Внеклассное мероприятие «Правильное питание или о пище с точки зрения химии».
Внеклассное мероприятие «Правильное питание или о пище с точки зрения химии».
Цели: убедить учащихся вести здоровый образ жизни, формировать умения заботится о своём питании.
Задачи: расширить знания учащихся по проблеме питания; изучить классификацию пищевых добавок, раскрыть их значение и обсудить возможные нежелательные последствия их применения; привлечь внимание
учащихся к составу продуктов, которые мы покупаем в магазине, наличию в них вредных и полезных для организма веществ, витаминов и способам приготовления пищи.
Вызвать желание питаться рационально и контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок. Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: убедить учащихся вести здоровый образ жизни, формировать умения заботится о своём питании.
Задачи: расширить знания учащихся по проблеме питания; изучить классификацию пищевых добавок, раскрыть их значение и обсудить возможные нежелательные последствия их применения; привлечь внимание
учащихся к составу продуктов, которые мы покупаем в магазине, наличию в них вредных и полезных для организма веществ, витаминов и способам приготовления пищи.
Вызвать желание питаться рационально и контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок. Развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Данное мероприятие носит интегрированный характер и разработано для учащихся 9-11 классов, рекомендуется для проведения в рамках предметной недели естественных наук. Можно провести в рамках элективного курса для учащихся 10-11 классов по программе О.С.Габриеляна по теме: «Химия и пища». Для большей наглядности использованы такие технические средства как компьютер, мультимедийная приставка, специально разработанные и подготовленные в качестве домашнего задания презентации учеников, выполненные в программе Power Point. Применены иллюстрации, доклады, лабораторные опыты .
Форма проведения: уcтный журнал
Подготовка устного журнала.
1.Распределение ролей
ведущие устного журнала;
консультант;
главный редактор;
учёный биохимик;
врач - диетолог;
старшеклассники и их родители
2.Задание учащимся
Используя различные источники информации, собрать материал о продуктах питания, пищевых добавках, проблеме создания синтетической пищи.
3.Материалы и оборудование к занятию: инструкция для лабораторной работы, тест «Правильно ли вы питаетесь», компьютер, проектор ,презентация ,этикетки от пищевых продуктов питания и напитков.
Ход мероприятия
Главный редактор.
Сегодня мы подготовили презентацию устного журнала «Химия и жизнь» по теме «Правильное питание» или «Всё о пище с точки зрения химии» . В программе участвуют:
Ведущая устного журнала – учитель химии, главный редактор , консультанты и наши гости : учёный биохимик; врач – диетолог ;врач-косметолог; старшеклассники ,родители.(Слайд 1)
Учитель химии: Добрый день, уважаемые участники! Говорят, что здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
«Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум»- говорил Геродот.
Один из главных факторов, определяющих наше здоровье, - это питание. Мы открываем первую страниц.(Слайды 1-2).
Первая страница «Познавательная»
Учитель химии
Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г.Гейне: «Человек есть то, что он ест».
Питание и самочувствие - две стороны одной медали.
А что знаете о питании вы? Правильно ли вы питаетесь?
Мы хотим предложить вашему вниманию тест, который так и называется
« Грамотно ли вы питаетесь?» На каждый вопрос выберите только один ответ (3-5 минут). (Приложение 1).
А теперь вы можете проверить результаты анкетирования по следующему слайду презентации и сделать вывод как питаетесь вы. (Слайды4-5)
Вы часто слышите такие слова как правильное питание, рациональное питание. А для чего вообще нужна пища? Ответить на этот вопрос нам поможет учёный - биохимик.
Учёный биохимик:
« Есть, чтобы жить»
Организм человека-это уникальный «химический комбинат», в котором протекает множество разнообразных химических реакций. Расход энергии организма, пополняется посредством питания. Главные компоненты пищи – это белки, жиры, углеводы. Молекулы пищевых веществ являются материалом для построения всех клеток нашего организма. Любая пища даёт организму энергию, необходимую для поддержания постоянной температуры тела, физической и мыслительной деятельности. В каких продуктах содержатся белки, жиры, углеводы?
(В пище белки находятся в говядине, орехах, яйцах, бобовых, твёрдых сортах сыра, печени, молоке)
Белки – это важнейшие для жизни человека вещества. Белки - основной структурный компонент живых тканей. Белки – это полимеры, состоящие из фрагментов небольших молекул, называемых аминокислотами. Кожа, волосы и ногти – это белки. Костные ткани, кровь, мозг-всё содержит белки.
Жиры - основная часть пищи человека. Содержатся в растительном масле, свином жире, маргарине, молоке, рыбе, ветчине. Жиры - это сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Жиры являются основным источником энергии.
Углеводы - основная составная часть пищи человека. Углеводы содержатся в крупах, сахаре, кондитерских изделиях, фруктах и овощах, молочном шоколаде, сухофруктах, мёде.
Необходимые организму так же – витамины, минеральные соли. Хотя они нужны организму в микроскопических количествах. Почти на две трети человек состоит из воды, так что вряд ли удивительно, что вода является одной из основных потребностей организма. Для сохранения здорового организма необходимо регулярно потреблять достаточное количество жидкости.
Учитель химии: В современном мире в погоне за быстротой приготовления пищи население разных стран и не заметило, как наполнило свой пищевой рацион консервированными продуктами. Консерванты нарушают электрохимический баланс нервной системы и мозга, способствуют возникновению болезней, которых не знали в прошлом.
Консерванты или пищевые добавки используются человеком много веков: соль, перец, гвоздика, корица и другие. Их широкое применение началось в конце 19 века. А в современном мире пищевые добавки прочно вошли в продукты питания. Существует следующая классификация пищевых добавок:
1)Антимикробные средства, способные удлинять сроки хранения продуктов.
2)Антиоксиданты
3)Пищевые красители
4)Искусственные ароматизаторы
5)Искусственные сладкие вещества
6)Эмульгаторы
7)Стабилизаторы
8) Отбеливающие средства
9)Вещества, доводящие некоторые продукты до полного созревания.
10)Подкисляющие и подщелачивающие вещества
В настоящее время добавки классифицируют согласно Европейской цифровой системе (Е). При ООН и Всемирной организации здравоохранения существует комитет по пищевым добавкам. Туда поступают документы о побочных эффектах пищевых добавок. При необходимости их могут запретить. Известны коды пищевых добавок, они внесены в таблицу
1,(Прил2) (Слайды 6-11)
Вторая страница устного журнала «Практическое занятие»
По этикеткам определить качество продуктов и найти вредные вещества в представленных продуктах питания.( Учащимся выданы этикетки от разнообразных продуктов питания, содержащих пищевые добавки (Работа с таблицей, изучение этикеток продуктов питания содержащих данные пищевые добавки)). (Слайды12-18)
Неправильное питание, употребление продуктов, содержащих пищевые добавки, может стать причиной многих заболеваний, особенно в детском возрасте.
Задумайтесь, нужны ли вам эти продукты, а может быть, следует заменить их безвредными?
Учитель химии:
Мы продолжаем нашу программу и открываем следующую страницу.
Третьястраница: «Информационная».
И слово следующему специалисту – врачу - диетологу.
Врач-диетолог:
Питание человека должно соответствовать следующими основным принципам.
1.Рацион питания людей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты. Так суточная энергетическая потребность подростков следующая.
2.В возрасте 14-17 лет
Девушки-2800ккал, юноши-3150ккал. Рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы. А вы ребята, знаете какие продукты должны присутствовать в вашем рационе питания?(Слайд 22)
Врач-диетолог: Правильно. Но вот более полный набор продуктов для учащихся 14-17 лет (Слайд презентации 23).
Большое влияние должно уделяться режиму питания (слайд презентации).
Учитель химии: Сейчас на российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания. Это супы быстрого приготовления, каши минутки, сладкие напитки, картофельные чипсы, жевательные резинки. Вопрос мамам. Часто ли вы пользуетесь продуктами быстрого приготовления?(Слайд 24)
Мама ученика: Стараюсь этого не делать. Но иногда высокий темп нашей жизни и отсутствие возможности, сил и времени на приготовление «правильных обедов» вынуждает прибегать к продуктам, которые можно готовить по принципу «просто добавь воды».
Ученик: Мы очень любим чипсы и сухарики. Значительное количество подростков выпивает 5 и более банок прохладительных напитков типа «Колы, Пепси, Спрайта». Употребляют ежедневно шоколадные батончики, шоколадки, жевательные конфеты, жевательные резинки .
Учитель химии: К сожалению, многие родители и подростки считают такое питание нормальным. Но так ли это? Что же представляют собой эти продукты? Что по этому поводу думают наши специалисты?
Врач диетолог: Проблема заключается в том, что сейчас практически невозможно купить экологически чистые продукты питания . Самые популярные продукты питания нередко вредят нашему здоровью .Наша задача свести к минимуму употребление таких продуктов ,которые содержат повышенное содержание пищевых добавок. К продуктам с высоким содержание Е относятся: жевательные резинки, сладости, колбасы, сардельки, копчёности, йогурты, чипсы и картофель, мороженое, сухарики, соусы, шоколад. Жевательная резинка почти полностью состоит из состоит из пищевых добавок, конфеты, в зависимости от вида могут содержать чуть меньше пищевых добавок.
Ученик Почему мы любим вредные продукты и почему нам так трудно от них отказаться?
Врач-диетолог Дело в том, что некоторые вредные пищевые добавки ,содержащиеся в популярных продуктах питания вызывают привыкание . В особенности в особенности это относится к глутамату натрия (Е-621)-усилителю вкуса ,который присутствует практически везде :чипсы, колбасы, мясные полуфабрикаты, супы быстрого приготовления и т.д. Эта пищевая добавка является токсином, возбуждающим нервную систему. Привыкание вызывает и аспартам (Е-951),вредный заменитель сахара.
К сожалению у тех ребят ,которые питаются в основном гамбургерами, чипсами, конфетами, газированными напитками ,может развиться витаминная недостаточность .Учёные полагают, что нехватка витаминов может послужить причиной нарушения дисциплины и низкой успеваемости.
А в последствии привести к проблемам с желудочно-кишечным трактом, зубами и рядом других заболеваний. (Слайд19-21)
Учитель химии
Дорогие ребята и взрослые, не слишком доверяйте рекламе, если хотите сохранить здоровье. Прислушайтесь к советам наших гостей. Слово представляется врачу – косметологу.
Врач-косметолог: Врачи косметологи дают советы, направленные на поддержание в здоровом состоянии не только кожи, волос, ногтей ,но и общего тонуса организма ,настроения от которого зависит здоровье человека. По нашим данным,к наиболее распространённым заболеваниям ,которые отрицательно влияют на состояние кожи и внешний вид человека, относятся заболевания желудочно-кишечного тракта и гиповитаминозы
Полезны для растущего организма витамины, которые содержатся в продуктах питания.
Витамин А (содержится в продуктах животного происхождения в виде (каротина) в растительных продуктах: моркови, томатах, абрикосах, кураге).
Косметологи называют его «витамин красоты». При недостатке его кожа становится сухой, появляются угри, волосы ломкими.
При недостатке в рационе витамина С (содержится в овощах, фруктах, ягодах и др.) может наблюдаться сухость, шероховатость кожи.
Витамин В1 оказывает благотворное влияние на не только на нервную систему, но и способствует лечению некоторых заболеваний кожи. Содержится в хлебе из муки грубого помола, крупе, отрубях, мясе, орехах.
Витамин В2 содержится в тех же продуктах питания ,что и В1.При его недостаточности может появляться перхоть ,могут возникать воспалительные процессы в уголках губ.
Витамин РР(содержится в хлебе из муки грубого помола ,крупах ,фасоли, горохе, картофеле, мясе, рыбе, яйцах и др. Оказывает противовоспалительное действие ,препятствует выпадению волос. Полезны для кожи и другие витамины. (Слайды 25-28)
Учитель химии: Большое спасибо за полезный рассказ. Посоветуйте ребятам каких правил нужно придерживаться, чтобы сохранить здоровье и хорошо выглядеть.
Врач-косметолог: При некоторых конкретных заболеваниях кожи необходимо придерживаться определённой диеты. При часто встречающихся заболеваниях кожи таких, как угри, следует ограничить употребление поваренной соли, сахара, сладостей, мучных изделий, уксуса, перца, острых пряностей. Полезны разнообразные овощи и фрукты, морковь, свёкла, капуста, огурцы петрушка укроп яблоки сливы ягоды разнообразные молочнокислые молочные продукты, ржаной хлеб ,отварное нежирное мясо и рыба .
Учитель химии: В завершении нашей информационной страницы мы хотим дать несколько рекомендаций относительно здорового питания.
Четвёртая страница нашего журнала «Занимательная».
Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека содержится 65 % и более. (Вода)
Эти вещества - природные полимеры, во всех живых организмах играют исключительно важную роль: участвуют в построении клеток и тканей, являются ферментами, гормонами, дыхательными пигментами, защитными веществами и др. Важнейшие компоненты пищи человека. (Белки).
Химический элемент, содержится в белках, несправедливо названный “безжизненный”. (Азот)
Углевод, полисахарид - основная часть продуктов питания - в муке его содержится 75-80%, в картофеле 25%. (Крахмал).
Биологические катализаторы. (Ферменты).
Очень полезный молочнокислый напиток. (Кефир).
Кислота, которая вырабатывается в желудке человека. (Соляная).
Питательные вещества, источник энергии в организме, калорийность составляет 3770 кДж/100г. Один из основных компонентов клеток и тканей живых организмов. (Жиры).(Слайд 29-30)
Учитель химии:
Основные принципы здорового питания
Включайте в свой рацион разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
Это должны быть крахмалосодержащие продукты: хлеб, картофель и крупы, макаронные изделия, рис.
Постарайтесь не менее пяти раз в день есть фрукты и овощи. Включайте в свое меню немного бобовых: чечевицу, фасоль и горох.
Не увлекайтесь животными жирами и жирными блюдами, особенно с высоким содержанием насыщенных жиров: сливочным маслом, маргарином, жирным мясом, чипсами и жареными блюдами. Замените их постным мясом, рыбой и молочными продуктами с пониженным содержанием жира.
Не садитесь на экстравагантную диету и не стремитесь резко снизить вес: это может привести к последующему увеличению веса. (Слайд 30)
Учитель химии
Спасибо всем кто принял участие в нашем разговоре о питании. Всегда помните о том, что здоровье в ваших руках, а правильное питание – залог вашего долголетия.(Слад 31)
Литература
Энциклопедический словарь юного химика. /Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: “Педагогика-Пресс”, 1999. – 368 с.: ил.
Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 1997. 256с.
Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. // Химия в школе. – 5,1997.
Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов. //Химия в школе.-5,2000.