Презентация подготовлена для проведения урока географии в 9 классе на тему «Природа Поволжья». Использован учебник «География России», авторы: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.
Учащимся предлагаются разнообразные задания для самостоятельной работы.
По вопросу «Особенности рельефа»:
Анализ физической карты России (атлас).
- Каков общий наклон поверхности Поволжья?
- Какие формы рельефа (виды равнин) представлены в районе?
- Какой берег Волги крутой, а какой – пологий?
Учащиеся должны прийти к следующим выводам:
- Общий наклон поверхности к югу.
- Чередование возвышенностей и низменностей при движении с запада на восток.
- Правый берег Волги – крутой, левый – пологий.
По вопросу «Особенности климата»:
Анализ рис. 48 на с 170 учебника и климатической карты России (атлас).
- В каком климатическом поясе и каких климатических областях располагается Поволжье?
2. Как изменяются климатические условия (температура июля и января, количество осадков) в направлении с СЗ на ЮВ?
Учащиеся приходят к следующим выводам:
- Поволжье – самая континентальная и засушливая часть Русской равнины.
- Лето здесь жаркое и сухое, а зима – холодная и малоснежная.
По вопросу «Природные зоны»:
Анализ карты «Природные зоны России» (атлас), работа с текстом учебника.
- Совершите «путешествие» по реке Волге из Казани в Астрахань.
- Какие природные зоны вы пересекли?
- Прочитайте текст учебника (с 169, последний абзац – 170-171, первый абзац).
- Что вы узнали о внешнем облике, особенностях природы каждой природной зоны?
Далее учитель предлагает вниманию учащихся текстовую и иллюстративную информацию об уникальном природном объекте Поволжья - Астраханском биосферном заповеднике, расположенном в дельте Волги.
Учащиеся совместно с учителем дают комплексную оценку природных ресурсов района и выполняют самостоятельную работу: читают текст учебника и готовятся к диалогу по вопросам:
- Какие особенности природы Поволжья отрицательно сказываются на ведении сельского хозяйства?
2. Какое определение закрепилось за районом из-за этих особенностей ещё в начале XX века?
Презентация позволит учителю географии провести достаточно качественный урок, ориентированный преимущественно на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.