Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Осевое вращение Земли"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куркульская средняя общеобразовательная школа Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Урок по теме: «Осевое вращение Земли»
Класс: 5
Учитель: Косова Любовь Анатольевна,
первая квалификационная категория
Тема урока: Осевое вращение Земли.
Цель: Сформировать представления о вращении планеты Земля вокруг своей оси и географических следствиях вращения Земли вокруг своей оси
Задачи урока:
Образовательные: Ввести новые понятия земная ось, географические полюса; дать первоначальные сведения о направлении и времени движения планеты вокруг своей оси; показать следствия вращения Земли вокруг оси.
Развивающие: развивать умения работать в парах, с текстом учебника. Способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики, интеллекта.
Воспитательные: осознание себя как части целостности природы
УДД:
Личностные: умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
Метапредметные:
Регулятивные: умение учащихся планировать свою деятельность под руководством учителя, организовывать сотрудничество и работать в паре.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям «земная ось», «географические полюса», строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей; делать анализ и отбор информации; описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Предметные: пониманиеспецифики движения Земли вокруг своей оси и географических следствий движения Земли вокруг своей оси.
Основные понятия: Ось Земли, северный полюс, южный полюс, земные сутки
Технологии: Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
Актуализация знаний.
Учащиеся в парах задают друг другу по три вопроса по теме: «Влияние космоса на Землю и на жизнь людей» и заслушивают на них ответы.
3) Мотивация учебной деятельности:
Звучит запись «Песни о медведях» из к/ф «Кавказская пленница».
Учитель: Кто догадался, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Какие слова из песни вас на это натолкнули?
Учащиеся формулируют самостоятельно тему урока.
Учитель: Что же мы с вами должны узнать на этом уроке?
Учащиеся выдвигают цель урока, записывают в тетрадь тему урока.
«Осевое вращение Земли».
4) Изучение нового материала
Согласны ли вы с утверждениями: (да, нет)
Утверждения
В начале урока
В конце урока
Вращение Земли вокруг своей оси не влияет на форму планеты.
Земля вокруг своей оси вращается с востока на запад
Северный полюс это точка пересечения земной оси с северным тропиком
Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за сутки
В результате вращения Земли вокруг своей оси происходит смена времен года.
земная ось сохраняет постоянное направление, её северный конец направлен на полярную звезду;
Учитель: Какие два основных вида движения планеты Земля известны человечеству; Почему люди, живущие на Земле, трудно верят в то, что Земля постоянно находится в движении? Ответы на эти вопросы найдите в учебнике на стр. 33
Учащиеся делают выводы: Земля осуществляет орбитальное и осевое вращение
Учитель: Земля вращается вокруг своей оси. А как вы понимаете выражение «ось Земли»?
Учащиеся работают с учебником стр. 34 1 – ый абзац и делают выводы: Ось Земли воображаемая линия, имеет наклон к плоскости орбиты 66,5 градусов, её северный конец постоянно направлен на Полярную Звезду.
Учитель: Посмотрите на глобус и определите место пересечения земной оси с поверхностью Земли и как называются эти точки?
Что такое географический полюс? Сравните свой ответ с определением данным в учебнике на стр.34 и покажите эти точки на глобусе и на карте.
Учитель: А сейчас поговорим о вращении Земли вокруг своей оси. В каком направлении вращается Земля?
Просмотр анимации
Работа в парах: изучите материал на стр 34 учебника и ответьте на ряд вопросов:
1. В каком направление происходит вращение Земли вокруг своей оси?
2. Какие две точки при вращении земли остаются неподвижными?
3. За какое время Земля совершает один оборот вокруг своей оси и что при этом происходит?
4. Что такое сутки?
Учитель: Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля?
Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)
Учитель: Мы с вами познакомились с вращением Земли вокруг своей оси. А какое следствие имеет это вращение? Поработав с текстом учебника стр 35 (2 часть) найдите ответы на эти вопросы и запишите ответ кратко в тетрадь
Следствием такого вращения являются:
Смена дня и ночи.
Отклонение воздушных потоков, морских течений от их первоначального направления в Северном полушарии – вправо, а в Южном полушарии – влево.
Подмыв берегов («Закон Бэра» – в северном полушарии подмываются правые берега, в южном - левые).
Приплюснутость Земли у полюсов.
5) Закрепление новых знаний
Практическая работа:
Учащимся нужно на листе бумаги, используя данную информацию, показать осевое вращение Земли, нужно учитывать, что в данном перечне есть лишняя информация. (Земля, Солнце, Луна, ось Земли, ночное время суток, вращение Земли с запада на восток и с востока на запад, угол 66, 5 и 70 градусов, северный и южный полюс, северный и южный тропик.
Выполненную работу учащиеся защищают, от каждой группы один ученик.
6) Работа с таблицей, с которой работали учащиеся в начале урока.
Разбор правильности выполнения задания, подведение итога урока.
7) Рефлексия
Продолжите фразу на листочке: подчеркните нужное.
1.На уроке я работал: активно / пассивно
2.Урок для меня показался: коротким / длинным
3.Материал урока мне был: понятен / не понятен, полезен / бесполезен, интересен / скучен
4.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5
Комментирует и выставляет оценки за урок.
8) Домашнее задание: изучить параграф 9 ;
Подобрать пословицы и поговорки об осевом вращении Земли; составить 4 тестовых вопроса с выбором одного правильного ответа.