Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели. Настраиваемся на урок. | |
Актуализация знаний. | Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала. - Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» на титульном листе темы. У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. И что же делать? (варианты ответов детей) - Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой не мало интересной темы «План и карта». Географическая карта начнет раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет? - Тогда давайте вместе попробуем его открыть. - Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов. - В глубокой древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря этой карте вы легко сможете найти дорогу и возвращаться домой. Чем больше вы в жизни путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве. - Так попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока). - А каковы цели нашего сегодняшнего урока?(цели на слайд) - Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья. - А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе? | Вспоминают…(П) Определяют…(Р)
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
Мотивация. | - Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои секреты. | |
Создание проблемной ситуации. | Создает проблемную ситуацию. - Что такое горизонт? - Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор? - Как называется этот прибор для ориентирования на местности? - Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока. (записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока). | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
Целеполагание. | Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности. -Что вы сегодня будете изучать? -Что, по-вашему, мнению, побудило людей уметь ориентироваться? Подвести к выводу: для чего необходимо изучать ориентирование, определять азимут? (Организует обсуждение возникших затруднений). | Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности. Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем |
Планирование. | Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает учащимся самим составить план. - Откройте учебник на стр.30 и прочитайте название параграфа 8 название еще одного секрета географической карты. | Работа в группах. (К) Обобщают результаты извлечения информации из учебника (П), составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания. |
«Открытие» новых знаний. | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм. - Как же устроен компас? - Людям каких профессий он необходим? (дети работают самостоятельно с учебником рассматривают рисунок 19 и называют основные составные части компаса)
- По компасу определяют азимут. А что такое азимут, вы найдете в учебнике. (учащиеся работаю с учебником) - Прочитайте в учебнике параграф 8 и расскажите, как правильно определить азимут. (работа с учебником стр. 30, абзац №3)
- Как же определить азимут на местности? Практические задания по определению азимута на предметы (рис. 19 учебника). - Разбейтесь на группы и найдите азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполните задание в конце параграфа №4, 8, 9. | Обсуждают… Обосновывают… Оценивают… Осуществляют… Обнаруживают… Представляют…
(работа в группах) |
Физкультминутка.
| Мы шагаем, мы шагаем. Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко. Вдруг мы видим: из куста Выпал птенчик из гнезда. Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем. Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса. Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим. На поляну мы заходим, много ягод там находим. Земляника так душиста, что не лень и наклониться. В окошко мы увидели и речку, и цветы. Узнали много нового и я, и ты, и мы. | |
Закрепление. | - А теперь вспомните, по каким еще приметам народным можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса? - Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет. - А теперь давайте посмотрим в учебник на стр. 31 и попробуем сформулировать определение понятия «план местности». (работа с атласом, с условными знаками) (Выясняем значение плана местности в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Приходилось ли кому нибудь встречаться в жизни в планами местности?) - Работаем с рисунком 20 на странице 31 учебника: выясните, какие объекты нанесены на план и как вы об этом узнали? - А теперь создайте свой мини-проект в группе, нарисуйте воображаемый участок местности, укажите на нем условными знаками изображения на местности.. (Включить тихо музыку) Защита проектов. - Вот мы с вами познакомились с планом местности, скажите, чем же он отличается от аэрофотоснимков?
| Демонстрируют знания (П), понимание (Р). Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р). |
Итог урока (рефлексия). | Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. - Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока? (информационные листы у каждого на столах: Что нового узнали на уроке? Чему научились? Какие были трудности? Что хотели бы узнать дополнительно? Объясняет домашнее задание: §8 рабочая тетрадь №1-4 | |
1. Алексеев А.И., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006.
2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.
1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
3. Песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http://sitename.ru