kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии "типы химических реакций" с заданием к 70 -летию Победы в Великой Отечественной войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Типы химических реакций-нестандартный. Задания, составленные для игры-путешествия позволяют применению знаний и умений обучающихсв в необычных условиях. Сочетание выдвинутых пробдем теоретического плана с химическим экспериментом способствует целостному восприятию учебного материала обучающимися.Урок во многом расчитан на самостоятельную работу обучающихся при индивидуальным и групповом виде их деятельности. Защита проектной части урока в виде стендового доклада и проведение химических опытов позволяет развитию ответственного отношения к учению и творческого потенциала обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по химии "типы химических реакций" с заданием к 70 -летию Победы в Великой Отечественной войне »

Данные об авторе

Автор: Лукашова Лидия Александровна

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Александровская СОШ имени С.В. Васильева Ртищевского района Саратовской области», учитель химии и биологии

Регион: Российская Федерация

Класс: 8 класс

Предмет: Химия

Тема: «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»

Цель урока:

Триединая дидактическая цель урока:

Предметная: обобщение знаний обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций.

Методологическая: развитие научного мышления обучающихся через установление причинно-следственных связей, эксперимент и анализ эмпирических данных.

Метапредметная: формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении химических реакций.

Тип урока: Систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: урок игра – путешествие.

Форма учебного процесса: урок

Используемые учебники и учебные пособия: УМК О.С.Габриеляна

Используемое оборудование: ПК, химическая посуда, реактивы, таблицы: « Периодическая система Д.И.Менделеева», «Ряд электроотрицательности неметаллов», «Таблица растворимости», «Классификация неорганических веществ», материалы к стендовому докладу, карточки с заданиями, таблички с названиями станций, схема для проведения зарядки для глаз.

Аннотация:

Урок «Типы химических реакций – нестандартный. Задания, составленные для игры – путешествия позволяют применению знаний и умений обучающихся в необычных условиях. Сочетание выдвинутых проблем теоретического плана с химическим экспериментом способствует целостному восприятию учебного материала. Урок во многом рассчитан на самостоятельную работу обучающихся при индивидуальном и групповом виде их деятельности. Защита проектной части урока в виде стендового доклада и проведения химических опытов позволяет развитию ответственного отношения к учению и творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций, продолжить формирование умений наблюдать, записывать уравнения и предвидеть продукты химических реакций,

Развивающие: совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, при выполнении лабораторных опытов; совершенствовать умения обучающихся сравнивать и обобщать; развивать память, устойчивое внимание, самостоятельное мышление, умение слушать и слышать другого человека; развивать аналитическое мышление.

Воспитательные: продолжить формирование диалектико-материалистического мышления обучающихся.

На столах обучающихся: лабораторное оборудование, химические реактивы, маршрутная карта, цветные карточки, дидактический материал с заданиями на остановках.

Технологическая карта урока в рамках ФГОС по теме «Типы химических реакций»

Общая часть

Предмет - химия

8 класс

Тема урока «Типы химических реакций»

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные:

-актуализация знаний обучающихся о классификации веществ, типах химических реакций.


Метапредметные:


Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; искать пути решения проблемы и средства достижения цели; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией; использовать в своей деятельности оборудование и реактивы.

Познавательные УУД:

составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.

Коммуникативные УУД: слушать товарища и обосновывать свое мнение; участвовать в диалоге на уроке; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли и идеи.



Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм, осознавать неполноту знаний проявлять интерес к новому содержанию.



Организационная структура урока



Этапы урока



Деятельность учителя


Деятельность обучающегося

1 Организационный момент


Приветствие обучающихся, проверка готовности класса к уроку

Приветствие учителя, сообщение дежурного об отсутствующих учащихся на уроке.

2 Сообщение темы, цели урока, мотивации учения обучающихся.


- Что за явления такие:

в природе и в быту встречаются они.

При них меняется состав веществ и происходят превращенья.

-Как называются эти явления?

-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?


- Нас с вами окружают разнообразные вещества, которые постоянно подвергаются изменениям. Мы должны систематизировать все полученные знания о химических реакциях для того, чтобы в дальнейшем вы смогли описывать химические свойства веществ, решать различные задачи и выполнять задания по цепочкам химических превращений.

Наш урок проводится в виде игры. Вам необходимо попасть на остров.

- Чтобы остров нам достичь

Нужно многое постичь:

Не бояться отвечать, уравнения писать, ставить опыты, играть и друг другу помогать.

Свою цель тогда достигнем –

О типах реакций все постигнем!

- Поэтому девиз нашего урока:

Для достижения цели (добраться до острова) вам помогут ваши знания, которые вы покажете на пути следования.










- Химические реакции


Называют тему урока





































-«Только в перед!»


3 Актуализация знаний, умений, навыков обучающихся.


