kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Необыкновенная вокруг Земли Вселенная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Обобщающий урок по теме "Вселенная" по природоведению в 5 классе. 
  • Данная разработка включает в себя текст урока и презентацию к нему. 
  • Этот урок разработан с учетом возрастных особенностей пятиклассников, с их образным, эмоционально-личностным восприятием окружающего мира. Кроме того, данное занятие реализует основные принципы личностно-ориентированного обучения. 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«материалы к уроку»

Эпиграф урока: «Мне необходимо разобраться самому,

а чтобы разобраться самому,

надо думать сообща» (Б. Васильев).

Цели урока:

Дидактическая – создать условия для осознания детьми учебной информации по данной теме с использованием разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, учитывая принципы доступности, научности, принципы развивающего и личностно ориентированного обучения; выявление субъективного опыта каждого ученика класса, предшествующего обучения.

Образовательная – раскрыть принципы уникальности нашей планеты. Выявить степень и глубину по теме «Вселенная». Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, обобщаться, формирование экологической культуры, понимания бережного отношения к природе своей планеты.

Развивающая – создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку, развивать коммуникабельность детей, желание проявления самостоятельности в выборе оптимального для себя вида учебной деятельности. Создать условия для развития мышления, саморазвития, самооценки через рефлексию деятельности на уроке.

(45 минут)

Этапы урока

I. Организационный (2 мин.)

II. Распаковка темы урока, целеполагание (1 мин.)

III. Актуализация опорных знаний (15 мин.)

IV. Осмысление новой информации (20 мин.)

V. Домашнее задание (2 мин.)

VI. Контрольно-оценочный (3 мин.)

VII. Рефлексия (2 мин.)

Ход урока

I. Организационный этап (2 мин.)

Цель: создание рабочей и в то же время комфортной обстановки для детей, их положительного настроя на урок.

‑ Здравствуйте дети! Я рада новой встрече с вами и очень надеюсь на активную совместную работу на уроке, ведь эпиграф нашего урока прежний: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

- Сели все правильно, выпрямили спинки, не забываем о своей осанке.

- Определяем эмоциональный настрой на урок (Дети показывают «светофорчики»: красный – «отличное», зеленый – «хорошее», желтый – «удовлетворительное»).

- Хорошо, я надеюсь, что ваше настроение не станет хуже, а у некоторых оно может и улучшится к концу нашего урока.

- Не забываем повернуться друг к другу, посмотреть в глаза и, конечно же, улыбнуться, помня о том, что доброжелательность – чудодейственная сила, не правда ли?

II. Распаковка темы урока, целеполагание (1 мин.)

- Тема нашего урока «Уникальная планета Земля» и поскольку наш урок – «Урок-обобщение», то перед нами стоят следующие задачи:

1. Выявить степень и глубину знаний по теме «Вселенная».

2. Отметить уникальные особенности нашей планеты, установив их причины.

3. Продолжить формирование мыслительных операций: анализ – сравнение – обобщение - вывод.

III. Актуализация опорных знаний (15 мин.)

«Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующие всегда основывались на предшествующих, а предшествующие укреплялись последующими» (Я. Каменский).

Цель: выявить уровень знаний учащихся класса по теме «Вселенная». Обобщить опорные знания с целью создания системного представления об изучаемом материале. Создать мотив для каждого ребенка, с целью заинтересованности, желания работать активно, проявления субъективного опыта каждого ученика предшествующего обучения


На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет:

Меркурий – раз,

Венера – два-с,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

Ну, а дальше всех Плутон…

(Вовсе не планета он…)

Кто не видит - выйдет вон!

3)Пока выполняется индивидуальное задание, остальные по слайдам определяют ученых, сравнивают системы мира по Аристотелю, Птолемею и Копернику (за правильные ответы учитель выдает жетоны).

4)Игра «Узнай меня» (Учитель читает стихи-загадки о небесных телах, показывает соответствующие слайды):

1.Он первый от Солнца,

С него и начнем.

Нет атмосферы и жизни на нем.

Громадное Солнце палит без помех,

Явились бы люди –

Сожгло бы их всех. (Меркурий).

2. В покров из Атмосферы

Закутанная дама –

Красавица эта

Капризна и упряма.

Под теплым покрывалом

Ну как не полениться?

Красотка еле-еле

Вокруг оси вертится. (Венера).

3.И лишь одна планета

Во всем пригодна для жилья

Так и летим на шарике

Без крыльев и руля,

На нашем теплом шарике

По имени … (Земля).

4.Пустыня красного песка,

Колючий вихрь издалека…

Мы убеждаемся с тоской,

Что нет там жизни никакой. (Марс).

5.За Марсом, по орбите

По собственной своей
Гуляет вокруг Солнца

Большой поток камней.

Как будто там планета

Какая-то была,

А после развалилась,

До нас не дожила. (Пояс астероидов)

6. Он самый огромный,

Он всех перерос.

Казалось, ценил бы покой,

Нет, вертится,

Словно ужаленный пес,

Солидности нет никакой!

Захочешь на нем

«Приземлиться» -

Там не на что

Даже садиться!

Снаружи он газ,

Глубже – сжиженный газ,

Совсем как болото
Затянет он нас. (Юпитер).

7.У каждой планеты

Есть что-то свое,

Что ярче всего

Отличает ее.

Его непременно

Узнаешь в лицо –

Его окружает большое кольцо. (Сатурн).

8.Голубая планета

Метановой дымкой одета.

Она при вращенье

Свалилась на бок.

И где ее запад?

Где юг и восток?

Где север на этой планете?

Она это держит в секрете. (Уран).

9.Последний из этих

гигантских шаров –

В синей шубе

Своих облаков. (Нептун).

10.И хочется думать: - Откуда

Явилось к нам светлое чудо?

И хочется плакать, когда

Оно улетит без следа.

А нам говорят:- Это лед!

А хвост ее пыль и вода!

Неважно, к нам чудо идет,

А чудо прекрасно всегда! (Комета).

11.Когда он в космосе летит,

Он называется болид:

Ворвется в атмосферу скоро-

И будет зваться … (Метеором).

12. Когда на Землю упадет,

На лужице ломая лед,

Тогда прохожий говорит:

А вот лежит … (Метеорит!)

13.Черный бархат неба

Звездами расшит.

Светлая дорожка по небу бежит
От края и до края
Стелется легко,

Как будто кто-то пролил

В небе молоко. (Млечный путь)

Просмотр содержимого документа
«открытый урок»

Обобщающий урок по теме «Вселенная»

В 5 «А» классе



«НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВОКРУГ ЗЕМЛИ ВСЕЛЕННАЯ»



Цели урока: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении Вселенной и развитии взглядов древних ученых.

2. Закрепить основные понятия и термины по данной теме.

3. Развивать навыки обобщения, сравнения, нахождения причинно-следственных связей на примере объектов, изученных в данной теме.

4. Воспитывать интерес к изучению окружающего нас мира.

Оборудование: 1. Презентация «Вселенная»;

2. Карта звездного неба;

3. Глобус;

4. Физическая карта полушарий;

5. Рисунки детей по данной теме.



ХОД УРОКА:

1.Организационный момент

Цель: создание рабочей и в то же время комфортной обстановки для детей, их положительного настроя на урок.

‑ Здравствуйте дети! Я рада новой встрече с вами и очень надеюсь на активную совместную работу на уроке, ведь эпиграф нашего урока прежний: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

- Сели все правильно, выпрямили спинки, не забываем о своей осанке.

- Определяем эмоциональный настрой на урок (Дети показывают «светофорчики»: красный – «отличное», зеленый – «хорошее», желтый – «удовлетворительное»).

- Хорошо, я надеюсь, что ваше настроение не станет хуже, а у некоторых оно может и улучшится к концу нашего урока.

- Не забываем повернуться друг к другу, посмотреть в глаза и, конечно же, улыбнуться, помня о том, что доброжелательность – чудодейственная сила, не правда ли?

УЧИТЕЛЬ: Итак, наш урок - обобщающий. Какие цели урока вы можете поставить перед собой? (высказывания ребят, а затем открывается слайд 1 «Цели урока»)



2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (фронтальный опрос-разминка на знание понятий, терминов).

Учитель: У некоторых учеников на партах лежат карточки с вопросами. Переверните их. По очереди читаем вопрос и отвечаем на него.

ВОПРОСЫ:













Учитель: Итак, тренировочная разминка состоялась, можем отправляться в путешествие по бескрайним просторам Вселенной.

СЛАЙД 2 «Происхождение Вселенной»

Учитель: Вы знаете, что существует множество гипотез о происхождении Вселенной, но на сегодняшний день наиболее убедительной является одна. О ней и расскажет наш эксперт. (все слушают рассказ о теории «Большого взрыва»)

Учитель: Все согласны с данными положениями ?

Есть ли такие ученики, которые не согласны с положениями данной теории, обоснуйте свои утверждения (учитель подводит итоги обсуждения).



СЛАЙД 3 «КАК МЕНЯЛИСЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ О ФОРМЕ И РАЗМЕРАХ ЗЕМЛИ»

Ребята слушают рассказ эксперта, а затем задают ему вопросы (3 вопроса).



СЛАЙД 3 «ВОПРОСЫ НА ЭКРАНЕ»

  1. Ученый, предполагавший, что мир представлен неподвижной шарообразной Землей, вокруг которой движется Луна, Солнце, 5 планет и «сфера неподвижных звезд» (Птолемей)

  2. Первый ученый, предположивший, что центром Вселенной является Солнце? (Аристарх Самосский)

  3. Итальянский ученый, который говорил, что Вселенная бесконечна, Солнце является центром Солнечной системы, а во Вселенной, возможно, есть другие планеты, на которых тоже есть жизнь? (Джордано Бруно)

  4. Польский астроном, предложивший систему мира, по которой Солнце является центром Вселенной, вокруг него вращается Земля, которая при этом вращается вокруг оси, и другие планеты, а звезды были неподвижны? (Николай Коперник)

  5. Ученый, который впервые для астрономических наблюдений использовал телескоп? (Галилео Галилей)



УЧИТЕЛЬ: А теперь немного отдохнем: посмотрим на бескрайнее звездное небо и послушаем стихи, можно закрыть глаза и представить себе бескрайние просторы Вселенной.

СЛАЙД 5 «Звезды на небе»

«Вот над нами свод небесный

Закружился как живой!

Звезды нашей стороны,

Звезды южной стороны…

Я забыл про все на свете,

Я как будто видел сны!

Мчит созвездье Гончих Псов

Мимо Лиры и Весов,

Бриллиантовый Пегас

Скачет по небу на нас,

Ковш огромный светится,

Но этот ковш - Медведица!

До сих пор со всех сторон

Где-то бродит этот сон.

Километров миллионы

И столетий миллионы…»


(ребята слушают стихи, закрыв глаза, а затем говорят о том, что представили).

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте поговорим о звездах. Перед Вами на партах текст, в который нужно вставить недостающие слова. (ребята выполняют задание устно, по очереди читая предложения, вставляя пропущенные слова).

« Звезды - ………….. …………… ……………… ………………. ……………… .

По величине звезды разные. Многие из них гораздо больше Солнца и это - …………… ……….. . Есть такие, которые меньше Солнца, их называют …………………. …………….. .

Звездное небо условно разделено на участки со ……………. ………………..

……………… . Их называют …………………. . В настоящее время насчитывают …….. созвездий. Ориентиром на север служит ………………….. ………………. .

Самые яркие звезды называют ………………. ……………………. ………………………. .

Ближайшая к нам звезда - ……………………….. .»



СЛАЙД 6 «Земля - наш дом»

УЧИТЕЛЬ: Наш дом - Земля, а Земля - уникальная планета. Докажите, что это так. (ребята излагают доказательства, учитель обобщает и подводит итог)


СЛАЙД 7 «Луна»


УЧИТЕЛЬ: Земля существует в единстве со своим верным спутником. О каком космическом теле идет речь? (о Луне).

Об исследовании Луны расскажет Глеб (презентация)


СЛАЙД 8 «Солнце, Солнечная система»


УЧИТЕЛЬ: - Как вы понимаете слово «Система»?

- Каков состав Солнечной системы?

- Какими связями объединяются между собой Солнце и планеты в единую систему?

А теперь, давайте поиграем. И наша игра называется «Узнай меня» (прослушав стихотворение, нужно угадать по описанию о какой планете идет речь)


СЛАЙД 9 «Меркурий»


« Он первый от Солнца,

С него и начнем.

Нет атмосферы и жизни на нем.

Громадное Солнце палит без помех,

Явились бы люди-

Сожгло бы их всех.»


СЛАЙД 10 «Венера»


«В покров из атмосферы

Закутанная дама -

Красавица эта

Капризна и упряма.

Под теплым покрывалом

Ну как не полениться?

Красотка еле-еле

Вокруг оси вертится.»


СЛАЙД 11 «Земля»


«И лишь одна планета

Во всем пригодна для жилья

Так и летим на шарике

Без крыльев и руля,

На нашем теплом шарике

По имени……….»


СЛАЙД 12 «Марс»


«Пустыня красного песка,

Колючий вихрь издалека…

Мы убеждаемся с тоской,

Что нет там жизни никакой»


УЧИТЕЛЬ: В какую группу мы объединим все эти планеты? Какими общими признаками они будут обладать?

СЛАЙД 13 «Пояс астероидов»


« За Марсом по орбите

По собственной своей

Гуляет вокруг Солнца

Большой поток камней.

Как будто там планета

Какая-то была,

А после развалилась,

До нас не дожила»


СЛАЙД 14 «Юпитер»


«Он самый огромный,

Он всех перерос.

Казалось, ценил бы покой,

Нет, вертится,

Словно ужаленный пес,

Солидности нет никакой!


Захочешь на нем «приземлиться» -

Там не на что даже садиться!

Снаружи - он газ,

Глубже - сжиженный газ,

Совсем как болото затянет он нас»


СЛАЙД 15 «Сатурн»


«У каждой планеты

Есть что-то свое,

Что ярче всего отличает ее.

Его непременно узнаешь в лицо -

Его окружает большое кольцо.»


СЛАЙД 16 «Уран»


«Голубая планета

Метановой дымкой одета.

Она при вращеньи

Свалилась на бок.

И где ее запад?

Где юг и восток?

Где север на этой планете?

Она это держит в секрете»


СЛАЙД 17 «Нептун»


«Последний из этих гигантских шаров -

В синей шубе своих облаков»


УЧИТЕЛЬ: В какую группу объединяют эти планеты? Какими общими признаками они обладают?


ВЫХОДЯТ НЕЗАМЕТНО БАБА ТОНЯ И ДЕД НИКОЛАЙ; ВЕДУТ ДИАЛОГ:


- Послушай, Николай. Я вчера ночью видала на небе как пролетала хвостатая комета Галлея. За свои 70 годков уже во второй раз вижу такую красоту.

- Ох, а я, Антонина, вчера утром подобрал у себя на огороде метеор. Увесистый такой, железокаменный. Теперь грибочки буду прижимать этой небесной махиной!


УЧИТЕЛЬ: Ребята, что напутали бабушка и дедушка?

( комета Галлея бывает 1 раз в 76 лет; метеор - вспышка звездной пыли, а дедушка спутал его с метеоритом).

Чтобы больше не было путаницы давайте вспомним:

- Что такое комета?

- Метеор?

- Метеорит?

- Астероид?


УЧИТЕЛЬ: А теперь для всех обитателей Вселенной давайте сформулируем наш адрес:

- планета Земля;

- Солнечная система;

- Галактика Млечного Пути;

- ВСЕЛЕННАЯ.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  1. Выполнение тестовой работы по теме «Вселенная».

  2. Запись домашнего задания (составить кроссворд по данной теме из 15 слов)

  3. Рефлексия (карточки, обмен впечатлениями, что узнали)



Просмотр содержимого презентации
«Вселенная для 5 А»

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВОКРУГ ЗЕМЛИ ВСЕЛЕННАЯ

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ВОКРУГ ЗЕМЛИ ВСЕЛЕННАЯ

«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща» .

«Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща» .

ЦЕЛИ УРОКА:

ЦЕЛИ УРОКА:

  • 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении Вселенной и развитии взглядов древних ученых.
  • 2. Закрепить основные понятия и термины по данной теме.
  • 3. Развивать навыки обобщения, сравнения, нахождения причинно-следственных связей на примере объектов, изученных в данной теме.
  • 4. Воспитывать интерес к изучению окружающего нас мира.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ

Как менялись представления людей о форме и размерах Земли

Как менялись представления людей о форме и размерах Земли

Вопросы на засыпку:  1. Ученый, предполагавший, что мир представлен неподвижной шарообразной Землей, вокруг которой движется Луна, Солнце, 5 планет и «сфера неподвижных звезд» (Птолемей) 2. Первый ученый, предположивший, что центром Вселенной является Солнце? (Аристарх Самосский) 3. Итальянский ученый, который говорил, что Вселенная бесконечна, Солнце является центром Солнечной системы, а во Вселенной, возможно, есть другие планеты, на которых тоже есть жизнь? (Джордано Бруно) 4. Польский астроном, предложивший систему мира, по которой Солнце является центром Вселенной, вокруг него вращается Земля, которая при этом вращается вокруг оси, и другие планеты, а звезды были неподвижны? (Николай Коперник) 5. Ученый, который впервые для астрономических наблюдений использовал телескоп? (Галилео Галилей)

Вопросы на засыпку:

1. Ученый, предполагавший, что мир представлен неподвижной шарообразной Землей, вокруг которой движется Луна, Солнце, 5 планет и «сфера неподвижных звезд»

(Птолемей)

2. Первый ученый, предположивший, что центром Вселенной является Солнце?

(Аристарх Самосский)

3. Итальянский ученый, который говорил, что Вселенная бесконечна, Солнце является центром Солнечной системы, а во Вселенной, возможно, есть другие планеты, на которых тоже есть жизнь?

(Джордано Бруно)

4. Польский астроном, предложивший систему мира, по которой Солнце является центром Вселенной, вокруг него вращается Земля, которая при этом вращается вокруг оси, и другие планеты, а звезды были неподвижны?

(Николай Коперник)

5. Ученый, который впервые для астрономических наблюдений использовал телескоп?

(Галилео Галилей)

Земля – наш дом

Земля – наш дом

Меркурий

Меркурий

Венера

Венера

Земля

Земля

Марс

Марс

Юпитер

Юпитер

Сатурн

Сатурн

Уран

Уран

Нептун

Нептун

Метеор

Метеор

Метеорит

Метеорит

А теперь для всех обитателей Вселенной давайте сформулируем наш адрес: - Галактика Млечного Пути; - планета Земля; - Солнечная система; - ВСЕЛЕННАЯ

А теперь для всех обитателей Вселенной давайте сформулируем наш адрес:

- Галактика Млечного Пути;

- планета Земля;

- Солнечная система;

- ВСЕЛЕННАЯ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Необыкновенная вокруг Земли Вселенная"

Автор: Донина Ольга Сергеевна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Арабский халифат "
    ["seo_title"] => string(17) "arabskii-khalifat"
    ["file_id"] => string(6) "159608"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421928354"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства