Цель: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся. Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.
Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное.
Наука – вот истинная волшебница наших дней.И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химический вечер: «Посвящение в химики»»
Химический вечер: «Посвящение в химики». Провела: Озерова Л.В.
Цель: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к химии, расширение кругозора школьников, активизация мыслительной деятельности учащихся.
Слайд №1,2 Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса! Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал. Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука – вот истинная волшебница наших дней. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными. Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
Опыт №1 «Фараоновы змеи» в год Дракона
А как произошло зарождение химии?
Сценка «Алхимик»
В тиши секретных подземелий, слайд№3,4(алхим. сим
При свете трепетных свечей
Искал алхимик способ верный,
Как золото добыть скорей. Сл№5самород золото
Мечтал он философский камень
Найти, чтоб мог он волшебством
Любые заставлять металлы
Сверкать в сиянье золотом. Сл№6,7
Летели дни, века и годы,
Сменялись троны и цари, сл№8
Заветный камень философский
Он так и не сумел найти.
Открыты многие лекарства, л№9
Стекло, керамика, металл.
Ведь множество секретов разных
Алхимик в опытах познал.
Склонясь к таинственным ретортам,
Он свойства открывал веществ,
И тайны сплавов и растворов
Ему открылись наконец.
И труд его не стал напрасным:
Алхимия из волшебства
Дала нам путь простой и ясный.
Так к людям химия пришла.
Но стала истинной наукой,
Когда свой вклад внесли в нее
И Ломоносов, Бойль и Бутлеров, сл№10,11
Открыв законов громадьё. Портрет Бутлерова вкаб
Венцом химических теорий сл№12
Стал Менделеева закон,
В веках прославился ученый,
Открытий много сделал он.
Без химии, как без науки, сл№13
Немыслима нам жизнь сейчас,
Ведь каждый день, везде, повсюду сл№14
Она поддерживает нас.
Зовет нас к новым горизонтам.
Учи, дерзай и открывай л№15
Законы новые свободно,
Завет ученых продолжай!
Сегодня у нас посвящение в подмастерья – химики.
Опыт№2 « Удачи Вам »
Мы видим, что химия – наука, умеющая творить чудеса. Она не только интересна, но имеет практическое значение для каждого из нас. Было дано домашнее задание, посмотрим, как с ним справились наши будущие химики.
Опыт №3 «Натрий на воде». Молодцы за вас радуются даже металлы.
Теперь мы знаем технику безопасности. В народе говорят: «Нет дыма без огня», а в химии бывает дым без огня.
Опыт №4 стакан с раствором аммиака, второй ссоляной кислотой. Поднести отверстиями друг к другу появляется дым.
Конкурс – разминка.
Опыт№5 О каком веществе идет речь? Кто знает? (Ответы учащихся и запись формулы на доске). Да, действительно, сова и другие животные, и человек выдыхают углекислый газ – СО2. В этом можно легко убедиться с помощью такого реактива, как известковая вода. Если через нее пропустить углекислый газ, она помутнеет. Кто из вас хочет провести этот опыт?
Ученик дует в трубочку, опущенную в пробирку с известковой водой (раствор гидроксида кальция). Раствор мутнеет.
Опыт №6» Несгораемый платок»
Опыт № 7: На столе три стакана с растворами кислоты, щелочи и с водой:
Распознавание с помощью лакмусовой бумажки.
- в кислоте – красный цвет,
- в щелочи – синий цвет,
- в воде – не меняется цвет.
Ребята, кто из вас может сделать из воды сок, а из сока – воду? А я могу! Хотите посмотреть?
Опыт № 8: На столе три стакана. В первом стакане – раствор щелочи (имитация воды). Во втором («пустом») стакане на дне несколько капель фенолфталеина. В третьем («пустом») стакане – незначительное количество концентрированной серной кислоты.
Ведущий выливает содержимое первого стакана во второй – раствор приобретает малиновую окраску – получилось «вино», затем содержимое переливают в третий стакан, раствор становится бесцветным – «вино» превратилось в «воду».
Как вы думаете, можно ли попробовать эту «воду» на вкус? (Ответы учащихся).
Химические грамотеи Слайд №19-1
Каждый уважающий себя химик должен быть химически грамотен. В химии грамотным считается тот, кто умеет писать химические уравнения. Посмотрим, как хорошо вы владеете данным навыком.
Iтур - каждой команде предлагается по два уравнения, в которых необходимо расставить коэффициенты.
Например :
а ) H2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + HCl
б) P2O5 + H2O = H3PO4
Все задания через проектор выводим на экран.
Слайд №19-2
IIтур – запишите уравнения к предложенным схемам. Каждой команде предлагается по две схемы.
Подведение итогов. Правильные ответы показываем через проектор.
Следующий этап – «Химико-географическая викторина» Слайд №23
I команда
II команда
1.
Какие химические элементы названы в честь частей света?
1.
Перечислите элементы, названные в честь стран
2.
Какой химический элемент назван по имени острова?
(Купрум)
2.
Какой элемент назван в честь полуострова?
(Скандий)
3.
Какой элемент назван в честь России?
(Рутений)
3.
Какой элемент назван в честь города Древней Греции?
(Магний)
Опыт№9 Вулкан
«Тёмная лошадка».
«Тёмная лошадка» - зашифрованный химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл).
1. В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови. 2. По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию. 3. Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде. 4. Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э. 5. В честь него назван век. ( Железо).
1. Этот металл известен человеку с глубокой древности. 2. Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн. 3. Самый большой самородок этого металла весил 112 кг. 4. Из этого металла делают украшения, монеты. 5. Этот металл – символ Солнца. ( Золото).
1. За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе. 2. Алхимики часто называли этот элемент Меркурием. 3. Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы. 4. Пары металла ядовиты. 5. Находится внутри градусника. ( Ртуть).
1. Его называют безжизненным газом. 2. Это довольно инертный газ. 3. Он легче воздуха. 4. Он входит в состав воздуха. 5. Его химическая формула – N2. (Азот).
Итак, ребята, вы прошли посвящение. Но вы еще должны дать клятву перед, встав на одно колено: Я, юный химик, торжественно клянусь: Любить уроки химии и всегда их посещать. Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть. Соблюдать правила ТБ. Помнить химические свойства любого вещества на Земле. Не тратить зря химические реактивы. Клянусь!
Салют в честь химиков. Опыт «Звёздный дождь».
(Высыпают на лист чистой бумаги, тщательно перемешивая, по три ложечки перманганата калия, угольного порошка и порошка восстановленного железа. Полученную смесь высыпают в железный тигель, который укрепляют в кольце штатива и нагревают пламенем спиртовки. Начинается реакция, и смесь выбрасывается в виде множества искр, производящих впечатление «огненного дождя».
Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. Гимн химиков: «Нам суждено пролить все то, что льется, Просыпать то, чего нельзя пролить! Наш кабинет химическим зовется! Мы рождены, чтоб химию любить! Все выше, и выше, и выше Летит рыжий бром к небесам. И кто этим бромом подышит, Тот рыжим становится сам!»