Обобщение темы «Четырехугольники».
Предмет: геометрия.
Цель урока: Систематизация знаний по теме “Четырехугольники”.
Задачи:
обучающие:
привести в систему теоретические знания по теме “Четырехугольники”;
закрепление навыков решения задач по данной теме;
определить сферы практического использования знаний.
развивающие:
развивать мыслительные операции (проведение аналогии, анализ, синтез);
развивать пространственное мышление;
развивать логическое мышление.
воспитывающие:
развивать чувство коллективизма, умение выслушивать ответы товарищей;
прививать интерес к предмету.
Оборудование урока:
компьютеры (класс-комплект),
видеопроектор,
доска,
CD диск “Планиметрия”,
презентация к уроку “Семейство Четырёхугольников”,
раздаточный материал:
карточки с задачами;
листы с готовыми чертежами;
карточки с кроссвордами;
карточки “Танграмы”
программы-тесты в памяти компьютеров;
двойные листы бумаги.
Место (роль) мультимедийной разработки в учебном занятии:
Презентация
Презентация “Семейство Четырёхугольников” проводится в первой половине урока и помогает систематизировать теоретические знания в игровой форме.
Компьютерный тест – нестандартная форма проверочной работы по геометрии, проводится во второй половине урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Вступление.
“Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы тот, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением, что геометрия – интересный и нужный предмет.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”.
Давайте последуем совету писателя на сегодняшнем уроке: будьте активны, внимательны, поглощайте с большим желанием знания, которые пригодятся вам в дальнейшей жизни”.
2. Целеполагание. Учитель озвучивает тему и цель урока.
3. Планирование. Урок пройдет в три этапа:
Повторение основных положений теории по теме “Четырёхугольники”.
Компьютерное тестирование по теории темы “Четырёхугольники”. Решение задач.
Итоги урока.
II. Основная часть
1-й этап
Я предлагаю вам посмотреть телепередачу “Пока все дома в семействе Четырёхугольников”.
Задание для телезрителей:
Понять, о каких четырехугольниках идет речь?
Определить какими свойствами обладают эти четырехугольники?
Вспомнить основные теоремы, присущие каждой из фигур.
Познакомиться со сферами практического применения свойств четырёхугольников.
1. Телепередача “Пока все дома в семействе Четырёхугольников”.
Приложение 1. Презентация “Семейство Четырёхугольников”.
2. Работа в парах по заполнению кроссворда “Четырёхугольники” с последующей фронтальной проверкой правильности выполнения задания.
Приложение 2. Кроссворд “Четырёхугольники”.
3. Просмотр CD диска “Планиметрия” с целью анализа поведения компьютерной модели параллелограмма. (При отсутствии такого диска можно этот пункт плана опустить).
2-й этап
Выполнение самостоятельной работы.
(Пункты 1,2 и 3 выполняются параллельно).
Часть учащихся (по числу компьютеров) проходят компьютерное тестирование с целью проверки теоретических знаний по теме.
Приложение 3. Тест “Четырёхугольники”;
Приложение 4. tester_1_0;
Приложение 5. Тест в текстовой форме.
Три ученика выполняют решение задач по теме с краткой записью у доски (возможна работа в парах).
Приложение 6. Карточки-задачи.
Остальная часть класса самостоятельно выполняет решение задач с полным описанием на выданных листах с готовыми чертежами.
Приложение 7. Листы с готовыми чертежами.
По мере завершения работы с тестом, ученики получают карточки с задачами.
Собрать решения задач на листах с готовыми чертежами. (Оценивается позже.)
Проверка кратких записей решений задач у доски.
III. Итоги урока
Подведение итогов. Выставление отметок.
IV. Заключительный этап.
1. “Мне хочется познакомить вас со старинной игрой “Танграм”. Она пришла к нам из Китая, поэтому часто называют её “китайской головоломкой”. Зародилась она 4000 лет назад (игра старше, чем шахматы). Китайцы обучали с помощью этой игры детей геометрии. Попробуйте из 7 частей квадрата составить различные виды четырехугольников. Кто справится с этим заданием, тот по имеющимся силуэтам может составить фигуры курочки, гуся и т.д.”
2. Домашнее задание:
Выполните практическую работу: скопируйте и разрежьте квадрат для составления четырёх фигурок из Танграма: 2 – по образцу, 2 придумайте сами.
Приложение 8. Карточки “Танграм”.
Комментарии к уроку геометрии в 8-м классе “Обобщение темы Четырехугольники”
Данный Мультимедийный урок включает в себя два проекта: презентацию “Семейство Четырёхугольников”, которая проводится в первой половине урока и компьютерный тест, его место – вторая половина урока.
Цель – систематизация знаний по теме “Четырехугольники” – с большим успехом будет достигнута, если урок пройдёт в игровой форме. Поэтому повторение теоретических знаний по теме осуществляется в виде презентации, стилизованной под телевизионную передачу “Пока все дома”.
Смена слайдов проводится по щелчку, смена объектов на слайдах – как по щелчку, так и после предыдущего, в зависимости от содержания слайда. Синим цветом, выделены слова ведущего, проводящего интервью с членами семьи Четырёхугольников. Красным шрифтом, как правило, выделяются их определения, признаки или свойства. Если на слайде встречается многоточие, рекомендуется заполнить его устными ответами учащихся и далее продолжать презентацию.
На презентацию выделяется 10-15 минут. В целях экономии времени начинать урок необходимо, заранее запустив презентацию на выполнение, заставкой урока является первый слайд.
Закрепить теоретические положения можно с помощью кроссворда, который учащиеся решают в парах. Для этого перед уроком на каждую парту раздаются листочки с кроссвордом. Далее кроссворд проверяется фронтально и не оценивается. Пока дети его заполняют, учитель имеет возможность запустить CD “Планиметрия” из серии “1С Образование” и найти соответствующие теме компьютерные модели параллелограммов или простые задачи для иллюстрации темы. Если такого диска у учителя нет, этот момент легко опускается.
На втором этапе выполняется самостоятельная работа следующим образом.
Часть учащихся (по числу компьютеров) проходят компьютерное тестирование с целью проверки теоретических знаний по теме.
Три ученика выполняют решение задач по теме с краткой записью у доски (возможна работа в парах).
Остальная часть класса самостоятельно выполняет решение задач с полным описанием на выданных листах с готовыми чертежами.
Все виды работы выполняются параллельно.
Проверочную работу по усвоению темы лучше выполнить с помощью компьютерного теста. Тест состоит из 15 заданий по теме, которые могут быть как вопросами теории, так и простыми задачами. На поставленный вопрос предлагается выбрать один правильный из предложенных четырёх ответов. Порядок вопросов в тесте на каждом компьютере – случайный, поэтому рядом сидящие за компьютерами ученики будут отвечать на разные вопросы. Оценивается работа учащегося компьютером. Учителю достаточно перенести эту оценку в журнал. Тест проходит около 10 минут. При работе с тестом рекомендуется пользоваться черновиками.
Следует отметить, что для проведения компьютерного тестирования предварительно устанавливается тестер (См. Приложение 4) и запускается тест “Четырёхугольники” до диалогового окна “Введите Ваше имя и фамилию”, ОК.
Параллельно с компьютерным тестированием предлагается нескольким ученикам у доски решить с краткой записью задачи по карточкам. Впоследствии они устно объяснят свои решения. Они могут работать в парах с более сильными консультантами.
Остальным учащимся предлагается выполнение самостоятельной работы с задачами по готовым чертежам. В целях экономии времени им раздаются листочки с готовыми чертежами. Впоследствии эта работа проверяется и оценивается учителем.
Можно организовать работу таким образом, что освободившиеся раньше дети у компьютеров и с письменным заданием, могут обменяться деятельностью. И тогда компьютерное тестирование пройдёт большая часть класса за время урока.
В качестве домашнего задания предлагается детям поиграть в старинную китайскую игру Танграм и выполнить практическую работу – составить фигуры узнаваемых персонажей из 7 кусочков соответствующим образом разрезанного квадрата. Таких квадратов, а соответственно и фигурок должно быть 4: две по образцу, две придумать самому. Фигурки составить и наклеить на цветную бумагу. В дальнейшем необходимо оценить и эту работу.
Хронометраж времени проведения урока.
№ | Действие | Время (мин.) |
1 | Организационный момент | 3 |
2 | Демонстрация презентации | 10 |
3 | Решение кроссворда и его проверка | 5 |
4 | Просмотр CD диска “Планиметрия” | 5 |
5 | Компьютерное тестирование | 10 |
6 | а) Решение задач по карточкам у доски б) Решение и оформление задач на листах. | (параллельно 10) |
7 | Заслушать учащихся у доски | 5 |
8 | Домашнее задание, итог урока. | 2 |
Источники информации:
www.intergu.ru – Сетевое сообщество Интергуру. Интернет-государство учителей;
www.school.edu.ru – Учителя объединяйтесь;
https://urok.1sept.ru – Фестиваль педагогических идей. Открытый урок. 2006 – 2007 учебный год.
http://www.klyaksa.net – Информатика и ИКТ в школе.
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс; – М.:ВАКО.
6