Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»»
Внеклассное мероприятие по теме
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь»
Подготовила: учитель химии и биологии
МБОУ Брасовского района Погребской СОШ Цыганкова М.В.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ
«ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ»
Цели мероприятия: стимулировать познавательную активность учащихся, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, карточки с заданиями, презентация, оборудование для химического эксперимента: пробирки, спиртовки, химические стаканы, держатель, предметное стекло, круглодонная колба, растворы гидроксида натрия, соляной кислоты, серной кислоты, известковая вода, мрамор, оксид меди (II), холодная вода, белый экран для демонстрации опытов.
Каждая команда получает Д/з: подготовить и продемонстрировать химический эксперимент, объяснить тип химической связи в полученном веществе. Команда во главе с консультантом выбирает для этой работы учеников-экспериментаторов, которые будут демонстрировать эксперимент на мероприятии. (Инструкция в приложении №1)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Каждая команда садится за отдельный столик во главе с консультантом. На вывешенном плакате прикреплены номера команд – он выполняет роль экрана. После каждого задания на плакате отмечаются результаты. К концу путешествия на экране будут видны все результаты и учитель вместе с учащимися сможет сделать вывод: какой вид работы и у какого экипажа вызвал наибольшее затруднение.
В рамках предметной недели сегодня мы проводим заключительное внеклассное мероприятие по химии – путешествие в страну «Химический элементарий». Мероприятие пройдет в форме соревнования между командами. Необходимо будет выполнить 8 заданий. Я прошу команды представиться…
Учитель. Команды готовы к путешествию? Тогда в путь!
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадочной стране «Химический элементарий». Много у нее тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтут законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. И сейчас я предлагаю вашему вниманию доклад на тему: Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева». О значении периодического закона нам расскажет Морозова Анна.
Ребята, прежде чем отправиться в путь жители «Химического элементария» хотят проверить: готовы ли мы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о её создателе?
Задание № 1. «Разминка»
Жители страны подготовили для нас вопросы, а мы очень быстро посылаем им ответ.
Участвуют все команды. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ – 3 балла, за дополнение – 1 балл. В дальнейшем, во время путешествия, за каждое правильно выполненное задание – 5 баллов, а за дополнение – 1 балл.
Кем и когда был открыт периодический закон?
Где родился Д.И. Менделеев? Кто были его родители?
Откуда произошла фамилия Менделеев?
Кем хотел стать Д.И. Менделеев? Почему ему это не удалось?
Какое высшее учебное заведение окончил Д.И. Менделеев?
Кем и где работал Д.И. Менделеев во время своего великого открытия?
В каком году и по какой причине Д.И. Менделеев скончался?
Как читается периодический закон по Д.И. Менделееву?
Современная формулировка периодического закона.
Какие подтверждения периодического закона, известные еще при жизни Менделеева, вы знаете?
В чем причина плавного и скачкообразного изменения свойств химических элементов в периодах периодической системы химических элементов?
В чем вы видите значение периодического закона для науки, техники, промышленности?
Подводятся итоги задания, на плакате записываются соответствующие оценки для команд.
Задание № 2. Конкурс «Расскажи мне обо мне»
Команды тянут карточки с заданиями:
Дать характеристику элементу с порядковым номером 16.
Дать характеристику элементу № 17.
Дать характеристику элементу № 11.
План характеристики элемента, простого вещества и соединений элемента
Положение элемента в периодической системе: порядковый номер, относительная атомная масса элемента, группа, подгруппа, период, ряд.
Строение атома.
Простое вещество: формула, тип химической связи.
Высший оксид: формула, тип химической связи.
Летучее водородное соединение: формула, тип химической связи.
Задание № 3. «Кто быстрее»
На доске прикреплены три листа эстафеты с половинками формул. По одному человеку от команды выбегают и дописывают формулы. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.
Учитель. Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуем составить этот код.
Задание № 4. «Составь код»
В чем физический смысл номера периода?
а) показывает количество электронов на внешнем электронном уровне
б) показывает количество электронных уровней
в) соответствует валентности элемента
В побочные подгруппы периодической системы входят:
а) химические элементы малых периодов
б) химические элементы больших периодов
в) химические элементы малых и больших периодов.
Какое из следующих свойств атомов химических элементов возрастает в группах по мере возрастания заряда ядра?
а) число электронов на наружном уровне
б) атомный радиус
в) электроотрицательность
Какое из следующих свойств атомов химических элементов не изменяется в периоде?
а) число электронных слоев в атоме
б) число электронов в наружном электронном слое
в) атомные радиусы
Побочные подгруппы составляют:
а) только металлы
б) только неметаллы
в) металлы и неметаллы
Какое из следующих веществ имеет в твердом состоянии атомную кристаллическую решетку?
а) кислород
б) вода
в) йод
г) алмаз
После выполнения задания команды обмениваются листами, а учитель читает правильный ответ – идет проверка задания.
Подводятся итоги, за каждое задание выставляются баллы.
Учитель. Все жители «Химического элементария» очень гордятся своими именами. А знаете ли вы, ребята, чьи имена носят они?
Задание № 5. «Что в имени тебе моем?»
Какие химические элементы названы в честь ученых, в память успехов астрономии, в честь городов, в честь стран и континентов? Напишите названия и порядковые номера этих элементов. Задание ограничено временем: кто назовет больше элементов за отведенное время?
Учитель. Молодцы, ребята! Вы многое знаете о местных жителях, но я уверена, что вы – настоящие химики и, конечно же, умеете делать волшебные превращения. Пришло время показать свое умение.
Задание № 6. «Волшебные превращения»
Ученики-экспериментаторы от каждой команды по очереди демонстрируют домашнее задание – химический эксперимент и дают соответствующие пояснения.
Команда № 1. Получение хлорида натрия реакцией нейтрализации.
NaOH + HCl → NaCl + H2O
NaCl – ионная связь
Команда № 2. Получение углекислого газа, доказательство его наличия.
CaCO3 + 2HCl → CaCl2 + H2O + CO2↑
CO2 + Ca(OH)2 → CaCO3↓ + H2O
CaCO3 + H2O + CO2 → Ca(HCO3)2
CO2 – ковалентная полярная связь
Команда № 3. Получение сульфата меди( II) и выпаривание кристаллов из раствора.
Учитель. На досуге жители «Химического элементария», как и мы, любят отгадывать кроссворды.
Задание № 7. Химический кроссворд
На столах у команд – кроссворды. Выигрывает та команда, которая первая заполнит все клетки кроссворда. Ключевое слово – название жителей «Химического элементария».
Химический элемент с порядковым номером 17.
Сложное вещество, в состав которого входят атомы водорода и кислотный остаток.
Химический элемент, названный в честь великого русского ученого.
Химический элемент, распределение электронов в котором по энергетическим уровням следующее: 2 8 8 1.
Растворимое в воде основание.
Химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу
1s2 2s2 2p6 3s2 3p4.
Свойство атомов, которое Д.И. Менделеев принял за основное при систематизации химических элементов.
Свойства атомов химического элемента, имеющие наибольшее значение у фтора.
Заряженные частицы.
Элементарные частицы, по числу которых могут отличаться атомы одного и того же химического элемента.
Как назывался химический элемент с порядковым номером 32 до его открытия?
Учитель. Пришло время возвращаться из этой чудесной страны. Но жители «Химического элементария», видно, не хотят отпускать вас, ребята: так вы приятно удивили их своими знаниями. Нам приготовлено последнее испытание – «Химический лабиринт». Надо как можно быстрее добраться до финиша правильной дорогой. Только тогда мы сможем оказаться дома.
Задание № 8. «Химический лабиринт»
Найти верный путь к финишу и отметить его последовательно цифрами. У команд на столах – листы с «Химическим лабиринтом». Кто быстрее найдет из него выход?
По окончании работы команды обмениваются листами, учитель читает правильный ответ. Идет проверка, отражение результатов на доске.
Учитель. Вот и закончилось наше путешествие в страну «Химический элементарий». Нам осталось подвести итоги.
С помощью экрана путешествия подводятся итоги. Лучшая команда награждается. Кроме того, все члены команд получают оценки.