конспект урока по химии "типы химических реакций" с заданием к 70 -летию Победы в Великой Отечественной войне
Конспект урока по химии "типы химических реакций" с заданием к 70 -летию Победы в Великой Отечественной войне
Урок "Типы химических реакций-нестандартный. Задания, составленные для игры-путешествия позволяют применению знаний и умений обучающихсв в необычных условиях. Сочетание выдвинутых пробдем теоретического плана с химическим экспериментом способствует целостному восприятию учебного материала обучающимися.Урок во многом расчитан на самостоятельную работу обучающихся при индивидуальным и групповом виде их деятельности. Защита проектной части урока в виде стендового доклада и проведение химических опытов позволяет развитию ответственного отношения к учению и творческого потенциала обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по химии "типы химических реакций" с заданием к 70 -летию Победы в Великой Отечественной войне »
Данные об авторе
Автор: Лукашова Лидия Александровна
Место работы, должность:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская СОШ имени С.В. Васильева Ртищевского района Саратовской области», учитель химии и биологии
Регион: Российская Федерация
Класс: 8 класс
Предмет: Химия
Тема: «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Цель урока:
Триединая дидактическая цель урока:
Предметная: обобщение знаний обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций.
Методологическая: развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных.
Метапредметная: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении химических реакций.
Тип урока: Систематизации и обобщения знаний и умений
Вид урока: урок игра – путешествие.
Форма учебного процесса: урок
Используемые учебники и учебные пособия: УМК О.С.Габриеляна
Используемое оборудование: ПК, химическая посуда, реактивы, таблицы: « Периодическая система Д.И.Менделеева», «Ряд электроотрицательности неметаллов», «Таблица растворимости», «Классификация неорганических веществ», материалы к стендовому докладу, карточки с заданиями, таблички с названиями станций, схема для проведения зарядки для глаз.
Аннотация:
Урок «Типы химических реакций – нестандартный. Задания, составленные для игры – путешествия позволяют применению знаний и умений обучающихся в необычных условиях. Сочетание выдвинутых проблем теоретического плана с химическим экспериментом способствует целостному восприятию учебного материала. Урок во многом рассчитан на самостоятельную работу обучающихся при индивидуальном и групповом виде их деятельности. Защита проектной части урока в виде стендового доклада и проведения химических опытов позволяет развитию ответственного отношения к учению и творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,
Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.
Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления обучающихся.
На столах обучающихся: лабораторное оборудование, химические реактивы, маршрутная карта, цветные карточки, дидактический материал с заданиями на остановках.
Технологическая карта урока в рамках ФГОС по теме «Типы химических реакций»
Общая часть
Предмет - химия
8 класс
Тема урока «Типы химических реакций»
Планируемые образовательные ресурсы
Предметные:
-актуализация знаний обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; искать пути решения проблемы и средства достижения цели; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.
Познавательные УУД:
составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
Коммуникативные УУД: слушать товарища и обосновывать свое мнение; участвовать в диалоге на уроке; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли и идеи.
Личностные УУД:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, осознавать неполноту знаний проявлять интерес к новому содержанию.
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
1 Организационный момент
Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку
Приветствие учителя, сообщение дежурного об отсутствующих учащихся на уроке.
2 Сообщение темы, цели урока, мотивации учения обучающихся.
- Что за явления такие:
в природе и в быту встречаются они.
При них меняется состав веществ и происходят превращенья.
-Как называются эти явления?
-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
- Нас с вами окружают разнообразные вещества, которые постоянно подвергаются изменениям. Мы должны систематизировать все полученные знания о химических реакциях для того, чтобы в дальнейшем вы смогли описывать химические свойства веществ, решать различные задачи и выполнять задания по цепочкам химических превращений.
Наш урок проводится в виде игры. Вам необходимо попасть на остров.
- Чтобы остров нам достичь
Нужно многое постичь:
Не бояться отвечать, уравнения писать, ставить опыты, играть и друг другу помогать.
Свою цель тогда достигнем –
О типах реакций все постигнем!
- Поэтому девиз нашего урока:
Для достижения цели (добраться до острова) вам помогут ваши знания, которые вы покажете на пути следования.
- Ребята, для того, чтобы добраться от школы до моря, нам необходимо воспользоваться одним из видов транспорта: самолет и поезд. Вы должны выбрать удобное для себя средство передвижения в зависимости от уверенности в своих знаниях по ранее изученной теме. Для этого посмотрите на задание №1 в маршрутной карте. Сделайте свой выбор. Не забывайте оценивать свою работу.
- Итак, в добрый путь!
-Во время поездки выполняйте задания.
( Приложение №1)
-А теперь проверим выполнение задания №1
- Оценивание выполненного задания указано в маршрутной карте.
- А теперь для окончательного прибытия к причалу следует подвести итог нашей поездки:
- По какому основному признаку вы отличали простые вещества от сложных веществ?
Какие классы веществ мы изучили?
Выбирают вид транспорта и знакомятся с заданиями.
Работа в группах.
Выбирают задание разное по степени сложности.
Обучающиеся осуществляют взаимопроверку и оценивают выполнение заданий друг друга.
- По составу.
Называют классы, используя стенд «Классификация химических веществ»
4 Изучение и систематизация понятий.
Думаю, что вы немного утомились. Давайте поиграем в игру «Химическое лото»
(Приложение №2). Проверьте выполнение задания, используя ответ в виде ключа. Ключом вы откроете каюты.
- А теперь вам предстоит выйти в открытое море, но для того, чтобы не сбиться с курса используйте те знания, которые вам будут необходимы.
-Стоп! Красный свет!
на вас нападают пираты.
В ход идет «Химическая атака». А для того, чтобы ее отбить, нужны ваши знания, ваша смекалка, ваша оперативность действий.
(Приложение №3)
Задание выполняют индивидуально.
Учащиеся сравнивают ответы.
Приступают к выполнению задания, работая в группах.
Физкультурная пауза.
-Итак, атака противника отбита.
- Но прежде чем, мы перейдем к следующему этапу, я предлагаю немного отдохнуть и провести гимнастику для глаз ( по методу Базарного и Аветисову).
-Продолжаем плыть дальше.
- И вот уже виден остров. Давайте отгадаем его название, выполнив следующее задание «Угадай слово»
(Приложение №4) -Какое значение для вас имеет это слово? «Много разных реакций на планете Земля,
Но каждая реакция по- своему важна».
-Как вы думаете, о каких типах химических реакций пойдет речь?
- Какое значение для вас и для нашего народа имеет это слово?
- Подсказка спрятана в задании «Сложи» (Приложение №5)
-А теперь, подумайте, что объединяет слово «Победа» и число 70?
-Ребята, для того, чтобы свободно ориентироваться на острове, вам необходимо уметь самостоятельно защитить себя. Кругом джунгли. Будьте внимательны при выполнении заданий!
-Напоминаю, что в стендовом докладе характеристика типа химической реакции должна проводиться строго по плану:
- схема уравнения типа химической реакции;
- определение понятий;
- уравнения химических реакций с учетом правил написания реакций;
- уравнение химического явления, которое можно показать при проведении опыта.
-Ребята, на острове работает химическая почта, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его и подумаем, кому оно адресовано. (Приложение №6).
- Теперь вы вспомнили какие правила техники безопасности следует соблюдать при проведении химического эксперимента. Можете приступать ко второй части защиты.
-Ребята, сейчас вы показали опыты, при которых увидели реакции замещения, обмена, соединения, разложения.
Обучающиеся выполняют гимнастику для глаз
Приступают к выполнению задания.
Называют слово «Победа» и связывают его значение с той победой, которую получили они на уроке, имея определенный запас знаний.
Называют 4 типа химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена
Находят суммарный коэффициент в химических реакциях. Называют число 70.
- 70 –летие Победы народа в Великой Отечественной войне.
Каждыйученик защищает выбранный заранее тип химической реакции.
(защита проектной части урока)
Обучающиеся читают письмо, решают кому оно адресовано.
Посмотрите на те домашние задания, которые вы должны выполнить к следующему уроку. Задания дифференцированы на оценки «3», «4», «5». Запишите домашнее задание в дневник.
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.
Обучающиеся отвечают и по маршрутной карте выводят итоговую оценку за урок.
6 Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Ребята, достиг ли цели урок?
- Понравилась ли урок в виде путешествия?
- Дайте самооценку своей деятельности на уроке.
- Я уверена в том, что в дальнейшем сможете свободно описывать химические свойства веществ, решать задачи, осуществлять цепочки превращений. Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.
Обучающиеся проводят диалог с учителем.
Приложение №1
Остановка «Школа»
Задание для скорого поезда
Ваша задача:
Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы.
Ваша задача: найдите реакции определенного типа и укажите их координаты
№
А
В
С
Д
Е
1
Zn+2НCI=ZnCI2+H2
2Mg+CO2=C+2MgO
NH4NO4=N2+2H2O
3H3PO4+3Na2O=3Na3PO4+3H2O
2H2+O2=2H2O
2
2AIB3+3CI2=3Br2+2AICI3
Cu(OH)=CuO+H2O
4P+5O2=2P2O5
6K+N2=2K3N
CuO+H2SO4=CuSO4+H2O
3
2KNO3=2KNO2+O2
2Cr(OH)3=Cr2O3+3H2O
O2+2F2=2OF2
ZnS+2HNO3=Zn(NO3)2+H2O
SO3+H2O=H2SO4
4
FeCI3+3KOH= Fe(OH)3+3KCI
4AI+3O2=2AI2O3
ZnO+CO=Zn+CO2
2Na+2H2O=2NaOH+H2
4HNO3=4NO+O2+2HO
Ключ.
Реакции:
Соединения – Е1, С2, Д2, С3, Е3, В4.
Разложения - С1, В2, А3, В3, Е4.
Обмена - Д1, Е2, Д3, А4.
Замещения - А1, В1, А2,С4, Д4.
Приложение №4
Остановка «Угадайка!»
Ваша задача: по типу химической реакции найти соответствующую букву.
№
Уравнение химической реакции
обмена
Тип реакции
замещения
соединения
разложения
1
СaCO3=CaO+CO2
B
C
У
П
2
C+O2=CO2
Ш
К
О
Л
3
BaCI2+Na2SO4=BaSO4+2NaCI
Б
Г
Ж
Х
4
CuSO+Zn=Cu+ZnSO4
Ц
Е
М
И
5
MgO+CO2=MgCO3
Н
Ч
Д
Ю
6
2H2O=2H2+O2
Ф
Т
Э
А
Ответ: «победа»
Приложение №5
Остановка «Сложи»
Ваша задача: найдите суммарный коэффициент в уравнениях химических реакций
FeS2+14 H2SO4= Fe2 (SO4)3+15SO2+14H2O
4FeS2+11O2=8SO2+2Fe2O3
Ответ: 70
Приложение №6
Письмо
Уважаемые учащиеся 8 класса!
В школьные годы мне нравилось проводить разнообразные опыты с химическими веществами. Но, не смотря на то, что, имея высшее образование, столкнулся с проблемой: как на практике можно показать все типы химических реакций, имея незначительный набор простых и сложных веществ? Помогите мне, если возможно, разрешите мою проблему и еще подумайте: к какому типу химических реакций соответствует запись HO,
С уважением инспектор по т/б
P.S. Ребята, не забывайте соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов. Желаю удачи!
Приложение №7
Правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов.
Пробирки и склянки держите на уровне глаз;
работаем аккуратно и с малым количеством реактивов;
правильно приливайте растворы кислот к растворам других веществ;
закрывайте склянки после их применения при выполнении лабораторного опыта.
Маршрутная карта
Остановки с заданиями
Оценки за выполнение заданий
1
Школа (разноуровневые задания)
Поезд – 4 балла
Самолет – 5 баллов
2
Причал – ответ «ключ»
Выполнение 100% - 5баллов
Выполнение 80% – 4 балла
Выполнение ниже 80% - 3 балла
3
Форс – мажор – ответ «ключ» (условие см. в задании №2)
4
5
6
Угадай –ка!
Выполнение – 5 баллов
Нет ответа - 0 баллов
Сложи числа
Выполнение – 5 баллов
Нет ответа - 0 баллов
Стендовая защита проекта «Типы химических реакций»