- Ребята, для того, чтобы добраться от школы до моря, нам необходимо воспользоваться одним из видов транспорта: самолет и поезд. Вы должны выбрать удобное для себя средство передвижения в зависимости от уверенности в своих знаниях по ранее изученной теме. Для этого посмотрите на задание №1 в маршрутной карте. Сделайте свой выбор. Не забывайте оценивать свою работу.

- Итак, в добрый путь!

-Во время поездки выполняйте задания.

( Приложение №1)

-А теперь проверим выполнение задания №1

- Оценивание выполненного задания указано в маршрутной карте.

- А теперь для окончательного прибытия к причалу следует подвести итог нашей поездки:

- По какому основному признаку вы отличали простые вещества от сложных веществ?

Какие классы веществ мы изучили?


Выбирают вид транспорта и знакомятся с заданиями.

Работа в группах.












Выбирают задание разное по степени сложности.








Обучающиеся осуществляют взаимопроверку и оценивают выполнение заданий друг друга.





- По составу.




Называют классы, используя стенд «Классификация химических веществ»


4 Изучение и систематизация понятий.


Думаю, что вы немного утомились. Давайте поиграем в игру «Химическое лото»

(Приложение №2). Проверьте выполнение задания, используя ответ в виде ключа. Ключом вы откроете каюты.


- А теперь вам предстоит выйти в открытое море, но для того, чтобы не сбиться с курса используйте те знания, которые вам будут необходимы.

-Стоп! Красный свет!

на вас нападают пираты.

В ход идет «Химическая атака». А для того, чтобы ее отбить, нужны ваши знания, ваша смекалка, ваша оперативность действий.

(Приложение №3)



Задание выполняют индивидуально.





Учащиеся сравнивают ответы.





















Приступают к выполнению задания, работая в группах.


Физкультурная пауза.


-Итак, атака противника отбита.

- Но прежде чем, мы перейдем к следующему этапу, я предлагаю немного отдохнуть и провести гимнастику для глаз ( по методу Базарного и Аветисову).



-Продолжаем плыть дальше.

- И вот уже виден остров. Давайте отгадаем его название, выполнив следующее задание «Угадай слово»

(Приложение №4) -Какое значение для вас имеет это слово? «Много разных реакций на планете Земля,

Но каждая реакция по- своему важна».

-Как вы думаете, о каких типах химических реакций пойдет речь?

- Какое значение для вас и для нашего народа имеет это слово?

- Подсказка спрятана в задании «Сложи» (Приложение №5)



-А теперь, подумайте, что объединяет слово «Победа» и число 70?


-Ребята, для того, чтобы свободно ориентироваться на острове, вам необходимо уметь самостоятельно защитить себя. Кругом джунгли. Будьте внимательны при выполнении заданий!

-Напоминаю, что в стендовом докладе характеристика типа химической реакции должна проводиться строго по плану:

- схема уравнения типа химической реакции;

- определение понятий;

- уравнения химических реакций с учетом правил написания реакций;

- уравнение химического явления, которое можно показать при проведении опыта.

-Ребята, на острове работает химическая почта, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его и подумаем, кому оно адресовано. (Приложение №6).

- Теперь вы вспомнили какие правила техники безопасности следует соблюдать при проведении химического эксперимента. Можете приступать ко второй части защиты.


-Ребята, сейчас вы показали опыты, при которых увидели реакции замещения, обмена, соединения, разложения.





Обучающиеся выполняют гимнастику для глаз















Приступают к выполнению задания.

Называют слово «Победа» и связывают его значение с той победой, которую получили они на уроке, имея определенный запас знаний.

Называют 4 типа химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена

Находят суммарный коэффициент в химических реакциях. Называют число 70.




- 70 –летие Победы народа в Великой Отечественной войне.









Каждыйученик защищает выбранный заранее тип химической реакции.

(защита проектной части урока)


















Обучающиеся читают письмо, решают кому оно адресовано.

Вспоминают правила техники безопасности












Обучающие поочередно демонстрируют химические опыты.

5 Домашнее задание


Посмотрите на те домашние задания, которые вы должны выполнить к следующему уроку. Задания дифференцированы на оценки «3», «4», «5». Запишите домашнее задание в дневник.


Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.


Обучающиеся отвечают и по маршрутной карте выводят итоговую оценку за урок.


6 Подведение итогов урока. Рефлексия.


- Ребята, достиг ли цели урок?

- Понравилась ли урок в виде путешествия?

- Дайте самооценку своей деятельности на уроке.

- Я уверена в том, что в дальнейшем сможете свободно описывать химические свойства веществ, решать задачи, осуществлять цепочки превращений. Благодарю вас за плодотворную работу на уроке.

Обучающиеся проводят диалог с учителем.



Приложение №1



Остановка «Школа»

Задание для скорого поезда

Ваша задача:

Запишите формулы веществ в соответствующие столбцы таблицы.

Формулы веществ

Вещества



CuO, O2, NaCl, HNO3, Na, MgO, N2, KF, S, KOH, Al2 (SO4)3, Ba(OH)2, H2SO4, SO3

Простые

Сложные








Задание для самолета

Ваша задача: соотнесите формулы веществ, согласно их классификации.

Простые вещества

Сложные вещества

Металлы

Неметаллы

Соли

Кислоты

Основания

Оксиды













Приложение №2

Остановка « Причал »

Ваша задача: разложить карточки по цвету сверху так, чтобы уравнения химических реакций соответствовали его типу.

Игра «Химическое лото»

1)Mg(NO3)2 =Mg +O2 +2NO2

2) 3Ca + N2 = Ca3N2

3)Fe+CuCI2=Cu+FeCI2

4)KOH+HNO3=KNO3+H2O


5) BaCO3+H2SO4=BaSO4 +CO2 +H2O

6) 2Li+F2= 2LiF

7) 2KCIO3=2KCI+3O2

8)Al2O3+3H2=2Al+3H2O

9)K2O+H2O=2KOH




Ключ

Реакции: соединения – 2.6,9; разложения – 1,7; обмена- 4,5; замещения- 3,8



Приложение №3

Остановка «Форс – мажор»

Игра «Химическая атака»

Ваша задача: найдите реакции определенного типа и укажите их координаты

А

В

С

Д

Е

1

Zn+2НCI=ZnCI2+H2

2Mg+CO2=C+2MgO

NH4NO4=N2+2H2O

3H3PO4+3Na2O=3Na3PO4+3H2O

2H2+O2=2H2O

2

2AIB3+3CI2=3Br2+2AICI3

Cu(OH)=CuO+H2O

4P+5O2=2P2O5

6K+N2=2K3N

CuO+H2SO4=CuSO4+H2O

3

2KNO3=2KNO2+O2

2Cr(OH)3=Cr2O3+3H2O

O2+2F2=2OF2

ZnS+2HNO3=Zn(NO3)2+H2O

SO3+H2O=H2SO4

4

FeCI3+3KOH= Fe(OH)3+3KCI

4AI+3O2=2AI2O3

ZnO+CO=Zn+CO2

2Na+2H2O=2NaOH+H2

4HNO3=4NO+O2+2HO





Ключ.

Реакции:

Соединения – Е1, С2, Д2, С3, Е3, В4.

Разложения - С1, В2, А3, В3, Е4.

Обмена - Д1, Е2, Д3, А4.

Замещения - А1, В1, А2,С4, Д4.



Приложение №4

Остановка «Угадайка!»

Ваша задача: по типу химической реакции найти соответствующую букву.

Уравнение химической реакции







обмена


Тип реакции



замещения







соединения







разложения

1

СaCO3=CaO+CO2

B

C

У

П

2

C+O2=CO2

Ш

К

О

Л

3

BaCI2+Na2SO4=BaSO4+2NaCI

Б

Г

Ж

Х

4

CuSO+Zn=Cu+ZnSO4

Ц

Е

М

И

5

MgO+CO2=MgCO3

Н

Ч

Д

Ю

6

2H2O=2H2+O2

Ф

Т

Э

А



Ответ: «победа»



Приложение №5

Остановка «Сложи»

Ваша задача: найдите суммарный коэффициент в уравнениях химических реакций

FeS2+14 H2SO4= Fe2 (SO4)3+15SO2+14H2O

4FeS2+11O2=8SO2+2Fe2O3

Ответ: 70



Приложение №6

Письмо

Уважаемые учащиеся 8 класса!

В школьные годы мне нравилось проводить разнообразные опыты с химическими веществами. Но, не смотря на то, что, имея высшее образование, столкнулся с проблемой: как на практике можно показать все типы химических реакций, имея незначительный набор простых и сложных веществ? Помогите мне, если возможно, разрешите мою проблему и еще подумайте: к какому типу химических реакций соответствует запись HO,



С уважением инспектор по т/б



P.S. Ребята, не забывайте соблюдать правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов. Желаю удачи!





Приложение №7

Правила техники безопасности при выполнении лабораторных опытов.



  • Пробирки и склянки держите на уровне глаз;

  • работаем аккуратно и с малым количеством реактивов;

  • правильно приливайте растворы кислот к растворам других веществ;

  • закрывайте склянки после их применения при выполнении лабораторного опыта.



Маршрутная карта



Остановки с заданиями

Оценки за выполнение заданий

1

Школа (разноуровневые задания)



  1. Поезд – 4 балла

  2. Самолет – 5 баллов


2

Причал – ответ «ключ»

Выполнение 100% - 5баллов

Выполнение 80% – 4 балла

Выполнение ниже 80% - 3 балла


3


Форс – мажор – ответ «ключ» (условие см. в задании №2)


4




5





6

Угадай –ка!

Выполнение – 5 баллов

Нет ответа - 0 баллов


Сложи числа


Выполнение – 5 баллов

Нет ответа - 0 баллов


Стендовая защита проекта «Типы химических реакций»















Итого баллов -







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукашова Лидия Александровна

Дата: 29.03.2015

Номер свидетельства: 193149


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства