверку жюри. Выигравшие болельщики принесут 2 балла своей команде.
- « Найди ошибки»:
В следующем конкурсе участвуют команды.
Задание: зачеркнуть формулы, написанные с ошибками, затратив на это не более 2 минут. Верно выполненное задание приносит команде 3 балла.
Задание для команды «Алмаз»:
K(OH)2, Ba(OH)2,HCl,H2SO4, NaCO3, Zn3PO4,CaSO4,MgO, SO2, C2, Al(OH)3, MgCl,
ZnO2, Na2SO4, H3PO4, N2, CO2 ,H3SiO3, KCl2 ,Ca(NO3)2, NaOH,
Ba3 (PO4) 2, AlOH.
Задание для команды «Алхимики»:
KO2, Ba(OH)2,HCl,СuSO4, NaCO3, ZnS,KSO4,MgO, SO2, O2, Mg(OH)2, CaCO3, CO,
ZnO2, NaS, B2O3, N2, CO2 , H2SO3, KCl2 ,Ca(O H)2,PO, H2CO4 ,H2S, H3,
- Занимательные опыты:
Чудесные превращения веществ:
1) облако из колбы 3) химическая радуга
2) цветок- хамелеон 4) пламя без спичек
Конкурс капитанов. Игра « По оксидам пли».
Экспериментальный тур.
Распознайте вещества.
Среди 3 солей (хлорид, сульфат, карбонат натрия) найти карбонат и сульфат.
Конкурс « Язык химии». ( во время экспериментального тура)
В этом конкурсе участвуют болельщики. Кто быстрее ответит, тот приносит своей команде 1 балл за правильный ответ.
Переведите с химического языка на русский:
- Не всё то аурум, что блестит.
- Куй феррум, пока горячо.
- Слово аргентум, а молчание аурум.
- Купрумного гроша не стоит.
- Стойкий станнумный солдатик.
- Тяжёлые плюмбумные тучи.
.Заключительная часть.
Видео фейерверка. Бенгальские огни. Опыты:
1) фараоновы змеи 2) вулкан на столе.
Подведение итогов мероприятия. Слово жюри. Награждение команд грамотами.
Ведущий. В память о нашем сегодняшнем празднике, хочу преподнести ребятам, участникам конкурса вот такие таблички с периодической системой Д.И. Менделеева, так необходимые на каждом уроке химии.