Просмотр содержимого документа
««Зачем людям география и как мы её будем изучать»»
Вводный урок в 5 классе «Зачем людям география и как мы её будем изучать»
Выполнила: Шахуева Лаура Исламовна
учитель географии МКОУ «Советская СОШ»,
Бабаюртовский район, Республика Дагестан.
Цели:Сформировать понятие о географии как об одной из естественных наук, дать представление о важности её изучения; создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы через работу с текстом учебника, видеофайлов.
Когнитивный компонент урока:география; задачи и методы географической науки.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательных интересов, умение работать с различными источниками информации.
Метапредметные:
Познавательные: поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; сравнение и сопоставление.
Информационно-коммуникационные: использование для решения поставленных задач различных источников информации. Отражение в устной или письменной форме своих результатов.
Рефлексивные: владение умениями совместной деятельности: согласование и координация результатов своей деятельности; оценка своих учебных достижений.
Предметные: понимание, что география – это землеописание, наука о Земле; интерес к изучению географии и её объектам изучения.
Оборудование: фотографии -7 штук, учебник, три шарика для пинг-понга, карточки с заданиям для групп, домашние карточки, проектор, экран, колонки.
Тип урока: вводный
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Контроль посещаемости.
(2 минуты)
II. Актуализация опорных знаний (10 минут)
В классе по периметру, на стенах висят разнообразные фотографии (7 штук).
Приложение 1.
-Ребята, у нас с вами сегодня не простой урок, начнём мы его с путешествия. Я предлагаю вам встать и пойти путешествовать по классу. Подойти к каждой фотографии, посмотреть на неё, выбрать из всех одну какую-то, которая понравилась больше всего, и остаться рядом с ней. На это у вас 3 минуты.
Определились группы у фотографий.
-У вас образовались группы, посовещайтесь и решите, почему вы остановили выбор именно на этой фотографии. Ответьте на вопрос: Какая наука изучает то, что изображено на фотографии? Общее мнение должен высказать 1 человек от группы.
Группы по очереди высказываются, учитель заносит их ответы в кластер на доске. Если ребята, сомневаются, не могут назвать науку – задаётся наводящий вопрос, помогают другие группы.
Схема 1. Кластер «Естественные науки»
Астрономия Физика
Химия
???
Геология
Экология
География Биология
- Ребята, что объединяет все эти науки, что мы должны написать в центре? (предполагаемые ответы: науки о природе, естественные науки…)
III. Целеполагание и мотивация (3 минуты)
- Ребята, присядьте, пожалуйста, за свои парты, осмотрите содержимое своего рабочего места и скажите, какую науку мы будем изучать на наших уроках (Географию)
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Предполагаемые ответы: Что такое география, что изучает география….)
Формулировка темы, запись на доске, в тетради.
-Закончите предложение: «Сегодня на уроке я хочу узнать…» (ответ по цепочке)
Учитель дополняет ответы учеников, что бы прозвучали все планируемые им аспекты темы.
IV. Физкультминутка «Передай мяч» {1} (2 минуты)
Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч (шарик для пинг-понга), называя слова по определенной теме: что изучает география?
Мячиков идёт сразу 3, в каждом ряду парт свой, чтобы передать мяч, ученик должен развернуться.
{1}. Папуш О.А., Цыбульская Т.Д. «Физкультминутка – элемент современного урока», -ГБОУ СОШ №47 им. Д. С. Лихачева, 2012г.
V. Актуализация. Первичное усвоение знаний, осознание и осмысление. (12 минут)
Организуя общее изучение слова - география и науки - География, формулируется задание классу: просмотрите видеоролик «Что изучает география?» {2} и ответьте на вопрос: зачем нам нужна география? (ответ по цепочке). Приложение 2.
Запись в тетрадь.
Какие методы географической науки вы запомнили? (ответы)
Далее учащимся даётся следующее задание (работа с текстом учебника: стр5-6, пункт – Какие задачи и методы у науки географии?): найти в тексте методы географической науки и записать их в тетрадь в виде схемы.
Один из учеников, кто быстро справился, вычерчивает схему на доске.
Схема 2. Методы географической науки: ОБЩЕНАУЧНЫЕ и ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ (один из вариантов).
{2} – видеоролик – учебный материал сайта «Инфоурок»
VI. Интеллектуально-преобразовательная деятельность (12 минут).
Делим ребят на три группы – первый ряд собирается вместе, второй, третий.
ВЫДАЮТСЯ КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ГРУППАМ:
1 группа – работает с рубрикой СТОП-КАДР учебника (стр.6) и чётко готовят устный ответ о структуре учебника, используя учебник как макет.
2 группа – работает с рубрикой ШАГ ЗА ШАГОМ учебника, пункты 1-3 (стр. 7) и кратко готовят устный ответ на тему: «Как лучше работать с учебником, что бы достичь успеха в изучении географии».
3 группа - работает с рубрикой ШАГ ЗА ШАГОМ учебника, пункт 4 (стр. 8) и кратко готовят устный ответ на тему «Полезные советы по работе с учебником».
Условие для всех групп: работа в группе -8 минут, выступление – не более 1 минуты, просьба не нарушать регламент.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ – 8 минут
ВЫСТУПЛЕНИЕ ОТ ГРУППЫ – ОДИН ЧЕЛОВЕК (не более 1 минуты, используются песочные часы).
VI. Рефлексия (3 мин).
- Что вы узнали нового? Что показалось интересным? Почему? Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни? О чём хотели бы узнать ещё?
Ученики формулируют ответы на поставленные вопросы. Задают вопросы, тем самым показывая свою заинтересованность в изучении темы.
VII. Домашнее задание (1 мин)
Изучить параграф 1.
Письменное дифференцированное задание, направленное на закрепление знаний:
Для боле сильных учеников. Тренажёр (рабочая тетрадь по географии на печатной основе к УМК «Полярная звезда»): стр. 5 № 6 – рубрика «Решаем проблему» - соцопрос.
Для более слабых учеников. Выясните с помощью этикеток, откуда в ваш дом поступили продукты питания. Заполните таблицу и сделайте вывод.