Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по химии «Хочу быть химиком»»
МКОУ «Карлабкинская СОШ»
Внеклассное мероприятие по химии
«Хочу быть химиком»
Классы:10-11
Подготовила: Абдуллаева А. А.
Введение в игру. В игре участвуют три команды. Из наиболее подготовленных учащихся создают творческую группу, которая вместе с учителем разрабатывает форму и правила проведения игры, выбирает систему оценок, изготавливает призы, помогает учителю в проведении игры. Один из учеников исполняет роль ведущего.
Правила игры: команда выбирает капитана, придумывает название команды и его расшифровку.
Задание для отборочного тура:
Расшифровать название команд противников.
Оценивается и оригинальность названия и качество расшифровки.
В качестве примера приведу несколько вариантов названий команд:
Колба - команда остроумных, любопытных, быстрых, активных.
Ведущий по очереди предлагает командам определить, кому принадлежат высказывания посвященные химии.
а) " Химик не такой должен быть, который дальше пеплу и дыму, не видит, а такой который может из наблюдаемых опытов делать теоретические выводы." (М.В.Ломоносов)
б) "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие". (М.В.Ломоносов)
в) "Все перемены в натуре случающиеся, суть такого состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупляется к другому." (М.В.Ломоносов)
Задание № 2
Кто больше знает выдающихся ученых химиков?
(Данный конкурс рекомендуется провести в такой форме: команды ( капитаны) по очереди называют фамилии выдающихся русских и зарубежных учёных химиков. Побеждает команда, чей капитан последним назвал фамилию учёного).
При подготовки к КВН можно предложить командам более подробно ознакомиться с жизнью и деятельностью 3-5 выдающихся ученых химиков. Во время игры команды (по усмотрению ведущего) рассказывают об одном из этих учёных.
Задание № 3
Какая связь между ними ?
Участникам конкурса предлагается установить связь между:
а) Клубнями картофеля и автопокрышкой?
(Из картофеля получают спирт, а из спирта получают каучук, из которого делают автопокрышки)
б) Лесом и кино?
(Лес даёт древесину, которая при обработки даёт целлюлозу, употребляемую при изготовлении киноплёнки)
в) Древесными опилками и калошами?
(Древесные опилки могут быть использованы для получения спирта, а из него можно получить резину)
г) Свеклой и пирожным?
(Из свеклы получают сахар, а сахар используется при изготовлении пирожного)
д) Почвенными бактериями и урожаем?
(Бактерии в почве производят большую работу по разложению органических остатков, что способствует повышению плодородия почвы)
е) Шёлковым платьем и дровами?
(Из древесины можно получить искусственный шёлк, который вполне пригоден для платья)
ё) Дубом и дублёнкой?
(Из коры дуба получают дубильные вещества, которые применяют для обработки овчин)
ж) Маком и картиной?
(Семена мака содержат много масла, которое используют для изготовления масляных красок, применяемых художниками при написании картин)
Задание № 4
Загадки о металлах
Ведущий предлагает командам загадки в стихотворной форме:
1.Он яркой звездой загорится, белый и лёгкий металл. В тринадцатой клетке таблицы Почётное место занял
Для лёгкости в сплавы добавлен Мощь самолета создал Тягуч и пластичен, отлично куётся Серебряный этот металл.
В составе багровых рубинов, В сапфировой сини огней, В серой обыденной шине, В виде наждачных камней.
Всюду металл тот я вижу, В отчетливой клетке из линий, К веку легчайших металлов идёт, Наш чудесный металл (Алюминий)
2.Из химической таблицы Элемент я свой возьму. Вы по свойствам угадайте, Я его не назову.
Красноватым будто цветом, Ковкий, легкий как металл, Из кислот же он при этом, Водород не вытеснял.
Только может окисляться, Коль нагреешь в кислоте. Правда, можно догадаться, Вам теперь уже вполне. (Медь)
3.
Горит лиловым в кислороде, Свободным нет его в природе, Но соль находит примененье, Как для растений удобренье. За, что и ценится в народе. (Калий)
4.Ослепительным пламенем ярким, Как звёздочка вспыхнув горит, Металл тот и белый и легкий, В двенадцатой клетке стоит.
В технике сплав нашел примененье, Как стойкий и лёгкий металл, И в самолётостроенье Важное место занял. (Магний)
5.Везде в нашей жизни привычной, Металл тот сопутствует нам. Видом блестящий, в общем обычный, Активный и ковкий металл.
В печах огромных его выплавляют, Из тяжких и чёрных руд. В мирных делах и в борьбе облегчает Он нам человеческий труд. (Железо)
Задание № 5
Какая соль - в какой пробирке?
В шести пробирках находятся шесть натриевых солей различных кислот, причём известно, что среди них в одной пробирке находиться сернокислый натрий, а другие соли неизвестны. Какая соль находиться в какой пробирке?
(Надо в пробирки добавить раствор соляной кислоты, по характерным газам и запаху можно определить какая соль находиться в пробирке:
- если газ без запаха - это углекислый газ, а соль карбонат натрия
- если запах тухлых яиц - это сероводород, а соль сульфид натрия.
- если запах горящей серы - это сернокислый натрий.
- если запах горящей серы и происходит помутнение раствора от выделившейся серы - это соль тиосерной кислоты.
- если газ бурого цвета с едким запахом - это азотнокислый натрий.
- если выделение газа не наблюдается - это фосфорнокислый натрий.
Задание № 6
Кто быстрее?
В конкурсе принимают участие по одному представителю от каждой команды.
Расположите название городов так, чтобы из начальных букв можно было составить название химического прибора:
Абакан, Брянск, Липецк, Кемерово, Омск.
Расположите название городов так, чтобы из начальных букв можно было составить фамилию русского учёного химика:
Воронеж, Новокузнецк, Евпатория, Ельня, Дмитров, Москва, Липецк, Ессентуки, Екатеринбург
Задание № 7
Кто больше знает пословиц и поговорок о воде?
1. Что в воду упало , то пропало.
2. Лес да вода поле красит.
3. Вода и землю точит и камень долбит.
4. В худой посуде воды не наносишься.
5. Вода везде путь найдёт.
6. Меряешь воду, не спрашивай броду.
7. Мельница сильна водою.
8. Воду толочь, вода и будет.
9. Глубокая вода не мутится.
Задание № 8
Блиц-опрос болельщиков.
1. Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом, геологом? (М.В.Ломоносов)
2. Из какого самого распространенного вещества можно получить водород? (Из воды)
3. Как снять скорлупу с яйца, не разбивая его? (Обработать соляной кислотой)
4. Назовите элементы имеющие названия из трёх букв? (Йод, бор)
5. Какой элемент имеет одинаковое название с предметом кухонного обихода? (Титан)
6. Какой металл в десятки тысяч раз дороже золота? (Радий)
7. Какое "серебро" портится на свету и применяется в фотографии? (Бромистое серебро)
8. Какой элемент назван в честь части света? (Европий)
9. Какой русский химик был энтомологом и занимался пчеловодством? (Бутлеров)
10. Какой итальянский художник и скульптор занимался вопросами химии? (Леонардо да Винчи) Подведение итогов , вручение грамот и призов.