МБОУ «Большешурнякская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
по химии в 9 -11 кл.
«Своя игра»
Выполнила :
учитель химии и биологии
Бадртдинова Гульнара Равилевна
2014 год
Краткая аннотация. Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди учащихся старших классов школы. Для участия в викторине не требуется углубленных знаний по указанным предметам, однако необходим широкий кругозор, знания, полученные на кружках, внеклассных занятиях, общая эрудиция. Аналог телевизионной викторины «Своя игра»
Цель: создание условий для расширения кругозора и мотивации к изучению химии.
Задачи:
Образовательная. Совершенствовать, обобщить и закрепить знания, учащихся по предметам естественно-научного цикла, осуществление межпредметных связей.
Развивающая. Расширить кругозор обучающихся. Развить умения концентрировать свои знания и отбирать самое главное за короткий период времени.
Воспитательная. Создать доброжелательные, уважительные отношения между соперниками.
Учебные предметы: химия, биология.
Форма учебной работы: внеклассная.
Оборудование. Презентация PowerPoint – Приложение 1, компьютер.
Структура игры:
Игра состоит из двух раундов и «Своей игры»
В синем раунде один вопрос. – "Кот в мешке" и один вопрос «своя игра» в красном раунде один вопрос – "Кот в мешке" и один – "своя игра";
Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить по 16 вопросов по предметам: география, химия, биология. Вопросы разделить на четыре уровня сложности: стоимостью 20, 40, 60, 80 баллов. Внести составленные вопросы в компьютерную презентацию.
Организация работы.
Правила игры. Правила игры сходны с телепередачей «Своя игра». Игра состоит из двух раундов и финала.
Жюри внимательно наблюдает за игроками
Игроки: обучающиеся параллелей. Максимальное количество игроков 5–7 человек (они могут быть как из разных классов, так и из одного).
Один из участников выбирает сектор и цену вопроса. (Необходимо определиться, какой из участников будет первым игроком. Для этого поступают следующим образом: ведущий задаёт вопрос, кто первым ответит, тот и будет первым игроком).
Отвечает на вопрос тот, кто первым поднимет смайлик.
Если участник даёт правильный ответ, то баллы суммируются;
Если участник отвечает неверно, то эти баллы вычитаются;
Если участнику достаётся "кот в мешке", то вопрос передаётся любому из игроков на выбор, при этом категория и стоимость вопроса неизвестны, выбранный игрок обязан дать ответ на вопрос (если все участники игры не справились с вопросом, то на вопрос могут попытаться ответить болельщики).
на вопросы "Черный ящик" отвечает тот участник, который сделает большую ставку;
в финальной игре ставки делаются после чтения вопроса. Через 1 минуту участники в письменном виде дают свой ответ и сумму ставки.
В финале участвуют 3 игрока.
В течение всей игры на интерактивной доске ведется запись очков, набранных игроками. В викторине побеждает участник, набравший большее число баллов.
Вопросы:
Синего раунда
ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ | 20 | 40 | 60 | 80 |
МИР ХИМИИ | 20 | 40 | 60 | 80 |
ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ | 20 | 40 | 60 | 80 |
КИСЛОТЫ | 20 | 40 | 60 | 80 |
Блок вопросов «Великие люди»
20. Один шотландский химик случайно залил свой плащ жидким каучуком. Другой бы на его месте расстроился, так как одежда была испорчена. Но он был настоящим химиком и благодаря этой случайности изобрел предмет, который в дальнейшем получил его имя. Что он изобрел?
(Чарльз Макинтош изобрел непромокаемый плащ, который стали называть его именем)
40. Однажды извозчик с седоком в пролетке вдруг приподнялся с места и поклонился перед каким-то прохожим. Удивленный седок спросил: "Кто это?" - "О! - ответил извозчик. - Это известный чемоданных дел мастер" О каком химике идет речь? (Д.И. Менделеев)
60. После очередного взрыва в лаборатории гимназии, этому ученику, в качестве наказания, повесили на шею табличку «Великий химик». (А.М. Бутлеров)
80. Этот ученый и физик, и химик, и географ, и поэт, и историк, и автор высказывания: “Широко распространила химия руки свои в дела человеческие” (М.В. Ломоносов)
Блок вопросов «Мир химии»
20. На протяжении долгих столетий она была ценным товаром. Из-за нее устраивали войны, образовывались и разрушались государства.
Недостаток ее губительно сказывается на работоспособности человека, а избыток ее способствует развитию атеросклероза сосудов мозга.
«На пирах у Киевского князя ее ставили в золотой посуде на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще уходили с княжеского пира «не солоно хлебавши». Что это? (соль).
40. Для устранения неприятных запахов в ящиках стола, серванте, холодильнике домохозяйки на время кладут кусочки древесного угла. Какую роль играет уголь?
(Древесный уголь даже не активированный хорошо поглощает из воздуха самые различные вещества. Устранение запахов связано с адсорбцией молекул «пахучих» веществ на поверхности угля)
60. Она была изобретена доктором Джоном С Пембертоном в 1886 году. Она состоит на 90% из газированной воды, жженого сахара, фосфорной кислоты, кофеина. Она - любимый напиток многих детей и взрослых!!! Благодаря высокому содержанию ортофосфорной кислоты этот продукт так же применяют в быту для чистки канализации, ржавых болтов и пятен с хромированного бампера машины, электрических чайников от накипи. В некоторых азиатских странах фермеры используют ее для уничтожения вредителей, т.к. она дешевле химикатов, а эффект дает такой же. Назовите этот напиток. (Кока-Кола (Пепси-Кола)).
80. Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать головы пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Что же произошло? (Головы египтян покрылись пеной. Так, если верить преданию, из соединения жиров и золы возникло мыло)
Блок вопросов «Химический элементарий»
20. Какой газ утверждает, что он – это вовсе не он? (неон)
40. Какой элемент всегда рад? (радон)
60. Какой элемент не имеет постоянной "прописки" в периодической системе химических элементов? (водород)
80. Без него немыслима жизнь на Земле. Ему обязана своим существованием органическая химия. В природе встречается в трех лицах. Одно из веществ, которые он образует, - самое твердое в природе. (углерод)
Блок вопросов «Кислоты»
20. Какое вещество является «хлебом» в химической промышленности? (серная кислота)
40. Эта кислота входит в состав желудочного сока (соляная кислота)
60. Какой цвет имеет лакмус в кислой среде (красный)
80. Н.Бор за создание теории строения атома в 1922 г. был награжден Нобелевской золотой медалью. Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Данию, он ее уничтожил, чтобы медаль не досталась врагу. Каким радикальным способом он это сделал? (Растворил в царской водке)
Вопросы красного раунда
ХИМИЯ И ГЕОГРАФИЯ | 20 | 40 | 60 | 80 |
ХИМИЯ И БИОЛОГИЯ | 20 | 40 | 60 | 80 |
ХИМИЯ В ИСТОРИИ | 20 | 40 | 60 | 80 |
МЕТАЛЛЫ | 20 | 40 | 60 | 80 |
Блок вопросов «Химия и география»
20. На острове Гаити Х.Колумб в 1493 году увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Мяч, ударяясь о землю, высоко подскакивал в воздух. Из чего он был изготовлен? (Каучук)
40. В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученные изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма)
60. Древнегреческий географ Страбон писал, что в глубине Африки живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота. Назовите этот металл. (железо)
80. В древней Индии при совершение священных обрядов в полумраке храмов внезапно вспыхивали и рассыпались искрами таинственные красные огни, наводившие суеверный страх на молящихся. Разумеется, всемогущий Будда здесь был не при чем, зато его верные служители, жрецы, видя испуганные лица молящихся, протирали руки от удовольствия. Раскройте секрет жрецов.
(Соли стронция, придавали красный цвет, смешивались с углем, серой и бертолетовой солью. В нужный момент смесь поджигалась. Поскольку «патент» на изобретение этой смеси принадлежал жрецам из индийской провинции Бенгалии, это огни получили название бенгальских)
Блок вопросов «Химия и биология»
20. Чтобы скрыть следы преступления, преступник сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. (После сгорания остаются неорганические соединения. Гемоглобин крови содержит много железа, значит, на одежде была кровь)
40. Назовите кислоту, которая содержится в крапиве, пчелином яде и выделяется муравьями (Муравьиная кислота)
60. В какой области медицины относятся врачи, которые лечили больные места воском, резиной, золотом, свинцом? (Стоматология)
80. Среди методов нетрадиционного лечения долго не заживляющих язв есть и такой: регулярно присыпать ранку сахарным песком. Заживление при этом происходит в 3 – 4 раза быстрее, чем при лечение антибиотиками. Какую роль здесь играет известное свойство сахара, которое умело используют торговцы?
(Сахар вытягивают воду не только из воздуха, но и из микроорганизмов, от чего те быстро погибают)
Блок вопросов «Химия в истории»
20. Если существует закон, то всегда найдется и его нарушитель. Но вот один из всех законов, введенных еще в XIV веке английским королем Генрихом IV, никто нарушить не смог, несмотря на то, что желающих это сделать было немало. О каком законе идет речь? (Речь идет о строжайшем запрете «превращать обычные металлы в золото»)
40. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Покорены Персия, Египет и Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Полководец был вынужден повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболели во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. В чем была причина заболевания?
(Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а из военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде)
60. Плиний Старший описал случай, когда финикийские мореплаватели, застигнутые штормом, разложили костер на песчаном берегу. Котел они поставили на глыбы соды, которую везли на продажу. Что же они обнаружили на кострище утром? (Стекло)
80. Как известно из исторических источников Григория Распутина пытались отравить одним смертельно опасным ядом. Они положили яд в сладкие пирожные, чем допусти огромную оплошность. Какой был взят яд? В чем заключалась их ошибка?
(Формула яда KCN – цианид калия. В пирожных и сладких напитках содержится глюкоза, которая соединяясь с циан-ионом, инактивирует его. Далее происходит гидролиз полученного соединение с получением безвредной глюкогептоновой кислоты)
Блок вопросов «Металлы»
20. Он в войнах нашёл применение
И в сельском хозяйстве, в быту,
Металлом войны, преступленья
Я этот металл назову. (Железо)
40. Гуси, как известно, спасли Рим, а какой металл губил его жителей (Свинец)
60. Этот щелочной металл по распространенности в земной коре занимает шестое место. Температурный интервал жидкого состояния металла очень велик, поэтому его используют в ядерной энергетике как теплоноситель. (Натрий)
80. В 1910 году английский полярный исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много трудных месяцев продвигались отважные путешественники по снежным пустыням Антарктиды, оставляя на своем пути небольшие склады с продуктами и керосином – запасы на обратную дорогу. Но на обратном пути их поджидала беда: на первом же складе не оказалось керосина, жестянки, в которых он хранился, стояли пустые. С трудом добрались путешественники до следующего склада, но и там их встретили пустые банки: весь керосин вытек. В результате, оставшись без огня и пищи, экспедиция вскоре погибла. В чем крылась причина таинственного исчезновения керосина?
(Жестяные банки керосином были запаяны оловом. Должно быть, путешественники не знали, что на морозе олово «заболевает»: блестящий белый металл сначала превращается в тускло-серый, а затем рассыпается в порошок. Это явление, которое называется «оловянной чумой», и сыграло роковую ошибку в судьбе экспедиции)
ФИНАЛ – СУПЕРИГРА
Вопрос: Почему на картинках XIV - XV веков небо изображено зеленым, а не голубым?
Ответ: В качестве синего красителя в эту эпоху использовали гидроксокарбонат меди – азурит, который постепенно становиться зеленым.
Подведение итогов, награждение.