Цели для учителя 1) образовательная: ознакомить учащихся с формулой для нахождения объема цилиндра; 2) развивающая: развитие внимания, логического мышления, способности решать учебные задачи; 3) воспитательная: формирование интереса к геометрии, воспитывать математическую культуру письма и речи | УУД: Познавательные: развивать основы логического и алгоритмического мышления; расширять кругозор учащихся; развивать интерес к математике. Регулятивные: развивать умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения; Личностные: развивать внимание, память. |
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | УУД |
Организационный | Организация начала урока. | Организация внимания. | Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Мотивационно-целевой (смыслообразующий) этап | Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно быть уверенным, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, и обязательно-трудолюбивыми… «Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил». Н. Заболоцкий. | Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Актуализация знаний | Почему цилиндр называется телом вращения. Что называется, цилиндром, осью цилиндра, высотой цилиндра, радиусом цилиндра? — Что является основанием цилиндра? — Что является развёрткой боковой поверхности цилиндра? | Отвечают на вопросы | Регулятивные: умение высказывать свое предположение Коммуникативные: выражение своих мыслей Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение итогов |
Целеполагание | Решите задачу: Какое количество нефти вмещает цистерна диаметром 18 м. и высотой 7 м., если плотность нефти 0,85г/ см3 . Проблема: как найти объем цилиндра. Определяют тему и цели урока | Необходимо найти массу нефти, для этого нужно знать объем и плотность. Цистерна имеет форму цилиндра. Проблема: как найти объем цилиндра. Записывают в тетрадях дату и тему урока | Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
Формирование знаний, умений, навыков | Теорема Объём цилиндра равен произведению площади основания на высоту V = πr2h | Записывают формулировку теоремы и формулу для нахождения объема цилиндра Рассматривают доказательство теоремы: доказательство на слайде | Регулятивные УУД : Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, учитывать разные мнения, спорить и отстаивать свою позицию Личностные УУД: Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия |
Первичное закрепле ние | Вернемся к задаче: Какое количество нефти вмещает цистерна диаметром 18м. и высотой 7м., если плотность нефти 0,85г/см^3. | Дано: цилиндр, диаметр 18м., H=7м., рн.=0,85г/см3 Найти: mн. (в тоннах) Решение: 1. m=р * V (масса равняется произведению плотности на объем) 2. V= π ∙ R 2 ∙ H 3. V=3.14 ∙ (9)2 ∙ 7 V=1780.38 4. 0.85 г/см3 = 850 кг/м3 (переведем плотность из г/см3 в кг/м3) 5. m=850 * 1780.38 = 1513323 (кг) 6. m=1513323 кг. = 1513,323 т. (переведем массу из кг. в т.) Ответ: m=1513,323 т. | Познавательные: развитие навыков решения задач на нахождение объема цилиндра. Коммуникативные: владение устной и письменной математической речью умение слушать и понимать речь других Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, оценка Личностные: нравственно-этическая и профессиональная ориентация, самообразование (активное участие в работе на уроке, понимание важности собственной работы |
Организация первичного контроля | Задача 1 Дано: цилиндр V — объём, r — радиус h — высота Найти: а) r = 2 см, h = 3см б) r = h, V = 8π см3 Задача 2 Дано: Цилиндры h1 = 45 см V1= V2 – объем жидкости r2 = 3r1 Найти: h2 Задача 3 Цилиндр, конус R – общий радиус h – общая высота Vк = 42 Найти: Vц | Решение: Задача 1 а) V = πr2h V = π ∙ ( )2 ∙ 3 = 24 π см3 б) V = πr2h, r = h V = π h2h = πh3 h3 = V/ π = 8 h = 2 см ответ: а) 24 π см3; б) 2см Задача 2 V1=V2 V1= πr1 ∙ 45 V2 = πr2 h2 πr1 ∙ 45 = πr2 h2 , r2 = 3r1 πr1 ∙ 45 = π (3r1)2 h2, сократим на r1 и π 9h2 = 45 h2 = 5 см Задача 3 Объем конуса Объем цилиндра V = πr2h Vц = 3 Vк Vц = 3 ∙ 42 = 126 | Познавательные: развитие навыков решения задач на нахождение объема цилиндра Коммуникативные: владение устной и письменной математической речью умение слушать и понимать речь других Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, оценка Личностные: нравственно-этическая и профессиональная ориентация, самообразование (активное участие в работе на уроке, понимание важности собственной работы |
Постановка домашнего задания | П.77 Учить теорему, №666 (б), 667 | Учащиеся получают домашнее задание, записывают в дневник. | |
Подведение итогов урока. Рефлексия | Рефлексия. - Как вы оцениваете свою работу на уроке? - Сегодня я узнал … - Я удивился … - Теперь я умею … - Я хотел бы … | | Регулятивные: Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать процессы и результаты деятельности своей и своих одноклассников |