kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии по теме "Мугалжары"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии в 8 классе позволяет  расширить и углубить знания учащихся об особенностях ГП Уральских гор (Мугалжарских), их происхождении, строении и орографии гор. Познакомить учащихся с богатством минеральных ресурсов, их происхождением и распределением по территории Мугалжар.Урок изучения нового материала (по основной дидактической цели), проблемный (по характеру познавательной деятельности).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме "Мугалжары"»

Тема: Мугалжары .

Цели и задачи:

*Образовательные
– Расширить и углубить знания учащихся об особенностях ГП Уральских гор (Мугалжарских), их происхождении, строении и орографии гор. Познакомить учащихся с богатством минеральных ресурсов, их происхождением и распределением по территории Мугалжар

*Развивающие:
– Методом анализа картографических пособий совершенствовать умения учащихся самостоятельно объяснять особенности рельефа гор. 
– Выявить причинно-следственные связи в формировании современного рельефа Мугалжар; совершенствовать навыки в сопоставлении карт и их анализа.

*Воспитательные:
– На примере создания яркого, конкретного представления в создании учащихся природы Мугалжар продолжить эстетическое, экологическое воспитание. Формирование ответственного отношения к природе, воспитания норм и правил поведения в природе на примере данной темы

Оборудование: физическая карта Казахстана, атласы, к/карты, учебник.

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Тип урока: Изучение нового материала (по основной дидактической цели), проблемный (по характеру познавательной деятельности).

План урока:

1.Организационный момент.

2.Целеполагание.

3.Изучение нового материала:

А). Определение особенностей ГП гор.

- Работа с к/ картами - нанесение границ

Б). Рельеф.

В) Геологическое строение.

Д). Полезные ископаемые

На предыдущих уроках мы знакомились с уникальной природой Сарыарки, теперь приступаем к изучению нового ПТК – Уральские горы. Вы узнаете много нового и интересного, и увидите, чем отличается природа этих территорий. Ваша задача на этом уроке определить особенности:

1.Географического положения;

2.Рельефа территории;

3.Геологического строения.

4.Полезных ископаемых.

5.Климата, рек и озёр.

5.Природных зон района.

(Учащиеся делают запись в тетради – дата, тема, план.)

Чтобы справиться с этой задачей, вам необходимо обратить внимание на карты, с которыми вы будете работать.

Вопрос. Каковы особенности ГП Мугалжар?

( Учащиеся определяют ГП самостоятельно, работая с картой, и приходят к выводу, что к особенностям ГП гор относятся:

1.Меридиональная вытянутость территории в направлении с севера на юг, длина 450 км, ширина 30 км.

2..Мугалжары является рубежом, границей.

3.Является естественным продолжением Уральских гор, в Казахстане находится его южная часть.

Задание 1. Сопоставляя карты, определите границы Мугоджарских гор, выделяя опорные пункты – реки, города, и т.д.

Границы Мугалжарской горной системы.

Мугалжары – является четко выраженным природным рубежом между двумя крупными равнинами.

Западная граница – восточный край Восточно-Европейской платформы, Предуральское плато

Восточная граница – Туранская равнина

На юге- плато Устирт.

Вывод: Ширина гор с запада на восток 30 км, протяженность с севера на юг – 450 км, средняя высота 450 - 500м. Самые высокие точки- горы Большой Боктыбай 657м. и Айрык 633м..

Задание 2. Определите, на какой широте расположены крайняя северная и крайняя точки Мугалжар

Задание 3. На контурных картах подпишите крайние точки.

II. Рельеф территории.

Задание: Используя текст учебника обратите внимание:

1.На особенности строения рельефа гор;

2.Найти причины возникновения этих особенностей;

3.На облик склонов гор, различные формы вершин;

4.Различия в строении рельефа Уральских гор и гор Мугалжар.

О сложной геологической истории образования Мугалжарских гор свидетельствуют   складчатое строение отдельных участков гор, свидетельствующее о древнейших горообразовательных процессах, а также, можно видеть, что в некоторых местах горные складки разбиты разломами, трещинами, сбросами – это результат формирования современных складчато-глыбовых гор.

Вопрос. Какие различия и сходства в строении рельефа Уральских гор, Сарыарки и гор Мугалжар, вы увидели?

В отличие от Урала – Мугалжары имеют разные по крутизне склоны, низкие горы.Видна ассиметрия склонов: западные склоны- крутые, а восточные- пологие.

Задание 4. По физической карте дайте общую характеристику рельефа гор по следующему плану.

План:

1.Установить общий характер поверхности территории;

2.По шкале высот определить преобладающие высоты территории;

3.По подписи отметок высот определить наименьшие и наибольшие высоты. (Учащиеся характеризуют рельеф с использованием рельефной карты, рисунков в учебнике, карт, картин).

Характеристика рельефа.

Мугалжары – низкие горы.(Учащиеся обращают внимание на рис.с.181,183 в учебниках “Орографическая схема”, ”.)

В горной системе имеется главный хребет, название получил не за свою высоту, а от того, что сложен древнейшими на Урале горными породами Аг Рг, а также за водораздельное значение – по нему проходит линия главного европейско-азиатского водораздела. Главный хребет по обе стороны от него сопровождают горные цепи, называемые предгорьями ближе к нему высокие предгорья, дальше от него низкие предгорья. В общей картине строения рельефа мы увидели еще одну деталь: характерную асимметрию склонов. Эти общие, присущие всей горной системе черты рельефа лучше увидеть на типичном широтном профиле. (Работа с профилем рельефа местности.)

Выводы: Остроконечные Мугалжарские горы в своей западной части, гористые в восточной части, посепенно понижаясь, становятся равниной, которая потом переходит в Торгайское плато.Мугалжары делятся на 2 горных хребта-западный и восточный-впадиной Бершогыр.Западные Мугоджары считаются главным хребтом и представляют собой горную цепь с уклоном с севера на юг. Вблизи гор Айрык и Большой Боктыбай Мугоджары чуть повышаются, а к югу понижаются и вблизи Жамантау, в верхнем течении реки Атжаксы, имеют крутые обрывистые склоны. Восточные Мугоджары по сравнению с западной частью не цельные, а состоят из отдельных невысоких гор, которые к югу понижаясь, превращаются в сопки.

.Задание 5. По карте и тексту учебника определите, на какие части можно подразделить Мугоджары по его ширине. Указав название звеньев Мугоджарской горной системы, сравните и найдите различия западных и восточных склонов гор.

III. Геологическое строение.

Вопрос. Почему Мугоджары имеет такие особенности строения рельефа?(Работа с геологической картой.)

Вопросы:

1) Что обозначается на геологической карте:
а) Фоновый раскрой (возраст горных пород со времени их образования). 
б) Значками, буквенными индексами (какому периоду, геологической эре относится та или иная горная порода).

2) Внимательно посмотрите на геологическую карту и скажите:
а) Породами какого возраста сложены Мугоджары?

Вывод: Главный хребет сложен порфиритами, кристаллическими сланцами, известняками девона, песчаниками карбона и перми. Восточные Мугоджары сложены кристаллическими сланцами, порфиритами другими вулканическими и метаморфическими породами докембрия.

IV. Полезные ископаемые.

Из этого следует вывод; состав полезных ископаемых всегда связан с составом горных пород и их прошлым.Смятые в складки осадочные породы представлены осадочными ископаемыми – уголь,мергельный известняк,песок,никель,кобальт,хром, медь, черные и редкие металлы.

Вопрос. Как же возникли Муголжары, их ископаемые богатства и крупные черты рельефа? (Работа с тектонической картой.)

Выводы:

Мугоджары возник (как горная система) в герцинскую эпоху складчатости во второй половине Рz. Он находится во внутренней части литосферной плиты, удален от ее границ. В палеозое возникли молодые складчатые горы, соединившие Русскую платформу с Сибирской плитой, так они оказались во внутренней части огромной Евразийской литосферной плиты.

За многие десятки миллионов лет горы успели разрушиться до основания, до корней складок. Все полезные ископаемые, которые когда-то залегали на больших глубинах, во внутренних частях горных складок оказались буквально под ногами, то есть на поверхности или на небольшой глубине. Давление с востока привело к появлению меридиональных вытянутых хребтов, понижений между ними, возникновения глубоких продольных разломов. Амплитуда тектонических волн невелика, отсюда небольшая высота гор.

С поднятием гор оживились процессы их разрушения. Большую роль в преобразовании рельефа Мугоджар играют процессы выветривания. Осыпи, россыпи, курумы – продукты выветривания, и деятельность текучих вод, ветра. (Учащиеся делают выводы о влиянии внешних сил на формирование рельефа.

Ответив на всевозможные вопросы, мы приходим к выводу:

1.О древности Уральских гор.

2.О сложной истории их существования.

3.О неоднократном выравнивании их в прошлом (свидетельство – плоские вершины, ступенчатые склоны, перемещение каменного материала в понижении.

Климат гор сухой и хотя имеют незначительную высоту, способствуют более частому выпадению осадков, не отличается от климата соседних равнин.

Задание: Используя климатическую карту, определите климат зимой и летом.

Лето жаркое, +38⁰С, зимой -40⁰С, осадки от 300мм на севере до 150мм на юге. Дует Мугоджарский ветер в ю-в направлении со скоростью 20-30 м/сек., который зимой приносит снежный буран, а весной-осадки. Засушливость климата влияет на речную сеть.

Вопрос: Какие реки берут начало с гор? Каково их питание?

-Реки Жем, Орь, Ыргиз, Тобол, Талды. Снеговое питание, летом мелеют. Поэтому в качестве питьевой воды, и на нужды экономики используются подземные воды с запасом 700млрд.куб.м.

Засушливость климата отражается и на ПЗ.

Вопрос: Какая ПЗ характерна для района?

Степи, встречаются разные почвы: каштановые, темно -каштановые, песчаные, где растут типчак, ковыль, полынь, тополь, береза, дуб, ива. Встречаются сайгаки, лоси, кабаны, зайцы, корсаки, волки, лисы, суслики, лебеди, гуси, утки т.е. обитатели степей, полупустынь и пустынь. Западная часть гор используется под посевы - яровой пшеницы, проса, картофеля. Восточная часть - только как пастбища

Повторение и закрепление материала. Работа с опорным конспектом.

1).Дать характеристику гор Мугоджар.

2).Каковы особенности рельефа гор?

3). Какова связь между рельефом и историей развития территории, тектонической структурой? Продолжаются ли горообразовательные процессы в горах?

4).Дать характеристику особенностей климата района.

5).Как влияют особенности климата на внутренние воды?

6).Какие существуют отличия в ведении хозяйства в западной и восточной частях гор

7) Какие полезные ископаемые, имеющие мировое значение встречаются в горах?


Домашнее задание. По памяти составить опорный план – конспект по данным вопросам, включая и другие компоненты – климат, воды, почвы. Поможет вам в этом текст “Урал.или Мугоджарские горы и § 42 с.181-183.. Нанести на карту цветными значками основные месторождения рудных и нерудных полезных ископаемых Мугоджар. Высотные отметки обозначить треугольником с указанием высот, хребты изобразить коричневыми линиями. Прочертить направление главных хребтов. К нему высокие предгорья, дальше то него низкие предгорья.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок географии по теме "Мугалжары"

Автор: Курмангалиева Роза Жандосовна

Дата: 14.01.2016

Номер свидетельства: 276462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок .Природные зоны Казахстана "
    ["seo_title"] => string(32) "urok-prirodnyie-zony-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "101949"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402469171"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Международный онлайн урок "Природные объекты на границе России и Казахстана""
    ["seo_title"] => string(72) "miezhdunarodnyionlainurokprirodnyieobiektynaghranitsierossiiikazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "324886"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1462720797"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства