Актуализация опорных знаний и способов действий | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности, актуализация опорных знаний и умений умения различать признаки подобия треугольников | - Итак, начнем. Вспомним, какие новые понятия, утверждения, теоремы вы изучали на последних предыдущих уроках? - Какие отрезки называются пропорциональными? - Какие треугольники называются подобными? - Что называется коэффициентом подобия? - Сформулируйте 1 признак подобия треугольников. - Сформулируйте 2 признак подобия треугольников. - Сформулируйте 3 признак подобия треугольников. На доске изображены 3 пары треугольников. Определите, по какому признаку подобны данные треугольники и почему.
Мы с вами повторили основные понятия предыдущих уроков. Запишите число, классная работа и тему урока: Решение задач на тему «Признаки подобия треугольников». | Учащиеся отвечают на вопросы: - Подобные треугольники, пропорциональные отрезки, коэффициент подобия, отношение площадей, признаки подобия треугольников. - Отрезки AB и CD будут пропорциональны отрезкам , если . - Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника. - Число k, равное отношению сходственных сторон подобных треугольников. - Если два угла одного треугольника соответственно равны двум углам другого треугольника, то треугольники подобны. - Если две стороны одного треугольника пропорциональны двум сторонам другого треугольника и углы, заключенные между этими сторонами, равны, то такие треугольники подобны. - Если три стороны одного треугольника соответственно пропорциональны трем сторонам другого, то такие треугольники подобны. - Первая пара треугольников подобны по 1 признаку подобия, т.е. по равенству двух углов. Угол A = углу , угол B = углу . - Вторая пара треугольников подобны по 2 признаку подобия, т.е. по 2 пропорциональным сторонам и углу между ними. . - Третья пара треугольников подобны по 3 признаку подобия, так как у этих треугольников пропорциональны 3 стороны: . Учащиеся записывают в тетрадь: Число, классная работа, тема: Признаки подобия треугольников. | Фронтальная | Беседа | 7 мин 33 |
Закрепление изученного материала | умения применять признаки подобия треугольников | Перейдём к решению задач. Задача № 1. Дан четырехугольник. Найти: угол BAD. - Назовите, что дано и что нужно найти. Зарисуйте рисунок в тетрадь и напишите, что дано и что требуется найти. Поиск решения задачи: - Что достаточно знать, чтобы найти угол BAD? - Откуда мы найдем эти углы? - Для чего даны стороны? - Чему равен коэффициент подобия? - Что из этого следует? - По какому признаку? - Что следует из подобия? - Какие углы сможем найти? - Что мы найдем, зная эти углы? - Постройте план решения задачи. 1 ученик выходит к доске и решает. Задача №554. Основания трапеции равны 5см и 8 см. Боковые стороны, равные 3,6 см и 3,9 см, продолжены до пересечения в точке М. Найди расстояния от точки М до концов меньшего основания. | Решают задачу самостоятельно. Один человек отвечает у доски. Дано: ABCD – четырехугольник, АС – диагональ, ВС = 10, СD = 15, AD = 21, AC = 14, АВ =9 , В = 80º, D =55º. Найти: BAD. - угол ВАС и угол САD. - из треугольников ∆ АВС и ∆ ACD. - отношение между сторонами показывает, что треугольники подобны: - ∆ АВС подобен ∆ ACD. - По 3 признаку. - Равенство углов. - и угол ВАС и угол САD. - угол BAD. - План решения задачи: 1) устанавливаем подобие треугольников ∆ АВС и ∆ ACD; 2) доказательство подобия, через соотношение сторон; 3) устанавливаем равенство соответствующих углов в подобных треугольниках; 4) по свойству суммы углов треугольника находим углы ВАС и САD; 5) находим угол BAD. Решение: 1. = ; 2. = ∆ АВС подобен ∆ ACD (по 3 признаку); 3. ∆ АВС подобен ∆ ACD = BAC= CAD; BCA= CDA; ABC= ACD (по определению подобных треугольников); BCA= CDA=55º; ABC= ACD=80º; 4. из ∆ АВС: ABC=80º, BCA =55º = BAC=45º; аналогично, из ∆ ACD: ACD=80º, CDA=55º = CAD=45º (по свойству суммы углов треугольника); 5. BAD= ВАС+ САD=45º+45º=90º. Ответ: BAD=90º. Ученики решают самостоятельно. 1 человек у доски. Решение: 1) ∆ AMD и ∆ BMC: Угол 2 = углу 1 (соответственные при AD || BC и секущей AB), Угол 4=углу 3 (соответственные при AD || BC и секущей DC), значит ∆ AMD подобен ∆ BMC ( по 2 углам), следовательно . Пусть BM= х, MC=y, тогда AM=3,9+x, | Фронтальная
| Упражнения Репродуктивный | 33 мин |