kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме " Северный Кавказ - самые молодые горы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. «Северный Кавказ- самые молодые высокие горы России», четвертый  урок из 21  в разделе «Природа регионов России». Для полного представления с данным природным районом были использованы методы:  репродуктивный (вставить пропущенные сведения, заполнить схему), частично-поисковый (установить соответствие, причинно-следственные связи), исследовательский (проблемные вопросы, сравнение рек).

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«раздаточный к Кавказу»

Раздаточный материал № 1

Рельеф, геологическое строение



- Возьмите раздаточный материал № 1. Перед вами текст о геологическом строении и рельефе Северного Кавказа, но в этом тексте не хватает некоторых данных. Ваша задача, используя текст дополнительного материала, учебник стр.172-173, первых 3абзаца и атлас, вставить пропущенные сведения.

Кавказские горы - самые высокие горы России

Почему Кавказ - высокие горы? (Это область новой, кайнозойской

(альпийской) складчатости.

Здесь имеются вулканы, правда, считаются они потухшими - Эльбрус, Казбек.

Здесь есть горы - не состоявшиеся вулканы.

На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма.

Это горы - лакколиты: Машук, Бештау.

Кавказ испытывает и землетрясения

. По грЕбню водораздельного (Главного) хребта проходит граница между Россией (Северные склоны ) и Азербайджаном и Грузией (южные склоны)

Вершины Кавказа пикообразны, гребни острые, склоны крутые, вершины покрыты вечными снегами, по склонам стекают горные ледники. О чем говорят пикообразные вершины, снежные шапки и крутые склоны? (О возрасте гор - говорят пикообразные вершины и острые гребни - это молодые горы. А также о том, что горы сладчатые. А снежные вершины и горное оледенение говорят о большой высоте гор.)

Сложены горы разнообразными горными породами - известняками и мергелями, песчаниками, а в центре Главного хребта на поверхность выхо­дят древние КрИСТаллические породы - граниты, габбро, пегматиты и дру­гие. Северные склоны. Кавказа представлены Скалистым, Пастбищным хребтами и Лесистым.Они имеют асимметричные склоны. Южные их склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хреб­ты являются куэстами (гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий).Образовались куэсты из пластов сложенных разными по твердости породами.

В основании Предкавказья лежит молодая плита. Осадочный чехол ее состоит

из молодых отложений - лессовых и лессовидных суглинков.

Полезные ископаемые

Найдите на карте полезные ископаемые Кавказа. (На Большом Кавказе - полиметаллические руды, молибденовые руды, вольфрамовые руды, ртутные руды. В Предкавказье - нефть, газ, минеральные источники.)

~ Точему такое размещение полезных ископаемых? Геологическая история Кавказа очень сложная. Здесь разные тектониче­ские структуры. Складчато-глыбовые горы на юге - альпийская зона складчатости. Многочисленные разломы привели к излиянию магмы, с ко­торой связаны рудные месторождения. А с осадочным чехлом плиты Предкавказья связаны месторождения газа и нефти.





« Горы Кавказ - это высокие горы, т.к. это область _______ , _____________________ складчатости. Здесь имеются потухшие вулканы - это горы _____________ и __________. Здесь есть горы- не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы лакктолиты: Машук, Бештау. Северные склоны Кавказа образуют хребты _____________, ______________, _____________. Они имеют _________ строение. Куэст- это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивания пластов, сложенных разными по твердости породами. Геологическое строение сложное. На юге располагаются _______________ горы- это часть ___________ геосинклинальной зоны. Поднятия в неогеновый и четвертичный периоды превратили Большой Кавказ в высокогорную страну. Подъем сопровождался интенсивным опусканием земных пластов по краям формирующейся горной цепи. Это привело к образованию предгорных прогибов: _________________, ____________.»









Раздаточный материал № 2

Следующее задание: вам необходимо в раздаточном материале № 2 расставить соответствие: название полезных ископаемых, их образование и месторасположение.


Газ, нефть минеральные воды, полиметаллические руды, осадочные, медь, молибден, Кав. минер. воды, магматические.



месторождение

образование

полезные ископаемые

Предкавказья



Пятигорск, Кисловодск



Центр. часть Б. Кавказа







Просмотр содержимого документа
«урок 8кл.»

План-конспект урока

Тема урока: Северный Кавказ- самые молодые высокие горы России

  1. ФИО: Храмова Наталья Григорьевна

  2. Место работы: МБОУ «Плесо-Курьинская средняя общеобразовательная школа»

  3. Должность: учитель географии

  4. Предмет: География

  5. Класс: 8

  6. Тема и номер урока в теме: «Северный Кавказ- самые молодые высокие горы России», четвертый урок из 21 в разделе «Природа регионов России».

  7. Базовый учебник: Баринова И.И.География России. Природа 8 класс М., Дрофа, 2010

Цели урока: 

а) образовательные: познакомить с географическим положением, особенностях природы Северного Кавказа;

б) воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе;

в) развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником.


Тип урока: изучение нового

Оборудование урока: атлас, учебник, тетрадь, раздаточный материал. ИКТ: презентация, мультимедийный проектор

Методы: репродуктивный (вставить пропущенные сведения, заполнить схему), частично-поисковый (установить соответствие, причинно-следственные связи), исследовательский (проблемные вопросы, сравнение рек)

 


I. Организационный момент. (0,5 мин)
- Проверим готовность: учебник, атласы, тетрадь, раздаточный материал.


 II Актуализация знаний. (3,5 мин)

Ребята, мы свами начали изучениеприродных регионов России. На какие природные регионы поделена Россия? (Слайд 1)

- С каким природным регионом мы познакомились?

Проверим, насколько мы знаем этот район?

Игра « Что такое? Кто такой?» (Слайд 2)

Термин

Предполагаемый  ответ

Валдай

Возвышенность на Русской равнине, с которой берут начало реки Волга, Днепр, Западная Двина.

Волга

Крупная река Восточно-Европейской равнины. Длина – 3531 км

Кивач

Водопад на реке Суна в Карелии.

Ферсман А.Е.

Академик, посвятивший жизнь изучению богатств земных недр. Открыл месторождения апатитов в Хибинах, на Кольском п-ове – месторождения медных и никелевых руд, у озера Имандра – железных руд.

Кижи

Историко-архитектурный музей-заповедник на острове  Кижи  в  Онежском  озере.

“Марциальные  воды”

Первый в России курорт, построенный по указанию Петра I у источника минеральной воды, содержащей  много  железа.

Селигер 

Озеро  на Валдайской возвышенности, по форме напоминающее цветок орхидеи. Площадь – 212 км2.

“бараньи  лбы”

Отполированные ледником скалы.


III. Мотивационный блок 3мин.

Посмотрите на карту, подумайте в какой природный район мы с вами отправимся сегодня?

- К югу, какой природный район? На западе?

(Слайд 3)


- Предлагаю просмотреть сюжет и ответить на вопрос: о чем будем говорить? (Показ слайдов: виды Северного Кавказа+ музыкальное сопровождение)

-С каким природно-территориальным комплексом познакомимся? ( Северный Кавказ)

- Как догадались? (Музыка Кавказская, горы).

Вступление (Слайд 4)

Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием.


IV. Целеполагание.

С какой целью мы отправимся с вами на Кавказ?( Слайд 5)


сформировать знания об особенностях природы Северного Кавказа через работу с различными источниками географической информации
V. Изучение нового материала. (27 мин)


(На доске карта России, у учащихся атлас Северного Кавказа) 

  1. Географическое положение (6 мин) -Знакомство с географическим положением мы проведем совместно. Горы расположены к югу от Русской равнины, это самый южный регион России. Центральная часть его расположена на 45 с.ш. т. е. посередине между экватором и Сев. Полюсом. От Русской равнины он условно отделяются впадиной. Назовите. (Кумо-Манычская впадина). В геологическом прошлом — это был пролив, соединявший нынешние Чёрное и Каспийское моря, которые представляли собой обширное Майкопское море. По Кумо-Манычской впадине проходит наиболее признанная условная граница между Европой и Азией. Северный Кавказ расположен на перешейке от Черного и Азовского морей (Таманского полуострова) до Каспийского моря (Апшеронский полуостров).

- В каком направлении протянулись горы? (С-З на Ю-В).

-Найдите на карте Таманский полуостров. Раньше это место называли Тмутаракань.

- Кто знает почему? Тмутаракань, древний русский город на Таманском полуострове у станицы Таманской. В 8—9 вв. на месте Тмутаракань располагалось поселение Таматарха, подчинявшееся Хазарскому каганату. После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичемна месте Таматархи возникла Тмутаракань., которая стала политическим центром, крупным торговым городом с хорошей гаванью. Через Т. поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. Кто хочет больше узнать об истории Тмутаракань, то можно прочитать книгу Олега Аксеничева « Дорога на Тмутаракань», сейчас эту книгу можно также прочитать и в электронном виде.


Рассмотрим части Кавказа с севера на юг. (Слайд)

По карте определите: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. Какие части Кавказа относятся к России?

-С какими государствами проходит граница по Кавказу?

-Найдите самую высокую точку Северного Кавказа. Какова абсолютная высота? (5642 м). По одной из версий название Эльбрус происходит из иранского Айтибарес — «высокая Гора», а более вероятно — иранское «сверкающий, блестящий». Грузинское название Ялбуз — от тюркского ял — «буря» и буз — «лёд». 

- Измерьте протяженность гор с северо-запада на юго-восток, помните, что они начинаются от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова. (более 1100 км).

Вывод: Дайте оценку ГП территории: Северный Кавказ – самая южная часть страны, ГП выгодное.

-Рассмотрим части Кавказа с запада на восток. От Таманского полуострова до г. Эльбрус- это Западный Кавказ.

От г. Эльбрус до г. Казбек- Центральный Кавказ.

От г. Казбек до Апшеронского полуострова- Восточный Кавказ.

Эльбрус- самая высокая точка России. А почему горы такие высокие?

С фактами о геологическом строении, полезных ископаемых и рельефе Кавказа нам поможет разобраться следующее задание.

 2) Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (6 мин)(Слайд)

- Возьмите раздаточный материал № 1. Перед вами текст о геологическом строении и рельефе Северного Кавказа, но в этом тексте не хватает некоторых данных. Ваша задача, используя текст дополнительного материала, учебник стр.172-173, первых 3абзаца и атлас, вставить пропущенные сведения.

« Горы Кавказ - это высокие горы, т.к. это область _новой ,(альпийской) кайнозойской складчатости. Здесь имеются потухшие вулканы - это горы Эльбрус и Казбек. Здесь есть горы- не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы лакктолиты: Машук, Бештау. Северные склоны Кавказа образуют хребты Скалистый, Пастбищный,Лесистый. Они имеют куэстовое строение. Куэст- это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивания пластов, сложенных разными по твердости породами. Геологическое строение сложное. На юге располагаются складчато–глыбовые горы- это часть альпийской геосинклинальной зоны. Поднятия в неогеновый и четвертичный периоды превратили Большой Кавказ в высокогорную страну. Подъем сопровождался интенсивным опусканием земных пластов по краям формирующейся горной цепи. Это привело к образованию предгорных прогибов:Индоло-Кубанского иТерско-Каспийского

-Проверим (ученик читает).(СЛАЙД12)

Следующее задание: вам необходимо в раздаточном материале № 2 расставить соответствие: название полезных ископаемых, их образование и месторасположение.(СЛАЙД 17)


Газ, нефть минеральные воды,полиметаллические руды, осадочные, медь, молибден, Кав. минер.воды, магматические.



месторождение

образование

полезные ископаемые

Предкавказья



Пятигорск, Кисловодск



Центр.часть Б. Кавказа




  • Проверим что получилось.(Взаимопроверка) Какие особенности геологического строения вы можете назвать? (разные тектонические структуры – скифская платформа (молодая плита) и складчатость)

  • (слайд 19)


3)Климат.(7мин) – Много отличий имеется в климате Кавказа. Ваша задача изучить отличия климата высокогорий от Предкавказья, используя учебник стр. 174-175. Подсказка: 1 колонка- осадки, 2 колонка- температура, 3 колонка- ветра. (Ученики изучают материал учебника и находят различие). (Слайд)

Дополнительные вопросы учителя ( в зависимости от времени на уроке):

В каких климатических поясах расположен Кавказ? (Умеренный и субтропичесий) 

Что влияет на разнообразие климата? (удаленность от моря, высота гор).

Какой ветер образуется весной? (Теплый ветер фен).

Где и в какое время встречается ветер бора? ( зимой в Новороссийске).

4)Реки.(4 мин) 


-Очень ярко и образно описывает реки Кавказа писатель И. Соколов-Микитов. 

«… Жутко взглянуть в головокружительную глубину, где, седая от пены, мчится с ревом река.

Стремительные горные реки. Как бы разгневавшись, в седой злобной пене бьются они о каменное русло. Необычная сила выражается в сокрушительном их потоке. Кружится голова, когда стоишь возле такой реки. Кажется, все проносится мимо с бешеной быстротой, осыпаемый брызгами, ты один стоишь, укрепившись на камне. Разноцветная радуга висит над рекой…
Вот упало с кручи огромное дерево и мгновенно скрылось в пенящемся потоке. Как пустую соломинку, понесла его седая от пены река…» (СЛАЙД)

-Какие характеристики рек Кавказа прослеживаются в этом отрывке?
-Найдите на карте две крупные реки Северного Кавказа. Назовите их.

Определите сходство и отличие этих рек.

Исток, устье, питание, режим, характер, направление.(план сравнения на слайд)

Сходства: исток- Северный Кавказ, питание ледниковое, режим рек – паводочный, в зависимости от рельефа- это горные реки.

Отличия: устье р. Кубань- Азовское море, р. Терек- Каспийское море., направление течения: р. Кубань – на запад, р. Терек- на восток)

В низовьях Кубани и Терека расположены плавни.(СЛАЙД)

(Это заболоченные пространства, покрытые камышом и тростником)

 5) Высотная поясность. (4 мин) – Природные зоны в горах размещаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор, почему?

Используя рис. 66 на стр. 176, составьте схему высотной поясности Кавказа, его северного склона. Параллельно за схемой запишите типы почв, используя атлас. Работаем в парах. Раздаточный материал № 4. (У подножья- степи и лесостепи- почвы черноземы, со стороны Черного моря- желтоземы. Горные широколиственные леса, буковый лес и смешанный лес- горно-лесные –это серые и бурые лесные почвы. Субальпийские луга и Альпийские луга- горно-луговые почвы. Снег и льды). Проверим (слайд).

 
VI. Рефлексия. (4 мин)

Вернемся к цели нашего урока. Какой была наша цель? Достигли ли мы ее, как вы считаете? Какими методами? Мы сейчас проверим.
(даны задания 3 варианта по 5 вопросов. Необходимо дописать данные. В течение 3 минут выполняют и собираем) Самопроверка. Раздаточный материал № 6.тест (Слайд)

1вариант: 1. Северный Кавказ протянулись в направлении с _______________ 2. Это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивание пластов, сложенных разными по твердости породами. _________ 3. Новороссийский холодный ветер- __________ 4 Река Терек по характеру ______________ 5. Почвы в Альпийских лугах ____________________

2вариант. 1. Часть Кавказа от г. Эльбрус до г. Казбек- ____________ 2. Горы- не состоявшиеся вулканы _____________ 3. Наибольшее количество осадков получает ___________ склон 4. Река Кубань впадает в ____________ 5. Какая природная зона расположена у подножья Кавказа? ____________________

3вариант. 1. К России относятся части Кавказа с севера на юг _________, ____________ 2. Кавказ- высокие горы, т.к. это области ______________ складчатости. 3. Теплый местный ветер _______________ 4. Реки Терек и Кубань имеют питание _______________ 5. В какой природной зоне имеются черноземы? ___________ 

VI. Итог урока. (1 мин)

- Какие особенности природы вы запомнили? (Бора, фен, куэсты, лакколиты, горные реки и т.д.) Оценки за работу.

VII. Домашнее задание. (1 мин)

П. – 30. В контурных картах отметить ГП Кавказа, полезные ископаемые, выучить номенклатуру урока.

Задание по выбору: презентацию по Прикубанской низменности, о Кавказских минеральных водах, о Высокогорном Дагестане. Каждое выступление по 5 минут. Можно по 2 человека.















Просмотр содержимого презентации
«Кавказ»

Природные комплексы России

Природные комплексы России

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ? ВАЛДАЙ -  ВОЛГА - КИВАЧ - ФЕРСМАН А.Е. -  КИЖИ - “ МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ” -  СЕЛИГЕР -  “ БАРАНЬИ ЛБЫ” -

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

ЧТО ТАКОЕ? КТО ТАКОЙ?

ВАЛДАЙ -

ВОЛГА -

КИВАЧ -

ФЕРСМАН А.Е. -

КИЖИ -

МАРЦИАЛЬНЫЕ ВОДЫ” -

СЕЛИГЕР -

БАРАНЬИ ЛБЫ” -

Природные комплексы России

Природные комплексы России

Северный Кавказ _ горы России самые молодые

Северный Кавказ

_

горы России

самые молодые

Северный Кавказ _ горы России самые молодые

Северный Кавказ

_

горы России

самые молодые

Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. О Кавказе писали В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов. Кавказу посвятил свои стихи А.С.Пушкин: Кавказ подо мною. Один в вышине  Стою над снегами у края стремнины:  Орел, с отдаленной поднявшись вершины,  Парит неподвижно со мной наравне.  …Отселе я вижу потоков рожденье  И первое грозных обвалов движенье.  Здесь тучи смиренно идут подо мной,  Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,  Под ними утесов наши громады…

Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. О Кавказе писали В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов. Кавказу посвятил свои стихи А.С.Пушкин:

Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины: Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. …Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. Здесь тучи смиренно идут подо мной, Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады, Под ними утесов наши громады…

цель нашего урока:

цель нашего урока:

  • Определить ГП Кавказа
  • Сформировать знания об особенностях природы Северного Кавказа через работу с различными источниками географической информации.
К а с п и й с к о е м о р е Кумо-Манычская впадина Б о л ь ш о й К а в к а з Географическое положение Кавказа: Р у с с к а я р а в н и н а Таманский П-ов Прикубанская низменность Ставропольская возвышенность Терско-Кумская низменность Ч е р н о е м о р е   Грузия Азербайджан * номенклатура:  Таманский полуостров, Прикубанская низм.,Кума-Манычская впад., Черное море, Ставропольская возв.,Терско-Кумская низм., Большой Кавказ, Грузия, Азербайджан, Каспийское м. Апшеронский П-ов

К а с п и й с к о е м о р е

Кумо-Манычская впадина

Б о л ь ш о й К а в к а з

Географическое положение Кавказа:

Р у с с к а я р а в н и н а

Таманский

П-ов

Прикубанская

низменность

Ставропольская

возвышенность

Терско-Кумская

низменность

Ч е р н о е

м о р е

Грузия

Азербайджан

* номенклатура: Таманский полуостров, Прикубанская низм.,Кума-Манычская впад., Черное море,

Ставропольская возв.,Терско-Кумская низм., Большой Кавказ, Грузия, Азербайджан, Каспийское м.

Апшеронский

П-ов

П р е д к а в к а з ь е Б о л ь ш о й К а в к а з Грузия Кумо-Манычская впадина Ставропольская возвышенность Кавказ состоит из 3-х крупных природных областей: Прикубанская низменность Терско-Кумская низменность Азербайджан

П р е д к а в к а з ь е

Б о л ь ш о й К а в к а з

Грузия

Кумо-Манычская впадина

Ставропольская

возвышенность

Кавказ состоит из 3-х крупных природных областей:

Прикубанская

низменность

Терско-Кумская

низменность

Азербайджан

« Горы Кавказ - это высокие горы, т.к. это область новой_ , ( альпийской) кайнозойской складчатости. Здесь имеются потухшие вулканы - это горы Эльбрус и Казбек . Здесь есть горы - не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы лакктолиты: Машук, Бештау. Северные склоны Кавказа образуют хребты Скастлиый, Пастбищный, Лесистый . Они имеют куэстовое строение. Куэст- это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивания пластов, сложенных разными по твердости породами. Геологическое строение сложное. На юге располагаются складчато –глыбовые горы- это часть альпийской геосинклинальной зоны. Поднятия в неогеновый и четвертичный периоды превратили Большой Кавказ в высокогорную страну. Подъем сопровождался интенсивным опусканием земных пластов по краям формирующейся горной цепи. Это привело к образованию предгорных прогибов: Индоло-Кубанского и Терско-Каспийского.»

« Горы Кавказ - это высокие горы, т.к. это область новой_ , ( альпийской) кайнозойской складчатости. Здесь имеются потухшие вулканы - это горы Эльбрус и Казбек . Здесь есть горы - не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы лакктолиты: Машук, Бештау. Северные склоны Кавказа образуют хребты Скастлиый, Пастбищный, Лесистый . Они имеют куэстовое строение. Куэст- это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивания пластов, сложенных разными по твердости породами. Геологическое строение сложное. На юге располагаются складчато –глыбовые горы- это часть альпийской геосинклинальной зоны. Поднятия в неогеновый и четвертичный периоды превратили Большой Кавказ в высокогорную страну. Подъем сопровождался интенсивным опусканием земных пластов по краям формирующейся горной цепи. Это привело к образованию предгорных прогибов: Индоло-Кубанского и Терско-Каспийского.»

НА Кавказе есть горы –не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров , но внутри находится застывшая магма. Это горы— лакколиты: .     Это горы— лакколиты : Машук ,Бештау.

НА Кавказе есть горы –не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров , но внутри находится застывшая магма. Это горы— лакколиты: .

Это горы— лакколиты : Машук ,Бештау.

    Словарь Лакколиты  – это несостоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма в виде купола или полушария.

    Словарь

    Лакколиты это несостоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма в виде купола или полушария.

    Словарь  Северные склоны Кавказа представлены Скалистым, Пастбищным и Лесистым хребтами. Они имеют ассиметричные склоны. Их южные склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами. Куэсты  - гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий.

    Словарь

    Северные склоны Кавказа представлены Скалистым, Пастбищным и Лесистым хребтами. Они имеют ассиметричные склоны. Их южные склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами.

    Куэсты - гряды, у которых один склон крутой, а другой – пологий.

    На Кавказе находятся все «пятитысячники» России. 5033 м 3983 5204 м 5642 м Казбек Дыхтау Домбай Эльбрус

    На Кавказе находятся все «пятитысячники» России.

    5033 м

    3983

    5204 м

    5642 м

    Казбек

    Дыхтау

    Домбай

    Эльбрус

    На Большом Кавказе – полиметаллические руды, молибденовые руды, вольфрамовые руды, ртутные руды. Образовались во время вулканической деятельности.  В Предкавказье – нефть, газ, минеральные источники. Нефть и газ это  осадочные породы и поэтому расположены на равнине.  вольфрамовые руды  молибденовые руды  нефть  газ

    На Большом Кавказе – полиметаллические руды, молибденовые руды, вольфрамовые руды, ртутные руды. Образовались во время вулканической деятельности.

    В Предкавказье – нефть, газ, минеральные источники. Нефть и газ это

    осадочные породы и поэтому расположены на равнине.

    вольфрамовые руды

    молибденовые руды

    нефть

    газ

    ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ____?____ ____?____ (Большой Кавказ) (Предкавказье) _____?_______ _______?______ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

    ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

    ____?____ ____?____

    (Большой Кавказ) (Предкавказье)

    _____?_______ _______?______

    ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

    ФОРМЫ РЕЛЬЕФА ГОРЫ РАВНИНЫ (Большой Кавказ) (Предкавказье) п.и. магматического п.и. осадочного происхождения   Области Скифская плита  кайнозойской  (альпийской)  складчатости ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

    ФОРМЫ РЕЛЬЕФА

    ГОРЫ РАВНИНЫ

    (Большой Кавказ) (Предкавказье)

    п.и. магматического п.и. осадочного

    происхождения

    Области Скифская плита

    кайнозойской

    (альпийской)

    складчатости

    ТЕКТОНИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

    Проанализировав климатическую карту ответьте на вопросы:  1. Определите количество выпавших осадков в западной и восточной частях Северного Кавказа 2. Определите разницу среднемесячных температур в западных и восточных частях 3. Объясните сложившуюся закономерность

    Проанализировав климатическую карту ответьте на вопросы:

    1. Определите количество выпавших осадков в западной и восточной частях Северного Кавказа

    2. Определите разницу среднемесячных температур в западных и восточных частях

    3. Объясните сложившуюся закономерность

    1500мм). На востоке климат жаркий и сухой (до 250 мм осадков). В горах климат высокогорный, обилие снежных лавин). Местные ветры Прикаспийский фён – сильный, теплый и сухой ветер с гор Новороссийская бора – сильный ледяной ветер с гор Черноморское побережье Кавказа называют субтропиками" width="640"

    Климат Кавказа

    • Кавказ занимает крайнее южное положение в зоне умеренного пояса.
    • Черное море находится в зоне действия западного переноса, поэтому западные склоны Кавказа наиболее увлажнены (в Сочи средняя t°С января +6,1°С, осадков 1500мм).
    • На востоке климат жаркий и сухой (до 250 мм осадков).
    • В горах климат высокогорный, обилие снежных лавин).

    Местные ветры

    Прикаспийский фён – сильный, теплый и сухой ветер с гор

    Новороссийская бора – сильный ледяной ветер с гор

    Черноморское побережье Кавказа

    называют субтропиками

    Климат  Особенности климата высокогорий: В горах выпадает больше осадков, до 2600 мм в год; Тепла в горах меньше. Граница «вечных льдов» проходит на высоте 2700 – 3500 м; Климат в горах разнообразный; В горах образуются местные ветры: фен и бора. Пыльная буря в Прикаспии

    Климат

    Особенности климата высокогорий:

    • В горах выпадает больше осадков, до 2600 мм в год;
    • Тепла в горах меньше. Граница «вечных льдов» проходит на высоте 2700 – 3500 м;
    • Климат в горах разнообразный;
    • В горах образуются местные ветры: фен и бора.

    Пыльная буря в Прикаспии

    Словарь ХСВ Бора  - сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости.

    Словарь

    ХСВ

    Бора - сильный холодный ветер, достигающий ураганной скорости.

    Словарь ТСВ Фён  - теплый, а иногда горячий ветер.

    Словарь

    ТСВ

    Фён - теплый, а иногда горячий ветер.

    Реки  Реки Кавказа делятся на равнинные и горные. Особенно многочисленны бурные горные реки, основным источником питания которых служат снега и ледники.

    Реки

    Реки Кавказа делятся на равнинные и горные. Особенно многочисленны бурные горные реки, основным источником питания которых служат снега и ледники.

    Терек … Терек воет, дик и злобен Меж утесистых равнин, Буре бег его подобен…  М.Ю. Лермонтов

    Терек

    … Терек воет, дик и злобен

    Меж утесистых равнин,

    Буре бег его подобен…

    М.Ю. Лермонтов

    Кубань Кубань в нижнем течении Кубань в верхнем течении

    Кубань

    Кубань в нижнем течении

    Кубань в верхнем течении

    Словарь В низовьях Кубани и Терека находятся плавни Плавни  – это заболоченные, покрытые камышом участки земли.

    Словарь

    В низовьях Кубани и Терека находятся плавни

    Плавни – это заболоченные, покрытые камышом участки земли.

    Природные зоны Кавказа Природные зоны в горах размещаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор высотных поясов. Поднимемся на высокую вершину Боль- шого Кавказа. Если мы будем подниматься по северному склону ,то первым поясом от под- ножья будет лесостепной. Выше лесной пояс ,где сначала леса широко- лиственные из более теплолюбивых пород дере- вьев- каштана и дуба, выше пояс буковых лесов, Который сменяется на смешанные леса из ели и Бука и с высоты 1800 м- пояс горной еловой тай- ги.От высоты 2000 м- начинаются горные луга – сначала высокотравные субальпийские ,а затем низкотравные - альпийские луга.Выше лугов – голые скалы и снега.

    Природные зоны Кавказа

    Природные зоны в горах размещаются поэтажно.

    Кавказ имеет самый богатый набор высотных

    поясов. Поднимемся на высокую вершину Боль-

    шого Кавказа. Если мы будем подниматься по

    северному склону ,то первым поясом от под-

    ножья будет лесостепной.

    Выше лесной пояс ,где сначала леса широко-

    лиственные из более теплолюбивых пород дере-

    вьев- каштана и дуба, выше пояс буковых лесов,

    Который сменяется на смешанные леса из ели и

    Бука и с высоты 1800 м- пояс горной еловой тай-

    ги.От высоты 2000 м- начинаются горные луга –

    сначала высокотравные субальпийские ,а затем

    низкотравные - альпийские луга.Выше лугов –

    голые скалы и снега.

    Лесостепи и  степи

    Лесостепи и степи

    Равнины Предкавказье заняты степью и имеют плодородные почвы- черноземы, поэтому  большая часть их распахана и .занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника,  сахарной свеклы, а также садами ,бахчей и виноградниками. На плавнях выращивают  рис

    Равнины Предкавказье заняты степью и имеют плодородные почвы- черноземы, поэтому большая часть их распахана и .занята полями пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сахарной свеклы, а также садами ,бахчей и виноградниками. На плавнях выращивают рис

    Широколиственные леса

    Широколиственные леса

    Смешанные леса

    Смешанные леса

    Горная тайга

    Горная тайга

    Горные луга

    Горные луга

    Скалы и снега

    Скалы и снега

    Кавказ имеет богатые природные ресурсы , благоприятные природные условия, поэтому  он освоен и плотно заселен, особенно Предкавказье и Черноморское побережье .  Кавказские Минеральные воды , Приэльбрусье и Черноморское побережье- это  рекреационный район России с многочисленными санаториями ,домами отдыха,  пансионатами, туристическими базами.

    Кавказ имеет богатые природные ресурсы , благоприятные природные условия, поэтому он освоен и плотно заселен, особенно Предкавказье и Черноморское побережье . Кавказские Минеральные воды , Приэльбрусье и Черноморское побережье- это рекреационный район России с многочисленными санаториями ,домами отдыха, пансионатами, туристическими базами.

    Закрепление   Тест Вопрос: почему Кавказ самые высокие горы? 1потому что молодые по возрасту. 2 потому что старые по возрасту . 3 имеют средний возраст. Вопрос :что такое лакколиты ? 1 потухший вулкан. 2 действующий вулкан. 3 неизлившая магма вулкана на поверхность. Вопрос :что такое фён? 1 холодный ветер. 2 теплый ,жаркий ветер. 3ветер с запада. Вопрос :что такое плавни ? 1 плодородные земли . 2 заболоченные участки в низовьях рек. 3породы деревьев которые сплавляют по реке. Вопрос :какое уникальное богатство использует человек. 1 нефть и газ 2 минеральная вода 3 цементная руда

    Закрепление

    • Тест
    • Вопрос: почему Кавказ самые высокие горы?
    • 1потому что молодые по возрасту.
    • 2 потому что старые по возрасту .
    • 3 имеют средний возраст.
    • Вопрос :что такое лакколиты ?
    • 1 потухший вулкан.
    • 2 действующий вулкан.
    • 3 неизлившая магма вулкана на поверхность.
    • Вопрос :что такое фён?
    • 1 холодный ветер.
    • 2 теплый ,жаркий ветер.
    • 3ветер с запада.
    • Вопрос :что такое плавни ?
    • 1 плодородные земли .
    • 2 заболоченные участки в низовьях рек.
    • 3породы деревьев которые сплавляют по реке.
    • Вопрос :какое уникальное богатство использует человек.
    • 1 нефть и газ
    • 2 минеральная вода
    • 3 цементная руда

    Взаимопроверка

    Взаимопроверка

    • Правильные ответы:
    • 1-1 2-3 3-2 4-2 5-2


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: География

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 8 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Урок по теме " Северный Кавказ - самые молодые горы России"

    Автор: Храмова Наталья Григорьевна

    Дата: 15.06.2014

    Номер свидетельства: 105242

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(85) "Урок в 9 классе "Простанство Северного Кавказа""
        ["seo_title"] => string(43) "urokv9klassieprostanstvosieviernoghokavkaza"
        ["file_id"] => string(6) "277836"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1452982061"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(50) "Особенности рельефа России"
        ["seo_title"] => string(25) "osobennosti_relefa_rossii"
        ["file_id"] => string(6) "563814"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1605797604"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(142) "Урок, посвященный Великой Отечественной войне "Памяти павших будем достойны" "
        ["seo_title"] => string(88) "urok-posviashchiennyi-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-pamiati-pavshikh-budiem-dostoiny"
        ["file_id"] => string(6) "218538"
        ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
        ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
        ["date"] => string(10) "1433833635"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(49) "«Природа Кавказских гор» 2 "
        ["seo_title"] => string(26) "priroda-kavkazskikh-ghor-2"
        ["file_id"] => string(6) "221752"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1435570745"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(79) "Урок путешествие по материку Южная Америка"
        ["seo_title"] => string(51) "urok-putieshiestviie-po-matieriku-iuzhnaia-amierika"
        ["file_id"] => string(6) "270527"
        ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1451148783"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства