kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Ядерная энергетика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Рост атомной энергетики неизбежно ведет к нагреву, а затем перегреву атмосферы и катастрофическим изменениям климата.
  • Даже при идеальной работе АЭС загрязнение среды, пусть незначительное, неизбежно.
  • Проблема захоронения возрастающего количества шлаков радиации не имеет надежного решения.
  • Не существует надежного и безвредного способа добычи и переработки ядерного горючего и гарантированных безопасных способов его транспортирования.
  • Накопление в атмосфере радиоактивных изотопов представляет угрозу для обитателей планеты.
  • Закрытая сфера радиационной медицины не выполняет своих гражданских и профессиональных функций, скрывает региональные и глобальные последствия. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Ядерная энергетика"»

Урок-конференция: "Ядерная энергетика: проблемы и перспективы"

...радиофобией, может быть, вылечим мир от
беспечности, алчности, сытости, от бездуховности,
бюрократизма, чтоб не пришлось нам по чьей-либо
милости в нечеловечество переродиться”


Класс: 11В

Дата: 2.12.2016

Использованные сокращения:

  • ЯР - ядерный реактор;

  • ТЯС - термоядерный синтез;

  • АЭС – атомная электростанция;

  • ТРО – твердые радиоактивные отходы;

  • ЯЭУ – ядерная энергетическая установка;

  • ЯЭ – ядерная энергетика.

Ведущие - учащиеся (2 человека) помогают учителю при подведении итогов. Они же готовят вопросы рефлексии, среди которых:

  • Загрязняют ли АЭС окружающую среду?

  • Может ли АЭС стать атомной бомбой?

  • Как мог бы выглядеть мир после атомной войны?

  • Как вы относитесь к развитию ЯЭ? и т. д.

Цели конференции:

  1. сравнение и анализ возможностей использования атомной энергией, управления термоядерным синтезом; связь с курсом биологии;

  2. показать роль отечественной науки в создании ЯЭ, устранении угрозы ядерной войны, глобальных экологических проблем.

Используемые ТСО: Видеомагнитофон, видеокамера, учебные фильмы

План конференции
  1. Технологии получения атомной энергии.

  2. Проблемы и последствия эксплуатации ЯР.

  3. Биологическое воздействие РИ на организмы человека, животного, растений.

  4. Чернобыль. Дни испытаний.

  5. Кольский полуостров-зона активного ядерного воздействия.

  6. Положительно об атоме.

  7. Термоядерный синтез.

1. Технологии получения атомной энергии
  • Энергия, единицы измерения, первичная и вторичная энергия, источники энергии.

  • Истощаются ли энергоресурсы Земли?

  • Расщепление ядра урана, цепная реакция.

  • Энергия Солнца.

  • Термоядерный синтез.

  • Регенерация и ликвидация отработанного ядерного топлива; обеспечение безопасного хранения радиоактивных отходов.

2. Про6лемы и последствия эксплуатации ЯР
  • Рост атомной энергетики неизбежно ведет к нагреву, а затем перегреву атмосферы и катастрофическим изменениям климата.

  • Даже при идеальной работе АЭС загрязнение среды, пусть незначительное, неизбежно.

  • Проблема захоронения возрастающего количества шлаков радиации не имеет надежного решения.

  • Не существует надежного и безвредного способа добычи и переработки ядерного горючего и гарантированных безопасных способов его транспортирования.

  • Накопление в атмосфере радиоактивных изотопов представляет угрозу для обитателей планеты.

  • Закрытая сфера радиационной медицины не выполняет своих гражданских и профессиональных функций, скрывает региональные и глобальные последствия.

З. Биологическое воздействие РИ на организм человека, животных, растений
  • Механизм разрушения хромосом, ядер, клеток, клеточных мембран под действием ионизирующего излучения.

  • Прекращение регенерации клеток костного мозга, лимфатических желез, щитовидной железы, полости рта, кишечника, половых органов и т.д. в процессе РИ.

  • Дозиметрия излучения.

  • Техногенные источники радиации.

  • Последствия облучения, мутация.

  • Пути предотвращения, лечения последствий РИ.

  • Здоровье и среда обитания.

  • Глобальные проблемы изменения климата планеты.

4. Черно6ыль. Дни испытаний

Авария на Чернобыле еще раз высветила, какая бездна разверзнется, если на человечество обрушится ядерная война. Ведь наполненные ядерные арсеналы таят в себе тысячи и тысячи катастроф, куда страшнее Чернобыльской.

  • Картина аварии 26 апреля 1986 года.

  • Создание саркофага, ликвидация последствий аварии.

  • Уроки трагедии.

5. Кольский полуостров - зона активного ядерного воздействия

Арктический регион России подвергается опасности радиоактивного загрязнения и степень этой опасности постоянно возрастает. Во многом это связано с наличием в регионе большого количества военных объектов, но испытаниям ядерного оружия и атомных военно-морских баз. В настоящее время отдельные территории Арктического региона России относятся к числу экологически неблагоприятных. Особое внимание при этом следует обратить на радиационную обстановку, которая на Кольском полуострове и в других областях Арктики грозит стать катастрофической. Можно выделить следующие источники потенциальной опасности радиоактивного загрязнения окружающей среды:

  • энергетические ядерные установки КАЭС;

  • атомный ледокольный флот;

  • Северный флот (оснащенный подводными и надводными кораблями с ядерными энергетическими установками и несущий ядерное оружие);

  • судоремонтные и судостроительные заводы как гражданского, так и военного профиля;

  • испытания ядерного оружия на Новой Земле;

  • подземные ядерные взрывы в "мирных" целях;

  • предприятия, занимающиеся переработкой и утилизацией радиоактивны отходов и списанных подводных лодок;

  • пункты захоронения радиоактивных отходов;

  • затонувшие атомные корабли;

  • последствия выпадения радиоактивных осадков после аварии.

Мурманская область по количеству ядерных реакторов на душу населения превосходит все другие области и страны. Здесь широко распространены объекты, применяющие различные ядерные технологии. Из гражданских объектов - это, прежде всего, Кольская атомная электростанция, имеющая четыре энергоблока с водо-водяными реакторами под давлением типа ВВЭР-440 единичной электрической мощности 440 МВт (причем, два из них близки к выработке ресурса), а также планируется строительство Кольской ЛЭС-2 мощностью 640х2 МВт. На 58 предприятиях и учреждениях области используются различные радиоизотопные приборы технологического контроля. В Мурманске на РГ11 "Атомфлот" базируются 9 судов (8 ледоколов и 1 лихтеровоз) с 13 водо-водяными реакторами под давлением.

Добычу и переработку естественно-радиоактивного сырья (лопарит, беделлит, перовскит) ведут Ловозерекий и Ковдорский горно-обогатительный комбинаты на Кольском полуострове. Содержание радиоактивных веществ в руде, полупродуктах и готовой продукции - вблизи нижней границы интервала активностей, требующих специальной организации работ и радиационного контроля.

Отработанное ядерное топливо с Кольской АЭС хранится на станции, а затем отправляется на переработку в ПО "Маяк", "Нерпа". Низкоактивные отходы с гражданских предприятий хранятся в 30 километрах от Мурманска.

В результате эксплуатации военного и гражданского атомных флотов, базирующихся в Мурманской и Архангельской областях, ежегодно образуется до тысячи кубических метров твердых и 5 тысяч кубических метров жидких радиоактивных отходов. Доля высокоактивных отходов составляет не более 5-7%, а отходы с содержанием трансурановых элементов практически отсутствуют. Примерно 85% от всего объема отходов образуются на судоремонтных предприятиях. Указанный уровень ядерных отходов удерживается последние двадцать лет. В настоящее время принято решение Правительства РФ о создании для нужд Мурманской области и других районов регионального могильника твердых радиоактивных отходов (ТРО), который позволит утилизировать (т.е. навсегда выводить из сферы обращения) как уже накопленные отходы, так и те, которые будут образовываться при выводе из эксплуатации 1 очереди Кольской АЭС и судовых ЯЭУ. Рассматривается вариант строительства регионального могильника на Кольском полуострове в районе "Дальних Зеленцов" или на Новой Земле.

Другим источником ухудшения радиологической обстановки в Арктическом регионе России, который следует особо отметить, являются надводные и подводные ядерные испытания на шельфе Баренцева и Карского морей. При этом основное беспокойство приносит ядерный полигон на Новой Земле, где уже проведено 132 ядерных взрыва, из них 86 - в атмосфере и 8 - в Баренцевом и Карском морях.

Считается, что при наземных ядерных взрывах мощностью в 1 Мт образуется радиоактивный след протяженностью в несколько сот километров. При этом оседает до 80% образовавшейся радиоактивной пыли. В моменты ядерных взрывов или катастроф на АЭС уровни радиации за счет концентрата радионуклидов, особенно короткоживущих, значительно превышают так называемые среднемесячные и среднегодовые уровни. Часть загрязнения выпадает неподалеку от места испытания. Часть долгоживущих изотопов задерживается в нижнем слое атмосферы (тропосфере) и перемещается струями ветра на большие расстояния, постепенно выпадая на море и на суше.

Подавляющая часть радиоактивных осадков выпала в Северном полушарии, где проводилось большинство испытаний. Те люди, которые находились недалеко от испытательных полигонов, получили в результате значительные дозы облучения. Оленеводы и рыбаки в открытом море на Крайнем Севере получили дозу облучения от цезия-137, в 100-1000 раз превышающую среднюю индивидуальную дозу для остальной части населения.

Радионуклиды, выпадающие из атмосферы, постепенно накапливаются в почвенно-растительном покрове. В ходе накопления нуклидов происходит их радиоактивный распад, миграция в глубь почвы и частичный смыв поверхностными водами в реки, озера и моря. Важные исследования специфической цепочки "лишайник - олень - человек" в районах Крайнего Севера России провела группа ленинградских ученых. Они изучали содержание и динамику свинца-210, полония-210, цезия-137 и стронция-90 в лишайниках, оленине, организме людей, В 1965-1966 годах в Мурманской и Архангельской областях. Республики Коми, на Таймыре и Чукотке содержание цезия-137 в организме оленеводов было в 5 раз выше, чем в 1986 году, а по сравнению с жителями юга России - в 10-100 раз. Удельная активность стронция-90 в костной ткани оленеводов во много (до 60) раз превышает аналогичные значения у людей, не связанных с оленеводством. Доза внутреннего облучения за счет цезия-137 у коренного населения составляет основную долю искусственного облучения. Очень высокая смертность коренного населения во многом связана с раковыми опухолями кишечника и легких. Достаточно мощным является загрязнение радионуклидами морей при различного рода захоронениях РАО. Многие морские организмы способны накапливать в себе радиоактивные вещества, даже если они находятся в очень низкой концентрации. Следует заметить, что некоторые радионуклиды свинца-210 и полония-210, поступают в организм с пищей. Они концентрируются в рыбе и моллюсках, поэтому люди, потребляющие много рыбы и других даров моря, могут получить относительно высокие дозы внутреннего облучения.

6. Положительно об атоме
  • применение в медицине(метод меченых атомов, метод фиброэндоскопии, плазматрон и т. д.);

  • повышение производительности газовых и нефтяных месторождений;

  • хранение газа и нефти в ядерных трубах;

  • аккумулятор электроэнергии;

  • геотермальная электростанция;

  • ядерно-физические способы отыскания природных ископаемых;

  • хронологическая маркировка ископаемых;

  • использование в криминалистике.

7. Термоядерный синтез
  • достижение условий управляемого ТЯС;

  • устройство "Токамак";

  • холодный ТЯС.

Литература
  1. Св. Алексиевич "Чернобыльская молитва"

  2. ж. "Мы" №3, ст. "Дети Чернобыля", 1990

  3. Чарушин П. "Пламя в отсеках".

  4. Ауст 3. "Атомная энергетика".

  5. Мухин К.Н. "Занимательная ядерная физика".

  6. Кузнецов В.М. "Российская атомная энергетика".

  7. "Мурманский вестник" от 7.05.1994 г.

  8. "Мурманский вестник" от 31.08.2000 г.

  9. "Аргументы и факты" №12, 2002 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Ядерная энергетика"

Автор: Энгелько Анастасия Владимировна

Дата: 16.06.2017

Номер свидетельства: 422075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Экологическая конференция  по теме: «Ядерная энергетика в жизни человека». "
    ["seo_title"] => string(89) "ekologhichieskaia-konfierientsiia-po-tiemie-iadiernaia-enierghietika-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "150141"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420428077"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Ядерная энергетика"
    ["seo_title"] => string(24) "iadiernaia_enierghietika"
    ["file_id"] => string(6) "451083"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1516359798"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Конспект и презентация урока "Пресс-конференция на тему "Энергетика настоящего и будущего." "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-priess-konfierientsiia-na-tiemu-enierghietika-nastoiashchiegho-i-budushchiegho"
    ["file_id"] => string(6) "137569"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417370480"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока-лекции на тему  "Человечество и энергия" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-liektsii-na-tiemu-chieloviechiestvo-i-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "131821"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416235452"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Обобщающий урок по теме «Ядерная физика» "
    ["seo_title"] => string(50) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-iadiernaia-fizika"
    ["file_id"] => string(6) "173340"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423980798"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства