kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано в форме соревнования между двумя командами. Участникам соревнования предстоит выполнить 8 заданий, каждое из которых направлено на повторение и закрепление периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Na»







Na…, Al2…, Na2…, …SO4, …(SO3)3, Ca3…, Na3…, …(PO4)2



Na…, Al2…, Na2…, …SO4, …(SO3)3, Ca3…, Na3…, …(PO4)2


Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме»

Внеклассное мероприятие по теме

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»


Подготовила: учитель химии и биологии

МБОУ Брасовского района Погребской СОШ Цыганкова М.В.


ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ

«ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ»


Цели мероприятия: стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, карточки с заданиями, презентация, оборудование для химического эксперимента: пробирки, спиртовки, химические стаканы, держатель, предметное стекло, круглодонная колба, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, серной кислоты, известковая вода, мрамор, оксид меди (II), холодная вода, белый экран для демонстрации опытов.


Каждая команда получает Д/з: подготовить и продемонстрировать химический эксперимент, объяснить тип химической связи в полученном веществе. Команда во главе с консультантом выбирает для этой работы учеников-экспериментаторов, которые будут демонстрировать эксперимент на мероприятии. (Инструкция в приложении №1)


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Каждая команда садится за отдельный столик во главе с консультантом. На вывешенном плакате прикреплены номера команд – он выполняет роль экрана. После каждого задания на плакате отмечаются результаты. К концу путешествия на экране будут видны все результаты и учитель вместе с учащимися сможет сделать вывод: какой вид работы и у какого экипажа вызвал наибольшее затруднение.


В рамках предметной недели сегодня мы проводим заключительное внеклассное мероприятие по химии – путешествие в страну «Химический элементарий». Мероприятие пройдет в форме соревнования между командами. Необходимо будет выполнить 8 заданий. Я прошу команды представиться…

Учитель. Команды готовы к путешествию? Тогда в путь!

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай.

Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадочной стране «Химический элементарий». Много у нее тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. И сейчас я предлагаю вашему вниманию доклад на тему: Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева». О значении периодического закона нам расскажет Морозова Анна.

Ребята, прежде чем отправиться в путь жители «Химического элементария» хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о её создателе?


Задание № 1. «Разминка»

Жители страны подготовили для нас вопросы, а мы очень быстро посылаем им ответ.

Участвуют все команды. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ – 3 балла, за дополнение – 1 балл. В дальнейшем, во время путешествия, за каждое правильно выполненное задание – 5 баллов, а за дополнение – 1 балл.

  1. Кем и когда был открыт периодический закон?

  2. Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?

  3. Откуда произошла фамилия Менделеев?

  4. Кем хотел стать Д.И. Менделеев? Почему ему это не удалось?

  5. Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менделеев?

  6. Кем и где работал Д.И. Менделеев во время своего великого открытия?

  7. В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скончался?

  8. Как читается периодический закон по Д.И. Менделееву?

  9. Современная формулировка периодического закона.

  10. Какие подтверждения периодического закона, известные еще при жизни Менделеева, вы знаете?

  11. В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодической системы химических элементов?

  12. В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?


Подводятся итоги задания, на плакате записываются соответствующие оценки для команд.


Задание № 2. Конкурс «Расскажи мне обо мне»

Команды тянут карточки с заданиями:

  1. Дать характеристику элементу с порядковым номером 16.

  2. Дать характеристику элементу № 17.

  3. Дать характеристику элементу № 11.

План характеристики элемента, простого вещества и соединений элемента

  1. Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса элемента, группа, подгруппа, период, ряд.

  2. Строение атома.

  3. Простое вещество: формула, тип химической связи.

  4. Высший оксид: формула, тип химической связи.

  5. Летучее водородное соединение: формула, тип химической связи.


Задание № 3. «Кто быстрее»

На доске прикреплены три листа эстафеты с половинками формул. По одному человеку от команды выбегают и дописывают формулы. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.


Na…, Al2…, Na2…, …SO4, …(SO3)3, Ca3…, Na3…, …(PO4)2.


Учитель. Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуем составить этот код.


Задание № 4. «Составь код»

  1. В чем физический смысл номера периода?

а) показывает количество электронов на внешнем электронном уровне

б) показывает количество электронных уровней

в) соответствует валентности элемента


  1. В побочные подгруппы периодической системы входят:

а) химические элементы малых периодов

б) химические элементы больших периодов

в) химические элементы малых и больших периодов.


  1. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?

а) число электронов на наружном уровне

б) атомный радиус

в) электроотрицательность


  1. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не изменяется в периоде?

а) число электронных слоев в атоме

б) число электронов в наружном электронном слое

в) атомные радиусы


  1. Побочные подгруппы составляют:

а) только металлы

б) только неметаллы

в) металлы и неметаллы


  1. Какое из следующих веществ имеет в твердом состоянии атомную кристаллическую решетку?

а) кислород

б) вода

в) йод

г) алмаз


После выполнения задания команды обмениваются листами, а учитель читает правильный ответ – идет проверка задания.

Ответ-код: 1 – б, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – а, 6 – г.

Подводятся итоги, за каждое задание выставляются баллы.


Учитель. Все жители «Химического элементария» очень гордятся своими именами. А знаете ли вы, ребята, чьи имена носят они?


Задание № 5. «Что в имени тебе моем?»

Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет больше элементов за отведенное время?


Учитель. Молодцы, ребята! Вы многое знаете о местных жителях, но я уверена, что вы – настоящие химики и, конечно же, умеете делать волшебные превращения. Пришло время показать свое умение.



Задание № 6. «Волшебные превращения»

Ученики-экспериментаторы от каждой команды по очереди демонстрируют домашнее задание – химический эксперимент и дают соответствующие пояснения.

Команда № 1. Получение хлорида натрия реакцией нейтрализации.

NaOH + HCl → NaCl + H2O

NaCl – ионная связь


Команда № 2. Получение углекислого газа, доказательство его наличия.

CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2

CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + H2O

CaCO3 + H2O + CO2 → Ca(HCO3)2

CO2ковалентная полярная связь


Команда № 3. Получение сульфата меди( II) и выпаривание кристаллов из раствора.

CuO + H2SO4CuSO4 + H2O

CuSO4 – ионная связь.

Подведение итогов экспериментального конкурса, подсчет баллов.

Учитель. На досуге жители «Химического элементария», как и мы, любят отгадывать кроссворды.


Задание № 7. Химический кроссворд

На столах у команд – кроссворды. Выигрывает та команда, которая первая заполнит все клетки кроссворда. Ключевое слово – название жителей «Химического элементария».

  1. Химический элемент с порядковым номером 17.

  2. Сложное вещество, в состав которого входят атомы водорода и кислотный остаток.

  3. Химический элемент, названный в честь великого русского ученого.

  4. Химический элемент, распределение электронов в котором по энергетическим уровням следующее: 2 8 8 1.

  5. Растворимое в воде основание.

  6. Химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу

1s2 2s2 2p6 3s2 3p4.

  1. Свойство атомов, которое Д.И. Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов.

  2. Свойства атомов химического элемента, имеющие наибольшее значение у фтора.

  3. Заряженные частицы.

  4. Элементарные частицы, по числу которых могут отличаться атомы одного и того же химического элемента.

  5. Как назывался химический элемент с порядковым номером 32 до его открытия?

  6. Простые вещества, обладающие хорошими теплопроводностью, электропроводностью, металлическим блеском.

  7. Элементарные частицы, движущиеся вокруг ядра.

  8. Тип кристаллической решётки в алмазе.

  9. Химический элемент, название которого произошло от названия планеты.

  10. Химическая связь между ионами.

  11. Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие один и тот же заряд ядра.

Ответы: 1. Хлор. 2 Кислота. 3. Менделевий. 4. Калий. 5. Щелочь. 6. Сера. 7. Масса. 8. Электроотрицательность. 9. Ионы. 10. Нейтроны. 11. Экасилиций. 12. Металлы. 13. Электроны. 14. Атомная. 15. Нептуний. 16. Ионная.

  1. Изотопы. Ключевое слово: ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ.


Учитель. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. Но жители «Химического элементария», видно, не хотят отпускать вас, ребята: так вы приятно удивили их своими знаниями. Нам приготовлено последнее испытание – «Химический лабиринт». Надо как можно быстрее добраться до финиша правильной дорогой. Только тогда мы сможем оказаться дома.


Задание № 8. «Химический лабиринт»

Найти верный путь к финишу и отметить его последовательно цифрами. У команд на столах – листы с «Химическим лабиринтом». Кто быстрее найдет из него выход?

По окончании работы команды обмениваются листами, учитель читает правильный ответ. Идет проверка, отражение результатов на доске.

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в страну «Химический элементарий». Нам осталось подвести итоги.


С помощью экрана путешествия подводятся итоги. Лучшая команда награждается. Кроме того, все члены команд получают оценки.


Просмотр содержимого документа
«ЗНАНИЯ»

ЗНАНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ КОМАНДАМ

ВО ВРЕМЯ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ


  1. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

  2. Открытие периодического закона и периодической системы.

  3. Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода в периодической системе химических элементов.

  4. Что такое период, периодичность? Почему свойства элементов изменяются периодически?

  5. Почему при завершении одного периода и при переходе к следующему периоду свойства элементов изменяются скачкообразно?

  6. Современная формулировка периодического закона в свете теории строения атома.

  7. Значение периодического закона.

  8. Перечислите известные вам факты, которые ещё при жизни Д.И. Менделеева подтвердили правильность периодического закона.

  9. Характеристика элемента по положению в периодической системе химических элементов.

  10. Типы химической связи, их характеристика.

Просмотр содержимого документа
«Задание № 5»

Задание № 5. «Составь код»


  1. В чем физический смысл номера периода?

а) показывает количество электронов на внешнем электронном уровне

б) показывает количество электронных уровней

в) соответствует валентности элемента


  1. В побочные подгруппы периодической системы входят:

а) химические элементы малых периодов

б) химические элементы больших периодов

в) химические элементы малых и больших периодов.


  1. Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?

а) число электронов на наружном уровне

б) атомный радиус

в) электроотрицательность


  1. Какое из следующих свойств атомов химических элементов не изменяется в периоде?

а) число электронных слоев в атоме

б) число электронов в наружном электронном слое

в) атомные радиусы


  1. Побочные подгруппы составляют:

а) только металлы

б) только неметаллы

в) металлы и неметаллы


  1. Какое из следующих веществ имеет в твердом состоянии атомную кристаллическую решетку?

а) кислород

б) вода

в) йод

г) алмаз


Просмотр содержимого документа
«Инструкция команде»

Инструкция команде № 1


Получить хлорид натрия с помощью реакции нейтрализации, выделить его кристаллы из раствора путем выпаривания.

  1. Налить в пробирку 1 мл раствора гидроксида натрия. Капнуть фенолфталеин, добавить раствор соляной кислоты до исчезновения окраски.

  2. Поместить на предметное стекло каплю полученного раствора, закрепить стекло держателем.

  3. С помощью спиртовки выпарить раствор на предметном стекле до образования кристаллов хлорида натрия.

  4. Объяснить наблюдаемые явления, записать уравнения реакций, указать тип химической связи в молекуле хлорида натрия.




Инструкция команде № 2


Получить углекислый газ, доказать его наличие.

  1. Собрать прибор для получения газов, предварительно поместив в него кусочки мрамора. Прилить к мрамору раствор соляной кислоты объемом 1,5 мл.

  2. Налить в химический стакан свежеприготовленную известковую воду и опустить в нее газоотводную трубку.

  3. Пропускать получающийся в приборе газ через известковую воду, объяснить наблюдаемые явления.

  4. Написать уравнение реакций, указать тип химической связи в молекуле оксида углерода (IV).




Инструкция команде № 3


Получить сульфат меди (II), выделить его кристаллы из раствора путем выпаривания.

  1. Насыпать в пробирку оксид меди (II), прилить 1-2 мл раствора серной кислоты, нагреть в пламени спиртовки до появления признаков реакции.

  2. Поместить на предметное стекло каплю полученного раствора, закрепить стекло держателем.

  3. Выпарить над пламенем спиртовки каплю раствора до образования кристаллов сульфата меди (II).

  4. Объяснить наблюдаемые явления, написать уравнения реакций, указать тип химической связи в молекуле сульфата меди (II).



Просмотр содержимого документа
«МЕНДЕЛЕЕВ»

МЕНДЕЛЕЕВ, Дмитрий Иванович

27 января (8 февраля) 1834 г. – 20 января (2 февраля) 1907 г.

Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске – главном городе Сибири. Он был последним, семнадцатым ребенком. Отец его, Иван Павлович был директором гимназии в Тобольске. Мать – Мария Дмитриевна, женщина умная, с сильным характером и незаурядными интеллектуальными способностями, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным заводом близ Тобольска.

В 1841 году Д.И. Менделеев поступил в Тобольскую гимназию, которую окончил в 1849 году. И тогда возник вопрос, где ему продолжать учение. Летом 1850 г. Д.И. Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого же испытания – присутствия в анатомическом театре – он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем. И в 1850 г. он поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге. В 1855 г. Менделеев окончил институт с золотой медалью и был назначен старшим учителем гимназии в Симферополь, но из-за начавшейся Крымской войны перевёлся в Одессу, где работал учителем в Ришельевском лицее.

В 1856 г. Менделеев защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию, в 1857 г. был утверждён приват-доцентом этого университета и читал там курс органической химии. В 1859-1861 гг. Менделеев находился в научной командировке в Германии, где работал в лаборатории Р. Бунзена и Г. Кирхгофа в Гейдельбергском университете.

Вернувшись в Россию в 1861 г., Менделеев продолжил чтение лекций в Петербургском университете, опубликовал учебник «Органическая химия». В 1864 г. Менделеев был избран профессором химии Петербургского технологического института, защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой».

Приступив к чтению курса неорганической химии в Петербургском университете, Менделеев, не найдя ни одного пособия, которое мог бы рекомендовать студентам, начал писать свой классический труд «Основы химии». В предисловии ко второму выпуску первой части учебника, вышедшему в 1869 г., Менделеев привёл таблицу элементов под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве», а в марте 1869 г. на заседании Русского химического общества Н. А. Меншуткин доложил от имени Менделеева его периодическую систему элементов. Периодический закон явился фундаментом, на котором Менделеев создал свой учебник.

В течение последующих двух лет Менделеев внёс в первоначальный вариант периодической системы ряд исправлений и уточнений. Были исправлены атомные веса некоторых известных элементов, а также сделано предположение о существовании неизвестных элементов. На первых порах сама система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены научным сообществом весьма сдержанно. Однако после того, как предсказанные Менделеевым «экаалюминий» (галлий), «экабор» (скандий) и «экасилиций» (германий) были открыты соответственно в 1875, 1879 и 1886 гг., периодический закон стал получать признание.

Учение о периодичности Менделеев развивал до конца жизни. Ему также принадлежит ряд других научных работ: цикл работ по изучению растворов и разработка гидратной теории растворов, изучение упругости газов, изучение проблем переработки нефти, подземной газификации углей, разработка технологии изготовления нового типа бездымного пороха.

Д. И. Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран. Имя Менделеева носит химический элемент № 101 (менделевий), подводный горный хребет и кратер на обратной стороне Луны, ряд учебных заведений и научных институтов. В 1962 г. АН СССР учредила премию и Золотую медаль им. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии, в 1964 г. имя Менделеева было занесено на доску почёта Бриджпортского университета в США наряду с именами Евклида, Архимеда, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, А. Лавуазье




























МЕНДЕЛЕЕВ, Дмитрий Иванович

27 января (8 февраля) 1834 г. – 20 января (2 февраля) 1907 г.

Русский химик Дмитрий Иванович Менделеев родился в Тобольске – главном городе Сибири. Он был последним, семнадцатым ребенком. Отец его, Иван Павлович был директором гимназии в Тобольске. Мать – Мария Дмитриевна, женщина умная, с сильным характером и незаурядными интеллектуальными способностями, оставшись вдовой вскоре после рождения сына, управляла небольшим стекольным заводом близ Тобольска. «Там, на стеклянном заводе, управляемом моею матушкою, - писал впоследствии Д.И. Менделеев, - получились мои первые впечатления от природы, от людей и от промышленных дел».

В 1841 году Д.И. Менделеев поступил в Тобольскую гимназию. В 1849 году Менделеев окончил гимназию, и тогда возник вопрос, где ему продолжать учение. Летом 1850 г. Д.И. Менделеев подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого же испытания – присутствия в анатомическом театре – он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем. И в 1850 г. он поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в Петербурге. В 1855 г. Менделеев окончил институт с золотой медалью и был назначен старшим учителем гимназии в Симферополь, но из-за начавшейся Крымской войны перевёлся в Одессу, где работал учителем в Ришельевском лицее.

В 1856 г. Менделеев защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию, в 1857 г. был утверждён приват-доцентом этого университета и читал там курс органической химии. В 1859-1861 гг. Менделеев находился в научной командировке в Германии, где работал в лаборатории Р. Бунзена и Г. Кирхгофа в Гейдельбергском университете. К этому периоду относится одно из важных открытий Менделеева – определение «температуры абсолютного кипения жидкостей», известной ныне под названием критической температуры. В 1860 г. Менделеев вместе с другими русскими химиками принимал участие в работе Международного конгресса химиков в Карлсруэ.

Вернувшись в Россию в 1861 г., Менделеев продолжил чтение лекций в Петербургском университете. В 1861 г. он опубликовал учебник «Органическая химия». В 1864 г. Менделеев был избран профессором химии Петербургского технологического института. В 1865 г. он защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой». В том же году Менделеев был утверждён профессором технической химии Петербургского университета, а через два года возглавил кафедру неорганической химии.

Приступив к чтению курса неорганической химии в Петербургском университете, Менделеев, не найдя ни одного пособия, которое мог бы рекомендовать студентам, начал писать свой классический труд «Основы химии». В предисловии ко второму выпуску первой части учебника, вышедшему в 1869 г., Менделеев привёл таблицу элементов под названием «Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве», а в марте 1869 г. на заседании Русского химического общества Н. А. Меншуткин доложил от имени Менделеева его периодическую систему элементов. Периодический закон явился фундаментом, на котором Менделеев создал свой учебник.

В течение последующих двух лет Менделеев внёс в первоначальный вариант периодической системы ряд исправлений и уточнений, и в 1871 г. опубликовал две классические статьи – «Естественная система элементов и применение ее к указанию свойств некоторых элементов» (на русском языке) и «Периодическая законность химических элементов» (на немецком языке). На основе своей системы Менделеев исправил атомные веса некоторых известных элементов, а также сделал предположение о существовании неизвестных элементов и отважился предсказать свойства некоторых из них. На первых порах сама система, внесённые исправления и прогнозы Менделеева были встречены научным сообществом весьма сдержанно. Однако после того, как предсказанные Менделеевым «экаалюминий» (галлий), «экабор» (скандий) и «экасилиций» (германий) были открыты соответственно в 1875, 1879 и 1886 гг., периодический закон стал получать признание.

Сделанные в конце XIX – начале XX вв. открытия инертных газов и радиоактивных элементов не поколебали периодического закона, но лишь укрепили его. Открытие изотопов объяснило некоторые нарушения последовательности расположения элементов в порядке возрастания их атомных весов (т.н. «аномалии»). Создание теории строения атома окончательно подтвердило правильность расположения Менделеевым элементов и позволило разрешить все сомнения о месте лантаноидов в периодической системе.

Учение о периодичности Менделеев развивал до конца жизни. Среди других научных работ Менделеева можно отметить цикл работ по изучению растворов и разработку гидратной теории растворов (1865–1887 гг.). В 1872 г. он начал изучение упругости газов, результатом которого стало предложенное в 1874 г. обобщённое уравнение состояния идеального газа (уравнение Клайперона – Менделеева). В 1880–1885 гг. Менделеев занимался проблемами переработки нефти, предложил принцип её дробной перегонки. В 1888 г. он высказал идею подземной газификации углей, а в 1891–1892 гг. разработал технологию изготовления нового типа бездымного пороха.

В 1890 г. Менделеев был вынужден покинуть Петербургский университет вследствие противоречий с министром Народного просвещения. В 1892 г. был назначен хранителем Депо образцовых мер и весов (которое в 1893 г. по его инициативе было преобразовано в Главную палату мер и весов).

Менделеев был одним из основателей Русского химического общества (1868 г.) и неоднократно избирался его президентом.

Д. И. Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран. Имя Менделеева носит химический элемент № 101 (менделевий), подводный горный хребет и кратер на обратной стороне Луны, ряд учебных заведений и научных институтов. В 1962 г. АН СССР учредила премию и Золотую медаль им. Менделеева за лучшие работы по химии и химической технологии, в 1964 г. имя Менделеева было занесено на доску почёта Бриджпортского университета в США наряду с именами Евклида, Архимеда, Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, А. Лавуазье

 

Просмотр содержимого документа
«План характеристики элемента»

План характеристики элемента,

простого вещества и соединений элемента


  1. Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса элемента, группа, подгруппа, период, ряд.

  2. Строение атома.

  3. Простое вещество: формула, тип химической связи.

  4. Высший оксид: формула, тип химической связи.

  5. Летучее водородное соединение: формула, тип химической связи.






План характеристики элемента,

простого вещества и соединений элемента


  1. Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса элемента, группа, подгруппа, период, ряд.

  2. Строение атома.

  3. Простое вещество: формула, тип химической связи.

  4. Высший оксид: формула, тип химической связи.

  5. Летучее водородное соединение: формула, тип химической связи.






План характеристики элемента,

простого вещества и соединений элемента


  1. Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса элемента, группа, подгруппа, период, ряд.

  2. Строение атома.

  3. Простое вещество: формула, тип химической связи.

  4. Высший оксид: формула, тип химической связи.

  5. Летучее водородное соединение: формула, тип химической связи.


Просмотр содержимого документа
«Химический кроссворд»

  1. Химический элемент с порядковым номером 17.

  2. Сложное вещество, в состав которого входят атомы водорода и кислотный остаток.

  3. Химический элемент, названный в честь великого русского ученого.

  4. Химический элемент, распределение электронов в котором по энергетическим уровням следующее: 2 8 8 1.

  5. Растворимое в воде основание.

  6. Химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу

1s2 2s2 2p6 3s2 3p4.

  1. Свойство атомов, которое Д.И. Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов.

  2. Свойства атомов химического элемента, имеющие наибольшее значение у фтора.

  3. Заряженные частицы.

  4. Элементарные частицы, по числу которых могут отличаться атомы одного и того же химического элемента.

  5. Как назывался химический элемент с порядковым номером 32 до его открытия?

  6. Простые вещества, обладающие хорошими теплопроводностью, электропроводностью, металлическим блеском.

  7. Элементарные частицы, движущиеся вокруг ядра.

  8. Тип кристаллической решётки в алмазе.

  9. Химический элемент, название которого произошло от названия планеты.

  10. Химическая связь между ионами.

  11. Атомы, отличающиеся по атомной массе, но имеющие один и тот же заряд ядра.


Просмотр содержимого презентации
«d.i.mendeleev»

Дмитрий  Иванович  Менделеев 27 января (8 февраля) 1834 г. - 20 января (2 февраля) 1907 г. Учитель биологии и химии МКООУСТ «ТСШИ» Савватеев А.Г.

Дмитрий Иванович Менделеев

27 января (8 февраля) 1834 г. -

20 января (2 февраля) 1907 г.

Учитель биологии и химии

МКООУСТ «ТСШИ»

Савватеев А.Г.

Однажды в холодный февральский день…

Однажды в холодный февральский день…

  • Д. И. Менделеев родился 8 февраля 1834 года в городе Тобольске и был последним, семнадцатым по счету ребенком в семье директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева и его жены Марии Дмитриевны.
Родина Д.И. Менделеева Вид на Тобольск с колокольни Преображенской церкви. Фотография начала XX века

Родина Д.И. Менделеева

Вид на Тобольск с колокольни Преображенской церкви.

Фотография начала XX века

Тобольская губернская классическая гимназия (конец XVIII века)    Здесь работал отец Д.И. Менделеева, провел школьные годы Дмитрий Иванович.

Тобольская губернская классическая гимназия (конец XVIII века)

Здесь работал отец Д.И. Менделеева, провел школьные годы Дмитрий Иванович.

Здесь учился Д.И. Менделеев в студенческие годы Педагогический институт, место учебы и раббоы Д.И. Менделеева. Теперь здесь расположены Факультеты СпГУ

Здесь учился Д.И. Менделеев в студенческие годы

Педагогический институт, место учебы и раббоы Д.И. Менделеева.

Теперь здесь расположены Факультеты СпГУ

И у великих людей бывают двойки…

И у великих людей бывают двойки…

  • Учеба Дмитрия Менделеева в Петербурге в педагогическом институте вначале давалась нелегко. На первом курсе он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные оценки.
  • Но на старших курсах дело пошло по-другому - среднегодовой балл Менделеева был равен четырем с половиной (из пяти возможных).
  • Он окончил институт в 1855 году с золотой медалью, получив диплом старшего учителя и был оставлен при нем для подготовки к научной деятельности.
Научная биография Д.И. Менделеева

Научная биография Д.И. Менделеева

"Ближайший предмет химии составляет изучение однородных веществ, из сложения которых составлены все тела мира, превращений их друг в друга и явлений, сопровождающих такие превращения".

Д.И. Менделеев

Менделеев – ученый и преподаватель С 1857 по 1890 гг. преподавал химию в Петербургском университете. В 1856 защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию; тема диссертации называлась тема С 1857 в качестве доцента читал там же курс органической химии. В 1890 г. вынужден был покинуть университет из-за конфликта с тогдашним министром просвещения. Портрет Д. И. Менделеева  (художник Илья Репин, 1885)

Менделеев – ученый и преподаватель

  • С 1857 по 1890 гг. преподавал химию в Петербургском университете.
  • В 1856 защитил в Петербургском университете магистерскую диссертацию; тема диссертации называлась тема
  • С 1857 в качестве доцента читал там же курс органической химии.
  • В 1890 г. вынужден был покинуть университет из-за конфликта с тогдашним министром просвещения.

Портрет Д. И. Менделеева

(художник Илья Репин, 1885)

Открытие в области физики

Открытие в области физики

  • Исследования Менделеева в области физики были в основном сосредоточены на изучении тепловых свойств веществ.
  • В частности, он указал на существование “температуры абсолютного кипения” жидкостей (1860-1861), позже названной критической температурой (выше которой вещества могут существовать лишь в газообразном состоянии). (Это открытие имело практическое значение для сжижения газов).
  • Получил общее уравнение состояния идеального газа, обобщив уравнение Клапейрона.
Менделеев - воздухоплаватель

Менделеев - воздухоплаватель

  • В 1887 Менделеев должен был совершить подъем на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения, а также изучения верхних слоев атмосферы.
  • Однако перед стартом начался дождь, намокший шар не мог подняться с двумя пассажирами. Тогда Менделеев высадил летчика и полетел один.
Теория весов

Теория весов

  • Менделеев создал точную теорию весов , предложил точнейшие приемы взвешивания.
  • При участии и под руководством Менделеева в Главной палате мер и весов были возобновлены прототипы фунта и аршина, произведено сравнение русских эталонов мер с английскими и метрическими.
  • Менделеев считал необходимым введение в России метрической системы мер.
Менделеев-экономист

Менделеев-экономист

  • Менделеев был также выдающимся экономистом, обосновавшим главные направления хозяйственного развития России.
  • “ Русские, — писал ученый, — готовятся стать народом передовым, владыками природы и истории, а не их рабами”.
Первый русский учебник по химии

Первый русский учебник по химии

  • В 1861 г. Дмитрий Иванович публикует первый русский учебник «Органической химии», написанный в короткий срок – за несколько недель.
  • За него автор был удостоен Первой Демидовской премии – 1428 руб.
  • «…Основы химии» – любимое дитя мое». В них образ мой, мой опыт педагога и мои задушевные мысли» - писал Д. И. Менделеев.
Менделеев - изобретатель

Менделеев - изобретатель

  • В 1859 г. Д.И. Менделеев сконструировал пикнометр — прибор для определения плотности жидкости.
  • Ему принадлежит конструкция барометра.
Изобретение бездымного пороха

Изобретение бездымного пороха

  • В 1890- 1895 был консультантом Научно-технической лаборатории Морского министерства;
  • В 1892 организовал производство изобретенного им бездымного пороха.
О ледоколах в XIX веке

О ледоколах в XIX веке

  • У Д.И. Менделеева есть также труд, посвященный идее о судах, способных пробираться сквозь льды (иначе говоря, о ледоколах).
Временные параллели

Временные параллели

  • Многообразная научная и практическая деятельность Менделеева, относящаяся ко времени между реформой 1861 г. и революцией 1905 г., проходила в условиях развития промышленного капитализма в России.
  • Он стремился помочь прогрессивному развитию России, выступая за создание крупной отечественной индустрии и за экономическую самостоятельность нашей страны.
  • «Замереть России — гибель, — писал он, — ее удел поэтому все двигаться вперед».
Д.И. Менделеев за работой в своем кабинете.

Д.И. Менделеев за работой в своем кабинете.

Так кто же все-таки это великий человек?

Так кто же все-таки это великий человек?

  • Автор фундаментальных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и др., тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.
  • Заложил основы теории растворов, предложил промышленный способ фракционного разделения нефти, изобрел вид бездымного пороха, пропагандировал использование минеральных удобрений, орошение засушливых земель.
  • Один из инициаторов создания Русского химического общества (1868).
  • Профессор Петербургского университета (1865-90), ушел в отставку в знак протеста против притеснения студенчества.
  • С 1876 член-корреспондент Петербургской АН, в 1880 выдвигался в академики, но был забаллотирован, что вызвало резкий общественный протест.
  • Организатор и первый директор (1893) Главной палаты мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Менделеева).
Кабинет Д.И.Менделеева.  При восстановлении кабинета были использованы фотографии, сделанные сотрудником Д.И.Менделеева Ф.И.Блюмбахом в 1903 г.

Кабинет Д.И.Менделеева.

При восстановлении кабинета были использованы фотографии, сделанные сотрудником Д.И.Менделеева Ф.И.Блюмбахом в 1903 г.

Библиотека Д.И. Менделеева

Библиотека Д.И. Менделеева

  • Собранная самим ученым, библиотека Д.И.Менделеева отражает его научные, общественно-политические и эстетические интересы. Многочисленные записи на полях и на свободных листах книг ставят менделеевскую библиотеку в один ряд с архивными материалами.
Самое важное открытие

Самое важное открытие

Маленькая история о большом открытии

Маленькая история о большом открытии

  • Трое суток, почти без отдыха, проработал он; интуитивно чувствовавшаяся закономерность в таблицу не складывалась.
  • По словам Менделеева, «все в голове сложилось, а выразить таблицей не могу».
  • Крайняя усталость свалила с ног, он лег и сразу заснул. «Вижу во сне таблицу, где все элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, - только в одном месте оказалась нужной поправка».
Периодическая таблица Менделеева

Периодическая таблица Менделеева

  • Хотя вид таблицы отличался от принятого в настоящее время, но она отвечала главному правилу, сформированному ее автором: «измеримые химические и физические свойства элемента и его соединений периодически зависят от атомного веса элементов».
  • Уже в августе 1869 г. Д.И. Менделеев придал таблице тот вид, к которому мы привыкли; известные в то время элементы были размещены так же, как и сейчас.
Периодическая таблица Менделеева

Периодическая таблица Менделеева

  • Как часто это случается, осознание величайшего открытия пришло к научному миру не сразу.
  • Только через несколько лет, когда были открыты предсказанные Менделеевым ранее неизвестные элементы, весь мир взорвался рукоплесканиями, и русского химика стали выбирать почетным членом различных мировых академий и научных обществ.
Периодическая система позволяла предсказывать существование новых, еще неизвестных науке элементов, и с большой точностью описывать их свойства. Периодическая система Менделеева стала путеводной картой при изучении химии.
  • Периодическая система позволяла предсказывать существование новых, еще неизвестных науке элементов, и с большой точностью описывать их свойства.
  • Периодическая система Менделеева стала путеводной картой при изучении химии.
Вклад Д.И. Менделеева в мировую науку

Вклад Д.И. Менделеева в мировую науку

  • Периодический закон был открыт Д. И. Менделеевым в 1869 г.
  • Дмитрий Иванович Менделеев разработал основные положения учения о периодичности, сформулировал Периодический закон и предложил короткую форму Периодической системы элементов.
Что мы знаем сегодня об этом человеке? Это русский химик, открывший Периодический закон химических элементов, разносторонний ученый, педагог, общественный деятель, член Союза Русского народа.  Портрет Д. И. Менделеева  (художник Илья Репин, 1885)

Что мы знаем сегодня об этом человеке?

  • Это русский химик, открывший Периодический закон химических элементов, разносторонний ученый, педагог, общественный деятель, член Союза Русского народа.

Портрет Д. И. Менделеева

(художник Илья Репин, 1885)

Имя великого русского ученого Д.И. Менделеева носят:

Имя великого русского ученого Д.И. Менделеева носят:

  • Открытый им периодический закон и составленная им периодическая система химических элементов, которые изучают школьники всего мира;
  • химический элемент №101 (менделевий);
  • вулкан Менделеева на Курилах;
  • хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане;
  • город Менделеевск (на Каме);
  • Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии имени Д.И. Менделеева и т.д.
Имя великого русского ученого Д.И. Менделеева носят:

Имя великого русского ученого Д.И. Менделеева носят:

  • После смерти Менделеева его имя также было присвоено Русскому химическому обществу.
  • Ежегодно 27 января, в день рождения ученого, в Петербурге происходит торжественное заседание, на котором представляют авторов лучших работ по химии и награждают их медалью имени Д.И. Менделеева.
  • Эта награда считается одной из самых престижных в мировой химии.
Викторина

Викторина

  • Где и когда родился Д.И. Менделеев?
  • Какое учебное заведение окончил Д.И. Менделеев?
  • Какой географический объект на Курилах носит его имя?
  • Известно, что Д.И. Менделеев поднимался на воздушном шаре. С какой целью?
  • Какой прибор сконструировал Менделеев?
  • В каком городе учился в студенческие годы Д.И. Менделеев?
  • Д.И. Менделеев написал множество монографий и книг. Среди них был и учебник. Какой именно?

Просмотр содержимого презентации
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Брасовского района Погребская средняя общеобразовательная школа Путешествие в страну  «Химический элементарий»   8 класс

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Брасовского района

Погребская средняя общеобразовательная школа

Путешествие в страну «Химический элементарий» 8 класс

  • Автор: Цыганкова Марина Валентиновна ,
  • учитель химии и биологии
Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгий. Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай

Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все – от песчинок малых до планет –

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой,

Входи в него, вдыхай, руками трогай

Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)  Выдающийся русский химик, создатель естественной классификации химических элементов – Периодической системы элементов, явившейся выражением Периодического закона химических элементов.  Плодотворно работал в различных областях химии и других наук: физики, экономики, географии, метеорологии, метрологии, сельского хозяйства.  Во всех трудах Д.И. Менделеева ясно проявились энциклопедичность знаний, научная интуиция, умение обобщать, дар научного предвидения.

Дмитрий Иванович Менделеев

(1834-1907)

Выдающийся русский химик, создатель естественной классификации химических элементов – Периодической системы элементов, явившейся выражением Периодического закона химических элементов.

Плодотворно работал в различных областях химии и других наук: физики, экономики, географии, метеорологии, метрологии, сельского хозяйства.

Во всех трудах Д.И. Менделеева ясно проявились энциклопедичность знаний, научная интуиция, умение обобщать, дар научного предвидения.

Задание №1

Задание №1

  • Кем и когда был открыт Периодический закон?
  • Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?
  • Откуда произошла фамилия Менделеев?
  • Кем хотел стать Д.И. Менделеев? Почему ему это не удалось?
  • Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менделеев?
  • Кем и где работал Д.И. Менделеев во время своего великого открытия?
  • В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скончался?
Задание №1

Задание №1

  • Как читается Периодический закон по Д.И. Менделееву?
  • Современная формулировка Периодического закона.
  • Какие подтверждения Периодического закона, известные ещё при жизни Д.И. Менделеева, вы знаете?
  • В чем причины плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодической системы химических элементов?
  • В чем вы видите значение периодического закона?
Задание № 2  «Расскажи мне обо мне» План характеристики элемента, простого вещества и соединений элемента

Задание № 2 «Расскажи мне обо мне»

План характеристики элемента, простого вещества и соединений элемента

  • Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса элемента, группа, подгруппа, период, ряд.
  • Строение атома.
  • Простое вещество: формула, тип химической связи.
  • Высший оксид: формула, тип химической связи.
  • Летучее водородное соединение: формула, тип химической связи.
Задание № 3  «Кто быстрее» Необходимо дописать формулы. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Задание № 3 «Кто быстрее»

Необходимо дописать формулы. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Задание № 4  «Составь код»

Задание № 4 «Составь код»

Задание № 5  «Что в имени тебе моем?» Написать названия и порядковые номера химических элементов, названных в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов. Задание ограничено временем: кто назовет больше элементов за отведенное время?

Задание № 5 «Что в имени тебе моем?»

Написать названия и порядковые номера химических элементов, названных в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов. Задание ограничено временем: кто назовет больше элементов за отведенное время?

Задание № 6  «Волшебные превращения»

Задание № 6 «Волшебные превращения»

  • Команда «Протоны»:Получить хлорид натрия реакцией нейтрализации, выделить его кристаллы из раствора путем выпаривания.
  • Команда «Нейтроны»: Получить углекислый газ, доказать его наличие.
  • Команда «Электроны»: Получить сульфат меди ( II ), выделить его кристаллы из раствора путем выпаривания.
Задание № 7  «Химический кроссворд»  На столах у команд – кроссворды. Выигрывает та команда, которая первая заполнит все клетки кроссворда. Ключевое слово – название жителей «Химического элементария».

Задание № 7 «Химический кроссворд»

На столах у команд – кроссворды. Выигрывает та команда, которая первая заполнит все клетки кроссворда. Ключевое слово – название жителей «Химического элементария».

Задание № 8  «Химический лабиринт» Найти верный путь к финишу и отметить его последовательно цифрами. Кто быстрее найдет выход из химического лабиринта, тот и победитель.

Задание № 8 «Химический лабиринт»

Найти верный путь к финишу и отметить его последовательно цифрами. Кто быстрее найдет выход из химического лабиринта, тот и победитель.

«Химический лабиринт» Правильный путь: 1 → 2 → 7 → 8 → 4 → 9 → 14 → 18 → 23 → 19 →20 → финиш

«Химический лабиринт»

Правильный путь:

1 → 2 → 7 → 8 → 4 → 9 → 14 → 18 → 23 → 19 →20 → финиш


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Цыганкова Марина Валентиновна

Дата: 29.09.2018

Номер свидетельства: 479182

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Внеклассное мероприятие по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»"
    ["seo_title"] => string(80) "vneklassnoe_meropriiatie_po_teme_periodicheskii_zakon_i_periodicheskaia_sistem_1"
    ["file_id"] => string(6) "479184"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1538208148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства