kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии на тему "Ориентирование на местности" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это разработка урока по географии в 5 классе. Надеюсь вам это пригодится.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии на тему "Ориентирование на местности" (5 класс)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красновская средняя общеобразовательная школа

Тарасовского района Ростовской области











Конспект урока по географии
в 5 классе

«Ориентирование на местности»





подготовила

учитель географии и биологии



















Тарасовский район
2015



Цель урока:

  • сформировать представление о способах ориентирования на местности;

  • учиться с учащимися определять азимут.

Задачи урока:

  • образовательные: ввести новые понятия план местности, ориентирование, азимут, топографические карты, аэрофотоснимки, космические снимки, компас.

  • развивающие: развитие познавательных интересов учащихся; развивать умения работать в группе с учебником, ресурсами ЭОР; способствовать формированию географической культуры; развитие памяти, логики и интеллекта.

  • воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах; осознание себя как части природы;

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

  • метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

  • предметные: расширение знаний о рельефе земной коры, формирование понятий ориентирование, компас, азимут.

Универсальные учебные действия:

  • личностные: осознать необходимость изучения ориентирования на местности, определения азимута;

  • регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему;

  • познавательные: извлекать информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, добывать новые знания из источников ЭОР.

  • коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах.

Учебник: под редакцией А.И. Алексеева



Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.


  1. Актуализация знаний.

Учитель представляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

- Обратите ваше внимание на фрагмент картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье» на титульном листе темы. У каждого человека бывают такие ситуации, когда необходимо определить свое местоположение, найти верную дорогу. И что же делать?

(варианты ответов детей)

- Сегодня мы с вами приступаем к изучению новой не мало интересной темы «План и карта». Географическая карта начнет раскрывать нам свои секреты. Вы знаете, в чем заключается еще один секрет?

- Тогда давайте вместе попробуем его открыть.

- Каждому человеку необходимо научиться ориентироваться, т. е определять своё местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.

- В глубокой древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь на незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная карта знакомой вам территории. Благодаря этой карте вы легко сможете найти дорогу и возвращаться домой. Чем больше вы в жизни путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.

- Так попробуйте теперь назвать тему нашего урока. (учащиеся называют тему урока).

- А каковы цели нашего сегодняшнего урока?(цели на слайд)

- Умение ориентироваться в пространстве – одно из самых важных умений человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья.

- А теперь, вы, ребята, вспомните каким образом можно сориентироваться на местности, если вы потеряли дорогу к лучшему другу в городе?

Вспоминают…(П)

Определяют…(Р)















































Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

  1. Мотивация.

- Молодцы! Своими хорошими знаниями мы способствовали тому, что, чтобы географическая карта продолжала раскрывать свои секреты.


  1. Создание проблемной ситуации.

Создает проблемную ситуацию.

- Что такое горизонт?

- Для ориентирования в Древнем Китае был изобретен простейший прибор?

- Как называется этот прибор для ориентирования на местности?

- Конечно, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, зато вы сможете сформулировать проблему, которую нужно решить. Определение этой проблемы и будет темой урока.

(записываем тему в тетрадь, на слайде - тему урока).

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

  1. Целеполагание.

Представляет «конфликтный» материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

-Что вы сегодня будете изучать?

-Что, по-вашему, мнению, побудило людей уметь ориентироваться?

Подвести к выводу: для чего необходимо изучать ориентирование, определять азимут?

(Организует обсуждение возникших затруднений).

Проявляют познавательную инициативу. Осознание цели предстоящей деятельности.

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем

  1. Планирование.

Представляет материал, побуждающий к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает учащимся самим составить план.

- Откройте учебник на стр.30 и прочитайте название параграфа 8 название еще одного секрета географической карты.

Работа в группах. (К) Обобщают результаты извлечения информации из учебника (П), составляют план деятельности, выбирают средства, необходимые для открытия «нового» знания.

  1. «Открытие» новых знаний.

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует участие всех детей в поисковой деятельности. Формулирует обобщенные вопросы. Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

- Как же устроен компас?

- Людям каких профессий он необходим?

(дети работают самостоятельно с учебником рассматривают рисунок 19 и называют основные составные части компаса)















- По компасу определяют азимут. А что такое азимут, вы найдете в учебнике. (учащиеся работаю с учебником)

- Прочитайте в учебнике параграф 8 и расскажите, как правильно определить азимут.

(работа с учебником стр. 30, абзац №3)













- Как же определить азимут на местности?

Практические задания по определению азимута на предметы (рис. 19 учебника).

- Разбейтесь на группы и найдите азимуты на предметы в кабинете географии, а также выполните задание в конце параграфа №4, 8, 9.

Обсуждают…

Обосновывают…

Оценивают…

Осуществляют…

Обнаруживают…

Представляют…







































(работа в группах)

  1. Физкультминутка.


















Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем, голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: из куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в дупло кладем.

Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках пробежим.

На поляну мы заходим, много ягод там находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

В окошко мы увидели и речку, и цветы.

Узнали много нового и я, и ты, и мы.


  1. Закрепление.

- А теперь вспомните, по каким еще приметам народным можно ориентироваться на местности, если у вас с собой не оказалось компаса?

- Вот и раскрыла географическая карта нам еще один секрет.

- А теперь давайте посмотрим в учебник на стр. 31 и попробуем сформулировать определение понятия «план местности». (работа с атласом, с условными знаками)

(Выясняем значение плана местности в повседневной жизни, хозяйственной деятельности. Приходилось ли кому нибудь встречаться в жизни в планами местности?)

- Работаем с рисунком 20 на странице 31 учебника: выясните, какие объекты нанесены на план и как вы об этом узнали?

- А теперь создайте свой мини-проект в группе, нарисуйте воображаемый участок местности, укажите на нем условными знаками изображения на местности..

(Включить тихо музыку)

Защита проектов.

- Вот мы с вами познакомились с планом местности, скажите, чем же он отличается от аэрофотоснимков?










Демонстрируют знания (П), понимание (Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р).

  1. Итог урока (рефлексия).

Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок.

- Достигли мы той цели, которую ставили в начале урока?

(информационные листы у каждого на столах:

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Какие были трудности?

Что хотели бы узнать дополнительно?

Объясняет домашнее задание: §8 рабочая тетрадь №1-4


























































Список использованной литературы


1. Алексеев А.И., Петров В.И. Литература. 10-11 класс. Ч.2.- М.: ООО «Обучение», 2006.

2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г.
2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г.
3. Песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной)
4. http://sitename.ru






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по географии на тему "Ориентирование на местности" (5 класс)

Автор: Гегкиева Лариса Николаевна

Дата: 12.11.2016

Номер свидетельства: 358167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Технологическая карта  урока географии по теме "План местности" (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-plan-miestnosti-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118623"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413203790"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по теме: Ориентирование на местности. Компас. Азимут. "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-tiemie-oriientirovaniie-na-miestnosti-kompas-azimut"
    ["file_id"] => string(6) "156604"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421458142"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Методическая разработка по географии на тему "Ориентирование" (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(69) "metodicheskaia_razrabotka_po_geografii_na_temu_orientirovanie_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "577493"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1617603004"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Практическая работа по географии: «Определение на местности направлений азимутов и расстояний»."
    ["seo_title"] => string(104) "praktichieskaia-rabota-po-ghieoghrafii-opriedielieniie-na-miestnosti-napravlienii-azimutov-i-rasstoianii"
    ["file_id"] => string(6) "250475"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447083740"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Технологическая карта урока «Ориентирование на местности»"
    ["seo_title"] => string(58) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_orientirovanie_na_mestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "657470"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1728611994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства