План-конспект урока
Тема урока: Северный Кавказ- самые молодые высокие горы России
ФИО: Храмова Наталья Григорьевна
Место работы: МБОУ «Плесо-Курьинская средняя общеобразовательная школа»
Должность: учитель географии
Предмет: География
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: «Северный Кавказ- самые молодые высокие горы России», четвертый урок из 21 в разделе «Природа регионов России».
Базовый учебник: Баринова И.И.География России. Природа 8 класс М., Дрофа, 2010
Цели урока:
а) образовательные: познакомить с географическим положением, особенностях природы Северного Кавказа;
б) воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе;
в) развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания к конкретной территории, умений работать с картографическим материалом и учебником.
Тип урока: изучение нового
Оборудование урока: атлас, учебник, тетрадь, раздаточный материал. ИКТ: презентация, мультимедийный проектор
Методы: репродуктивный (вставить пропущенные сведения, заполнить схему), частично-поисковый (установить соответствие, причинно-следственные связи), исследовательский (проблемные вопросы, сравнение рек)
I. Организационный момент. (0,5 мин)
- Проверим готовность: учебник, атласы, тетрадь, раздаточный материал.
II Актуализация знаний. (3,5 мин)
Ребята, мы свами начали изучениеприродных регионов России. На какие природные регионы поделена Россия? (Слайд 1)
- С каким природным регионом мы познакомились?
Проверим, насколько мы знаем этот район?
Игра « Что такое? Кто такой?» (Слайд 2)
Термин | Предполагаемый ответ |
Валдай | Возвышенность на Русской равнине, с которой берут начало реки Волга, Днепр, Западная Двина. |
Волга | Крупная река Восточно-Европейской равнины. Длина – 3531 км |
Кивач | Водопад на реке Суна в Карелии. |
Ферсман А.Е. | Академик, посвятивший жизнь изучению богатств земных недр. Открыл месторождения апатитов в Хибинах, на Кольском п-ове – месторождения медных и никелевых руд, у озера Имандра – железных руд. |
Кижи | Историко-архитектурный музей-заповедник на острове Кижи в Онежском озере. |
“Марциальные воды” | Первый в России курорт, построенный по указанию Петра I у источника минеральной воды, содержащей много железа. |
Селигер | Озеро на Валдайской возвышенности, по форме напоминающее цветок орхидеи. Площадь – 212 км2. |
“бараньи лбы” | Отполированные ледником скалы. |
III. Мотивационный блок 3мин.
Посмотрите на карту, подумайте в какой природный район мы с вами отправимся сегодня?
- К югу, какой природный район? На западе?
(Слайд 3)
- Предлагаю просмотреть сюжет и ответить на вопрос: о чем будем говорить? (Показ слайдов: виды Северного Кавказа+ музыкальное сопровождение)
-С каким природно-территориальным комплексом познакомимся? ( Северный Кавказ)
- Как догадались? (Музыка Кавказская, горы).
Вступление (Слайд 4)
Разнообразна природа Кавказа и необычайно живописна. Это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов, символ вольной, неукротимой, самобытной природы. О Кавказе писал М.Ю. Лермонтов, Кавказу посвятил свои стихи А.С. Пушкин. Эта горная страна навсегда покорила их сердца могучей красотой первозданной природы и её величием.
IV. Целеполагание.
С какой целью мы отправимся с вами на Кавказ?( Слайд 5)
сформировать знания об особенностях природы Северного Кавказа через работу с различными источниками географической информации
V. Изучение нового материала. (27 мин)
(На доске карта России, у учащихся атлас Северного Кавказа)
Географическое положение (6 мин) -Знакомство с географическим положением мы проведем совместно. Горы расположены к югу от Русской равнины, это самый южный регион России. Центральная часть его расположена на 45 с.ш. т. е. посередине между экватором и Сев. Полюсом. От Русской равнины он условно отделяются впадиной. Назовите. (Кумо-Манычская впадина). В геологическом прошлом — это был пролив, соединявший нынешние Чёрное и Каспийское моря, которые представляли собой обширное Майкопское море. По Кумо-Манычской впадине проходит наиболее признанная условная граница между Европой и Азией. Северный Кавказ расположен на перешейке от Черного и Азовского морей (Таманского полуострова) до Каспийского моря (Апшеронский полуостров).
- В каком направлении протянулись горы? (С-З на Ю-В).
-Найдите на карте Таманский полуостров. Раньше это место называли Тмутаракань.
- Кто знает почему? Тмутаракань, древний русский город на Таманском полуострове у станицы Таманской. В 8—9 вв. на месте Тмутаракань располагалось поселение Таматарха, подчинявшееся Хазарскому каганату. После разгрома Хазарского каганата в 965 киевским князем Святославом Игоревичемна месте Таматархи возникла Тмутаракань., которая стала политическим центром, крупным торговым городом с хорошей гаванью. Через Т. поддерживались политические и экономические связи между русскими княжествами, народами Северного Кавказа и Византией. Кто хочет больше узнать об истории Тмутаракань, то можно прочитать книгу Олега Аксеничева « Дорога на Тмутаракань», сейчас эту книгу можно также прочитать и в электронном виде.
Рассмотрим части Кавказа с севера на юг. (Слайд)
По карте определите: Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. Какие части Кавказа относятся к России?
-С какими государствами проходит граница по Кавказу?
-Найдите самую высокую точку Северного Кавказа. Какова абсолютная высота? (5642 м). По одной из версий название Эльбрус происходит из иранского Айтибарес — «высокая Гора», а более вероятно — иранское «сверкающий, блестящий». Грузинское название Ялбуз — от тюркского ял — «буря» и буз — «лёд».
- Измерьте протяженность гор с северо-запада на юго-восток, помните, что они начинаются от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова. (более 1100 км).
Вывод: Дайте оценку ГП территории: Северный Кавказ – самая южная часть страны, ГП выгодное.
-Рассмотрим части Кавказа с запада на восток. От Таманского полуострова до г. Эльбрус- это Западный Кавказ.
От г. Эльбрус до г. Казбек- Центральный Кавказ.
От г. Казбек до Апшеронского полуострова- Восточный Кавказ.
Эльбрус- самая высокая точка России. А почему горы такие высокие?
С фактами о геологическом строении, полезных ископаемых и рельефе Кавказа нам поможет разобраться следующее задание.
2) Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. (6 мин)(Слайд)
- Возьмите раздаточный материал № 1. Перед вами текст о геологическом строении и рельефе Северного Кавказа, но в этом тексте не хватает некоторых данных. Ваша задача, используя текст дополнительного материала, учебник стр.172-173, первых 3абзаца и атлас, вставить пропущенные сведения.
« Горы Кавказ - это высокие горы, т.к. это область _новой ,(альпийской) кайнозойской складчатости. Здесь имеются потухшие вулканы - это горы Эльбрус и Казбек. Здесь есть горы- не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы лакктолиты: Машук, Бештау. Северные склоны Кавказа образуют хребты Скалистый, Пастбищный,Лесистый. Они имеют куэстовое строение. Куэст- это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивания пластов, сложенных разными по твердости породами. Геологическое строение сложное. На юге располагаются складчато–глыбовые горы- это часть альпийской геосинклинальной зоны. Поднятия в неогеновый и четвертичный периоды превратили Большой Кавказ в высокогорную страну. Подъем сопровождался интенсивным опусканием земных пластов по краям формирующейся горной цепи. Это привело к образованию предгорных прогибов:Индоло-Кубанского иТерско-Каспийского.»
-Проверим (ученик читает).(СЛАЙД12)
Следующее задание: вам необходимо в раздаточном материале № 2 расставить соответствие: название полезных ископаемых, их образование и месторасположение.(СЛАЙД 17)
Газ, нефть минеральные воды,полиметаллические руды, осадочные, медь, молибден, Кав. минер.воды, магматические.
месторождение | образование | полезные ископаемые |
Предкавказья | | |
Пятигорск, Кисловодск | | |
Центр.часть Б. Кавказа | | |
3)Климат.(7мин) – Много отличий имеется в климате Кавказа. Ваша задача изучить отличия климата высокогорий от Предкавказья, используя учебник стр. 174-175. Подсказка: 1 колонка- осадки, 2 колонка- температура, 3 колонка- ветра. (Ученики изучают материал учебника и находят различие). (Слайд)
Дополнительные вопросы учителя ( в зависимости от времени на уроке):
В каких климатических поясах расположен Кавказ? (Умеренный и субтропичесий)
Что влияет на разнообразие климата? (удаленность от моря, высота гор).
Какой ветер образуется весной? (Теплый ветер фен).
Где и в какое время встречается ветер бора? ( зимой в Новороссийске).
4)Реки.(4 мин)
-Очень ярко и образно описывает реки Кавказа писатель И. Соколов-Микитов.
«… Жутко взглянуть в головокружительную глубину, где, седая от пены, мчится с ревом река.
Стремительные горные реки. Как бы разгневавшись, в седой злобной пене бьются они о каменное русло. Необычная сила выражается в сокрушительном их потоке. Кружится голова, когда стоишь возле такой реки. Кажется, все проносится мимо с бешеной быстротой, осыпаемый брызгами, ты один стоишь, укрепившись на камне. Разноцветная радуга висит над рекой…
Вот упало с кручи огромное дерево и мгновенно скрылось в пенящемся потоке. Как пустую соломинку, понесла его седая от пены река…» (СЛАЙД)
-Какие характеристики рек Кавказа прослеживаются в этом отрывке?
-Найдите на карте две крупные реки Северного Кавказа. Назовите их.
Определите сходство и отличие этих рек.
Исток, устье, питание, режим, характер, направление.(план сравнения на слайд)
Сходства: исток- Северный Кавказ, питание ледниковое, режим рек – паводочный, в зависимости от рельефа- это горные реки.
Отличия: устье р. Кубань- Азовское море, р. Терек- Каспийское море., направление течения: р. Кубань – на запад, р. Терек- на восток)
В низовьях Кубани и Терека расположены плавни.(СЛАЙД)
(Это заболоченные пространства, покрытые камышом и тростником)
5) Высотная поясность. (4 мин) – Природные зоны в горах размещаются поэтажно. Кавказ имеет самый богатый набор, почему?
Используя рис. 66 на стр. 176, составьте схему высотной поясности Кавказа, его северного склона. Параллельно за схемой запишите типы почв, используя атлас. Работаем в парах. Раздаточный материал № 4. (У подножья- степи и лесостепи- почвы черноземы, со стороны Черного моря- желтоземы. Горные широколиственные леса, буковый лес и смешанный лес- горно-лесные –это серые и бурые лесные почвы. Субальпийские луга и Альпийские луга- горно-луговые почвы. Снег и льды). Проверим (слайд).
VI. Рефлексия. (4 мин)
Вернемся к цели нашего урока. Какой была наша цель? Достигли ли мы ее, как вы считаете? Какими методами? Мы сейчас проверим.
(даны задания 3 варианта по 5 вопросов. Необходимо дописать данные. В течение 3 минут выполняют и собираем) Самопроверка. Раздаточный материал № 6.тест (Слайд)
1вариант: 1. Северный Кавказ протянулись в направлении с _______________ 2. Это гряды, у которых один склон пологий, а другой- круто обрывающийся, как результат переслаивание пластов, сложенных разными по твердости породами. _________ 3. Новороссийский холодный ветер- __________ 4 Река Терек по характеру ______________ 5. Почвы в Альпийских лугах ____________________
2вариант. 1. Часть Кавказа от г. Эльбрус до г. Казбек- ____________ 2. Горы- не состоявшиеся вулканы _____________ 3. Наибольшее количество осадков получает ___________ склон 4. Река Кубань впадает в ____________ 5. Какая природная зона расположена у подножья Кавказа? ____________________
3вариант. 1. К России относятся части Кавказа с севера на юг _________, ____________ 2. Кавказ- высокие горы, т.к. это области ______________ складчатости. 3. Теплый местный ветер _______________ 4. Реки Терек и Кубань имеют питание _______________ 5. В какой природной зоне имеются черноземы? ___________
VI. Итог урока. (1 мин)
- Какие особенности природы вы запомнили? (Бора, фен, куэсты, лакколиты, горные реки и т.д.) Оценки за работу.
VII. Домашнее задание. (1 мин)
П. – 30. В контурных картах отметить ГП Кавказа, полезные ископаемые, выучить номенклатуру урока.
Задание по выбору: презентацию по Прикубанской низменности, о Кавказских минеральных водах, о Высокогорном Дагестане. Каждое выступление по 5 минут. Можно по 2 человека.