kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии по теме "Природные зоны Африки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.Цель урока - организовать деятельность учащихся для формирования представления о природных зонах Африки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии по теме "Природные зоны Африки"»

Тема

Природные зоны Африки

Тип

Комбинированный

Цель

Цель:
Организовать деятельность учащихся для формирования представления о природных зонах Африки

Образовательные:
Способствовать формированию понятия природные зоны Африки, способствовать овладению учащимися навыками работы с картой

Развивающиеся:

Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника, картой и дополнительными источниками информации.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к изучаемому предмету, информационную культуру; способствовать воспитанию у учащихся культуры слушателя; способствовать воспитанию культуры

общения с одноклассниками.





Организация образовательного процесса

Групповая формы работы

Методы обучения

Объяснительно - иллюстрационный; проблемного изложения; частично-поисковые.




Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1.Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного  и животного мира. 
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей. 
3. Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.





Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;  осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы дея­тельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: участвуют в коллективном об­суждении проблем; обмениваются мнениями, пони­мают позицию партнера.

Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.

- способствовать формированию  географического мышления

- Получат возможность сформировать  умение оценивать важность изучаемого материала для  практической деятельности.


Оборудование: География материков и океанов. 7 класс. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А., атласы по географии для 7 класса - Дрофа,2015,карта «Природные зоны Африки»,проектор, экран, компьютер, карты памяти, кроссворд.






Ход урока

I. Организационный момент:
- Здравствуйте ребята!

Проверьте все ли готово у вас для урока. На столе должны быть

дневник, классная тетрадь, учебник и атлас. Учитель делит учащихся на 3 группы. Если у всех все готово, тогда начинаем наш урок.

Изучение какого материка вы начали на предыдущих уроках? ( Африку). Сегодня мы продолжим путешествие по этому материку. Минуточку! Нам поступил видео звонок!



I I Актуализация опорных знаний.
Изучение какого материка вы начали на предыдущих уроках?

Сегодня мы продолжим путешествие по этому материку. Минуточку! Нам поступил видео звонок! Просмотр видеофрагмента (фрагмент из мультфильма «Доктор Айболит», где Айболита просят приехать в Африку).

Как вы поняли в беду попал один из обитателей Африки- гиппопотам. В ходе работы на уроке вы должны определить место обитания этого животного. Для этого вам необходимо провести микроисследование. Тему микроисследования вы определите, разгадав кроссворд.


III Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Учитель раздает кроссворд.

Успешное разгадывание кроссворда будет свидетельствовать о выполнении домашнего задания по теме «Внутренние воды».

Итак, у вас получилось ключевое слово «природа». Таким образом, тема микроисследования? … (Природные зоны).

А что такое природная зона?

Что может характеризовать природную зону?

Таким образом, ваша задача: узнать какие природные зоны существуют в Африке; особенности природных зон - климатические условия, почвы, характерные представители растительного и животного мира.



II I. Изучение материала

1 задание.

По картам атласа назовите природные зоны Африки.

А какие природные зоны занимаю большие территории.

Исследованием этих природных зоны займётесь.

1 группа – отправляется во влажные экваториальные леса

2 группа – отправляется в зону саванн

3 группа – отправляется в пустыню

В результате вы должны ответить на следующие вопросы:

В каком климатическом поясе находится зона?

Назовите воздушные массы этих зон.

Средние температуры января и июля

Количество осадков.

Почвы


Задание 2.

По описанию, которое я вам зачитаю, вы должны определить свои природные зоны.

Зачитываю описание.

«Ослепительная красавица?! Да (Первая минута)

Подавляющая великолепием дворец?! Безусловно (Первый день)

Дикое нагромождение кричащих красок?! О, конечно (Первая неделя)

Зеленый ад! Ага, наконец – то! Ну, теперь видно, что вы пересекли большой лесной массив под экватором и знаете, о чем говорите.

Стоя спиной к зловещей черной стене леса, от которого до вас еще будут доносится удушливые испарения, вы в первый раз выпрямитесь во весь рост и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванны и жадно глядеть в даль»

И так ребята, вы догадались о какой природной зоне идет речь? Правильно это – влажные экваториальные леса.

«Первые полчаса после восхода солнца – блаженное время суток среди выгоревших от зноя трав, деревьев с красновато – бурыми, в тон пыльной, потрескавшейся земле, листьями. Солнце мягко дотрагивается до чуть остывшей за ночь земли косыми ласковыми лучами. Не жжет. и человек наслаждается его теплом, стряхивая ночной озноб и оцепенение. Но уже через полчаса начинается пекло, по телу струйками стекает пот, Люди благоразумно прячутся под навесы или в хижины. В полдень пустеют поля. Облегчение наступает на закате, когда повеет свежий ветерок.

Однако мудрым аборигенам ведомо его коварство: ветер подает сигнал к пробуждению комарам и москитам.

О какой природной зоне идет речь? (саванны).

И последнее описание

«Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар поднимающегося солнца. Поднимается солнце – и раскаляется все вокруг: воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскаленной печи, к тому же он настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться, песок становится так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар, до камней едва можно дотронутся, и даже небо, еще недавно бездонное голубое, блекнет от жары»

Ну, я думаю вы догадались, что это за природная зона ( пустыня).


Быт, традиции населения связаны с природными условиями

Наш великий земляк Н.М.Карамзин отмечал, что именно в пословицах и поговорках сохранились драгоценные остатки ума предков, истинное понятие о добре и мудрые правила жизни.


Задание 3.Объяснять содержание пословицы африканских народов, проживающих в вашей природной зоне.


«Завтра июнь может обрушится на меня»

«Страшно в лесу - стыдно дома»

«Солнце в нашей стране заставляет кричать даже камни»

Дети работают в группах.



Физкультминутка

А знаете ли вы, что в Северной Африке принято, поклонившись, поднести правую руку ко лбу, к губам и к груди – это должно значить «Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя». Поприветствуйте соседа справа и слева.


Задание 4. Используя дополнительные источники информации, определите характерных представителей растительного и животного мира вашей природной зоны.

После каждого выступления групп учитель подводит итог о растениях и животных каждой природной зоны и даёт интересную информацию о баобабе, финиковой пальме и вельвичии.


Финиковая пальма

1.Оазис – это прежде всего зеленые перистые кроны финиковых пальм. Трудно перечислить, что значит финиковая пальма для жителя пустыни – и тень, и пища, и строительный материал. Главное богатство пальмы, конечно финики. Финики можно назвать «хлебом пустыни»: их едят сырыми, жареными, вареными, вялеными. Туареги считают, что счастлив тот муж, которого жена в течение месяца кормит блюдами из фиников, и ему это не надоедает, так как кушанья не повторяются. Во многих племенах ласковым словом «финик» называют любимых девушек.


Баобаб – один из священных символов Африки. По подсчетам ученых, дерево живет до 4-5 тыс.лет. Это чуть ли не самое «тучное» растение планеты: встречаются экземпляры 20 и даже 40 метров в обхвате. В сезон дождей баобаб зеленеет, а в сезон засухи сбрасывает листву(чтобы сохранить больше влаги). Баобабы не горят в огне, но их врагами являются слоны. Слоны поглощают рыхлую древесину, насыщенную влагой до 120 литров. Плоды дерева созревают к сухому сезону и ими охотно лакомятся обезьяны. Мякоть этого плода называют «обезьяньим хлебом». Из мякоти люди извлекают крахмал и пекут лепешки. Скорлупа плодов идет на изготовление музыкальных инструментов и домашних коробок для хранения продуктов. Из волокон коры делают тонкие струны для гитар и очень прочные веревки. В саванне даже есть поговорка: «Беспомощен, как слон, спутанный баобабовой веревкой».


Вельвичия, самое удивительное растение пустыни Намиб. Оно не похоже ни на одно из современных растений. Это дерево имеет короткий (10-15см) толстый ствол (до 1м в диаметре), от которого отходят два плотных кожистых листа длиной до 3 метров. Листья сохраняются на протяжении всей жизни растения до 100 лет и более. С помощью листьев растение собирает влагу во время туманов. Со временем листья расщепляются, образуя длинные извивающие ленты, за что вельвичию и называют осьминогом пустыни. Это редкое растение охраняется законом, и как одна из наиболее интересных достопримечательностей Намибии изображается на ее марках.


Вывод: И так ребята, вы провели колоссальную исследовательскую работу природных зон Африки.


Контрольный вопрос: Каково же место обитания гиппопатама?


Учитель подводит итоги.


Рефлексия

Жестами учащиеся показывают свои ощущения и оценивают свою деятельность

на уроке.

Я работал неплохо, но многое не понятно, у меня не все получилось – значит вы находитесь в экваториальном лесу (дети сидят на месте).

Я работал хорошо, мне все понравилось, но у меня не все получилось – вы вышли в саванну (дети поднимают руки).

Я работал отлично, мне все понравилось, у меня все получилось – значит вы добрались до Килиманджаро и перед вами огромный простор (дети встают и поднимают руки)






IV. Закрепление.


Хочу преподнести вам подарок, как элемент старой культуры охотников Африки - это бумеранг.

Бумеранг Носорог. Носорог – грозное и мощное создание. Символизирует напор, силу и неукротимость.

Бумеранг Охота на крокодила. Охота на крокодила в символическом понимании аборигенов древней Африки отражает процесс выслеживания в самом себе слабых и отрицательных сторон.

Бумеранг странник. В жаркий Африке говорят, что путь через пески всегда долгий и прямой – как жизнь человека, знающего свою дорогу.


Домашнее задание: 1) прочитать и выучить §28, 2)Составить презентацию по национальным паркам и заповедникам Африки;


Список использованной литературы:
1. География. Материков и океанов 7кл.. Учебник, «М» - Дрофа ,2015г
2.Настольная книга учителя географии.5-11 классы/Н.Н.Петрова, Д.В.Новенко.-М.:Эксмо, 2008.-598с
3.Дидактические материалы по физической географии: Пособие для учителя/Л.Н.Картель.-М.:Просвещение, 2013.-128с
4. http://geographyofrussia.com/plan-mestnosti/
5.http://www.geography.ru/course/220025/168796/168796.htm#.VtS63ZyLTI
6. http://geographyofrussia.com/karty.html





Приветствие









Фронтальная форма роботы
опрос устный

5 мин











Совместное целеполагание






















Групповая форма работы
заполнение карты памяти









Фронтальная форма роботы
эвристическая беседа

2 мин



Фронтальная форма роботы
работа с учебником ,запись понятия в тетрадь

Выход к доске

3 мин


Фронтальная форма роботы
эвристическая беседа

2 мин.

Индивидуальная форма роботы
3 мин
записывают в тетрадь








2 мин

















Учащиеся работают в группах








Учащиеся повторяют движения






Учащиеся работают в группах





































положительное отношение к про­цессу познания




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по географии по теме "Природные зоны Африки"

Автор: Поданева Татьяна Петровна

Дата: 19.09.2016

Номер свидетельства: 344592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Презентация на тему "Природные зоны Африки" "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-na-tiemu-prirodnyie-zony-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "234169"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443362616"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок географии в 7 классе "Природные зоны Африки" с мультмедийной презентацией "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-ghieoghrafii-v-7-klassie-prirodnyie-zony-afriki-s-mul-tmiediinoi-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "121839"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414079850"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Разработка урока по географии на тему: Природная зона Африки"
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotkaurokapoghieoghrafiinatiemuprirodnaiazonaafriki"
    ["file_id"] => string(6) "265941"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450068554"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Урок географии "Природные зоны Африки""
    ["seo_title"] => string(40) "urok-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "132354"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416328457"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Проект урока по географии на тему: «Природные зоны Африки» 7 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "proekt_uroka_po_geografii_na_temu_prirodnye_zony_afriki_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "529470"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575103378"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства