kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Химическая война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная проектная работа выполнена обучающимися 9 класса.

Цель работы: 

? Познакомиться с видами химического оружия времен Первой Мировой.

? Описать факты использования химического оружия  во время Первой Мировой Войны и их последствиями.

? Дать оценку фактам использования химического оружие с химической, физиологической и исторической точки зрения.

Ц

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Химическая война" »

Муниципальное образовательное учреждение

Подвязновская средняя общеобразовательная школа

с. Подвязновский, Ивановский район, Ивановская область











Проектная работа

на тему:

«Химическая Война»









Авторы: обучающиеся 9 класса

Груничева Ксения, Соколов Максим,

Кабашов Эдуард, Калинин Михаил

Руководитель: учитель химии

Игнатович Татьяна Александровна





Оглавление



  1. Введение…………………………………………………………………………………………3

  2. Основная часть………………………………………………………………………………….4

  3. Заключение ……………………………………………………………………………………..8

  4. Выводы………………………………………………………..…………………………………9

  5. Литература ……………………………………………………………………………………..11







































Введение

… Ещё было далеко до рассвета, но ветер дул с запада прямо в лицо, и это был не предутренний ветер, а знак перемены погоды. Как уверяют свидетели, многие французы с интересом наблюдали приближающийся фронт этого причудливого «желтого тумана», но не предавали ему значения.

Вдруг они почувствовали резкий запах. У всех защипало в носу, глаза резало, как от едкого дыма. «Желтый туман» душил, ослеплял, жег грудь огнем, выворачивал наизнанку. Люди с воплями носились по окопам, сталкиваясь друг с другом падали, бились в судорогах, ловя воздух перекошенными ртами. А «желтый туман» катился все дальше и дальше в тыл французских позиций сея по пути смерть и панику. За туманом стройными рядами шествовали немецкие цепи с винтовками наперевес и повязками на лице. Но атаковать им было не кого. Тысячи алжирцев и французов лежали мертвые в окопах и на артиллерийских позициях…

Жуткие картины рисует воображение, когда читаешь эти строки. А ведь это – невыдуманная история. Это летопись Первой Мировой Войны.

Первая мировая война явила миру множество новых средств уничтожения: впервые была широко применена авиация, на фронтах Великой войны появились первые стальные чудовища – танки, но наиболее страшным оружием стали все-таки ядовитые газы. Над развороченными снарядами полями сражений витал ужас пред газовой атакoй. Нигде и никогда, ни до, ни после, химическое оружие не применялось столь массировано. Что же оно собой представляло? На это вопрос я и попыталась найти ответ в своей проектной работе.

Цель работы:

∙ Познакомиться с видами химического оружия времен Первой Мировой.

· Описать факты использования химического оружия во время Первой Мировой Войны и их последствиями.

∙ Дать оценку фактам использования химического оружие с химической, физиологической и исторической точки зрения.

Задачи:

∙ Проанализировать научно-популярную литературу, в которой описываются факты использования химического оружия в Первую Мировую Войну.

· Выявить наиболее распространенные виды отравляющих веществ и дать им оценку.

· Обобщить результаты и сформулировать выводы.










Основная часть

На протяжении тысячелетий даже самые крупные по своим масштабам войны почти не затрагивали экономику вовлеченных в эти конфликты стран. Доля национального дохода, отвлекавшегося на ведение боевых действий, составляла 10 – 15%. В структуре военных расходов затраты на боевые и технические средства не превышали 10 – 15%. Потребность в вооружении покрывалась за счёт мобилизационных запасов и текущего производства военной промышленности.

Характер войн изменился, начиная с последней трети XIX в. Уже в франко-прусской войне 1870 – 1871 гг., в которой участвовало около 1,5 млн. человек, возросло применение артиллерии. Однако совершенно беспрецедентной по своим масштабам стала Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Именно в это время впервые в военных действиях начали применять артиллерию всех калибров, которая была перевооружена снарядами большой мощности, производство которых стало возможным после освоения в 1890-х гг. технологий мощных взрывчатых веществ и порохов. Базой для этого стали открытия в органической химии 1870-х гг.

Уже в начале войны обнаружилось, что мобилизационные запасы и работа военной промышленности при том размахе и продолжительности боевых действий, которые превзошли все расчёты, не могут обеспечить потребностей армий. В экономике воющих стран нужно было что-то менять.

Наиболее быстро и успешно перестроилась экономика Германии, где первоочередное развитие химической промышленности было возведено в ранг государственной политики: еще в 1889 г. рейхсканцлер О. фон Бисмарк подчёркивал, что «в последней инстанции вопросы войны и мира решают химики». В результате к началу Великой войны химическая промышленность страны занимала первое место в мире, а центр сталелитейной промышленности Рур входил в число четырёх крупнейших промышленных регионов мира.

В связи с этим неудивительным является тот факт, что именно Германия провела первые опыты по применению боевых отравляющих веществ в виде так называемого «снаряда N2» были произведены германцами в октябре. 27 октября 1914 г. 3 000 таких снарядов было применено на Западном фронте в атаке на Нев-Шапель . Хотя раздражающее действие снарядов оказалось невелико, но, по германским данным, их применение облегчило взятие Нев-Шапеля. В дальнейшем они были сняты с вооружения.

Конец 1914 года положил начало исследовательской деятельности в Германии по изысканию боевых отравляющих веществ, главным образом артиллерийских боеприпасов. Это были первые попытки снаряжения снарядов боевых ОВ. Но в то время в производстве снарядов наступил кризис, а кроме того высшее командование сомневалось в возможности получения массового эффекта при изготовлении газовых снарядов. Тогда доктор Габер предложил применить газ в виде газового облака. Первые попытки использования боевых отравляющих веществ были проведены в таком незначительном масштабе и с таким незначительным эффектом, что никаких мер по линии противохимической защиты союзниками принято не было.

22 апреля 1915 года Германия провела массированную хлорную атаку. В 17:00 подул слабый восточный ветер и газ начали распылять, он двигался в сторону французских позиций, образуя облака желтовато-зелёного цвета. Облако удушающих отравляющих веществ уничтожило две французские дивизии и произвело опустошение среди англичан и канадцев. Затем направление ветра изменилось. Газовое облако надвинулось на немецкие войска. В результате погибли сотни немцев. Габер (разработчик этого секретного химического оружия) по этому поводу сказал, что нельзя приготовить омлет, не разбив яйца, и что эксперимент показателен. В течение 5-8 минут на фронте 6 км было выпущено 168-180 тонн хлора – 15 тысяч солдат получили поражения, из них 5 тысяч погибли.

Сразу после первых применений хлора стало очевидно, что те, кто не сидел в траншее, а находился на каком-либо возвышении, получили меньшие отравления, потому что хлор — газ тяжелее воздуха, поэтому он опускается к земле и имеет там более высокую концентрацию. Особо сильно пострадали те, кто лежал на земле или на носилках.

Хлор – ядовитый  газ желто-зелёного цвета, с резким запахом. Он в 2,5 раза тяжелее воздуха, способен «затекать» в окопы, блиндажи, убежища, что удобно для боевого применения против хорошо приготовившегося к позиционной войне противника. Один килограмм жидкого хлора образует 300 литров газа. Человек, попав в такое облако, погибал в течение нескольких минут. С использованием хлора германским военным химикам впервые удалось осуществить два основных условия, необходимых для успеха химического нападения, — принцип массового применения ОВ и принцип максимальной концентрации газового облака.

По физиологическому действию на организм хлор относится к группе веществ удушающего действия. В момент контакта он оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку дыхательных путей и глаза. Проникая в глубокие дыхательные пути, хлор разрушает лёгочную ткань, вызывая отёк лёгких.

Антидота против хлора не существует.

Нейтрализуют хлор: раствором известкового молока, 5% водным раствором кальцинированной соды,5% водным раствором гидроксида натрия, водой.

Это происшествие наделало много шума и, уже к вечеру, мир знал, что на поле боя вышел новый участник, способный конкурировать с «его величество – пулеметом». На фронт бросились лучшие химики.

Использованием Германией хлора, как химического оружия, нарушило Гаагскую конвенцию 1907 года, запрещавшей отравляющие вещества как средства ведения войны, и развязало руки всем участникам той страшной войны.

Дальнейшее применение химического оружия не заставило себя долго ждать и уже в июне 1915 г. был применен бром, употреблявшееся в минометных снарядах; появилось также и первое слезоточащее вещество: бромистый бензил, соединенный с бромистым ксилиленом. Этим газом наполнялись артиллерийские снаряды. В первый раз употребление газов в артиллерийских снарядах, получившее впоследствии такое широкое распространение, отчетливо наблюдалось 20 июня в Аргонских лесах.

Широкое распространение в годы Первой Мировой войны получил фосген, который был синтезирован группой французских химиков под руководством Виктора Гриньяра и впервые использован Францией в 1915 году.

При комнатной температуре фосген (СOCl2) – бесцветный газ, с запахом подгнившего сена, обращающийся при температуре – 8° в жидкость. Перед войной фосген добывался в больших количествах и служил для изготовления различных красок для шерстяных материй.

Фосген очень ядовит и, кроме того, действует, как вещество, сильно раздражающее легкие и вызывающее повреждение слизистых оболочек. Фосген, как боевой газ, превосходил хлор большей, по сравнению с последним, токсичностью. Потенциальным недостатком фосгена считалось то, что симптомы отравления им иногда наступали лишь через 24 часа после вдыхания. Это давало возможность солдатам, отравленным фосгеном, продолжать некоторое время вести боевые действия. С другой стороны, на следующий день эти солдаты умирали или становились инвалидами.

Сравнительная дешевизна и простота приготовления, сильные отравляющие свойства, затяжное действие и малая стойкость (запах исчезает через 1 ½ – 2 часа) делают фосген веществом, очень удобным для военных целей.

Употребление фосгена для газовых атак предлагалось еще летом 1915 г. нашим морским химиком Н. А. Кочкиным (немцы применили его только в декабре). Но предложение это не было принято царским правительством.

Вначале газ выпускался из специальных баллонов, но уже к 1916 г. стали применять в бою артиллерийские снаряды, снаряженные ядовитыми веществами. Достаточно вспомнить кровавое побоище под Верденом (Франция) 21 февраля 1916 г, где было выпущено до 100.000 химических снарядов.
Хлор и фосген стали наиболее распространенными отравляющими веществами Первой Мировой. Часто фосген использовали в смеси с хлором — для усиления отравляющего действия. Союзники называли эту смесь «Белая звезда», так как снаряды с вышеозначенной смесью маркировались белой звездой. Смеси содержали обычно 25% фосгена, но иногда в летнее время доля фосгена достигала 75%. Впервые смесь фосгена с хлором была применена 31 мая 1915 г. у Воли Шидловской под Болимовом (Польша) против русских войск.

Впечатленные действием французских фосгеновых снарядов, немцы пошли дальше. Они стали снаряжать свои химические снаряды дифосгеном. Его отравляющее действие аналогично тому, что оказывает фосген. Однако температура кипения у дифосгена выше (128 0С), чем у фосгена (8,2 0С); его пары в 7 раз тяжелее воздуха, поэтому для газобаллонных пусков он не подходил. Но после доставки к цели химическими снарядами он дольше фосгена сохранял свое поражающее и сковывающее действие на местности. Уже через три месяца (19 мая 1916 г.) в боях у Шитанкура немцы более чем успешно ответили на фосгеновые снаряды французов, снарядами с дифосгеном в смеси с хлорпикрином.

Хлорпикрин — отравляющее вещество удушающего и слезоточивого действия. При массовом применении способен заражать местность до 6 часов. Обычно использовался в смесях с другими отравляющими веществами. Плохо задерживался влажными масками. До появления противогазов на активированном угле (конец 1916 г.) применялся для того, что бы заставить солдат противника сбрасывать с себя респираторы, защищающие от поражения смертельными отравляющими веществами.

В ночь с 12 на 13 июля 1917 года, у бельгийского города Ипр англо-французские войска были обстреляны минами, содержавшими маслянистую жидкость. Так, впервые Германией был применён  иприт – жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия. При первом применении иприта поражения различной тяжести получили 2490 человек, из которых 87 скончались. Иприт обладает отчетливо выраженным местным действием – он поражает глаза и органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы. Всасываясь в кровь, он проявляет и общее ядовитое действие. Попадание на кожу капель или аэрозолей иприта, также как и контакт кожи с парами ОВ, первоначально не вызывает никаких неприятных ощущений. Через 20 – 30 минут он полностью всасывается и попадает в кровь. После всасывания наступает скрытый период длительностью от 2 часов до суток в зависимости от дозы, температуры и влажности воздуха, структуры и влажности кожи. В жаркую погоду, в случае горячей, влажной кожи или нежных ее участков период скрытого действия значительно сокращается и может почти отсутствовать. Первые признаки поражения после окончания периода скрытого действия проявляются в виде зуда, жжения и покраснения кожи (эритемы) в местах контакта с жидким или парообразным ипритом. Кожа натягивается, становится сухой и теплой. При небольших дозах эти явления через несколько суток проходят. При более высоких дозах развивается отечность, по краям которой спустя 16 – 30 часов после контакта с ядом появляется множество мелких пузырьков. В дальнейшем эти пузырьки сливаются в более крупные или один большой пузырь с бесцветной или желтоватой жидкостью. Пузыри прорываются и на коже образуются болезненные ипритные язвы, заживление которых может продолжатся более 2 месяцев. Вторичная инфекция может привести к гнойным воспалениям пораженных участков кожи. На их месте остаются рубцы.

От капель и паров иприта не защищает кожные покровы обычное летнее и зимнее армейское обмундирование, как и практически любые виды гражданской одежды. Реальной защиты войск от иприта в те годы не было, и применение его на поле боя было эффективным до самого окончания войны.

Обстрелянная и пропитанная ипритом территория не теряла своих обжигающих свойств в течение целых недель и горе человеку, попадавшему на такое место: он выходил оттуда пораженный ожогами и его одежда до того пропитывалась этим страшным газом, что одно только прикосновение к нему поражало дотронувшегося человека частицами выделяемого газа и вызывало такие же ожоги.
Обладающий такими свойствами так называемый горчичный газ (иприт) немцы прозвали «царем газов». Особенно действительны снаряды, начиненные ипритом, действие которого при благоприятных условиях продолжается до 8 дней.

В ночь с 10 на 11 июля 1917 г. немцами впервые были применены арсины  — неорганические мышьяковистые соединения, обладающие отвратительным запахом, немедленно вызывающим рвоту. Они заняли место хлорпикрина после появления у воюющих сторон противогазов на активированном угле. Это твердые вещества. При взрыве они переходят в состояние пара, а затем быстро кристаллизуются с образованием твердых частиц, близких по размеру к наночастицам (до 0,01 микрона). Твердые частицы такого размера (дымы) не задерживались противогазной шихтой и теми противодымными фильтрами, что в конце войны устанавливались в противогазные коробки.

«Атака мертвецов»

Русская армия понесла самые крупные среди всех участников войны потери от воздействия отравляющих веществ. Германская армия первой применила отравляющие газы как оружие массового поражения в крупных масштабах в период Первой мировой войны против России. 6 августа 1915 года немецкое командование применили отравляющие вещества для уничтожения гарнизона крепости Осовец. Немцы развернули 30 газовых батарей, несколько тысяч баллонов и 6 августа в 4 утра на русские укрепления потек темно-зеленый туман смеси хлора с бромом, достигший позиций за 5-10 минут. Газовая волна 12-15 м в высоту и шириной до 8 км проникла на глубину до 20 км. Никаких средств защиты у защитников русской крепости не было. Всё живое было отравлено. 

Вслед за газовой волной и огневым валом (германская артиллерия открыла массированный огонь) в наступление двинулись 14 батальонов ландвера (около 7 тыс. пехотинцев). На передовых русских позициях после газовой атаки и артиллерийского удара осталось не более роты полуживых солдат. Казалось, что Осовец уже в немецких руках. Однако русские воины явили ещё одно чудо. Когда немецкие цепи приблизились к траншеям, их атаковала русская пехота. Это была настоящая «атака мертвецов», зрелище было ужасным: русские солдаты шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от страшного кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленное обмундирование. Это было всего несколько десятков бойцов – остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка. Немецкая пехота впала в такой ужас, что не выдержала удара и побежала. По бегущему неприятелю открыли огонь русские батареи, которые, как казалось, уже погибли. Надо отметить, что оборона крепости Осовец – это одна из ярчайших, героических страниц Первой мировой войны. Крепость, несмотря на жестокий обстрел из тяжёлых орудий и штурмы немецкой пехоты, держалась с сентября 1914 года по 22 августа 1915 года. 


Производство химического оружия в России во время Первой Мировой Войны.

Российская империя в довоенный период была лидером в области различных «мирных инициатив». Поэтому не имела в своих арсеналах отравляющих веществ, средств противодействия подобным видам оружия, не вела серьёзных исследовательских работ в этом направлении.

В 1915 году пришлось срочно учредить Химический комитет и в чрезвычайном порядке поставить вопрос о разработке технологий и масштабном производстве отравляющих веществ. В августе 1915 г. был произведен первый промышленный хлор, в октябре началось производство фосгена. В феврале 1916 года в Томском университете силами местных учёных было организовано производство синильной кислоты.

К осени 1916 г. требования армии на химические 76-мм снаряды удовлетворялись полностью: армия получала ежемесячно 5 парков (15000 снарядов), в том числе 1 парк ядовитый и 4 удушающих. В начале 1917 г. были разработаны и готовились к применению в боевых условиях 107-мм пушечные и 152-мм гаубичные химические снаряды. Весной 1917 г. в войска стали поступать химические боеприпасы для миномётов и ручные химические гранаты.

В широких масштабах химическое оружие было применено русской армией летом 1916 г. в ходе Брусиловского прорыва. 76-мм снаряды с ОВ удушающего (хлорпикрин) и ядовитого (фосген) действия показали свою высокую эффективность при подавлении артиллерийских батарей противника.











Заключение

Первая мировая война явила миру множество новых средств уничтожения, одним из которых является химическое оружие. Эта война породила новые термины — «химическая война» и «газовая война». Ее можно с полным основанием назвать «Войной газов». Нигде и никогда, ни до, ни после, боевые отравляющие вещества не использовались в таких огромных количествах, как в 1915–1918 годах: например, 12 тысяч тонн иприта, которым было поражено около 400 тысяч человек . Всего за годы Первой мировой было произведено 180 тысяч тонн боеприпасов различных типов, начиненных отравляющими веществами, из которых на поле боя было применено 125 тысяч тонн.

В основу химического оружия Первой мировой войны были положены изобретения и открытия XVIII–XIX вв. Именно в этот период удалось обнаружить или синтезировать все вещества, которые применялись на полях сражений: хлор (1774 г.), синильная кислота (1782 г.), фосген (1811 г.), иприт (1822 г., 1859 г.), дифосген (1847 г.), хлорпикрин (1848 г.) и другие.

По итогам Первой мировой войны «лидером» среди отравляющих веществ (ОВ) стал действующий в обход противогаза иприт.

Анализируя последствия той страшной химической войны, в 1921 г. в Вашингтоне США, Англия, Франция, Италия и Япония заключили соглашение, согласно которому воспрещалось употребление ядовитых газов. В 1925 г. в Женеве был составлен протокол, запрещающий применение отравляющих веществ, который, однако, США, Япония и ряд других стран не ратифицировали. В 1927 г. к Женевскому протоколу о запрещении применения отравляющих веществ присоединился и ратифицировал протокол Советский Союз. Этим самым Советский Союз еще раз показал свою миролюбивую политику и готовность поддержать любое начинание, направленное к обеспечению мира. Однако ни одно из капиталистических государств не выбросило химическое оружие из арсенала средств войны. После первой мировой войны капиталистические государства, несмотря на упомянутые соглашения и протоколы, продолжали разработку, изучение и совершенствование химического оружия. Было очевидно, что отравляющие вещества будут применяться и в будущем, если этого потребуют военные интересы капиталистических стран.





 













Выводы

Таким образом, в ходе работы над проектом можно сделать выводы:

1.  Первая мировая война – одна из самых кровопролитных и значительных по последствиям в истории человечества. Она продолжалась более 4-х лет, в ней участвовали 38 стран. Под ружье было поставлено в общей сложности 73,5 млн. человек. Более 10 млн. было убито и 20 млн. ранено. В этой войне впервые в истории было применено первое оружие массового поражения. Применение ядовитых газов в Первой мировой войне было крупной военной инновацией. Диапазон действия отравляющих веществ шёл от просто вредоносных (таких, как слезоточивый газ) до смертельно ядовитых, как хлор и фосген, иприт.

2. После Первой Мировой Войны во всех странах участницах, в том числе и в России, наблюдался подъем и интенсивное развитие химического производства, т.к. появление на арене боевых действий химического оружия поставило международное сообщество перед возможностью ведения масштабной войны с его применением. Значение химической промышленности как основы военной экономики не нуждается в специальных доказательствах. Многие современные виды вооружений, включая атомное оружие и средства его доставки, стратегические ракеты, оперативные тактические виды вооружений, базируются на крупных открытиях в области химии.

3. Столкнувшись со страшными последствиями применения химического оружие во время Первой Мировой Войны было наложено производство средств защиты: мокрого и сухого противогазов, а также противогазов Зелинского, использование которого спасло и продолжает спасать жизнь людям.

4. Благодаря заданному русскими учеными, инженерами и военными в годы Первой мировой войны толчку к развитию отечественного химического оружия, в советское время оно превратилось в серьезный сдерживающий фактор для агрессора. Нацистская Германия не решилась развязать химическую войну против СССР, понимая, что второго Болимова уже не будет. Советские средства химзащиты обладали столь высоким качеством, что немцы, когда те попадали им в руки в качестве трофеев, оставляли их для нужд своей армии.

После окончания Первой мировой войны химическое оружие заняло прочное, и далеко не последнее место в арсеналах воевавших стран. Ему первому в ХХ столетии был присвоен статус оружия массового поражения. К началу Второй мировой войны мало кто из военных специалистов сомневался, что новая схватка ведущих держав не обойдется без широкомасштабного применения химического оружия. Но, к счастью, эти прогнозы так и не сбылись.

В настоящее время химоружие массового поражения запрещено к применению Женевской Конвенцией о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года. Россия ратифицировала её в ноябре 1997 года. Но, к сожалению, как и в Первой Мировой Войне существуют вероятность, что кто-то эту конвенцию нарушит



Литература

  1. Отравляющие вещества и химическое оружие Первой мировой войны // Офицеры. — 2010. — № 3 (47). — С. 56–61

  2. Применение химического оружия в операциях Первой мировой войны // Офицеры. — 2010. — № 5 (49). — С. 54–59.

  3. Химическая война в России // Офицеры. — 2010. — № 6 (50). — С. 52–57

  4. Первая мировая война, Версальская система и современность: сб. статей / отв. ред. И.Н. Новикова, А.Ю. Павлов, А.А. Малыгина. — СПб.: СПбГУ, 2014.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная работа "Химическая война"

Автор: Игнатович Татьяна Александровна

Дата: 08.09.2015

Номер свидетельства: 229413

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "конспект урока по химии "типы химических реакций" с заданием к 70 -летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(124) "konspiekt-uroka-po-khimii-tipy-khimichieskikh-rieaktsii-s-zadaniiem-k-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "193149"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427577256"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Урок по теме: Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях    техногенного характера"
    ["seo_title"] => string(111) "urokpotiemieorghanizatsiiaopovieshchieniianasielieniiaochriezvychainykhsituatsiiakhtiekhnoghiennoghokharaktiera"
    ["file_id"] => string(6) "305653"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457970796"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства