Просмотр содержимого документа
«Урок по географии 9 класс по теме Поволжье»
Урок № 46
Тема: Население и хозяйство Поволжья.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Дополнить образ изученного экономического района
Обобщить основные знания о Поволжье
Сформировать представление о реальных достоинствах Поволжья
Развивающие:Развивать аналитическое и синтетическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами, в группах.
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, толерантность, способствовать формированию здорового образа жизни.
Оборудование:
Политико – административная карта России
Атласы, карточки с заданиями
Проектор
Компьютер
Экран
Ход урока
I. Оргмомент
II. Изучение нового материала (читает учитель)
Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника, Выбегает голубое чудо- Русская великая река.
Лёгкий дом, как девичья светёлка, Вяз, ольшаник, сумрачная ель. Стойте, люди! Здесь родилась Волга! Здесь её и дом, и колыбель!
- Вы уже, наверное, догадались, что сегодня речь пойдёт об экономическом районе, название которого связано с названием Великой русской реки Волги.
Итак, сегодня мы с вами познакомимся с Поволжским экономическим районом.
Читает РАХМАНОВА НАДЯ:
Стихотворение о Волге:
О Волга! После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава как была,
Кругом все та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслышав звон колоколов.
Всё то же, то же... только нет
Убитых сил, прожитых лет...
Учитель: Да, ребята, во все времена Волга была артерией земли русской, и несомненно она составляет экономический стержень того района, который мы сегодня будем изучать с вами.
На доске: Тема: «Население и хозяйство Поволжья».
План:
Состав Поволжского района.
Особенности ЭГП
Население.
Народное хозяйство.
Прежде чем путешествовать по экономическому стержню, определим состав района.
-Определите, какие субъекты федерации входят в состав данного района?
Работа с атласом и учебником. (атлас стр: 34, ЛОС стр: 53) (Какие республики и области входят в состав региона?)
- Республика Марий Эл, Чувашская республика, Республика Татарстан, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область.
- Итак, сколько же республик и областей входят в составПоволжского региона?(3 республики, 5 областей).
- А теперь давайте подберем пары: Республика - название столицы; Область - областной центр.(Республика Марий Эл. - г.Йошкар – Ола, Чувашская республика - г.Чебоксары, Республика Татарстан - г.Казань, Ульяновская обл. - г.Ульяновск, Самарская обл. - г.Самара, Саратовская обл. г.Саратов, Волгоградская обл. - г.Волгоград, Астраханская обл. - г.Астрахань).
Учитель:
А теперь рассмотрим положение района по отношению к соседним районам и транспортным магистралям. - Как мы называем этот термин? (ЭГП - экономико-географическое положение).
По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.
Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении.
- Какой вывод можно сделать по ЭГП Поволжского района? (Район имеет очень выгодное ЭГП).
-Переходим к следующему вопросу нашего урока - население.
ЛОС стр.53
Н = 17089 тыс. чел.
плотность = 37 чел на 1 км2
Уровень урбанизации - 70 %
S=458 тыс. км2.
Давайте вспомним, сколько городов-миллионеров насчитывается в России? (13 городов).
- И какие же из них представлены в Поволжском районе? (Казань, Самара, Саратов, Волгоград).
- Давайте поиграем:
- Прочитайте задание карточки №1. "Определите, о каком поволжском городе идёт речь?"
Распространённое объяснение названия - перевод с тюркского “желтая гора”. Город основан в 1590 г. на высоком правом берегу Волги. Город связан с именами А.Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, П.А. Столыпина.” (Саратов).
-Откройте атлас на стр. 8-9.
Определим национальный состав Поволжского района. Что бросается в глаза? (Разнообразие цветовой гаммы).
-О чем это говорит? (Район достаточно многонационален: марийцы, чуваши, русские, татары и т.д.).
-Вспомним, одной из крупнейших народностей России после русских какая является? (Татары).
А какие отрасли специализации являются ведущими в районе? Слайд№2
Отрасли специализации
Фактор размещения
Центры-города
1. Машиностроение.
Трудоёмкий, близость к сельскохозяйственным полям, т.е. потребительский.
Наб. Челны, Каменка, Тольятти.
2. Химический.
Сырьевой (проходят нефтепроводы).
Казань, Нижнекамск, Саратов.
3. Промышленных строительных материалов.
Сырьевой (строит, песок, гипс).
Никольск, Михайловка.
-Из субъектов федерации Поволжского района по промышленному развитию выделяется республика Татарстан.
Сообщение “Экономическое развитие Татарстана”.
-От чего зависит специализация сельского хозяйства? (От климатических условий, отсюда здесь развито как растениеводство, так и животноводство.
А теперь, мы ответим на 3 группы вопросов из ЛОСА со стр.53
1 группа -вопросы задания №1
2 группа - вопросы задания №2
3 группа - вопросы задания №3
Молодцы, хорошая подготовка (говорю оценки)
Итог урока:
Итак, ребята, сегодня мы с Вами рассмотрели Поволжский район. Какой вывод можно сделать?
Имеет выгодное ЭГП.
В состав Поволжья входят 3 республики и 4 области.
Отраслями специализации промышленности являются:
Химическая, машиностроение, производство строительных материалов.
Вопросы для самооценивания (рефлексия)
-Это урок мне понравился (не понравился) потому, что
-Наиболее трудным мне показалось
-Я думаю, это потому, что
-Самым интересным
И мне очень хочется, чтобы после нашего путешествия в ваших умах и сердцах остались только положительные эмоции и впечатления о самом благодатном экономическом районе Поволжье.
Домашнее задание: §54-55 учебника, заполнить контурные карты, ответив на вопросы карточки.