План-конспект урока географии по теме "Восточная Сибирь: специфика природы"
Учебные: изучить особенности состава территории, географического положения, географического строения рельефа и климата Восточной Сибири. Сформулировать представление о суровости природы данной территории.
Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий.
Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий в жизни людей; воспитать эстетическое восприятие природы.
| Этапы урока | Содержание | Дидактические принципы и типические свойства системы Занкова Л.В. |
I | | Организация класса к уроку. | Беседа учителя. - Здравствуйте, садитесь. | |
II | | Мотивация учебной деятельности. | | Осознание учащимися процесса учения. |
1. | Запись темы в тетрадь. | Беседа учителя. - Нашему тур-агенству «Вынга-тур» поступило предложение организовать туры в Восточную Сибирь по теме: «Восточная Сибирь: специфика природы Средней, Северо-Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири». | |
2. | Д/З § 37 Стр. 205, Задание 1. | Мы проведем расширенное заседание совета директоров и сотрудников фирмы с целью решения следующих задач: Определить специфику природы Восточной Сибири и отдельных ее частей. Определить, какие туристические маршруты и виды отдыха можно организовать в данный район. В ходе заседания вы должны заполнить экспертные карточки. (Приложение 1) | |
III | | Изучение нового материала. | | |
1. | Вступительная беседа учителя. | Беседа учителя. - Первый вопрос нашего заседания – Экспертиза состава и размеров территории, особенностей ГП Восточной Сибири. Вы выступите в роли экспертов по вопросам Приложения 1. Поможет атлас, карта «Восточная Сибирь», учебник, стр. 201, рис.75. | |
2. | Объяснения учителя с одновременной демонстрацией на карте. | - Восточная Сибирь занимает площадь более 7 млн. км2. Для сравнения: - Западная Сибирь – 2,6 млн. км2. - Австралия – более 7 млн. км2. Территория протянулась от реки Енисей на западе до Тихоокеанского водораздела на востоке. На севере район омывается Северным ледовитом океаном, а на юге граничит с Китаем и Монголией. Значительная часть территории расположена за северным полярным кругом. Город Кызыл – центр Азии. | Ведущая роль теоретических знаний (процессуальный характер). |
3. | Запись в тетрадь названий частей. | Территория района состоит из трех частей: Среднесибирского плоскогорья; Северо-Восточной Сибири; Пояса гор Южной Сибири. - Запишите названия частей Восточной Сибири. | |
4. | Сообщения учащихся. | - Заслушаем результаты экспертизы (ответы на вопросыПриложения 1) | Осознание учащимися процесса учения. |
5. | Самостоятельная работа учащихся. | - Дайте письменные ответы на задания 1,2 экспертной карточки. |
6. | Решение сложных ОУНов. | Беседа учителя. - Поступил отчет о работе наших представителей в Восточной Сибири. Но в нем допущены ошибки. Определите лишние звенья в цепочке причинно-следственных связей характеристики особенностей ГП. Это Приложение 2. Ответы запишите в тетрадях. Задание 3. Ключ: 4,5,8 Беседа учителя. - Следующий вопрос нашего заседания – создание рекламного ролика по теме «Из истории освоения и заселения территории Восточной Сибири». При помощи учебника, стр. 200-202, определите: какие события соответствуют датам? какие объекты привлекут туристов. | Проблематиза-ция содержания (коллизии). |
7. | Коллективная работа (отвечающие держат карточки с датами выстраиваются в цепочку). | 40 тыс. лет до н.э. XV век. 1609 год. Начало XVII в. – составлена одна из первых карт- чертежей Земли Русской царевичем Федором Борисовичем Годуновым. На этой карте обозначена Сибирь. Это событие отражено в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». | Продвижение в изучении материала быстрыми темпами (вариантность). |
8. | Дополнительный материал (учитель) | Послушайте отрывок. Царь: - А ты, мой сын, чем занят? Это что? Федор: - Чертеж земли Московской. Наше царство из края в край, Вот видишь – тут Москва, Тут Новгород, тут Астрахань, Вот море, вот Пермские дремучие леса, А вот Сибирь. 1628 год. 1631 год. XVIII век. XX век. - Какие объекты привлекут внимание туристов в этом районе? (г. Туруханск, Красноярск как древние города) |
9. | Работа в группах (5 мин.). | Беседа учителя. - Для определения специфики природы Восточной Сибири и разработки туристических маршрутов и туров агентство создает творческие группы: Геологи. Геологи и геоморфологи. Климатологи. Гидрологи. Лимнологи - Задание каждой группе определены в Приложении 3. Для решения заданий участники групп могут использовать все источники знаний. Результаты исследований занесите в тетради (задание 4,5,6,7 экспертной карточки). | Ведущая роль теоретических знаний. |
10. | Работа с картой. | Беседа учителя. - Наши специалисты предлагают составить номенклатурный маршрут. Необходимо распределить формы рельефа в алфавитном порядке. Я начинаю. А – | Алтай | | Алданское нагорье | Б – | горы Бырранга | В – | Верхоянский хребет | Е – | Енисейский кряж | П – | плато Путорана | С – | Среднесибирское плоскогорье | | Становой хребет | | Саяны | Ч – | хребет Черского | Я – | Яблоновый хребет | | Единство аффекта и интеллекта (многогранство). |
11. | Сообщения учащихся. | Беседа учителя. - Откроем секрет разнообразия рельефа. Отчет геоморфологов и геологов. | |
12. | Дополнительный материал. | Беседа учителя. - В Восточной Сибири расположены многочисленные месторождения полезных ископаемых: Много поделочных камней, особенно яшмы. Наши корреспонденты передали очень интересный материал. «В начале 19 века в горах Южной Сибири нашли монолитную яшму массой 12 т. 11 лет работали с этим камнем тысячи человек, создавая каменное чудо – царицу ваз массой 11 т., диаметром 5 м. В 1843 году ваза перевезена в Петербург в Эрмитаж.» Отчет климатологов. Отчет гидрологов. Отчет лимнологи. | Ведущая роль теоретических знаний. |
IV | | Итоги урока. | | |
1. | Итоговая беседа. | Беседа учителя. - Какие особенности природы Восточной Сибири вы определили? - Какая часть территории района имеет самые благоприятные условия? - Возможен ли туризм в данном районе? - Какой вид отдыха можно предложить? - Какие виды туризма можно организовать? | Целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся (многогранность) |
2. | Творческая работа. | Беседа учителя. - Восточная Сибирь известна своими природными рекордами. Определите 10 из них под девизом «Самый» | Осознание школьниками процесса обучения (процессуальный характер). |
3. | Найти соответствие. | Беседа учителя. - Специалист по рекламе Мозговая Даша подготовила эскизы рекламных щитов. Определите, какие части территории или объекты изображены на каждом эскизе. Запишите в тетрадь под цифрой 8 (экспертная карточка, задание 8). | Единство аффекта и интеллекта. |
4. | Анализ и оценка работы учащихся. | - Экспертные карточки вложите в рабочую тетрадь, сдайте. | |
5. | Домашнее задание. | § 37, задание 1, стр. 205, (работа на контурной карте). | |